Проблемы формирования культуры как базовой национальной ценности учащихся гимназии в современных условиях
статья на тему

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.

Характеру современных российских проблем наиболее адекватен социокультурный подход – понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. Под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных – идеи, ценности, нормы, образцы и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_formirovaniya_kultury.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы формирования культуры

как базовой национальной ценности учащихся гимназии

в современных условиях

Красюкова Т.И.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии № 3

Выступление на педсовете

(октябрь 2011 года)

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. 

Характеру современных российских проблем наиболее адекватен социокультурный подход – понимание общества как единства культуры и социальности, образуемых деятельностью человека. Под культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных – идеи, ценности, нормы, образцы и т.д.).

Определение «Культуры» неоднозначно; в одной из журнальных статей было остроумно замечено, что его смысл совершенно невозможно «поймать волейбольной сеткой».

Итак, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи – их понимание во многом  зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а также от целей, задач и контекста общения.  

Однако, приступая к разговору о проблеме формирования культуры

как базовой национальной ценности обучающихся гимназии в современных условиях необходимо разобраться в определении смысла и содержания понятия «Культура».

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа.

Таким образом, мы будем говорить о содержании культуры как постановке воспитания обучающихся гимназии в современных условиях на уроках гуманитарного цикла. К сожалению, время не позволяет охватить все предметы данного цикла. Остановлюсь на литературе, русском и иностранном языках, ОДНК, русской словесности и МХК.

Проблема воспитания духовно цельной личности сводится к культурно задаваемым нормам ее поведения, к ее отношениям с миром.

Какая же модель социальной жизни принята и культивируется в гимназическом коллективе учащихся? Модель, задающая ребенку зону ближайшего развития, открывающая вольный простор для личных проявлений, творческих проектов, поиска себя.

Наши родители,  преобладающее большинство, процентов 80, высказываются в пользу воспитания в их детях таких культурных ценностей как доброта, отзывчивость к людям, чувство справедливости и прочих столь востребованных в наше время явных человеческих достоинств.

При этом большинство родителей желали бы оградить своих ребят от сцен насилия, крови, секса, сыплющихся с телеэкрана на страну каждые шесть минут. И вполне понятно, что защиту от этой мутной лавины общество ищет именно в классных стенах.

А чтобы стать мощным культурноразвивающим и продуктивным оппонентом телевизора, школа должна обучить гимназиста всему пространству языков образования: вербальному, научному, художественному, общегражданскому. Учащийся должен уметь читать и понимать разные культурные контексты, тексты и подтексты. Он вправе иметь образцы высочайшего класса перед глазами, чтобы, увидев на экране, скажем, Петросяна с его юмором, или, включив «Дом 2», тут же отвернуться от экрана, мгновенно понимать, что это художественная безвкусица.

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине".

В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования,

на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение

в контексте общечеловеческой культуры.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека.

Литература – сфера прекрасного. Она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова.

Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, такие как любовь к Родине, сильная привязанность к своим традициям, гостеприимство, хлебосольство, жизнерадостность – качества, присущие русским людям.

Хотя образование и воспитание не могут сами по себе изменить мир, но направить эти изменения в сторону более высокой нравственности, добра, справедливости могут и должны.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец. Однако в современных условиях конкуренцию урокам литературы составляют Интернет, несколько телевизионных каналов и жёлтая пресса, которые нередко являются для ученика более предпочтительным источником информации. Поэтому характерным результатом негативных влияний выступает несформированность ценностно-смыслового, духовно-нравственного стержня личности ребенка, представлений у школьников о необходимости личной ответственности за поступки.

Для решения этой проблемы словесники гимназии используют технологию проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся. Целевые ориентации гуманно-личностной технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого учебного занятия составляет диалог учителя и ученика, писателя и читателя, цель которого не просто дать учащимся какие-то знания, но подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.

На уроках русского языка используются тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. С этой целью используются различные анализы текста.

Учителями словесности создан банк методических материалов для уроков с системным подходом, где формированию культуры учащихся уделяется большое внимание. Пантус Е.Г. разработала методические материалы для проведения урока русского языка в 5 классе по теме «Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова», Торсукова О.М. – урок в 5 классе «Иван Иванович Фирсов. «Юный живописец» (сочинение-описание картины). Пирожок Ольга Валентиновна – «Имя существительное как член предложения» (6 класс). Кондратова Л. И. – «Главные члены предложения» (6 класс). Красюковой Т.И. разработаны методические материалы для уроков по развитию речи в 5 классе. Таравкова И.А. написала методические рекомендации к уроку литературы в 10 классе «Образ Демона в одноимённой поэме М.Ю.Лермонтова».

Уроки в форме деловой игры, виртуальные экскурсии в творческую мастерскую писателя, уроки-литературные салоны помогают эффективно организовать работу детей. Уроки-иследования, уроки-конференции, уроки-раздумья – именно здесь учащиеся могут применить опыт работы с текстом, могут найти параллели между произведением и исторической эпохой, изображённой в нём.

На уроках русского и иностранных языков учащиеся должны усвоить систему определенных знаний, умений и навыков, которые обеспечат воспитание толерантности, свободное владение русским или иностранным языком в различных условиях речевого общения. Особую важность и значимость здесь приобретает интегрированное изучение языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части жизни общества; соотношение языка, культуры и жизни общества в целом.

Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, и прежде всего предметов гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин. Сейчас уже не является неожиданностью увидеть уроки, на которых происходит объединение разных предметов; появились так называемые бинарные уроки, которые совместно проводят учителя-предметники, уроки-рамки, когда один учитель с помощью текста помогает учащимся расширить знания по параллельно изучаемой теме другого учебного курса. Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей, "погружение" в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия.

Возникновение интеграции - результат высокого уровня реализации межпредметных связей, поскольку она основывается на общих для нескольких предметов научных идеях, концепциях, дающих целостное представление о человеке, мире, культуре.

Так методологическая сторона преподавания русской словесности обращена к философии образования - воспитанию «человека культуры».

Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству чтения книги, то она будет доставлять ему радость и наслаждение.

Изучение курса мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры, знание и понимание культурных доминант различных исторических эпох и стилей. Она развивает художественно-эстетический вкус и чувства учащегося, способствует развитию ассоциативно-образного мышления, творческих способностей, толерантного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов.

Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.

Авторами программы курса по основам духовно-нравственной культуры задумано удивительное - научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. В детское сознание закладывается не взгляд потребителя, а позиция СО-творчества с землей-матушкой, с другими людьми. Мало того — учитель помогает прочитать КОД родной культуры: осознать, какие чувства и образы пробуждают в русском человеке лес, река, нива, поля.… Одним словом, идет терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения как видимой, так и скрытой (метафорической) основы окружающего мира. Именно это и отличает предмет «Истоки».

Бесспорно, прослеживается и религиозно-православная направленность содержания предмета, но, заметим, раскрытие материала представлено в учебниках с культурологической позиции.

Австрийский писатель Карл Краус сказал: «Когда какая-либо культура чувствует, что приходит её конец, она посылает за священником».  И поэтому особую важность ныне приобретает систематическое просвещение учителей и формирование правильного отношения к религиозной сфере ценностей. Их вес в нынешнем обществе растет. Необходимо понять, что мы не можем больше закрывать глаза на это. Если школа отделена от Церкви, то не отдалены от Веры наши школьники, их родители, учителя. Возникает редкостная общественно-педагогическая ситуация, когда зачастую дети знают о Вере своих предков больше, чем учитель. И ставят об этом вопросы, справедливо ожидая от учителя убедительных ответов.

Согласимся с мнением доктора исторических наук А.В. Камкина о том, что если, по-прежнему, не говорить с детьми (уважительно и благодарно) о сберегаемых веками нашим народом и Церковью духовно-нравственных ценностях, то — «свято место пусто не бывает»! Немедленно хлынет волна сектанства, разрушительную силу которой трудно даже представить.

Мы знаем, что в Аксае среди молодёжи очень распространена такая субкультура как готы. Юноши и девушки, не нашедшие понимания в семье и в школе, находят его в среде «своих», на городском кладбище. Приобщиться к тем, кто их поймёт очень просто: надо убить две кошки или собаки и зарыть их на чьей-либо могилке. И, казалось бы, вполне благополучный ребёнок совершает жестокое убийство животных, лишь бы только его приняли «за своего».

Вырастет ли такой человек гуманным, толерантным, культурным?..

Сегодня много говорят об инновационных технологиях в преподавании различных дисциплин и гуманитарных предметов, в частности.

Интересна, на мой взгляд, методика «Истоковедения», легко применима она и для других предметов. На этапе актуализации учитель вводит учащихся в тему урока, в его идею, и уже в своем начальном слове стремится как бы присоединить всех учеников к своим мыслям: и визуалистов, и аудиалистов, и кинестетиков.

Так на уроках в 5 классе при изучении темы «Крестьянская изба» используется ресурсный круг «В крестьянских хоромах»: учитель и учащиеся садятся в круг. Учитель напоминает учащимся последовательность выполнения задания, целью которого является создание целостного образа на основе визуального, аудиального и кинестического восприятия.

Успех ресурсного круга обеспечивается его предварительной подготовкой: просмотр иллюстраций по теме, чтение текста учебника, использование видеоматериалов и т.д.

А затем учащимся предлагается мысленно представить себя в крестьянских хоромах, описать зрительные образы, услышать звуки, ощутить запахи, рассказать о своих чувствах.

Я вижу печку. Я слышу потрескивание дров в печи. Я слышу, как кричат за окном гуси. Я слышу, как пахнет каша. Мне уютно и тепло.

Данная технология позволяет создать в группе единый контекст на уровне целостного восприятия.

Любят учащиеся и развивающий тренинг «Работа в паре». Его суть заключается в следующем: даётся какой-либо проблемный вопрос или несколько проблемных текстов. Алгоритм работы в паре:

  1. первый ученик сообщает своё решение;

2) второй внимательно слушает и высказывает своё мнение.

При этом могут быть использованы такие фразы: «Я согласен с тобой…», «У меня такое же мнение…», «Я хочу дополнить…» и т.п.

Главная цель данной работы – учащиеся должны прийти к единому решению.

Задача учителя – внимательно следить за ходом работы, помочь избежать конфликтов, отметить положительные моменты в общении.

С удовольствием участвуют дети в тренинге «Обучение в четвёрке». Четвёрка – базовая группа в условиях социокультурного системного подхода. Идеальный вариант, когда в четвёрке есть аудиалист, визуалист и кинестетик. Возглавляет четвёрку лидер – ученик, у которого гармонично развиты все каналы восприятия.

Мнемотехника. Учащимся предлагается запомнить ряд слов, основываясь на их способности к визуальному, аудиальному и кинестическому восприятию и образной памяти (эйдетике).

Например, море, корабль, парус, ветер, волны, дождь и т.д.

Учитель предлагает запомнить ряд слов и объясняет, что для запоминания каждого слова будет давать время.

В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слов: увидеть картинку, озвучить её, наполнить чувствами и ощущениями (эйдетический мультфильм).

Чем интенсивнее, во всех модальностях учащиеся смогут представить образы, связанные с данными словами, тем легче их в дальнейшем будет воспроизвести.

Для того чтобы ничто не отвлекало внимания учеников и они смогли лучше сосредоточиться на внутренних впечатлениях, задание можно выполнять с закрытыми глазами.

Современные учебные курсы вводят учащихся в пространство культуры, учат учиться, самостоятельно овладевать умениями и навыками прочтения художественных произведений как культурных явлений. Меняется сам характер уроков. В лучших своих образцах это уроки партнерства, сотрудничества учителя и учащихся, увлекательные диалоги их участников о себе, человеке, мире, диалоги о культуре и диалоги культур, в ходе которых формируется личность, ее система ценностей, гуманитарное, планетарное мышление.

Другим становится и современный учитель. Это не урокодатель, запрограммированный всей образовательной системой, а Личность, Мастер, соединяющий в себе философа и литературоведа, культуролога и эстетика, лингвиста, психолога, педагога.

Для того чтобы стал эффективным процесс формирования ценностных ориентаций, учителю необходимо уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.

Сквозной линией через все предметы гуманитарного цикла проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе, историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов.

Разнообразие технических средств   в школе естественным образом приводит к расширению приемов и технологий  обучения. Так, благодаря применению мультимедийного оборудования стала возможной демонстрация документальных, научно-познавательных и художественных фильмов, то есть синемалогия - обучающая технология, которая особенно эффективна в преподавании предметов гуманитарного цикла.

На уроках МХК, литературы, при проведении часов общения неоднократно учителя гимназии используют элементы синемалогии. Так, учащимся 7 класса был показан фрагмент художественного фильма «Тарас Бульба», снятый Владимиром Бортко в 2009 году, - экранизация одноимённой повести Николая Васильевича Гоголя, (учитель Пирожок Ольга Валентиновна).   Пантус Е.Г. при изучении комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» использует аудиозапись одноименного радиоспектакля. Торсукова О.М. в 11 классе обязательно с выпускниками смотрит и обсуждает фильм «Гранатовый браслет» (режиссёр Абрам Роом). При этом ученики дискутируют не только между собой, но и с героями фильма. Таким образом расширяется культурное пространство урока, усваиваются и отрабатываются схемы речеговорения о произведении искусства.

Те же цели преследовались и на уроке литературы в 8 классе:  «Александр Невский – патриот Земли Русской». Демонстрируя фрагменты фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», учитель Красюкова Татьяна Ивановна создала условия для ознакомления учащихся с шедевром мирового кинематографа, предоставив возможность видеть, слышать, прочувствовать ситуацию борьбы русского народа с иноземными захватчиками. А письменный творческий вопрос «Почему С. Эйзенштейн обратился к теме Александра Невского в преддверии Второй мировой войны?», предложенный детям после просмотра фильма, помог установить идейные связи между двумя историческими периодами, подвести их к выводу о роли искусства в формировании национального самосознания.

Материал, который представлен в художественных фильмах, вполне применим на различных уроках в разных классах в зависимости от целей урока. Таким образом, синемалогия предоставляет нам инструментарий для решения широкого спектра когнитивных и воспитательных задач, что полноценно реализуется только в условиях достаточного технического оснащения школы.

Спектакли «Очень простая история» (режиссер Игорь Черкашин), «Гамлет» в постановке Владимира Чигишева, спектакль на французском языке по поэме Владимира Маяковского «Облако в штанах» помогли воспитанникам Таравковой И.А., Торсуковой О.М., Пантус Е.Г. познать тонкие грани добра и зла, опасную близость любви и смерти.

 Можно много говорить и о посещении театра, и о предметных неделях в гимназии, ставшими интегрированными, и о многих других воспитательных мероприятиях, выходящих за рамки урока. Все они способствуют формированию культуры школьника.

Конечно, процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников. Если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

Уметь чувствовать ребенка, уважать его - суть этической культуры учителя. Гуманное отношение к ученику на основе сохранения его индивидуальности – основная идея педагогики сотрудничества.

Самая лучшая награда учительского труда – это взаимное чувство обратной связи учителя и ученика, чувство поддержки ученика, это огоньки в ребячьих душах и глазах.

Помните, что вы в школе – для детей, а не дети для вас, поэтому помогите им поверить в себя, и тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

Не худшая все-таки участь.

Мне кажется, я их чему-то учу,

А ЭТО ОНИ МЕНЯ УЧАТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...

Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка

В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...

Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»

За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими...

"Формирование понятия правовой нормы у учащихся в современных условиях: социологический анализ".

В данной статье проанализированы результаты социологического исследования, которое позволило опи-сать состояние сформированности понятия правовой нормы у учащихся....

ФОРМИРОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ КАК БАЗОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Данная статья была приготовлена для выступления на Сахалинских Кирилло-Мефодиевских чтениях. В данной работе было описано как сформировать милосердие у учащихся 5-9 классов по-средствам участия в благ...

Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур

   Основными правилами успешной проектной деятельности  для учащихся являются:1.     Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.2....

Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического образования

Из опыта работы "Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования"...