Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур
статья по русскому языку на тему

Аскерханова Аида Магомедгусейновна

     Основными правилами успешной проектной деятельности  для учащихся являются:

1.     Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.

2.     Группы не соревнуются, а обмениваются информацией.

3.     Все участники проекта должны получать удовольствие от общения друг с другом и от совместной исследовательской работы.

4.     Все  участники проекта должны вносить свой вклад в общее дело.

5.     Ответственность  за конечный  результат несут все участники проекта.

     В учебной деятельности необходимо  дать каждому ученику возможность  соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, артиста, зрителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Аскерханова А.М.

Учебный проект как эффективная форма формирования личностных

качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при  изучении языков и литератур

     Перемены, происходящие в современом обществе, требуют  ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения  целей  образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В  связи с этим приоритетным направлением  в образовании становится  обеспечение  развивающего потенциала ФГОС второго поколения.

     Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится  на системно-деятельностном подходе. Современной  школе  предстоит  отойти от традиционной  передачи готового  знания от учителя ученику.  Одной из главных задач  педагога  становится  включение самого ученика в учебную деятельность, организования процесса  самостоятельного  овладения детьми нового знания, применения  полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. С этой целью в последнее время в образовательный процесс  активно внедряется метод проектов.

     Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная  на применение фактических знаний  и приобретение  новых  путем самообразования. На протяжении  всего периода работы  над проектом учащиеся  осваивают  коммуникативные действия: организация и планирование  учебного  сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение работать  в группах,  общение и взаимодействие  со сверстниками  по совместной деятельности, умение разрешать конфликты. Ученик, получивший в школе  исследовательские навыки ориентирования в потоке  информации, научившийся  анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, будет  легко адаптироваться в дальнейшей жизни,  правильно выберет будущую профессию[4,С.143].  

     Этот  метод  привлекателен как для учителя, так и для учеников:

- проект разрабатывается по совместной  инициативе  учеников и учителя;

- работа по проекту является исследовательской, моделируя настоящую научную деятельность;

-проект имеет педагогическое  значение: ученики самостоятельно приобретают знания, развивают свои мыслительные  способности, овладевают необходимыми способами решения проблем, выстраивают взаимоотношения;

-проект  заранее спланирован, но вместе с тем допускает и изменения  в ходе работы;

-проект позволяет постепенно двигаться к цели.

     Мы, учителя русского языка и литературы, используя на уроках  метод проектов, ставим следующие цели  [1,С.5-10]:

     образовательные  – развивать в учениках языковую  рефлексию, продумывать  работу  с учениками так, чтобы они задумывались над тем, как мы говорим, почему мы так говорим, как эти знания использовать в дальнейшем. Ученики, работая над своей темой, учатся собирать языковой материал, анализировать его, делать выводы, читать специальную литературу, осваивать терминологию, то есть приобщаться к культуре исследования и углублять свои знания в лингвистике, а также и в других областях   гуманитарной науки;

     воспитательные – воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное,  доброжелательное отношение к суждениям других учеников, нести личную ответственность за выполнение коллективной работы и т.п.;

     развивающие – развивать умение работать  самостоятельно со специальной дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию, развивать интерес к различным источникам знаний, развивать творческие способности учеников, умение предъявить свою работу другим и т.п.

     К основным этапам  проектной деятельности  относятся:

     поисковый – определение тематического поля и темы проекта; поиск и анализ  проблемы; выдвижение гипотезы проекта; постановка цели проекта; обсуждение методов исследования;

    аналитический – анализ имеющейся информации; поиск оптимального способа достижения цели проекта; построение  алгоритма деятельности; пошаговое планирование работы;

     практический – самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого участника группы; промежуточное обсуждение  полученных данных;

     презентационный – оформление конечных результатов; подготовка и проведение презентации, защиты проекта;

     контрольный – анализ результатов; корректировка; оценка качества проекта; внетренняя оценка работы каждого участника группы, внешняя оценка работы групп[1,С.5-10].

     Используя метод проектов на уроках русского языка, родного языка  и литературы,  мы стремимся повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся. Поэтому  приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. На уроках создаем  проблемно – мотивационную среду на уроке разными формами: дискуссией, «мозговым штурмом», организацией «круглого  стола», групповой работой, ролевыми играми [2,С.12].

     Гуманитарные науки  – это плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя русского языка  и литературы часто  сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие  читательского интереса среди учащихся, отсутствие навыка анализа и обобщения.

     Поэтому во время работы над проектом могут  возникнуть такие проблемные ситуации:

     - ученики не знают способов решения поставленной задачи, не  могут ответить на  «проблемный» вопрос, дать объяснение  новому факту в учебной ситуации;

    - ученики не умеют использовать ранее усвоенные  знания в новых практических условиях;

     - ученики не владеют теоретическими знаниями для объяснения выполненного учебного задания[5,С.33-34].

     Интересная  работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

     Основными правилами успешной проектной деятельности  для учащихся являются:

  1. Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.
  2. Группы не соревнуются, а обмениваются информацией.
  3. Все участники проекта должны получать удовольствие от общения друг с другом и от совместной исследовательской работы.
  4. Все  участники проекта должны вносить свой вклад в общее дело.
  5. Ответственность  за конечный  результат несут все участники проекта.

     В учебной деятельности необходимо  дать каждому ученику возможность  соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, артиста, зрителя.

Список использованной литературы

1.Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: метод. реком. для педагогов и учещихся // Завуч для администрации школ.-2009.- №5. С.4-30.

2.Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации  исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника.-2009.-№3.

3.Расулов М.А. Голос  профсоюза образования.-2015. -№4

4.Расулов М.А. Организация  проектной деятельности учащихся с учетом реализации требований ФГОС второго поколения  // Махачкала.-2013

5.Якименко Р.В. Проектная деятельность по литературе: организация работы по созданию поэтического сборника // Москва.-2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

Формирование личностных качеств учащихся

Формирование личностных качеств учащихся...

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"

Статья "Формирование духовного здоровья учащихся коррекционной школы через потенциал уроков русского языка и литературы в свете ФГОС"...

Методы, средства и формы организации обучения, наиболее эффективно стимулирующих развитие личностных качеств учащихся в свете реализации ФГОС (на примере предмета биологии).

Для преодоления ряда противоречий, в настоящее время имеющих ме­сто в школьном образовательном процессе в целом и в частности в обучении биологии, необходим переход на новые методики, техноло­...

Отчет по самообразованию Формирование нравственных качеств личности на основе общих человеческих ценностей

                               В наше время перед любым педагогом  встаёт ряд проблем, касающихся процесса в...

Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству с целью формирования личностных качеств учащихся

Сегодня одной из педагогических задач является внедрение в учебный процесс таких приёмов и методов, которые помогут детям не только приобрести определенные знания, навыки и умения в определенной сфере...