«Формирование у обучающихся базовых ценностей российского общества в соответствии с инклюзивными принципами посредством добровольческой деятельности школьной волонтерской площадки «Созидатели»
статья

Рубцова Елена Николаевна

В стате автор раскрывает принципы организации инклюзивного образования в образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_inklyuzivnye_printsipy.docx94.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у обучающихся базовых ценностей российского общества
в соответствии с инклюзивными принципами
посредством добровольческой деятельности
школьной волонтерской площадки «Созидатели»

Е.Н. Рубцова,
директор МБОУ «СОШ № 8»,
город Нефтеюганск

Девиз всех наших дел «Мы вместе!»

Традиционные источники нравственности – это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

 патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

 гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

 человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

 традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

 природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Эти базовые ценности легли в основу уклада МБОУ «СОШ №8» города Нефтеюганска. «Школа – страна неравнодушия!» – лозунг, который компактно вбирает в себя ключевые идеи миссии школы.

Миссия школы раскрывается в эмблеме. эмблема1.png

Автор эмблемы – выпускница школы 2018 года Живилова Мария (на сегодняшний день обучается в Сургутском педагогическом институте с твердым желанием вернуться в нашу школу педагогом).

Книга: символ уникального достижения человеческой культуры, кладезь мудрости, сокровищница знаний, светоч учения и просвещения.

Три фигурки детей с особыми образовательными потребностями, устремляющиеся вверх, демонстрируют желание достичь успеха.

Фигура выпускника школы, старшего школьника, направляет и поддерживает младших школьников. Причастность его к добровольческому движению обозначена символом волонтеров школы «Созидатели» – сердце.

Забота, бережное отношение взрослых – педагогов и родителей – обозначена парой рук, повторяющих линии сердца и открытых в сторону устремляющихся детских фигур.

В 2002 году по инициативе директора Дерновой Елены Николаевны в школе был открыт класс для позднооглохших учащихся и был сформирован Центр дистанционного обучения. Так начался наш путь к инклюзивной школе. Параллельно решались важные направления:

  1. Доступная среда. Например, на основе NFC-технологий и мобильных приложений разработана модель интеллектуальной инфраструктуры доступной среды нашей школы, расширяющей возможности восприятия учащихся с ограниченными возможностями здоровья, дополняющей сведения об окружении и улучшающей восприятие информации.
  2. Повышение квалификации педагогов: 100% педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по работе с учащимися ОВЗ
  3. Коррекция программы развития школы и содержания основных образовательных программ. В Школе реализуются адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:
  • Для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
  • Для слепых и слабовидящих обучающихся.
  • Реализуются индивидуальные учебные планы для учащихся, обучающихся на дому в том числе с использованием дистанционных технологий.
  • Разработаны адаптированные рабочие программы по образовательным областям на каждого учащегося, обучающихся в общеобразовательных классах инклюзивно.

Что же такого особенного мы делаем? Хотя, для нас это не является особенным, это наша работа, наша жизнь…

Все 100% учащихся с ОВЗ получают психолого-педагогическую помощь, которая носит адресный характер в соответствии с возрастными особенностями и возникающими трудностями в обучении и воспитании учащихся, с учётом формирования компонента «жизненная компетенции, ориентированного на будущие потребности, с учётом мнения родителей (законных представителей) осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностическое направление (методика Л.Я.Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в 1-11 классах»);
  • коррекционно-развивающие занятия «Уроки психологического развития» (Н.П.Локалова, 1-7 классы), «Снижение тревожности у подростков «Познай себя», (7-11 классы), «Психологическая подготовка учащихся выпускных классов к сдаче ЕГЭ «Лицом к лицу с экзаменом» (9-11 классы);
  • психологическое консультирование для всех участников образовательных отношений
  • помощь в профориентации (информирование о востребованных профессиях, образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования;
  • сотрудничество с Нефтеюганским центром занятости населения, отделом по труду социальной защиты населения, учебными заведения города и округа.

Учащиеся с ОВЗ не только активно участвуют, но и побеждают, становятся лауреатами международного, федерального и регионального уровней, получают гранты Главы Города. Портреты ребят размещены на доске почета «Молодежь – гордость Нефтеюганска».

В 2008 году в школе была создана волонтерская площадка «Созидатели». Однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле.

Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей. Волонтерство – это всегда новый опыт и практика! Это возможность получить знания и навыки в команде единомышленников!

Сфера деятельности добровольцев в школе широка:

  • патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
  • событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
  • социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
  • инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
  • культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
  • профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
  • экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем).

Формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийского автономного округа, в соответствии с инклюзивными принципами позволило получить высокую внешнюю оценку:

  • В 2015 году школа стала победителем в конкурсе на грант Губернатора.
  • С 2017 года школа имеет статус Опорного образовательного центра, обеспечивающий работу с детьми, имеющими особенности развития.
  • В 2018 году наша школа, в числе других школ города, принимала делегацию образовательных организаций г. Москвы в рамках проекта «Школы России – партнеры Москвы».
  • В 2018 году школа стала лауреатом V Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...

Система работы учителя по формированию у обучаемых базовых национальных ценностей российского общества

Тема: «Формирование творческой личности черезуроки  изобразительного искусства»...

Формирование представлений обучающихся о ценностях семейной культуры во внеурочной деятельности и на уроках технологии

Задача современной школы – укрепить чувство сопричастности ребенка с семьей, раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека...

Проблема формирования позитивного образа учителя в российском обществе

Профессия учитель в современной России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Образ учителя перестал быть эталоном безупречности и интеллигентности. Каковы предпосылки и как можно...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся с умствен...

Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения

Рассматриваются  варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения....