Коррупция - это зло
классный час (6 класс) на тему

Сергеева Надежда Николаевна

Классный час, для учащихся срднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korruptsiya.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Тема: Коррупция-это зло.

 Внеклассное мероприятие

Сергеева Надежда Николаевна

учитель географии МБОУ СОШ № 3

Майкопского района

                                                        дом.  адрес:  ст.Абадзехская ул. Пушкина, 44

Тел.: 5-74-46, 8-903-466-32-51

Цель: повышение правовой грамотности учащихся среднего звена в сфере антикоррупционного законодательства, формирование антикоррупционного мировоззрения.

Задачи: Обучающие: сформировать у обучающихся представление о понятии «коррупция»; истории её возникновения;

Воспитательные: воспитать негативное отношение к данному явлению, позитивного отношения к нравственным нормам, повышение уровня  правового сознания детей;

Развивающие: развить у обучающихся, способности высказывать свое отношение к проблеме, делать выводы на основе полученных знаний.. 

Оборудование: толковый  словарь русского языка, словарь иностранных слов, большая Советская энциклопедия,  компьютер, телефоны  с выходом в Интернет,

Предварительная подготовка: Дать опережающее задание: подготовить информацию об истории возникновения коррупции.

Ход мероприятия:

  На доске написаны фразы: взяточничество, продажность, вымогательство, корысть, личная выгода, подкуп, нарушение закона.

Прочитав эти фразы попробуйте предположить, о чём мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего классного часа? (учащиеся делают предположения, учитель подводит к правильной формулировке). Тема беседы – коррупция.

А теперь, когда мы выяснили тему, давайте попробуем сформулировать: что такое коррупция (предполагают, записывают варианты на доске, озвучивают). А теперь сверим  с источниками информации.

 Организуется групповая работа 1) работает со словарями, энциклпедией 2) находит информацию в Интернете.

Сверим, насколько наши с вами определения совпали.

 Этимологический словарь:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. 

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Коррупция – подкуп, продажность  общественных и политических деятелей, должностных лиц.

 Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

А теперь скажите, сильно отличаются определения в разных источниках?  А в Большой Советской энциклопедии говорится о существовании этой проблемы только в капиталистических странах. Так ли это?  Как вы думаете эта проблема в нашей стране возникла недавно? А что бы не было споров, послушаем нашего одноклассника

Примерный доклад: История развития коррупции в России .

Появление коррупции в России как социального явления тесно связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX–X вв., когда представители государственной власти материально обеспечивались общиной по нормам, установленным главой государства. Однако эти нормы не могли быть едины для всех чиновников. В "Русской Правде" в целях установления единых норм по обеспечению государственных чиновников было сделано указание на размеры этого обеспечения общиной. Однако каких-либо санкций за несоблюдение данных положений законодательства как членами общины, так и государственными чиновниками не предусматривалось. В результате чего это обстоятельство порождало неисполнение правовых норм и со стороны государственных чиновников, и со стороны членов общины. В таких случаях становились неизбежными конфликты между сторонами. Кто-то получал больше, чем положено, пользуясь своим положением.

Развитие общественных отношений в российском государстве потребовало изменения судебной системы. В связи с этим в 1497 г. был принят Судебник, по которому стало вершиться правосудие на Руси. Этот законодательный акт впервые запретил получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками. А под посулами понималось получение должностным лицом, осуществляющим правосудие или разрешающим спор, гостинцев, поборов, взяток, подношений. Хотя данная статья не предусматривала санкции за получение посула, однако за совершение данного правонарушения должностное лицо могло быть наказано главой государства по своему усмотрению. Таким образом, коррупция как правовое явление, направленное против интересов правосудия, возникло на Руси в форме получения взятки.

Царем Иваном IV Грозным в 1561 г. была введена Судная грамота, которая устанавливала санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. Вопросы уголовной ответственности за взяточничество и иные формы корыстных злоупотреблений по службе нашли отражение в принятом 1649 г. Соборном уложении. В главе десятой, которая называлась "О суде", данное преступление рассматривалось как направленное против интересов правосудия.

Существенные изменения претерпело уголовное законодательство России об ответственности за проявления коррупции и взяточничества в период правления Петра I, который, встав во главе государства, был очень встревожен продажностью государственных служащих. При нем в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней.

В период правления Екатерины II санкции за взяточничество не были столь суровы, какими они были в период правления Петра I.

Наибольшего расцвета коррупция достигла в последние годы правления императора Николая II. Достаточно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в его правительстве при непосредственном участии Распутина. Как за крупные взятки от промышленников формировались заказы по линии военного ведомства. Как продавались противникам планы военных наступлений в Первую мировую войну. Наконец, беззастенчивый административный грабеж населения в условиях военного времени и множество других примеров.

Да информация впечатляющая!  Но если перенестись в наше время, мы можем наблюдать подобные явления? Вспомните некоторую информацию из средств массовой информации, художественных фильмов и приведите примеры коррупционных проявлений в наши дни. (  судебные процессы над  А.Улюкаевым, Н.Аксёненко, дело «Оборонсервиса» примеры из фильмов, литературы и др)

 Почему в нашем календаре некоторые даты выделены красным цветом (праздничные дни). Это даты, значимые для нас, у них разная история.  А  какие вы знаете значимые даты в календаре, которые не являются выходным днём? ( День птиц,  День матери, День Земли, День космонавтики, День учителя и т.д. )   Но оказывается  9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией, принятый Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию, это  должно вас навести на какую-то мысль. (говорят о широком распространении данного явления в нашей стране, делают предположения о причинах)   Причины коррупции: Большая разница в зарплатах разных социальных групп населения;  недостаточный контроль со стороны государства;  существование пробелов в законодательстве; непорядочность отдельных групп населения.

 А всего конвенцию подписали более 100 стран практически  половина из существующих на планете, тем самым они признают существование данной проблемы! Вот это масштабы!  

Вы познакомились с понятием коррупция, а теперь давайте выясним, как она может проявляться в нашем обществе (учащиеся высказывают предположения ) Формы коррупции: Взятка; Растрата; Мошенничество; Вымогательство; Злоупотребление должностными полномочиями; Фаворитизм

Проблемный вопрос: можете ли вы и ваши близкие как то изменить эту ситуацию?  (Обсуждение в группах). Возможные варианты ответов:

  • изучать проявление коррупции, что бы на стать его соучастником;
  • не давать  взятки – это тоже противозаконно;
  • не брать взятки;
  • добиваться того чего желаешь честным путём;
  • не утаивать известные факты коррупции;
  • в будущем, создать законы, по ужесточению ответственности за взятки;
  • всегда действовать по совести.

Всё о чём вы говорили реально? Да, если каждый будет выполнять эти не сложные правила, то ситуация в стране изменится, и не нужно будет подписывать международные Декларации, тем самым признавая существование этой проблемы. Вы будущее нашей страны и от вашего поведения зависит искоренится ли данная проблема или будет процветать!

         А теперь, когда вы познакомились с теорией  проблемы, давайте рассмотрим её на практике (предлагается обыграть сценки по ситуациям )

Демонстрация сценок:

I ситуация: Вы студент, на экзамене вас явно заваливают. Придя в очередной раз на экзамен студент предлагает взятку..

II ситуация: Вы работаете в администрации нашего сельского поселения. Бизнесмен желает построить гостиницу в водоохраной, обещая за разрешение большие отчисления в бюджет. Как вы поступите?

III ситуация: В день Учителя вы дарите преподавателю цветы и коробку конфет.

IV. На кануне контрольной работы, вы дарите учителю билет на выступление его любимой группы..

 Дается время на подготовку.    Каждая группа обыгрывает свою ситуацию.                                                                     Учащиеся обсуждают, делают выводы: все и ситуации являются проявлением коррупции?  Делают вывод в какой из ситуаций наблюдается факт коррупции.

Заключение. И так, наш классный час подходит к завершению. В своём возрасте, вы сейчас мало, что можете изменить. Но, став взрослыми , за вами остаётся право выбора: быть честными людьми или…. Но запомните,  за каждое преступление рано или поздно последует наказание. Поэтому, сейчас мы говорим о проблеме коррупции, вы должны знать, что -  бы не оступиться в будущем!

Литература и ссылки:

1.Амиров К.Ф., Амирова Д.К. Антикоррупционное и правовое воспитание. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, студентов колледжей и вузов. – Казань: Магариф-Вакыт, 2010;

  1. Данилова А.А. История России 1945-2008. Учебник 11 класса для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

3. Ожегова С.И Шведова Н.И. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук институт русского языка им. Виноградова В.В.  4-е изд,, доп., 80 000 слов и фразеологических оборотов.- М.: - 2015 г., 886 с

4.Словарь иностранных слов.-18-е изд., стер.-М.: Рус.яз., 1989.-624 с.

5. Введенский Б.А. Большая Советская энциклопедия Т 23. 2-е изд., Государственное научное издательство Большая Советская энциклопедия - 1953, 653 с

 6. .http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=195966

 7. . rosbalt.ru.russia/2018/01/07/1672292 html

 8.. vawilon.ru statistika-korruptsii-v-mire/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррупция как социально - опасное явление

Урок в 10 классе, который направлен на формирование антикоррупционного поведения у старшеклассников....

презентация "Коррупция как социально опасное явление"

Презентация используется как дополнительный материал к уроку по этой теме...

коррупция

коррупция должна быть не просто незаконной....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...