Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) на тему

Штаничева Ирина Вадимовна

Тема: «Формирование творческой личности через

уроки  изобразительного искусства»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Штаничева Ирина Вадимовна,

 учитель изобразительного искусства

и черчения МБОУ СОШ №43

1 слайд

Семинар
«Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества»

Тема: «Формирование творческой личности через

уроки  изобразительного искусства»

2 слайд  

Важным условием формирования творческой личности является самореализация ее духовных, нравственных потребностей. Это возможность выразить свое индивидуальное отношение к окружающему миру во всем многообразии его проявлений и ощутить удовлетворение от познания, взаимопонимания, сочувствия, а также собственной значимости для окружающих.

3 слайд 

Развитие творческой личности направлено на раскрытие и развитие индивидуальных способностей каждого человека на основе обучения и воспитания. Важная задача обучения и воспитания – наполнить окружающий мир ребенка духовными ценностями, дать возможность свободного выбора в созидательной творческой деятельности и почувствовать удовлетворение от рождения нового, прекрасного, доброго. Многие педагоги относятся к детскому творчеству как неумелому, наивному выражению, не подозревая, что ребенок более глубоко, чувственно воспринимает и сопереживает окружающее. Детское творчество – это отражение развивающихся образных представлений, впечатлений, на этом в дальнейшем рождается творческая личность. Писатель Л.Н.Толстой писал: «Все, что я создал за годы жизни на художественном поприще – это плоды моих детских впечатлений, а с возрастом и опытом я перекладывал их на страницы своих произведений, углубляя и дорабатывая».

4 слайд 

Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.  

5 слайд

 Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной  форме, в форме личного творческого опыта.

Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащиеся шаг за шагом открывают многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

6 слайд 

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. При изучении отдельных тем в 5  классе  учитываются  аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Архангельской области.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

1

«Древние корни народного искусства»

9

2

«Связь времен в народном искусстве»

8

3

«Декор - человек, общество, время»

10

4

«Декоративное искусство в современном мире».

7

Всего

34

7 слайд  

 «Древние корни народного искусства»

        При изучении данного раздела программы учащиеся знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, жизненно важными элементами крестьянского интерьера, с освоением языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомятся с народным  костюмом   и народно-праздничными обрядами.

8,9,10,11 слайд

Рассмотрим отдельные темы раздела «Древние корни народного искусства»

   Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. Обоготворение и почитание небесных светил занимает огромное место в системе религиозных верований древности. «Небесные» верования  восточных славян воплотились   в символических знаках и  все эти символы оказались  настолько устойчивыми,  что сохранились в народной традиции до наших дней. На шаманских бубнах у саамов солнце изображалось кружком   с четырьмя лучами,  которые называются  «четыре вожжи солнца». Это обозначало, что власть солнца распространяется  на всю землю и «связана с благом». Всем известная щепная птица – символ Солнца.Такую птичку мы делали из бумаги на уроках.

12,13,14,15,16 слайд

 Конструкция, декор предметов народного быта

НРК: «Северные народные росписи по дереву»

 Мастера, живущие на берегах Северной Двины создают замечательные прялки, туеса, короба, предметы труда- область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. В них единство пользы и красоты, конструкции и декора. Роспись превращает простые деревянные изделия в подлинные произведения искусства. Много деревень на Русском Севере–Пермогорье, Борок, Палащелье, Мокроя Едома, Ракула…И в каждой – свои узоры! На уроках  мы знакомимся с Пермогорской росписью. Элементы геометрического, растительного, зооморфного орнамента – птица Сирин, приносящая счастье и удачу, фигура коня-символа плодородия и замечательные композиции появляются в альбомах у ребят. Этот опыт в дальнейшем можно перенести на деревянные подставки или панно, которые смогут стать украшением дома или просто подарком, сделанным своими руками. Интересна тема «Золотая хохлома». Как же получается такая золочёная посуда с красивйшим растительным орнаментом? Ответы на эти вопросы мы получили  в ходе изучения  данной темы.

Слайд17,18,19,20,21

 Народный праздничный костюм

НРК: «Северный народный костюм»

Народный праздничный костюм-целостный художественный образ. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. При изучении темы мы  вспоминаем Нину Константиновну Мешко, народную артистку СССР, художественного руководителя Государственного Академического Северного русского народного хора. Вновь возвращаемся к орнаментам и символическому смыслу, который заложен в них искусными мастерицами. Изучаем и сравниваем будничные и праздничные костюмы, обращая внимание на северорусский комплекс одежды. Увидеть предметы старины, прикоснуться к культурному наследию и даже примерить костюмы, которые когда-то носили наши бабушки - это познавательно и интересно детям. Поэтому посещение учреждений культуры нашего города Архангельска и области является составляющей частью нашей работы по формированию базовых национальных  ценностей общества.

Фильм «В красивейшем месте России» (Веркола)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества» Тема: «Формирование творческой личности через уроки изобразительного искусства»

Слайд 2

Условие формирования творческой личности - самореализация духовных , нравственных потребностей

Слайд 3

Л.Н. Толстой писал : «Все, что я создал за годы жизни на художественном поприще – это плоды моих детских впечатлений , а с возрастом и опытом я перекладывал их на страницы своих произведений , углубляя и дорабатывая».

Слайд 4

Предмет «Изобразительное ис­кусство» - интеграция разных видов визуально-пространственных ис­кусств Живопись Графика Скульптура Дизайн Архитектура Народное и декоративно-прикладное искусство

Слайд 5

Ц ель художественного образования в школе духовно - нравственное развитие ребёнка

Слайд 6

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека » (5 класс) № Содержание Кол-во часов 1 «Древние корни народного искусства» 9 2 «Связь времен в народном искусстве» 8 3 «Декор - человек, общество, время» 10 4 «Декоративное искусство в современном мире » 7 Всего 34

Слайд 7

«Древние корни народного искусства» Древние образы в народном искусстве Убранство русской избы Внутренний мир русской избы Конструкция, декор предметов народного быта Русская народная вышивка Народный праздничный костюм Народные праздничные обряды

Слайд 8

Древние образы в народном искусстве Солнце в древней мифологии представлялось добрым божеством, карателем нечистой силы и зла, его появление приносило жизнь, здоровье, благополучие. Эти свойства были перенесены на условные изображения этих символов, игравших роль чудесных оберегов.

Слайд 9

Колесо один из самых распространённых солярных символов Колесо, облитое дегтем сжигалось на Масленицу , оно символизировало возрождающееся после зимней спячки Солнце .

Слайд 10

Солярная символика в домовой резьбе

Слайд 11

Внутренний мир русской избы

Слайд 12

Конструкция, декор предметов народного быта

Слайд 14

РИСУЕМ ХОХЛОМУ

Слайд 15

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 16

В музее интересно…

Слайд 17

СЕВЕРНЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Слайд 18

Северные орнаменты

Слайд 19

Северный народный костюм Женский будничный костюм Верховья реки Пинеги. Начало 20века. Свадебный костюм невесты Шенкурского уезда Архангельской области. Конец 19 века

Слайд 20

Экспонаты Архангельского музея изобразительных искусств

Слайд 21

Веркола на Пинеге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования культуры как базовой национальной ценности учащихся гимназии в современных условиях

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющи...

«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)

     Решение задач воспитания и социализация школьников  в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...

ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Данная статья была приготовлена для выступления на Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях. В данной работе было описано как сформировать милосердие у учащихся 5-9 классов по-средствам участия в благ...

Система работы учителя по формированию толерантной личности

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе дети должны знакомиться с толерантными установками. Проблема толерантности актуальна особенно...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...