Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического образования
статья по истории на тему

Мирошникова Наталья Владимировна

Из опыта работы "Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного

Муниципального образования Крымский район

Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования

Мирошникова Наталья Владимировна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №59 х.Школьного

Крымского района Краснодарского края

2018 г.

        

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню

. Вовлеки меня - и я научусь»

(китайская пословица)

Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Происходит переоценка ценностей современного общества, что ведет к потере нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности. События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданственности и патриотизма. В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».  В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся общеобразовательных школ.

  Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического и обществоведческого образования определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.

    Перспективность опыта по формированию гражданственности и патриотизма с использованием возможностей уроков, внеклассных мероприятий определяется организацией деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека – гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности. 

                Главная  задача - воспитать  у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе.   Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.

  В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:

- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;

 - деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;

- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.

   Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.

   Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, духовных ценностей, отражающих специфику и развитие нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.  Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:

  •  историко – краеведческое
  • экскурсионно-туристическое
  • литературно-музыкальное
  • физкультурно-оздоровительное
  • экологическое
  • трудовое
  • семейное
  • гражданско-патриотическое

Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, его судьбы.

Экскурсионно–туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, села.

Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса.

Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, дисциплинированности.

Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в её защите и изучение природы родного края.

         Трудовое воспитание выступает, как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков

Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей, изучение родословной.

         Гражданско–патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве.  

       Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве.  Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

Формированиебазовых национальных ценностей,  гражданственности, патриотизма средствами исторического и обществоведческого образования заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы  поискового отряда.

  Общеизвестно, что именно с истории родного края  начинается путь к осознанию мира.  История и культура нашего края  ориентирована на познание историко-культурных корней народов, населяющих наш край на уровне чувственного опыта, сопричастности к прошлому, осознании неповторимости  его судьбы. Неслучайно изучение истории  и культуры Краснодарского  края вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина-патриота.  

 Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.

 Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

 Если я хочу просто заинтересовать ученика, то расскажу ему или попрошу его подготовить для урока сообщение об известной  личности  нашего края  - привлечь его внимание - организую   посещение школьного музея .

  Второй этап – организация практической деятельности в рамках  деятельности поискового отряда «Поиск» с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:

 - шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны, живущими в нашем селе;

 - организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;

 -  шефство над  памятником участникам Великой Отечественной войны;

 -  работа по сбору интересного материала  об истории исчезнувших хуторов нашего сельского поселения, известных жителях села, участниках ВОВ.

  Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.

  В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:

 1) Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками: правильно цитировать текст и делать ссылку на источник, аннотировать прочитанное, пользоваться указателями, справочной литературой, каталогами, грамотно оформлять список использованной литературы.

 2) Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор материала, его систематизация, анализ, иногда и реставрация. Учащиеся овладевают элементами методики научного исследования.

 3) Составление родословной.

 Учащиеся участвуют в конференциях, в конкурсах исследовательских работ,   пишут сочинения и стихотворения по патриотической тематике.  Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в районной конференции «Эврика», выступая с исследовательскими работами по краеведению. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.

     Также большая роль в моей работе при изучении истории родного края отводится  использованию программированного метода обучения  Применение ИКТ на уроках истории и обществознания является необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование   позволяет решать такие важные задачи, как:

- усиление деятельностного характера  исторического и обществоведческого образования;

- совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания, обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;

- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;

  - более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:

- перенос собранного материала на  электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),

- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию,

-создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов по истории.  

    Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубока и неоднозначна по своей сути. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И своей задаче, как  учителя, считаю важной,  вывести это чувство на первый план.

      Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям.  Возникает желание помочь, понять, защитить. Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...

Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка

В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...

Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.

Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...

Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»

За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими...

Проблемы формирования культуры как базовой национальной ценности учащихся гимназии в современных условиях

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющи...

Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...

Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием

Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием. Фундаментальное ядро общего образования ФГОС открывается главой &laq...