Классный час "Россия, устремленная в будущее». "Сталинградская битва"
классный час (10 класс) на тему

Квочкина Наталья Анатольевна

Приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу. Развитие привычки обдумывать свою жизнь, поведения, поступки и аргументация собственного мнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня во всех школах страны проводится единый классный час "Россия, устремленная в будущее». В акции примут участие более 1 тыс. школ из 85 субъектов и более 200 тыс. человек.
Задачи кл. часа: 1. Приобретение учениками новых знаний, не входящих в учебную программу;
2. Формирование позиции к разным явлениям окружающей действительности;
3.Развитие привычки обдумывать свою жизнь, поведение, поступки, навык к плодотворному общению и аргументации собственного мнения.
РОССИЯ, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ

Ход кл. часа.

-Учитель: Добрый день уважаемые 10 классники! Поздравляю вас с началом учебного года. Рада вас видеть отдохнувшими. Мы сегодня поговорим о России.

-Что включает понятие « Россия»? (Наша страна, Родина )

Учитель:Ответьте: для каждого из нас, что такое Россия, как каждый из вас представляет Россию. Россия у каждого своя… И начнем разговор о нашей Родине с наших тезисов. Кто готов высказаться? (отвечают)

Учитель: Прекрасно, что все доброе, что в вашей жизни и есть Россия!

Учитель: Маленький человечек растет , развивается, становится гражданином своей страны; из маленького семечка вырастает прекрасное дерево, цветок… Но посмотрите: семечко следует поливать, человечку нужен уход, защита, развитие способностей и только тогда он станет гражданином.

-А что нужно нашей России, чтобы она становилась лучше, красивее, могучее? Ведь не сразу , основываясь на истории нашей Родины, Россия становилась такой , какова она сейчас. Хочу выслушать ваши предположения, предложения.(Отвечают).

-Кто знает из сообщений по ТВ из СМИ о том, что же происходит нового в России? (отвечают).

-Я хочу вас познакомить с терминами «Инновация», «Технология». Есть среди вас те, кто может объяснить эти термины? ( отвечают). ( На доске термины и объяснение их значений).

«Инновация»- это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Рынок- это обмен между производителем и потребителем.

- На столе две игрушки- пластмассовая и современная- какая интереснее.? (отвечают) В разработке современной игрушки использованы инновационные технологии. Какую игрушку будут покупать люди?

«Технология» - последовательности процессов получения конечного результата.

-Назовите примеры инновационных технологий- ракеты, автомобили, корабли и т.д.

Россия славится своими изобретениями и крупным строительством- возведены спортивные комплексы для проведения зимней Олимпиады 2014 года в г.Сочи, построен в прошлом году космодром «Восточный»,идет успешная разработка лекарства от рака, у нас самая крупная в мире подводная лодка, одни из лучших истребителей в мире, планируется строительство трех крупных ледоколов для длительных работ в Арктике, наши ученые изобрели капсулу для изучения морского дна и уже спускались на дно в Северном Ледовитом океане, планируется построение платформ в Ледовитом океане для добычи газа и нефти, заселяются пустующие земли на Дальнем Востоке для развития фермерства и частного производства, ведется замена ветхого жилья на новое и много других проектов и программ.

При всем при этом ужесточаются меры по сохранению природы- решаются вопросы по очищению берегов Байкала от бытового и производственного мусора, после работ по добыче нефти и газа восстанавливают землю, засаживая её кустарниками и деревьями, восстанавливают леса после пожаров новыми посадками, убирают свалки вокруг мегаполисов.

Россия самая большая площадь территории. Самая большая в мире площадь тундры, тайги, вечной мерзлоты, арктических земель. Самая большая в мире площадь лесов и чернозёмов. Мы занимаем первое место по добычи нефти

Добыча нефти и производство нефтепродуктов всегда было приоритетным направлением в отечественной экономике. К началу нынешнего десятилетия российские нефтяники вышли на высокие темпы добычи нефти - более 10 мил баррелей в сутки. В сфере нефтедобычи, Российская Федерация обеспечила себе звание крупнейшего производителя, заняв к 2013 году 1 место в мире.                        1 место по запасам  питьевой воды и лесным ресурсам.1 место в мире по производству ржи, ячменя, сахарной свеклы, подсолнечника, гречихи, смородины, малины.

Очень прочное положение Российская Федерация занимает в области космического пространства. В России действует концепция развития космической отрасли, рассчитанная на несколько десятилетий вперед. Единственный в мире плавучий космодром. Единственная в мире страна, владеющая технологиями создания быстровозводимых радиолокационных станций (РЛС) для отслеживания стартов ракет. Первое место по количеству ежегодных космических запусков.

Самый большой в мире ледокольный флот, также единственный атомный ледокольный флот в мире. Самая протяженная в мире сеть электрифицированных железнодорожных дорог. Первое место по количеству телевизионных станций. Первое место в Европе по числу пользователей интернета. Крупнейшая энергосистема в мире. Первое место в мире по количеству ядерных боеголовок.

В атомной отрасли Россия считается мировым лидером по уровню научных и технических разработок, связанных с проектированием реакторов, а также по разработке ядерного топлива. Атомные энергетические установки отечественного производства считаются в мире одними из самых надежных и безопасных. Спрос на продукцию атомной промышленности неуклонно растет, что делает эту отрасль одной из наиболее перспективных в стране. Продолжите фразу: «Когда я вырасту, я стану…..»

Сегодня вы – ученики, сидящие за партами, а завтра – вы – врачи, музыканты, программисты, учителя, военные, инженеры. Именно вам жить в стране будущего. Вы – основа нашего государства.

Задание «Гордость России» Олваицовпаигербрпкаиоцпнгимнрапуцарцпутингпвурцйисо...

Задание «Гордость России» Олваицовпаигербрпкаиоцпнгимнрапуцарцпутингпвурцйисо...



Предварительный просмотр:

Сталинградской битвы.

Цели: 

  • Познакомить обучающихся с основными этапами Сталинградской битвы.
  • Подвести обучающихся к пониманию значения героической обороны Сталинграда.

Оборудование: 

  • проектор,
  • экран,
  • военные фотографии.

Ход классного часа

Ребята, сегодня мы вновь будем говорить о легендарных страницах истории нашего города, о Сталинградской битве. Я просила принести военные фотографии ваших семей, ребята подготовили презентацию, иллюстрированную также фотографиями довоенных и военных лет.

  • Довоенный Сталинград

Город (до 1925 года - Царицын) основан в XVI веке. К 40-м годам XX века Сталинград превратился в один из крупных промышленных центров страны. Накануне войны в нем проживало около полумиллиона человек и насчитывалось свыше 120 промышленных предприятий.

Стратегическое значение Сталинграда определялось двумя важными факторами: его оборонным потенциалом и географическим положением. В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе начинается производство танков Т-34. Важное оборонное значение имела продукция заводов "Красный Октябрь", "Баррикады", "Судоверфь" и др.

Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны.

  • Начало войны О начале войны сталинградцы узнали в 12 часов дня 22 июня 1941 года. На крупных предприятиях и на центральной площади прошли массовые митинги.

В тот же день тысячи добровольцев явились в военкоматы, требуя немедленной мобилизации в действующую армию. Районные военкоматы приступили к набору военнообязанных 1905-1918 годов рождения. Набирается народное ополчение, которое достигает к середине июля 1941 года 50 тысяч человек.

В октябре 1941 года начинается строительство оборонительных рубежей, рытье щелей для укрытия населения от бомбовых ударов. На промышленных предприятиях города развертывается соревнование рабочих, выполняющих свою дневную норму на 200%. Оборонные предприятия перевыполняют задания по выпуску танков, брони, освоению новых видов вооружений.

Вводится карточная система снабжения населения основными продуктами питания.

  • Бои в излучине Дона  17 июля 1942 года авангардные части 6-й немецкой армии вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий. Историческая битва началась.

Стратегическая инициатива принадлежала вермахту. На его стороне было преимущество в авиации и танках, автотранспорте и общей численности войск. Советская сторона несла тяжелые потери.

Первоначальный замысел командования вермахта сводился к тому, чтобы охватывающими ударами окружить советские войска в большой излучине Дона, выйти в район Калача и затем прорваться к Сталинграду. Однако в результате стойкой обороны, контрударов наших 1-й и 4-й танковых армий план противника был сорван. Вермахту пришлось перейти к обороне, которая продолжалась до подхода новых сил - 17-го и 11-го армейских корпусов. Ударная группировка вермахта значительно усилилась посредством включения в ее состав 4-й танковой армии, первоначально нацеленной на Кавказ.

В период с 5 по 10 августа противник добивается серьезного успеха. Он прорывает оборону советских войск и выходит на ближайшие подступы к Сталинграду.

Однако замысел врага овладеть с ходу Сталинградом потерпел крах.

  • На ближних подступах к городу

К середине августа 1942 года Сталинградскому и Юго-Восточному фронтам противостояли 6-я пехотная и 4-я танковая армии вермахта, а также 8-я итальянская армия, всего около 39 дивизий.

В этот период гитлеровцы продолжают наступление. Им удалось захватить важный плацдарм на левом берегу Дона и к исходу 22 августа 1942 года значительно его расширить. На следующий день 14-й немецкий танковый корпус перешел в наступление на поселок Рынок. Ударная группировка вермахта пересекла все междуречье и к 16 часам 23 августа достигла Волги в районе поселков Латошинка, Акатовка, Рынок севернее Сталинграда. Немецкие танки появились в районе тракторного завода и начали его обстреливать. Положение для обороняющихся стало критическим, но никто не помышлял о сдаче города.

  • Бомбардировка Сталинграда в августе 1942 года 

23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.

В этот же день 14-й танковый корпус 6-й немецкой армии прорвался к Волге в районе поселка Рынок и отрезал 62-ю армию от остальных сил Сталинградского фронта.

23 августа 1942 года - самая скорбная дата в истории Сталинграда.

  • Битва за город. Разгром врага и его капитуляция 

Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии - 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника.

13 сентября 1942 года немецкие войска начали штурм города. Через две недели изматывающих боев они овладели центром города, но основную задачу - захват всего берега Волги в районе Сталинграда - не выполнили.

Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

19 ноября началось контрнаступление советских войск в районе Сталинграда. 23 ноября соединения Юго-Западного и Донского фронтов встретились в районе Калач, Советский, Мариновка. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение.

Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

В начале января началась операция по ликвидации окруженной группировки. К концу января войска вермахта, несмотря на отчаянное сопротивление, были расчленены на две части - северную и южную. 31 января 1943 года был пленен командующий 6-й армией фельдмаршал Паулюс с его штабом и капитулировала южная часть окруженной группировки. 1 февраля 1943 года после сокрушительного удара нашей артиллерии сдалась и северная часть. 2 февраля 1943 года в 16 часов закончилась Сталинградская битва.

Выдавались и редкие периоды затишья между боями. Многое необходимо было успеть за это время: покурить, обсушиться, привести в порядок форму, пообедать, написать письмо домой, просто поговорить с товарищами.

Обобщался боевой опыт. Именно в эти минуты родилось главное тактическое изобретение 62-й армии - штурмовая группа, небольшая по численности, подвижная, отлично вооруженная, способная эффективно вести ближний бой.

Несмотря на всю свою ожесточенность, битва не парализовала духовную жизнь бойцов-сталинградцев. "Интерес к послевоенному устройству колхозов, к будущим отношениям между великими народами и правительствами был в Сталинграде почти всеобщим. "...Почти все верили, что добро победит в войне и честные люди, не жалевшие своей крови, смогут строить хорошую, справедливую жизнь." (Гроссман В. Жизнь и судьба. М., 1989. С. 171.).

Военные действия уничтожили практически весь жилой фонд города - около 42 тысяч зданий. Многие иностранные государственные деятели и журналисты, посетившие Сталинград, искренне полагали, что он не подлежит восстановлению.

Город был практически пуст. В шести городских районах, в которых до войны проживало около полумиллиона человек, на 2 февраля 1943 года насчитывалось полторы тысячи жителей. Жизнь в городе едва теплилась. Люди жили в подвалах, блиндажах, землянках, в развалинах домов.

Территория города была напичкана минами, снарядами, неразорвавшимися авиабомбами.

За 2,5 года после завершения битвы саперами обезврежено свыше 300 тысяч мин, более миллиона снарядов и свыше 100 тысяч бомб. Эти последствия войны и в настоящее время напоминают о себе.

 Много героев Сталинградского сражения знает наша Родина, вот лишь немногие из них. Яков Павлов. Когда выдалась передышка, обратили внимание, что на нейтральной полосе остался темно-серый Дом специалистов. Время от времени оттуда доносились автоматные и пулеметные очереди. Решено было послать разведку. Выбор пал на сержанта Якова Павлова. Вместе с ефрейтором В.С. Глущенко и рядовыми А.П. Александровым и Н.Я. Черноголовым бесстрашный сержант отправился к дому. Немцы были в доме тоже. Перебираясь из одной квартиры в другую, с этажа на этаж, разведчики выбили фашистов. Как на ладони просматривались из дома и немецкие позиции. Оценив обстановку, сержант Павлов решил, что уходить из этого дома нельзя. Рано утром разведчики приняли первый удар врага. Почти два месяца, пятьдесят восемь дней штурмовали немцы Дом Павлова и так и не смогли взять его.

На окоп, в котором находился матрос Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметовов несколько вражеских машин. Сквозь грохот выстрелов и разрывы снарядов все явственнее слышался лязг гусениц. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не замутила его сознания. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение - и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной. Василий Зайцев. Снайпер. В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград уничтожил 225 солдат и офицеров Непосредственно на переднем крае обучал снайперскому делу бойцов в командиров, подготовил 28 снайперов.

 Во время Сталинградской битвы Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега, так как позволял тому, кто контролировал вершину, автоматически контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через реку. Здесь в последние месяцы 1942 года в течение 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла, после битвы на каждом квадратном метре земли здесь находилось от 500 до 1250 осколков от мин, снарядов, бомб. Это место огромных людских потерь. Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва. Давайте пройдём по Мамаеву кургану. 

 Перед ступенями лестницы, ведущей от подножия Мамаева кургана к его вершине, располагается небольшая Входная площадь. На каменной стене, длина которой 17 метров, а высота 8 метров, изображено шествие: люди с венками, цветами и приспущенными знамёнами идут, их головы склонены, они идут отдать последние почести защитникам сталинградской земли. Это шествие, которое объединило мужчин, женщин и детей, символизирует собой память поколений. Здесь же находится мемориальная стела, на которой высечено: "Пройдут годы и десятилетия. Нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента победы, будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни."

В 12 гранитых нишах-урнах хранятся капсулы с землёй городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска. На Мамаев Курган ведёт широкая лестница, у подножия которой открывается вид на главный монумент - фигуру Родины-Матери. Деревья стоят словно солдаты, замершие в строю. Уже отсюда перед взором посетителей открывается пространство Мамаева кургана. Он изображает русского воина, вставшего на пути врага. Этот образ воплощает в себе всех, кто встал на защиту родной земли. Воин-богатырь - порождение русской земли и великой Волги, от которых он черпает свою силу. Этот солдат, а вместе с ним и весь народ, уверен, что не даст врагу пройти. Своим телом он закрывает Родину-мать, которая расположена за его спиной. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на ней высечены слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?". На этой площади находятся и мемориальные плиты, на которых рассказывается о великом подвиге и начертаны имена героев.                             Медалью "За оборону Сталинграда" награждались все участники обороны Сталинграда, длившейся с 12 июля по 19 ноября 1942 года, - военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне.В самом центре Зала монумент - рука, держащая факел Вечного огня. Это символ вечной памяти обо всех, кто отдал свою жизнь, сражаясь за Сталинград. И пока горит этот огонь, в сердцах людей будет жить память о великом подвиге. Пламя освещает приспущенные траурные знамёна, на которых начертаны имена защитников города. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин. Лицо его накрыто боевым знаменем - символом последних воинских почестей. Голова женщины склонена, она оплакивает погибшего, а вместе с ним и всех, кто отдал свои жизни ради победы. В этом монументе словно собран воедино образ всех женщин, у которых война отняла сыновей, мужей, отцов. У основания монумента располагается небольшой бассейн - озеро слёз.

 Храм Всех Святых на Мамаевом кургане - это храм-памятник, посвящённый всем, кто отдал свои жизни ради великой победы. Этот храм стал зримым воплощением нашей Победы над фашизмом, символом молитвенного и ратного подвига на фронте и в тылу. Не случайно он располагается у братской могилы павших воинов

  • Город после сражения

После завершения битвы население Сталинграда стало быстро увеличиваться за счет горожан, возвращающихся к родным пепелищам, и отрядов добровольцев-строителей. В марте 1943 года в Сталинграде уже проживало 55 тысяч жителей, в июне - около 150 тысяч, а в сентябре - 210 тысяч человек.

Горожанам пришлось столкнуться с огромными трудностями. Отсутствовало не только сносное жилье, но и пища, одежда, обувь, топливо. Полностью было уничтожено городское коммунальное хозяйство. За водой приходилось ходить на Волгу. Разрушению подверглась вся сеть медицинских учреждений - больницы, амбулатории, поликлиники. Передвигаться по городу можно было только пешком, поскольку трамвайные пути и шоссейные дороги были взорваны.

Но люди не впадали в отчаяние, так как обрели главное - право на жизнь.

«Из  истории  Сталинграда» (для закрепления материала)

1. Какое  название  было  у  Сталинграда  до  революции? (Царицын) 

2. Какое  название  Сталинград  получил  после  Великой Отечественной  войны?  (Волгоград)

3.Какой  завод  был  построен  на  северной  окраине  Сталинграда  первым   в  СССР? (Тракторный) 

4.Когда  и  зачем  был  основан  город? (В  1589  году  как  сторожевая  крепость  южных  рубежей  России)             

ВОВ

1.Назовите  дату  начала  Сталинградской  битвы. (17     июля  1942  года) 

2. Назовите  дату  окончания  Сталинградской  битвы. (2     февраля  1943  года) 

3.  Назовите  дату  присвоения  Волгограду  звания   «Город-герой»  (8     мая  1965  года) 

4.  Назовите  самый  страшный  для  города  день. (23  августа  1942  года,  фашистские  бомбардировщики  совершили  более         2  тысяч  вылетов  самолётов,  город  был  разрушен)

5.Какую  цель  преследовал  Гитлер  в  Сталинградской  битве? (За  2  недели  разгромить  наши  войска  на  юге,   овладеть  районами  Кавказа,   выйти  к  Волге,  захватить  Сталинград,  Астрахань) 

6.Какой  был  приказ  Родины  в  битве  за  Сталинград?( «Стоять  насмерть,  ни  шагу  назад!») 

7.Какие  Армии  защищали  город? ( 62-я – генерал  В. И. Чуйков,  64-я – генерал  М. С. Шумилов) 

8.Какую  награду  получили  солдаты  в  битве  за  Сталинград? (Медаль  «За  оборону  Сталинграда»,  более  700  тысяч  человек) 

9.Какие  награды  получил  город? (Орден  Ленина  и  медаль  «Золотая  Звезда») 

10.Каким  этапом  является  Сталинградская  битва  в  Великой  Отечественной  войне? (Переломным)  

11. Где  шли  самые  ожесточённые  бои? (Мамаев  курган,  главная  высота  города,  102  м) 

12.Чем  известен  Дом  Павлова?  (В  середине  сентября  1942  года  создалась  угроза  прорыва  противника  к  Волге,  захватив  один  из  домов,  гарнизон  из  24  человек  под  командованием  сержанта  Якова  Павлова  в  течение  58  дней  удерживал  его  и  не  отдавал  врагу)

Минута молчания.

Люди!
Покуда сердца стучатся, помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,-

        Помните!
        О тех, кто уже никогда не споет,-
        Помните!
        Мечту пронесите через года
        И жизнью наполните!..
        Но о тех,
        Кто уже не придет никогда,- Заклинаю вас, помните!

Использованные материалы Интернета. 

  1. http://forum.flot.su/showthread.php?t=1778
  2. М. Талалаевский и З. Кац. ВСЕ МЫ ТЕПЕРЬ СТАЛИНГРАДЦЫ.
    http://forum.flot.su/showthread.php?t=1778
  3. http://battle.volgadmin.ru/osn.asp?np=0
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. Иллюстрации. http://images.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час посвященный 70-летию Сталинградской битвы

Ознакомить детей с героическими страницами истории России;Способствовать формирования положительной нравственной оценкиПодвига во имя Родины, воспитания чувства патриотизма; пробуждать у детей и...

Классный час посвященный 70-летию Курской битвы

О проведении в общеобразовательныхучреждениях уроков, посвящённых70-летию Курской битвы.http://минобрнауки.рф....

Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинской битвы.

К л а с с н ы й   ч а с  н а  т е м у « Теперь ли нам дремать в покое,России верные сыны!»  ...

Сценарий классного часа, посвященного городу Химки и битве под Москвой.

Данный методический материал можно использовать для проведения классных часов,  уроков мужества, на праздник 23 февраля и т.д Сценарий посвящен не только битве под Москвой, но содержит интересный...

Сценарий классного часа к 70-летию Московской битвы

Сценарий классного часа к 70-летию Московской битвы. Цель: познакомить учащихся с историей песен, созданными в дни Московской битвы или о событиях битвы за Москву, прослушать песни военных лет. П...

Классный час , посвященный 75-ти летию битвы под Москвой

Цель:формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к Родине. Задачи:Ознакомление с героическими и трудовыми традициями старших поколений; Воспитание уважения к борцам за св...

Классный час к 75- летию Сталинградской битвы

К 75- летию Сталинградской битвы посвящается - презентация и разработка...