« Я и закон или « Чтобы не случилось беды»
классный час (8 класс) на тему

Магомедова Ирина Владимировна
Тема «Я и Закон» или «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ» ЦЕЛЬ: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни; профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний; Задачи: -формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; - формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; - формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям - развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию - воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_pravonarusheniyu.docx340.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение муниципального образования Плавский район  «Плавская средняя  общеобразовательная  школа № 1 имени дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова»

                     

Классный час. Профилактика правонарушений.

Тема: « Я и закон или « Чтобы не случилось беды»

Классный руководитель: Магомедова Ирина Владимировна

Плавск

2016

Тема «Я и Закон» или «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

ЦЕЛЬ: в доступной житейской форме рассказать ребятам о самых распространенных опасностях, подстерегающих их в быту; научить подростков, как правильно выйти из сложной ситуации, угрожающей их здоровью и даже жизни; профилактика правонарушений несовершеннолетних; пропаганда правовых знаний;

Задачи:

-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: раздаточный материал, смайлики, мультимедийное оборудование.

Ход занятия

  1. Организационный этап
  2. Объявление темы и целей занятия
  3. Работа по теме занятия

Ведущий 1. Ребята, тема нашего классного часа звучит так «Я и закон или «Чтобы не случилось беды» и сегодня мы с вами поговорим о преступлениях, правах, обязанностях подростков и о наказаниях.

- Вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов.  И вы должны выбрать правильный путь! Кто-то из подростков может свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем не менее количество малолетних преступников растет.

- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь.  И попробуем в ходе нашего занятия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

Ведущий 2.Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:  

  Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И вот однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто и никогда не мог наказывать людей без вины.
Часто и с детьми обращаются не справедливо, порой жестоко, поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
Так был составлен документ «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей и каждый человек на земле, в том числе ребенок, должен знать и уважать эти права.

В нашей стране «Конвенция» вступила в силу с 1990 года.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_87ed38a3733e5ea7c623f747246379a5.jpg.jpg


Ведущий 1. Итак, что же такое право? Это возможность что-то делать, осуществлять на основании закона. Право существует для того, чтобы вы могли успешно учиться и трудиться, заниматься любимым делом, были защищены от произвола и насилия, чтобы никто не имел право разлучить вас с родителями.
Сейчас мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, признанными Конвенцией. Согласно определению, данному в Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_e78af392d3dd5001ec5fdb0886f05706.jpg.jpg


Каждый ребенок имеет право на жизнь.
С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства.
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Ребенок имеет право на свободу мыслей, совести и религии.
Ребенок имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Ребенок имеет право на неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.
Ребенок имеет право на образование.
Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_bbd91988c19629ca32ba00b2c18284d8.jpg.jpg


В детстве нет забот, становясь взрослее, вы начинаете чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам.
И сегодня наш классный час поможет вам, ребята, пусть в небольшой мере, узнать о своих правах, уметь отстаивать свою позицию, защищать свои интересы, и когда придет время совершеннолетия, вы сможете сделать осознанный правовой выбор.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_e753b3e0539812bc748abe3fdb7eb5ac.jpg.jpg


Ведущий 2. В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека - право на ЖИЗНЬ». Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство - Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросить его вниз со скалы.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_417c2afa663724cffb50cab7eab5f905.jpg.jpg


Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(ответы детей)
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля - он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А. В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_32b76114f91f0470417e9017cd09e2ed.jpg.jpg


Ведущий 1. Посмотрите, какие рисунки можно нарисовать по нашей теме.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_f49be98cd81c188a21b07ff21b1da7b2.jpg.jpg

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27582_20f7573295bddc25a498470a06f2bd33.jpg.jpg


Ведущий 1.Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.

И кроме прав у нас всех есть обязанности:

-Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

-Получить основное общее образование (9 классов)

-Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

-Соблюдать правила поведения, установленные в   образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена» - 8 класс

  1. «Перемена, перемена!» -

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – большая перемена!

  1. Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи –

Словом, сделал всё, что мог!

Не угонишься за Вовой!

Ну а тут – опять звонок.

Вова в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

Он, гляди, какой бедовый!

- Ничего, - вздыхает Вова,

- На уроке отдохнём.

Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Мы попробуем изложить правила в стихах. Мы будем называть первую строчку, а класс – последнее слово.

Правила поведения учащихся.

  1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай не …(перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку … (поднимать).

На математике считают,

На перемене … (отдыхают)

  1. Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда … (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не … (кричи).

Спасибо. Молодцы, ребята! Права и обязанности у нас есть, но есть и ответственность.

Ведущий 2: Ребята, в жизни есть не только свет, но и тень. И зло могут творить не только герои сказок, но и знакомый из ближайшего подъезда, твой сверстник и даже…друг. И, оказывается, учиться противостоять недобрым побуждениям и поступкам надо намного раньше получения паспорта и достижения совершеннолетия. Поэтому важно быть не только храбрыми, но и осмотрительными.

      Многие большие беды начинаются с малого. Сегодня соврал матери, обидел словом сверстницу, поленился помочь бабушке, не уступил место старшему. А завтра? Завтра может быть самое плохое, такое, что уже привлечет внимание работников милиции, следователей, судей.

Притча (5 мин)

Жил мальчик, который всех обижал, оскорблял, бил. Однажды, отец дал мальчику в руки гвозди и молоток и сказал ему, когда ты захочешь кого-то оскорбить, унизить, иди и забей гвоздь в забор. Через какое-то время весь забор был в гвоздях. Тогда отец говорит сыну. Посмотри сколько гвоздей ты забил, а теперь ты иди и выдергивай эти гвозди. Когда мальчик выдернул гвозди, то весь забор был в дырах. Тогда отец говорит сыну, Представь на месте этого забора человека. Гвозди, которые ты вбивал это оскорбления, когда же ты вытащил гвозди, то все равно остались дыры.

Как вы думаете, о чем эта притча?

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность.

Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Ведущий 1:Рассмотрим понятие нарушений:

 «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок.                        Правонарушение.             Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает  в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да.  Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Ведущий 2.  Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 2. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

-  Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление.

1.    Одна девочка играла во дворе в мячик. Вдруг к ней подошла тетенька с большой сумкой в руках и говорит: «Оленька, здравствуй! Ты меня не помнишь? А я тебя сразу узнала». Они отошли в сторону, и тетенька сказала, что она мамина подруга. Девочка сказала, что мама на работе. А женщина говорит: «Оленька, мама сказала, чтоб я подождала ее дома. Ты мне открой дверь, а сама еще можешь погулять».  Можно ли незнакомую тетю пускать в дом, когда родителей нет дома?

 

  1. Представьте себе ситуацию: 12-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 11-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице.  (Злостное хулиганство – угол.от-ть)

  1. Школьная ситуация - ученик (12 лет) попал из рогатки в глаз одноклассника. Ему теперь нужна операция… Чем закончится ситуация? Какую ответственность понесут? Дети или родители?

(Родители заплатят за лечение потерпевшего и возможную операцию.Дети-предупреждение).

  1.  Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (Админ. от-ть. Штраф. Родители заменят стекло)

  1.  Подростка задержали на улице в 22 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (админ. от-ть. Предупреждение)

  1. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Админ. от-ть.Штраф)

  1. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. (Админ. от-ть.Штраф)

Ведущий 2. Молодцы! Все ситуации, которые мы разобрали жизненные, то есть вполне реальные, но я надеюсь, что в вашей жизни таких ситуаций не возникало. Они вам встречались на страницах ваших учебников литературы, например в сказках. Давайте немного побудем следователями,  внимательнее разберем изученные сказки и как истинные следователи попытаемся найти в них правонарушения. Я вам раздаю эпизоды, в которых есть правонарушения. Ваша задача определить вид правонарушения и вид наказания.

Наша жизнь – цветок, который растет, развивается, распускается…А какой же вы представляете свою жизнь. Выберите что важно для вас в жизни, какой вы представляете счастливую жизнь. Чем она полна? И присоедините свой листочек к нашей жизни – ромашке.

Учащиеся по очереди составляют букет, что не подходит, то откладывают.

Оформление букета «Жизнь» (составить цветок)

Лепестки:

1-радость

2- дар

3-любовь

4-ценность

5-понимание

6-движение

7- одиночество

8-общение

9-сочувствие

10-веселье

11-смех

12-зло

13-грусть

13-слезы

16-подлость

17-хулиганство

18-друзья

19-родители

20-счастье

21-цветы

Ведущий 1 . Ситуации, которые мы сегодня разобрали на уроке, я думаю, могут случиться с каждым. Мне хотелось бы верить, что каждый из вас выйдет из них с достоинством, по чести и совести. Потому что вы частичка нашего общества, и от нас с вами зависит, какое оно есть и каким оно будет!

Будем уважать друг друга и отвечать за свои поступки прежде всего перед собой, и все будет хорошо.

В жизни можно по-разному жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, не помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям


Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают   одноклассники и  учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени, ознакомься вместе с родителями с главным документом школы – Уставом, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника, с Правилами для учащихся.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи об этом родителям  и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Чтобы не было беды"

Данная игра может быть проведена на классном часе в средних классах по пожарной безопасности...

«Чтобы не было беды»

Занятие направлено на создание условий для закрепление знаний детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе....

"Чтобы не случилось беды"

Предлагаю вашему вниманию занятие с дошкольниками по противопожарной безопасности....

Внеклассная работа. Презентация по ПДД на тему "Правила дорожного движения помни всегда, чтоб не случалась с тобою беда".

Презентация по правилам дорожного движения "Правила помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда"....

Беседа "Чтобы не случилось беды"

Беседа "Чтобы не случилось беды"...

Беседа на тему: «Чтобы не случилось беды. Безопасность на улице и дома». (рекомендовано для учащихся 5 – 7 классов)

Каждый человек хочет, чтобы, его права никто не нарушал, и чувствовать себя в безопасности. Нам хочется верить, что большинство людей в мире, в нашей стране, в нашем городе – добропорядочные гра...

Беседа "Чтобы с тобой не случилась беда"

Способствовать формированию у учащихся осознанной потребности в сохранении своего здоровья.Развивать умение анализировать возможные опасные жизненные ситуации и способность принимать правильное решени...