Система работы учителя по формированию толерантной личности
статья на тему

Медведева Альфия Нургаиновна

 

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе дети должны знакомиться с толерантными установками. Проблема толерантности актуальна особенно в нашей многонациональной стране, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя по формированию толерантности

          Что означает популярное в последние годы слово «толерантность»? Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям. В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе дети должны знакомиться с толерантными установками. Проблема толерантности актуальна особенно в нашей многонациональной стране, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы.

              Сама специфика работы в школе определяет внутреннюю установку педагога на формирование толерантности в отношениях между людьми. Толерантность напрямую связана с нравственностью, в воспитании которой большую роль играет литература. Литература – особенный предмет, её роль в формировании духовности  неоценима. «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва – настольная книга любого учителя-словесника. Это сборник мудрости, речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Его заповеди воспитывают толерантное отношение к окружающему миру: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих», «…национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру». Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны». Начиная каждый урок с мудрого совета великого гуманиста,  учитель  настраивает своих учеников на доброе, уважительное  отношение к окружающим, пробуждает в них лучшие качества личности.

          Привить вкус к слову, показать его значимость в отношениях между людьми, в формировании установок толерантности помогут уроки по изучению произведений устного народного творчества. Пословицы разных народов о взаимоотношениях между людьми, о дружбе, о мире, о труде помогут узнать, чем интересуется другой народ, какими проблемами живет. Жанр сказки поможет узнать о нравственных ценностях, представлениях о счастье того или иного народа. Например, при изучении темы «Пословицы и поговорки» детям предлагается  ответить  на вопрос: какое значение объединяет приведённые ниже пословицы разных народов мира? Иголка всем шьёт, а сама голая (таджикская). У портного спина голая (турецкая). У плотника дверь всегда сломана (арабская). Башмаки сапожника без каблуков (персидская). Горшечник пьёт воду из треснувшего стакана (персидская). Учащиеся определяют значение пословиц и вспоминают русскую поговорку: сапожник без сапог. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов. Например, во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, положительно оценивается трудолюбие, добросовестность: Без труда не вынешь рыбку из пруда (русская). Кошка хочет и рыбку съесть, и ноги не намочить (английская). Отношение к добру и злу также однозначно в любой стране:  Демоны живут напротив ворот храма (японская). Добра, что клада, ищут, а худо под рукой (русская). Анализируя сказку  «Морозко»,  дети вспоминают сказки народов мира с похожим сюжетом. Синонимичность пословиц, сходство сюжетов сказок народов мира помогает  выявить общечеловеческие ценности у разных народов.

          Многие произведения русской  литературы поднимают проблемы толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. Важно при чтении увидеть ситуацию глазами героя, соотнести его со своим миром. В рассказе великого русского писателя, философа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» звучит мысль о том, что нет плохих национальностей, а есть разные люди разных национальностей. Герой рассказа русский офицер Жилин, служивший на Кавказе в действующей армии, отличается отвагой, силой характера и миролюбием. По дороге домой, в Россию, он попадает в плен к татарам. Толстой с интересом описывает национальные обычаи, костюмы, блюда татар, их аул и дома. Многие татары относятся к Жилину уважительно и доброжелательно: он старался понять  татарский язык, был мастером на все руки. Дети приходят к выводу, что в чужом краю люди хорошо относятся к тем, кто пытается понять  их культуру, трудится и умеет что-то хорошо делать. Девочка Дина, дочь местного князя, уважает Жилина и сострадает ему. Она украдкой носит пленнику молоко, лепешки и, наконец, помогает бежать, узнав о том, что русскому грозит смерть. Толстой считает национализм извращенным чувством и своим рассказом призывает всех жить в мире, понимать и уважать другие народности.

          В системе нравственного воспитания на уроках литературы стараюсь использовать активные методы обучения: диалоги, ролевые игры, парные и коллективные тренинги, учебные суды. Например, при анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» учащимся демонстрируется фрагмент из художественного фильма «Война и мир» - Бородинское сражение. После обсуждения эпизода и анализа стихотворения класс получает задание на дом: нарисовать иллюстрацию к стихотворению и рассказать о Бородинском сражении от лица французского солдата. Даже в роли французского солдата дети выражают чувство гордости за Россию, восхищаются храбростью русских воинов, преклоняются перед их подвигом, но при этом сочувствуют французскому солдату, волею судьбы оказавшемуся в чужой стране.

          На первый взгляд, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимаются только нравственные, этические проблемы, но в процессе анализа произведения мы приходим к выводу, что нравственность, сострадание тесно переплетаются с понятием толерантности. На уроке на тему «Крушение теории Раскольникова» проводим суд над главным героем. Это ролевая игра, основной задачей которой является не только осудить Раскольникова, но и раскрыть его моральный облик, найти причины, приведшие его к такому страшному преступлению. Участниками судебного заседания являются учащиеся (подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели, публика), в роли судьи выступает учитель. В конце урока суд выносит решение: признать Раскольникова виновным не только в том, что он совершил убийство, но главным образом в том, что явился автором бесчеловечной теории, допускающей разделение людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Раскольников совершил чудовищное преступление против человечности: его теория,  фашистская по своей сути, отрицает толерантность и формирует нетерпимость и жестокость. В процессе суда обучающиеся пытаются ответить на вопросы: что есть преступление, каким может быть наказание?      

          Современные писатели тоже обращаются к проблеме толерантности.   В старших классах мы  изучаем творчество современных писателей. Л. Улицкая – одна из них. Роман «Медея и её дети» получил признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Это долгий, неторопливый рассказ о жизни последней чистокровной крымской гречанки Медеи Мендос и ее многочисленных племянников и племянниц, живущих в разных уголках нашей бескрайней родины. Греческая кровь в жилах её родственников давно уже перемешана, но они любят  и уважают друг друга и с ранней весны до поздней осени собираются в стареньком домике Медеи под Феодосией. Она поймет каждого, но в своей мудрости не снизойдет до советов и замечаний. Это истории любви и разлуки, короткого женского счастья и долгих лет одиночества, радости встреч с родными и горечи измены. Книга приглашает читателя к размышлениям о дружбе и взаимопомощи людей разных национальностей, о принятии другого таким, какой он есть. В ней поднимается множество нравственных и философских проблем, среди которых проблема толерантного отношения друг к другу людей разной веры, национальности, внешности, проблема сиротства и сострадания, памяти и связи поколений, а также проблема геноцида крымских татар в годы советской власти. После чтения и обсуждения романа проводим читательскую конференцию, пишем отзыв или эссе.

              Таким образом, в произведениях фольклора и русской литературы  прослеживается тема уважительного  отношения к людям другой национальности, другой веры, социального положения, тема поиска компромисса и интереса к жизни во всем ее многообразии. Воспитательный потенциал русской литературы, активные формы уроков, творческие задания способствуют формированию толерантной личности.

                                                Список литературы

1. Краткая философская энциклопедия./Редакторы-составители: Губский Е.Ф., Кораблёва Г.В., Лутченко В.А./ – М., Издательская группа «Прогресс» – «Энциклопедия», 1994. – 576 с.

2.   Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., Издательский дом «Детская литература» – 1989. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование толерантной личности в условиях полиэтнической школы"

Материалы августовской конференции педагогических работников. Курумкан, август, 2010г....

Формирование толерантной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению через воспитательную систему класса

Я работаю в школе более семнадцати лет учителем немецкого языка и почти всё время являюсь классным руководителем. Каждый год с волнением переступаю порог класса и вместе с детьми погружаюс...

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества

Тема: «Формирование творческой личности черезуроки  изобразительного искусства»...

Инновационная деятельность учителя. Формирование толерантной личности школьника.

Воспитание толерантности - очень кропотливый процесс, требующий от воспитателя систематической вдумчивой работы с учетом специфики возраста учащихся, особенностей социума и условий семейного вос...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...