Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»
статья по физкультуре на тему

За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими людьми объектов их социальной ориентации, идентификации. Следствием такой модернизации современного российского общества является кризис идентичности, обострение проблем национально-культурной идентичности и национального самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_bazovyh_natsionalnyh_tsennostey.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»

  1. За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими людьми объектов их социальной ориентации, идентификации. Следствием такой модернизации современного российского общества является кризис идентичности, обострение проблем национально-культурной идентичности и национального самосознания. В таких условиях возникает попытка найти референтную группу, дающую возможность для самоидентификации личности и ее ориентации в обществе, и чаще всего ее находят в своем этносе, в нации, в культуре. Помочь найти такую позитивную референтную группу для обучающегося должен каждый педагог. Поэтому вопросы гражданского воспитания были, есть и будут самыми важнейшими в педагогической деятельности. Бытует мнение, что тренер-преподаватель спортивных дисциплин отдалён от гражданско-патриотического воспитания. Но это не так. Роль тренера наоборот очень значительна. В процессе активных занятий спортом формируются такие качества, как ответственность, аккуратность, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Наличие данных качеств у человека обеспечивает уважительное отношение к труду, а значит, и формируют базовую национальную ценность «труд и творчество».

  1. Реализовать направление гражданского воспитания в условиях спортивной секции помогает и педагогическая идея: «Популяризация олимпийского движения в активной спортивной деятельности». Более важное значение привитие физической культуры приобретает в детском возрасте, когда ребёнок с самого раннего возраста приучается постоянно работать над своим телом и формировать спортивный характер.

Включение детей в олимпийское движение обеспечивает системный подход и обуславливает духовно-нравственную основу воспитательной работы. Дети не только становятся участниками многовековой традиции, но и имеют позитивные ориентиры и конкретные примеры спортивных достижений. Знакомство с биографией великих спортсменов позволяет проиллюстрировать реализацию ценностных установок в реальной жизни, показать идентичность известных людей и найденную ими референтную группу.

  1. Многолетняя спортивная подготовка юных тяжелоатлетов направлена не только на достижение высоких спортивных результатов. Ее цель значительно шире. Современный труд тренера-преподавателя и юного спортсмена должен привести прежде всего к воспитанию высоких моральных и волевых качеств.

      Спортивные тренировки и участие в соревнованиях уже сами по себе воспитывают нужные черты спортивного характера. Для воспитания нравственных качеств воспитательная работа с юными тяжелоатлетами должна проводиться систематически и целенаправленно на всех этапах многолетней спортивной подготовки – от новичка до спортсмена высокого класса. В процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов тренеру необходимо последовательно и целенаправленно воспитывать у своих учеников высокое чувство патриотизма, любви к нашей великой Родине, преданности своему коллективу, где они тренируются, спортивному обществу, селу.  Огромное значение в воспитательной работе с подростками имеет личный пример тренера. Юный спортсмен хочет видеть в своем тренере не только сильного человека, образованного, хорошо знающего свое дело специалиста, но и выдержанного, культурного человека, готового помочь своему воспитаннику в любой ситуации не только на тренировке, но и вне ее.

  1. Тяжелая атлетика - индивидуальный и специфический вид спорта. Она не так эмоциональна, зрелищна как, например, спортивные игры, борьба, бокс. Поэтому для подростков он менее привлекателен. Многие родители, а часто и сами ребята почему-то думают, что занятия тяжелой атлетикой тормозят рост, отрицательно влияют на деятельность сердечнососудистой системы, ухудшают зрение и т.п. при этом от незнания об этом виде спорта глубоко заблуждаются.

При правильном и грамотном подходе к занятиям тяжелой атлетикой, в которой значительное место отведено общей физической подготовке не приводит к развитию плоскостопия, торможению роста, искривлению позвоночника и неправильному развитию всех частей тела. Во время занятий тяжелой атлетикой происходит специфическое изменение скелета, не присущее другим видам спорта, развивается сила, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Активная мышечная деятельность в подростковом возрасте оказывает благоприятное влияние на совершенствование вегетативных функций.

Идентификации:

 идентичный – тождественность, вполне сходный. (схожести национальной культуры (национального самосознания));

референтную группу – группа консультантов, докладчиков по определенным вопросам, связанные с национальной культурой.

  1. Умение тренера привлечь детей и подростков к занятиям тяжелой атлетикой, вызвать у них интерес очень важно. Занятия необходимо строить интересно, эмоционально, в каждую тренировку вводить элементы новизны: максимальное использование снарядов, механизмов, аппаратов, имеющихся в зале; упражнения для развития определенных групп мышц; включение спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...

Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка

В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...

Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.

Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...

Проблемы формирования культуры как базовой национальной ценности учащихся гимназии в современных условиях

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющи...

«Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества является воспитание,  социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,...

«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)

     Решение задач воспитания и социализация школьников  в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...

Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...