Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием
методическая разработка по литературе

Краснова Ирина Николаевна

Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием.

 

Фундаментальное ядро общего образования ФГОС открывается главой «Базовые национальные ценности», которая начинается словами: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Отметим, что первым в этом ряду стоит определение «нравственный». В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Самарской области «Центр образования Самарской области». Отделение №2

Доклад 

«Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием»

Подготовила:

Краснова И. Н.,

учитель русского языка

и литературы

                                                          Самара 2020г.

Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием.

Фундаментальное ядро общего образования ФГОС открывается главой «Базовые национальные ценности», которая начинается словами: «Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Отметим, что первым в этом ряду стоит определение «нравственный». В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

Ценности – это некие лично и добровольно  осознанные или неосознанно выбранные нравственные аксиомы, идеалы, признаваемее культурным сообществом, которые исповедуют и которыми руководствуются в своих поступках, действиях, оценках, решениях. Ключевыми здесь являются слова «лично», «добровольно», «выбранные», т.е. эти ценности должны быть личностно значимыми, осознанными и добровольно выбранными. Их формирование должно происходить не «извне», а «изнутри». А ведь литература трижды личностна.    Художественное произведение рассказывает о человеке; оно написано человеком, и оно воспринимается читателем личностно, сквозь призму его жизненного опыта, судьбы, культуры, читательского опыта.  Только литература изучается с первого до последнего класса, а ее изучение имеет уникальную методическую традицию, связанную в первую очередь с формированием ценностной сферы личности.

Формирование ценностей (как личный, добровольный выбор учащихся) при обращении к произведениям литературы возможно  лишь  при  искренней  заинтересованности  и   «доверии» школьника к книге, желании думать о произведении, рассуждать о героях и авторе, а это возможно только в том случае, если содержание литературных произведений будет восприниматься ими как личностно значимое, жизненно важное.

        Передача ценностей может происходить только в процессе общения, когда отношения ученика и учителя строятся как субъект- субъектные. Цель и смысл такого общения- «не прием, понимание, усвоение отправляемого послания, а определенное истолкование, осмысление, оценка»(Л.С.Айзерман) прочитанного, изученного. Ученик ищет личностный смысл прочитанного.

        Формирование ценностей на уроках литературы начинается с изучения биографического материала, где в центр внимания ставятся ценности жизни, исповедуемые и защищаемые писателем.

     Освоение биографии писателя особенно ценится учениками «за правду жизни, добытую ими самими». Такой поход позволяет «преломить» изучение биографии через личность ученика, его интересы,  ценностные ориентации.

      Когда начинаю изучать творчество поэтов и писателей, с которыми учащиеся должны были знакомы в классах 7-8,  провожу  опрос, задав , в частности, вопрос: «Какие произведения писателя, факты его биографии, черты личности особенно привлекают вас?» Опрос  обычно показывает, что представление о неповторимости судьбы, личности писателя в сознании школьников зачастую подменяется голыми фактами, стереотипом. Учащиеся мало знают о писателе и, конечно, личностного освоения художественных ценностей ранее  не произошло.

               А оно необходимо для усиления «человековедческого аспекта курса литературы» (Т.Г.Браже). Он появляется, в частности , при целенаправленном создании установки на осознание учениками сопричастности писателю, открытие его для себя , на определение значения встречи с ним. Если это происходит, то можно говорить, что диалог с писателем состоялся.  Как писал М.Бубер, «всякая действительная жизнь есть встреча». Диалог с писателем, со значимым другим, общение  с «мысленным собеседником» ведут читателя к самопознанию , самосовершенствованию , обогащению его внутреннего мира через постижение ценностей , которые он утверждает.

     Решение мировоззренческой задачи  «постижения Ценности» при освоении биографии писателя побуждает обратить особое внимание на документальные источники: дневники, письма, автобиографии, публицистику писателя, мемуарную литературу. Они проникнуты живым чувством , переживанием и потому способны вызывать эмоциональный отклик.

   Предлагаемые учащимся конкретные документальные источники рассказывают о духовном составлении писателя, о его жизненном пути, судьбе, что актуально для наших учеников, когда ученик открывает строки, словно «написанные для него». По моим наблюдениям , чаще это свидетельства, связанные с поиском человеком своего места в жизни, жизненным выбором , самореализацией , с формированием представления о добре и зле, вере, свободе, о взаимоотношениях личности и общества. Например,  «правила жизни» юного Льва Толстого или фрагменты его «Исповеди»  цитируется  на уроке как подтверждение жизненных исканий писателя,  а для старшеклассников как источник их ценностного самоопределения.

Формирование базовых ценностей на уроках, посвященных изучению жизни писателя, происходит при 

  1. Осмыслении  жизненной и творческой позиции писателя, вкрапление своего отношения к ней.
    Чей жизненный и творческий выбор Вам ближе - Фета или Некрасова: быть "над схваткой" или идти "в огонь"?
    Какие черты характера, качества личности писателя особенно импонируют Вам?


    2)  Выражение учащимися собственного отношения к оценочному высказыванию о писателе.
    Согласны ли вы с оценкой А.С.Пушкина, считавшего Грибоедова "человеком необыкновенным"? Приведите аргументы, опираясь на материалы учебника.
    Разделяете ли вы мнение литературоведа Ю.М.Лотмана: "Пушкин мне видится победителем, счастливцем, а не мучеником"?


    3) Подбор из высказываний писателя наиболее близких учащимся и теоретическое их осмысление.
    Составление собрания мыслей, афоризмов, крылатых слов и выражений писателя для читательского дневника. 
    "Чтобы жить честно, надо..." - продолжите предложение. В ходе урока откроем, что значило для Л.Н.Толстого "жить честно".
  1. Выполнение творческих работ (диалог с писателем), направленных на оценку нравственных представлений, отраженных в его письмах, дневниках, публицистике.
    Неоднократно, в разные годы, в целях самосовершенствования Л.Н.Толстой пытался сформулировать для себя правила жизни. Впервые он сделал это на страницах юношеского дневника в 1847 году. Прочитайте эти правила (отксерокопированный текст), ответьте на вопросы:
    - Какие правила жизни (мысли) Л.Толстого Вам близки?
    - С какими суждениями Вы не можете согласиться?
    - Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у Вас?
    Заполните читательский дневник: Правило жизни (мысль, суждение)

    А. П. Чехов сформулировал кодекс воспитанности, который он адресовал брату Николаю, глубоко страдая от сознания того, что способный, талантливый человек губит себя из-за недостатка силы воли и воспитания. Прочитайте это письмо. Какие суждения писателя для Вас особенно ценны? Современны ли они?

Следующий шаг в формировании ценностей - анализ художественного произведения.

По своей направленности и содержанию такой анализ художественного произведения в старших классах является ценностно-смысловым анализом. В процессе его осуществляется «движение к центру» - смысловому ядру художественного произведения и одновременно к центру собственного существования. Смысл будет выступать в роли ценности и наоборот, если он будет открыт в тексте именно как ценность и, будучи воплощенный в различных художественных средствах, будет не просто извлечён, а построен в ходе анализа и выражен через рефлексию. Степень и глубина проникновения в смысл художественного произведения во многом зависят от того, как будут активизированы мыслительные усилия читателя в процессе рефлексирования. Рефлексия при этом будет воплощаться в сознании личности в качестве одного из инструментов морального выбора, как одна из составляющих деятельности поведения, входящего в структуру поступка.  Литература обладает поистине уникальными возможностями в изображении внутреннего мира человека, в воспроизведении его эмоций, чувств, мыслей, намерений, их уникального, порой самого неожиданного переплетения. Освоение и воссоздание внутреннего мира человека в литературе связано, прежде всего, с таким явлением как психологизм. Человеческое поведение объяснить нельзя, но его можно понять, анализируя внутренние силы, движущие человеком. В поле нашего зрения – разные способы и приёмы изображения психологизма: авторский психологический анализ, несобственно-прямая речь, образы памяти и воображения героя, названия того или иного психологического процесса или состояния, различные реакции героя на окружающее, например, обострённое восприятие вещей, то есть то впечатление, которое герой получает от окружающей бытовой обстановки или явлений природы. Все эти «личностные черты» имеют характер личностных смыслов и представляют мироощущение человека, которое можно определить как духовную общность, общность чувственной установки в отношении реального мира. Поэтому важно, чтобы учащийся научился постепенно усматривать за чувствами и переживаниями героя «смыслы души». Отсюда - прямая дорога к ценностным решениям. Для формирования базовых ценностей на уроках литературы важен проблемный подход, культурологическая направленность, личностно- ориентированное обучение. которые способны помочь процессам вхождения в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации личности учащихся.

Проблемное обучение – это обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей.

Процесс формирования человека и его ценностей можно представить в виде трех звеньев.

«Исходное – освоение норм-образцов, становление пространства жизни – процесс социализации человека.

Второе звено – развитие личности, освоение разных способов мышления и способов деятельности, проектирование новых форм социальной жизни.

Третье звено – складывание своего образа, проживание своей личной истории, вхождение в культуру через культурные контексты, освоение ее знаков, символов, типов сознания.»(Доманский В.А.)

Есть несколько способов организации вариантов проблемных уроков.

    Урок версионного характера – путём проблемного изложения создаются проблемные ситуации на основе познавательных задач, содержащих противоречивые точки зрения по изучаемому материалу, проблема решается с помощью дискуссии с помощью логических аргументов.

Урок сравнительно-обобщающего характера – на статистических материалах, не дающих однозначных выводов, создаются проблемные ситуации сравнительно-обобщающего вида; проблемы решаются в ходе самостоятельного анализа и письменного отчёта.

      Урок с включением морально-этической проблемы – даётся предварительное задание (на дом или на уроке); в ходе проблемного изложения учащиеся сталкиваются с различными точками зрения на морально-этические вопросы, отражающими отношения людей к общественным явлениям; проблемы решаются путём индивидуального анализа жизненного опыта учащихся и психологических аргументов (чувств учащихся) в ходе дискуссии.

     Урок сознательного применения диалектического метода к анализу конкретных явлений (повторительно-обобщающий урок) – учитель даёт задания по текстам; проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимости применить общие законы развития к объяснению конкретных явлений и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем – под руководством учителя коллективный анализ выполненных работ.

Один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «богоискательство», «праведничество», «построение души» рассматриваются на уроках, посвященных творчеству самобытного русского писателя Н.С. Лескова.

На примере судьбы героя «Очарованного странника» Ивана Флягина мы исследуем понятия «праведничество», «странничество», поиск смысла жизни, выявляем черты русского национального характера. Анализируя текст повести, находим связь с такими жанрами русской литературы, как: сказ, хождение, жития, древнерусской «Повестью о Горе-Злосчастии».

На уроке создаётся проблемная ситуация: можно ли считать главного героя высоко нравственным человеком и почему автор определил своего любимого героя в праведники. В ходе урока учащиеся пытаются дать ответы на сложные нравственные вопросы:

  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • В чём жизненное предназначение каждого из нас?
  • Можно ли простить самые страшные человеческие поступки?
  • Какую ответственность несёт человек перед Богом и совестью за свою жизнь?

 Размышляя над эволюцией героя «Очарованного странника», учащиеся вслед за писателем делают вывод, что путь спасения души – это путь через грехи, затем смирение и покаяние к духовному и нравственному преображению. Обобщая изученное на уроке, ученики называют черты русского национального характера: широту души, цельность натуры, богатую одарённость, жизненную стойкость, любовь к Родине и людям, веру в Бога, в то же время неоднозначность, непредсказуемость, стихийность.

На уроке отмечаем, что в отечественной литературе образ русского человека был наиболее полно воплощён в творчестве Н.С. Лескова, а в русской живописи образ России, русской природы воплотился в творчестве художника Исаака Левитана, поэтому в качестве иллюстраций рассматриваются репродукции картин этого мастера.

На уроках в старших классах я рассматриваю проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, ученики исследуют самую великую духовную ценность в жизни человека – чувство любви. Урок по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» я назвала: «Любовь должна быть…». Анализируя художественный текст, определяя позицию автора, раскрывая роль деталей в произведении, ученики выявляют типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-дружба, любовь-подчинение, любовь-приключение, любовь-зависимость, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование.

Отвечая на проблемный вопрос: «Обогащает или обедняет жизнь героя любовь?», ребята приходят к выводу, что любовь для главного героя Желткова расширяется до размеров целого мира и в своём чувстве он нравственно возвышается, становится великим. Такая любовь преображает душу, изменяет нравственно, что мы видим на примере главной героини.

Анализируя пьесу М. Горького «На дне», ученики обсуждают проблемы правды и лжи в жизни человека, веры в Бога и человека, его способности. На учебном занятии возникает проблемная ситуация: что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

Сегодня проблема ценностей становятся ведущими в преподавании литературы.

Изучая роман Гончарова « Обломов», ставим цель: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

Размышляя на уроке над вопросом" Чем же интересен для нас образ главного героя романа ?", приходим к выводу, что жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить.

  • Как нужно  или" как хочу ?
  • В какой мере пагубно насилие над человеческой личностью ( даже с установкой  «во благо» ).
  • Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от неё, не съёживался от прикосновений ?
  • В чем залог полноценного, деятельного бытия?
  •  Или жизнь и угасание Обломова- это допустимый, возможный, законный её вариант?

Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства, заставляет задуматься о ценностях жизни.

Изучая роман" Война и мир ", проникаем в диалектику сложного, противоречивого характера главных героев, определяем пути духовных исканий А. Болконского и П. Безухова. В работе над романом выясняем, что для Л. Н. Толстого семья - понятие высшего морально - нравственного уровня. Думаем над вопросом:

« Почему автор привел Н.Ростову к материнству?» И находим ответ, используя свои представления о ценности семьи, что женщина мать, как и семейный очаг, - это высшие ценности для  Толстого (это подтверждается фактами биографии писателя - С. А. Толстая родила 13 детей)

Постигая мировоззрение писателя, проникая в мир морально-нравственных ценностей, мы постигаем великие истины.

Моих учеников интересует одна из важнейших ценностей нашей жизни – проблема свободы (свобода и несвобода), ценность свободы.

Из  уроков по творчеству Толстого  в этом плане большое  значение оказывает тема  «Мысль о границах свободы и независимости».    На примере романа" Война и мир" можно эту тему перевести на современную трактовку. На уроке, где проводился анализ эпизода «

Пьер в плену», учащиеся познакомились с философией квиентизма. Пьер, наблюдая за страшной картиной расстрела, задается вопросом:  «Да кто же это делает наконец ? .. Кто же, кто же ?»

        Картина душевного состояния Пьера после расстрела напоминает катастрофические ситуации, знакомые по литературе 20 века. Вся сцена призвана была показать, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него. Квиентизм выражает толстовскую мысль о том, что правда - в отказе от своего "я" и

в полном подчинении судьбе. А как воспринимают эту философию учащиеся ? Если признать эту философию истинной, тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире. Но жизнь отвергает эту философию.

Свобода, найденная в плену, где нет выбора, не решает проблемы в миру, где выбор широк и поэтому неразрешимо труден. «Человек

 должен определить границы своей свободы,» - говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в а в нем самом.

       Постигая внутренний мир героя Л.Н.Толстого с помощью определения ценностей, учащиеся постепенно поймут, что всё в жизни зависит от самого человека, от того, как он будет совершенствовать свою душу. Это – глубокое убеждение и самого писателя, высказанное им в его раздумьях о человеке: «Нам кажется, что самая главная на свете работа – это работа на чем-то видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей душой, над чем-то невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать, а можно не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем, чтобы делаться с каждым днём лучше и добрее, только это работа настоящая, а все остальные работы, видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная работа над душой»

       Это очень важный воспитательный момент, когда наши учащиеся не могут ценить жизнь и не умеют пользоваться свободой в рамках дозволенного по морально - этическим понятиям.

             Изучая творчество Ф. М. Достоевского, приобщаем учащихся к духовным ценностям через творчество писателя. В самом начале романа о Раскольникове, пришедшем к старухе-процентщице сказано, что ему «идти больше некуда» некуда». Потом Раскольников услышит страшные слова  Мармеладова: «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же, чтобы каждому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Вспоминаем , что и Катерина Ивановна пошла за Мармеладова, «плача и рыдая и руки ломая – пошла. Ибо некуда было идти. Понимаете ли вы, милостливый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»

Это некуда и есть художественное пространство романа. Действие его происходит в большом городе , а идти некуда. «Дойдёшь до такой черты, - скажет Раскольников, - что не переступишь её – несчастна будешь, а переступишь – может . ещё несчастье будешь». Все эти цитаты мы записываем в тетрадь.

Вырваться из этого некуда, из этой безнадёжности, избавиться от всех углов и стремится Раскольников. И само по себе это решение понятно и не может быть оправданно.

       Человек должен быть свободным. В этом у Достоевского не было сомнений. Но его пугала опасность своеволия и вседозволенность. С одной стороны, человек, которому некуда пойти. С другой – «настоящий властелин», которому всё разрешается. Некуда или всё дозволено – такова трагическая альтернатива романа. Ужасно, когда ему ничего не позволено, но ужасно, когда позволено всё.

              Об этом читаем у Д.Мережковского: «На опыте желает он “испробовать”  последнюю сущность того, что люди называют «злом» и «добром», желает узнать последние пределы человеческой свободы. И он узнал их. Но выводы опыта превзошли ожидания: он думал, что человек свободен; но всё-таки не думал, что человек до такой степень свободен. Этой-то беспредельности свободы и не вынес он: она раздавила его больше , чем вся тяжесть карающего закона».

     Изучая роман И. С. Тургенева  «Отцы и дети», показателен в воспитании ценностей урок, проведенный по теме" Чти отца твоего и матерь твою ... " ( Базаров и его родители ).

       На уроке использовалась репродукция картины Перова " Старики на могиле сына». Проводилась мысль, что ненормально то, что родители оплакивают своего сына, а не он приносит цветы к месту их успокоения, но в этом есть жизненная правда. Та правда, которую, следуя законам жизни, не смог выразить в своем романе И.С.Тургенев. На уроке акцентировалось, что роман Тургенева, говоря о Базарове, следует логике одной из важнейших для человека истин - об отношении к старшим, Это сверхидея романа. После вопросов - ответов по тексту произведения выясняем, что Базаров бросил вызов Богу, судьбе, медицине, над которой смеётся, а не преклоняется. Снобизм несостоявшегося лекаря, его высокомерные насмешки над стариком - отцом сыграли злую шутку. Базаров нарушает заповеди Божьи ( всего 10  заповедей ). Кумир Базарова - его рассудок, его желание подвергнуть сомнению, все проверить умом. Вот некоторые примеры нарушения заповедей: 7 заповедь: " Не прелюбы сотвори" ( Чего греха таить, Базаров эти "прелюбы" считал едва ли не единственным "материальным" вариантом отношения полов ( высказывания о женщине ). 2-я заповедь: " Возлюби ближнего как самого себя" ( Базаров любил только себя ). 5-я заповедь: « Почитай родителей своих» ( Базаров не почитал и был обречен на смерть в самом начале жизни.) Каждый человек волен выбирать: соблюдать эти 10 заповедей или нет.

Но суть заповедей в том, что лежат они в основе жизни, логика которой такова: если мы уважаем своих родителей сердцем, любим, прислушиваемся к их мнению, руководствуемся их жизненным опытом, то и жизнь наша будет счастливой, гармоничной.  Жизнь бесконечна, заповеди едины.

Из программы по современной литературе большое воспитательное значение имеет роман В.Г.Распутина «Живи и помни». Зная своих учеников, могу сказать, что добрые чувства есть в каждом человеке: доброта врожденна. Если трудолюбие и другие качества характера надо воспитать, то доброту достаточно пробудить. Мотив милосердия нужен для очеловечивания наших учащихся.

                  Эта повесть « по – достоевски»  психологическая, читается в один присест, волнует, вызывает раздумья. После небольшого анализа задается вопрос: "Имеют ли моральное право на жизнь главные герои повести ?"

             Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить характер Андрея Гуськова:  

  • С какими мыслями и чувствами Гуськов покидает деревню и отправляется на фронт?
  • Как он проявляет себя на фронте?
  • Какая мысль зарождается у героя под конец войны?  

              Осмыслению характера Настены помогают другие вопросы. За вопросами, ответами, обобщениями стоит поиск истинных ценностей, нравственных истин. А ведь хорошо известно: нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь.

               Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. На первом плане деятельности школьников на данном этапе становятся психологический анализ произведения, дискуссии по его нравственным проблемам и литературное творчество ребят, связанное с проявлением собственной оценки произведения. Основной задачей становится актуализация нравственной проблематики литературного произведения.      Читательская интерпретация сопоставляется с научным истолкованием данного произведения и с художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино. В результате происходит включение учащихся в ситуацию выбора ценностей, их осмысление. Вырабатывается нравственно-мотивированное отношение в оценке и самооценке действий, поступков ученика, происходит вовлечение в культурное творчество, происходит культурная самоидентификация, вхождение в мир национальной и мировой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...

Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка

В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...

Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.

Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...

Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»

За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими...

«Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества является воспитание,  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,...

«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)

     Решение задач воспитания и социализация школьников  в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...

Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического образования

Из опыта работы "Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования"...