Программа воспитания и социализации 7-8кл
материал (7 класс) на тему

Балданова Туяна Цыбановна
  1. Паспорт программы

Наименование программы

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШКОЛА УСПЕХА» 7-8 КЛАССА МБОУ «Удинская СОШ»

Адресат (для кого, количество участников, география участников)

1. Подростки от 13 до 15;

2. Педагогический коллектив

 3. Родители

4. Социум

Нормативно - правовое обеспечение Программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02). 
  • ФГОС, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.10. №1897

Заказчик, координатор

 Администрация МБОУ «Удинская СОШ», заместитель директора по воспитательной работе

Разработчик программы

Балданова Т.Ц.

Исполнители

Классный руководитель, обучающиеся, родители

Основные цели и задачи

    Цель - создание условий для разностороннего развития личности; воспитание успешного человека, занимающего активную позицию в обществе; социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи:

  •  создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  •  воспитание гражданско- патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно- исторического наследия, отечественных традиций;
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся;
  •  формирование здорового образа жизни воспитанников; 
  • создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы. 

Сроки реализации

  Программа рассчитана на среднесрочную перспективу - 2015-2017 гг. реализуется в два этапа:

1. 2015 – 2016 уч. год – 7 класс 

2. 2016 - 2017 уч. год – 8 класс

Ожидаемые результаты

     1-й этап – обучающийся знает, понимает и ценит общественную жизнь; повышение социальной активности учащихся, утверждение социального оптимизма, проявление социальной инициативы, формирование социально значимых компетенций.

     2-й этап – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.  Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям. Положительная динамика личностного роста обучающихся, отсутствие правонарушений, активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня, действующих программах воспитания. Деятельность системы детского самоуправления. Активная позиция родителей в воспитании и социализации обучающихся.

Система контроля

Общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.  

Основание и порядок корректировки Программы

Ежегодно уточняются: перечень мероприятий и целевые показатели, затраты по основным мероприятиям, состав исполнителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_7-8_kl.docx54.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                                                                                                                 

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Удинская СОШ»

_____________И.К. Иванова

«28» августа 2015 г.

Программа воспитания и социализации

_____7-8_____

(класс)

2015-2017 учебный год

(срок реализации)

Балданова Туяна Цыбановна

(Ф.И.О. учителя)

РАССМОТРЕНА                                                                               СОГЛАСОВАНА

на заседании МО                                                                             Зам. директора по ВР

Протокол № ____                                                                            _________Е.В.Нимаева

от  «26» августа 2015г.                                                                       «27» августа 2015г.

Руководитель МО

________/                               /                                                          

с. Удинск

2015

        

Содержание программы

  1. Паспорт программы ……………………………………………………………….3
  2. Пояснительная записка…………………………………………………………….5
  3. Основные направления воспитания и социализации…………………………….9
  4. Этапы реализации воспитательной программы класса…………………………13
  5. Взаимодействия и формы работы………………………………………………...15

VI.Модель воспитанника……………………………………………………………...19

      VII.Учебно-методическое обеспечение ……………………………………………...19

      VIII. Приложение ……………………………………………………………………...20

  1. Паспорт программы

Наименование программы

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ШКОЛА УСПЕХА» 7-8 КЛАССА МБОУ «Удинская СОШ»

Адресат (для кого, количество участников, география участников)

1. Подростки от 13 до 15;

2. Педагогический коллектив

 3. Родители

4. Социум

Нормативно - правовое обеспечение Программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (Сан ПиН 2.4.2.1178-02).  
  • ФГОС, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.10. №1897

Заказчик, координатор

 Администрация МБОУ «Удинская СОШ», заместитель директора по воспитательной работе

Разработчик программы

Балданова Т.Ц.

Исполнители

Классный руководитель, обучающиеся, родители

Основные цели и задачи

    Цель - создание условий для разностороннего развития личности; воспитание успешного человека, занимающего активную позицию в обществе; социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи:

  •  создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  •  воспитание гражданско- патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно- исторического наследия, отечественных традиций;
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся;
  •  формирование здорового образа жизни воспитанников;  
  • создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы.  

Сроки реализации

  Программа рассчитана на среднесрочную перспективу - 2015-2017 гг. реализуется в два этапа:

1. 2015 – 2016 уч. год – 7 класс  

2. 2016 - 2017 уч. год – 8 класс

Ожидаемые результаты

     1-й этап – обучающийся знает, понимает и ценит общественную жизнь; повышение социальной активности учащихся, утверждение социального оптимизма, проявление социальной инициативы, формирование социально значимых компетенций.

     2-й этап – обучающийся самостоятельно действует в общественной жизни.  Высокий уровень воспитанности личности, выявляемый на основе определенного набора качеств, соответствующих социальным требованиям. Положительная динамика личностного роста обучающихся, отсутствие правонарушений, активное участие в проектных, исследовательских работах различного уровня, действующих программах воспитания. Деятельность системы детского самоуправления. Активная позиция родителей в воспитании и социализации обучающихся.

Система контроля

Общее руководство программой осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.  

Основание и порядок корректировки Программы

Ежегодно уточняются: перечень мероприятий и целевые показатели, затраты по основным мероприятиям, состав исполнителей.

II. Пояснительная записка

«Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя

  приобретена ценою большого труда и заботы,

В случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим».

Демокрит

      Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию деятельности определенных общественных институтов. В воспитании взаимодействуют личность, семья, учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребенка. Большая часть работы ложится на плечи классного руководителя.  Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.  Ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа деятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.

      УСПЕХ это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С социализация

П – позитивность

Е – единство

Х харизма

       Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

      Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

      Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений. 

      Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

      Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

     Программа “Школа успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

      Позитивность, то есть деятельность, формирующая у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, которые необходимы будут ему для реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.  Единство - коллективная деятельность, именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребенка, для этого необходимо объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

        Данная программа рассчитана на учащихся 7 – 8 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.  

      Цель программы - создание условий для разностороннего развития личности; воспитание успешного человека, занимающего активную позицию в обществе; социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

       Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  •  воспитание гражданско- патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно- исторического наследия, отечественных традиций;
  • диагностика, регулирование и коррекция личностного развития обучающихся;
  • формирование здорового образа жизни воспитанников;  
  • создание условий для участия семей обучающихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы.  

Принципы воспитательной деятельности 

      Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

      Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

     Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

     Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

    Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.

Механизм реализации проекта

      Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 7-8 классов.

Программа осуществляется: 

  • через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  • через методическое обеспечение (курсы, учебы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
  • через традиционные дела класса и школы;
  •  в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное время;
  • через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями поселка.  

Методы:

  • научно-исследовательский;
  • метод проектов;
  • коммуникативная методика;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,

тренинги, занятия, курсы;

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;

III. Основные направления воспитания и социализации:

1. Гражданско-патриотическое.

2. Духовно-нравственное воспитание.

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

4. Интеллектуальное воспитание.

5. Здоровьесберегающее воспитание.

6. Воспитание семейных ценностей.

7. Экологическое воспитание.  

Направление и цель деятельности

Активные формы организации деятельности

1.Гражданско-патриотическое:  

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;  

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;  

- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;  

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;  

День Знаний; открытые уроки по гражданско–патриотической тематике; проведение дней памяти по жертвам терроризма в Беслане, погибшим в ВО войне; организационные классные часы; экскурсии в школьный музей; акция «Я – гражданин России!»; конкурсы сочинений; викторины; тематические классные часы; фотовыставки; устные журналы, поздравление и оказание помощи ветеранам ВО войны; смотр строя и песни; участие в митинге, посвященном Дню Победы.

2. Духовно – нравственное воспитание.

- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;  

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;  

-формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;  

-формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России

Родительские собрания, классные часы по тематике духовно- нравственного воспитания; беседа с учащимися на тему «Толерантное поведение и духовно-нравственное воспитание»; тематические классные часы; конкурсы; вечера встречи с выпускниками; Фестиваль талантов.  

3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

- формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;  

- формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

  - формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;  

- формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда

Субботник на территории школы; День дублера; встречи и беседы с выпускниками школы, знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни; ярмарка профессий; дежурство по классу и школе; посещение занятий кружков; организация работы классного самоуправления; тематические классные часы.

4. Интеллектуальное воспитание

- формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;

- формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;  

- формирование отношение к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

конкурс «Ученик года»; интеллектуальные конкурсы; предметные олимпиады; участие в конференции; тематические классные часы.

5. Здоровьесберегающее воспитание

- формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;  

- формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;  

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Районный легкоатлетический кросс; соревнования по мини-футболу, баскетболу, пионерболу, шахматам; дни здоровья; конкурс физкультминуток; беседы с фельдшером ФАП; олимпиады, спартакиады; акции; легкоатлетические эстафеты, спортивные секции; тематические классные часы; походы.

6. Воспитание семейных ценностей

- формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;  

- формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений;

Тематические классные часы; конкурс «Формула успеха»; праздники семьи; вечера, посвященные 8 марта и 23 февраля; выставки; конкурсы.

7. Экологическое воспитание

- формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;  

- формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;  

- формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Тематические классные часы; конкурсы; викторины; выставки; Осенний бал; акции; экскурсии.  

       

       Приоритетным направлением программы «Школа успеха»  является духовно-     нравственное воспитание.  

Условиями успешной реализации Программы являются:

  • Поддержка идеи программы коллективом обучающихся, их родителями, учителями, а также взаимодействие всех структур школы.
  •  Организация активной, насыщенной деятельности детей и родителей, посредством организации внеурочной деятельности обучающихся.

IV. Этапы реализации воспитательной программы класса.

1.Подготовительный этап 2015 -2016 г. 7 класс

Задачи:

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.        

 2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.

3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.  

4. Формирование позитивных действий в ЗОЖ.

2.  Основной этап 2016 -2017 г. 8 класс

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.

2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.

3.Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.

4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.  

       В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:  

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.

•Активная гражданская позиция.  

•Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  

• Творческий подход к любому решаемому делу.  

Самоуправление класса 

        Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Познай себя – это интересно! Сотвори себя – это необходимо! Утверди себя – это возможно! Прояви себя – это реально!  

       Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.

      Принципы деятельности органов самоуправления: добровольность; демократизм; гуманизм; социальная направленность; творчество; разновариативность; самостоятельность.

      Для достижения данных принципов необходимо: предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса; формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность; воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.    

      Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Структура самоуправления класса:

      Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• правительство, его главу и заместителя;  

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;  

• слушает отчеты об их исполнении;  

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;  

• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников «Республика Эдиршууд».

      В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является правительство, возглавляемое главой города. В него входят руководители департаментов.

     Глава города выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Глава города совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

    Распределение общественных поручений происходит на первом в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.  

V. Взаимодействия и формы работы

Задачи

Формы работы

1. Взаимодействие с учителями-предметниками         

совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы; представление интересов своих учеников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

 включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; контроль за успеваемостью каждого обучающегося;  контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

2. Взаимодействие с заместителем директора по воспитательной работе  

привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий.

3. Взаимодействие с педагогом-организатором

информирование школьников о действующих детских объединениях в школе; участие в работе органов самоуправления.

привлечение обучающихся к работе разнообразных детских объединений, способствующих включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности.

4. Взаимодействие с библиотекарем  

изучение отношения учащихся к чтению; способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы

сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг; расширение круга чтения учеников

5. Взаимодействие с медицинским работником  

забота о здоровье

изучение особенности развития детей; выяснение наследственных и хронических заболеваний детей; ведение работы по профилактике заболеваний; проведение бесед о личной гигиене человека, по половому воспитанию, о вреде курения, алкоголизма, наркомании

6. Взаимодействие с родителями

обеспечение связи школы с семьей; изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье; сотрудничество с семьей в интересах ребенка;  формирование общих подходов к воспитанию; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей; совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей; организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии; создание благоприятного климата в семье; психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.  

проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть); работа родительского комитета; совместные мероприятия с родителями; изучение материально-бытовых условий, психологического климата в семье,  требований родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка; оказание помощи в воспитании; индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование; привлечение родителей класса к организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности обучающихся; защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.  

         Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.

    Принципы организации внеклассной воспитательной работы:

-  добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;

- систематичность в организации;

- личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;

- создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;

- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.

- сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные

   Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:

- предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;

- педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;

- педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;

- педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;

- педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;

- в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;

- деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;

- участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности

Критерии и способы изучения эффективности реализации программы воспитания

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированное представление о

 «Я-концепции»

  • самопонимание
  •  самооценка
  •  самоконтроль

методика «Самоанализ личности», «Анализ личности» (авт. О.И. Мотков)

Осознанное отношение к учебной деятельности

рост качества успеваемости

журнал учета успеваемости

Воспитанность

  • ценностные ориентации
  • направленность личности
  •  коммуникативная культура

диагностика уровня воспитанности школьников (авт. М.П. Нечаев)  

организаторские качества личности

методика «Я - лидер» (авт. Е.С.Федоров, О.В. Еремин)

Социальная активность

потребность в достижениях

участие учащихся  в олимпиадах, конкурсах и пр.

внеучебная   деятельность

занятость учащихся в кружках, секциях

участие в школьных мероприятиях

мониторинг участия в классных и общешкольных мероприятиях  

VI. Модель воспитанника

Это человек:

  • овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;  
  •  воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;  
  •  любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;  
  •  обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;  
  •  наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;  
  •  получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;  
  •  способный к продолжению образования и самообразованию;  
  •  готовый к самостоятельной трудовой деятельности;  
  •  эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;  
  •  уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;  
  •  владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;  
  •  обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;  
  •  трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.  

VII. Учебно-методическое обеспечение:

  1. Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г
  2. Бухвалов В.А., Плинер Я.Г. «Воспитание личности в коллективе» . –М. «Педагогический поиск», 2001.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.К. Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности / //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - №8. - С.16-21.
  4. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г.
  5. Гуров В.Н., Вульфов Б.З., Галяпина В.Н. и др. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / - М., 2004.
  6. Дереклеева Н.И. «Организация родительских собраний в 1 – 11 классах», - М., «Русское слово», 2000.
  7. Дереклеева Н.И.  «Классный руководитель. Основные направления деятельности.», - М., «Вербум», 2001.
  8. Журнал «Классный руководитель», № 1, 4, 7\2000, № 6\2003
  9. Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе".
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.
  11. Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000  
  12. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  13. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.                        
  14. http://www.zavuch.ru/methodlib/51/74827/

      16.http://vmeste.opredelim.com/docs/95700/index-7691.html 

      17. http://school20serov.ucoz.ru/  

VIII. Приложение

Методика "Самоанализ личности"

     Цель: проанализировать социально значимые качества на основе самооценки.
Инструкция: «Ребята! Вам предлагается выразить согласие с суждениями об особенностях вашей личности. Возьмите лист бумаги и напишите сверху Ф.И., дату, школу, класс. Я буду читать номер вопроса и сам вопрос, а вы должны записать номер и напротив него свой ответ. Ответ выбирается по шкале возможных ответов:

Неверно         Скорее неверно             Когда как           В целом верно              Верно

1                             2                                3                           4                               5

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: 1, 2, 3, 4 или 5. Например, к № 1 вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру два. Таким образом нужно отвечать на все пункты.


Возможный ответ
1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
3. Готов(а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы или награды.
5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
9. Часто изобретаю свой подход к делу, свои способы работы.
10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
11. Я — целеустремленный человек.
12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
17. Выполняю с готовностью любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
18. Бережно отношусь к окружающей нас природе, животным, растениям, водоемам и т. д.
19. Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
20. Люблю самостоятельную, трудную работу.
21. Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
22. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
23. Я привык(ла) выделять в делах главное и не отвлекаться на посторонние, менее важные задачи.
24. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
 

     Обработка результатов: на основе полученных индивидуальных данных психолог может составить сводную таблицу, представляющую результаты по всему классу. В ней анализируются и сравниваются как индивидуальные, так и среднегрупповые результаты по отдельным параметрам.

     Ключ к методикам «Самоанализ личности», «Анализ личности».
I. Активность нравственной позиции —№ 1, 2, 13, 14 1а — Уважение к людям, совестливость —1, 13 16 — Стремление к нравственному самовоспитанию —2,14 П. Коллективизм —№ 3, 4, 15, 16
II а — Ответственность перед коллективом —3, 15
II б — Чуткость и взаимопомощь —4, 16
III. Гражданственность в труде —№ 5, 6, 17, 18
III a — Осознание значимости своего труда для общества—5, 17
III б — Бережное отношение к результатам труда, к природе —6, 18
IV. Трудолюбие —№ 7, 8, 19, 20
IV а — Добросовестность —7, 19
IV б — Самостоятельность в преодолении трудностей — 8,20
V. Творческая активность — № 9, 10, 21, 22
V а — Стремление к улучшению процесса работы —9, 21
V б — Стремление к новому, инициатива —10, 22
VI. Волевые качества —№ 11, 12, 23, 24
VI а — Целеустремленность —11, 23
VI б— Настойчивость и самообладание —12, 24

Интервалы уровней проявления фактора (качества) у школьника.

 

По оценкам учителя

По самооценкам школьника

Низкий

1,00-3,32

1,00-3,65

Средний

3,33 — 4,32

3,66-4,32

Высокий

4,33 — 5,00

4,33 - 5,00

* Мотков О.Н. Психология самопознания личности. М., 1993. 182

Методика «Я – лидер»

Е.С.Фёдоров; О.В.Ерёмин, Т.А.Миронова.

     Цель проведения: изучение операциональных коммуникативных умений учащихся.

     Методика направлена на определение лидерских качеств и включает оценку таких коммуникативных и организационных умений, как умение повести за собой, стать организатором и вдохновением жизни в коллективе, управлять за собой, решать проблемы, влиять на окружающих, работать с группой и др.

        Инструкция по проведению опроса

   «Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашего умения организовать  различные дела и особенностях вашей личности.

    Я буду читать номер утверждения и самоутверждения, а вы должны записать в бланке ответов балл по шкале возможных ответов:

4б. – полностью согласен

3б. – скорее согласен, чем не согласен

2б. – трудно сказать

1б. – скорее не согласен, чем согласен

0б. – полностью не согласен».

Текст методики «Я – лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я не умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу легко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решения, перебирая различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей.
  31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступлю так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие.
  37. Нет человека, который бы устоял перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что мои товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне не интересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

Бланк ответов

А

 Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

А – умение исправлять

Б – осознание цели (знаю, чего хочу) – № 2,10,18,26,34,42

В – умение решать проблемы - № 3,11,19,27,35,43

Г – наличие творческого подхода - № 4,12,20,29,36,44

Д – влияние на окружающих - № 5,13,21,29,37,45

Е – знание правил организаторской работы - № 6,14,22,30,38,46

Ж – организаторские способности - № 7,15,23,31,39,47.

Сводная таблица результатов «Я – лидер».

№ п/п

Ф.И. ученика

Умение управлять собой

Осознание цели

Умение решать проблемы

Наличие творческого подхода

Влияние на окружающих

Знание правил организации работы

Организаторские способности

Искренность

Общий балл, уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

сред. балл по кл.

уровень

«Д» - достаточный

«С» - средний

«Н» - низкий

        Если сумма по качеству меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если меньше 10, то это качество развито средне или сильно. Если на каждый из вопросов «искренности» поставлено больше одного балла, то ответы подвергаются сомнению и требуют дополнительной работы с учащимся.

      Определение уровня развития лидерских качеств производится в соответствии со следующей таблицей.

Уровень

Количество баллов

Достаточный

16-20

Средний

11-15

Низкий

менее 10

     Данные по классу представляются в виде таблицы. Итоговый уровень по каждому учащемуся определяется как среднее арифметическое уровней операциональных умений; итоговые уровни по классу в целом выражаются в процентах от количества учащихся в классном коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...