Моя будущая профессия
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Классный час в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_moya_budushchaya_professiya_7_kl.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации в 7 «А» классе

«Моя будущая профессия»

Цель: познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни.

  1. Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1.  Вся жизнь человека делится на несколько этапов: детство, подростковый возраст, юность, зрелость. Самым счастливым и беззаботным временем является, несомненно, детство. Классик русской литературы Л.Н.Толстой охарактеризовал этот период жизни человека следующим образом: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

Но наступает момент, когда каждому человеку, к сожалению, приходится прощаться с ним и вступать в следующий период жизни, становиться серьёзнее. Вот и вы сейчас вступаете в более взрослую и серьёзную жизнь, в которой вам предстоит принимать множество важных решений, делать выбор в различных ситуациях.

Думаю, вы все очень хорошо помните знакомые с детства сказки и момент, когда герою приходится делать выбор, находясь на распутье.

 СЛАЙД 2. «Витязь на распутье»

  1. Постановка цели, объявление темы.

Вскоре вам тоже придётся делать серьёзный выбор. Какой именно?

(свой путь в жизни – профессию).

Таким образом, тема нашего сегодняшнего классного часа –

«Моя будущая профессия». СЛАЙД 3.

Этот выбор будет очень сложным, потому что в мире существует около 50 тысяч профессий и это число продолжает расти. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же такое профессия? СЛАЙД 4.

Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. 

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

  1. Домашнее задание. Отчёт творческих групп.

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной и  йогуртами? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции,  третьи же вообще уходят в прошлое.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?

По предмету труда можно выделить пять типов профессий. Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек - человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец. СЛАЙД 5.

Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер. СЛАЙД 6.

Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер. СЛАЙД 7.

К типу “ человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.

 СЛАЙД 8.

К типу “ человек - природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар. СЛАЙД 9.

По характеру труда выделяют два класса профессий:

1) Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, с работой по заданному образцу. Это: агент, медсестра, продавец, кассир, парикмахер. Профессии этого класса не требуют высшего образования.

2) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, планированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют высокого уровня умственного развития и, как правило высшего образования. Это: врач, психолог, учитель, юрист, инженер и т.д.

Существуют различные классификации профессий, но мы сегодня рассмотрим свою собственную классификацию.

В качестве домашнего задания вам было предложено разделиться на группы и составить списки профессий. СЛАЙД 10.

Первая группа составляла список «Самые забытые профессии».

Вторая группа - «Самые модные профессии».

Третья группа - «Профессии, которые нужны всегда».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».

 Послушаем, что у вас получилось.

Всё в мире течёт, всё изменяется. То же самое происходит и в мире профессий.

ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1-ОЙ ГРУППЫ.

«Самые забытые профессии». СЛАЙД 11.

Несомненным является то, что очень многие профессии ушли в историю. Вот только некоторые из них: банкоброшник, глашатай, гонтарь, гужевник, комашник, лирник, лудильщик, тапёр, конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

БАНКОБРОШНИК трудился на бумагопрядильном производстве и отвечал за работу банкоброша — машины, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.

ГОНТАРИ покрывали крыши одним из самых доступных в те времена материалов — гонтом. Тонкие клиновидные дощечки (еловые, сосновые и пр.) с продольным пазом в торце вставляли одну в другую и укладывали по всей поверхности кровли.

ГУЖЕВНИК делал кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Впрочем, гужевым называли любой транспорт на живой тяге, то есть с использованием ездовых животных: лошадей, волов, верблюдов. Так что гужевниками могли быть и простые перевозчики.

КОМАШНИКИ пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви.

А насколько хорошо вы знаете забытые профессии? (игра «Отгадай профессию»)

СЛАЙДЫ 12-16.

Время очень быстротечно. Меняется мода, меняются люди, их желания, потребности. Соответственно в разные времена популярными становятся совершенно разные профессии.

ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 2-ОЙ ГРУППЫ.

«Самые модные профессии». СЛАЙД 17

Самыми модными, на наш взгляд, являются следующие профессии. СЛАЙДЫ 18-24. Поговорим подробнее о некоторых модных профессиях.

СЛАЙД 25. Одной из самых модных профессий на протяжении уже многих лет остаётся профессия юриста. Юрист - специалист по правоведению, юридическим наукам; практический деятель в области права.

Первыми юристами можно назвать римских жрецов — понтификов. Сейчас понятие «юрист» объединяет всех людей, занимающихся разнородной профессиональной юридической деятельностью — судей, следователей, прокуроров, нотариусов, юрисконсультов и адвокатов.

ЮРИСКОНСУЛЬТ

Юрисконсульт работает на предприятиях, в производственной и непроизводственной сфере, а также в юридических консультациях. Участвует в урегулировании претензий в досудебном порядке, составлении обоснованных ответов на претензии и отзывов на исковые заявления. Дает справки и консультации общественным организациям и работникам по текущему законодательству, оказывает им помощь в подготовке документов по имущественно-правовым и трудовым вопросам. Рассматривает и оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Помогает в составлении правовых документов.

МЕНЕДЖЕР

Организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли и благосостояния. Изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Рабочий день менеджера строго не нормирован. Желательно знание иностранного языка и умение работать на персональном компьютере.

ДИЗАЙНЕР

В профессии объединяются функции инженера, художника, экономиста. Его цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов, жилых массивах и других объектах гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить тем самым их высокие потребительские свойства, надежность, привлекательность. Дизайнеру необходимы навыки графики и живописи, знания технологии производства изделий, основ композиции, социологии, психологии.

СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ

Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, хранит текущий архив. Ведет телефонные переговоры, принимает телефонограммы, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Участвует в подготовке заседаний и совещаний, организует и регулирует прием посетителей. По поручению руководителя составляет рефераты по печатным и рукописным материалам, проекты писем и документов. В работе использует средства связи, персональный компьютер, средства оргтехники. Работа может быть ненормированной, возможны командировки.

Но вопреки изменчивости мира существует целый ряд профессий, без которых существование человечества немыслимо во все времена.

«Профессии, которые нужны всегда».

СЛАЙД 26-27

Учащимся предлагается отгадать загадки про профессии этой группы.

У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он - ...

(Рабочий.)

Не решит больной задач,

Всех больных полечит ...

(Врач.)

Мне поставила вчера

Пять уколов ...

(Медсестра.)

Бормашины слышен свист -

Зубы лечит всем ...

(Дантист.)

У слона иль мышки жар -

Их спасёт ...

(Ветеринар.)

Лоботрясов укротитель,

В школе учит нас ...

(Учитель.)

Красками пахнет наш юбиляр:

Тысячный дом покрасил  ...

(Маляр.)

Знает точно детвора:

Кормят вкусно ...

(Повара.)

Под весенний птичий свист

Пашет землю ...

(Тракторист.)

Чтоб амбар наш был с зерном,

Нужен в поле ...

(Агроном.)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ...

(Продавцы.)

Вот уж мал костюмчик мой,

Новый мне сошьёт ...

(Портной.)

Лесов строительных он житель,

Возводит нам дома ...

(Строитель.)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам ...

(Машинист.)

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно ...

(Музыкант.)

Царь сегодня, завтра - вор,

Роли все сыграл ...

(Актёр.)

СЛАЙД 28-30. Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, полицейский, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. д.

Дети, готовившие это задание дома, дополняют список и аргументируют свой ответ. СЛАЙД 31-34.

Жизнь в современном мире стала очень опасной из-за различных угроз: терроризм, непрекращающиеся войны, частые стихийные бедствия и случающиеся время от времени техногенные катастрофы. В связи с этим наша жизнь стала немыслимой без людей, которые могут в силу своей деятельности защитить нас всех.

ВЫСТУПАЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ 4-ОЙ ГРУППЫ. 

«Самые отважные профессии». СЛАЙД 35-36.

Учащимся предлагается отгадать загадки про профессии этой группы.

Замирает в страхе зритель -

В клетке с тигром  ...

(Укротитель.)

На посту и в дождь и в град,

В бой за нас пойдёт ...

(Солдат.)

Для солдат своих пример -

Бравый, храбрый ...

(Офицер.)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот ...

(Матрос.)

Погружался сотни раз

В глубь морскую ...

(Водолаз.)

В небе синем самолёт,

Управляет им ...

(Пилот.)

Что побоится сделать актёр,

Выполнит смело в кино ...

                                                                                                    (Каскадёр.)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут ...

(Пожарный.)

Секунды зря не тратили,

Детей спасли ...

(Спасатели.)

Профессия "пожарный" - очень древняя. Первые пожарные появились в Древнем Китае. По причине густонаселенности там же начали строить первые специальные каналы, которые являлись первыми противопожарными средствами.  СЛАЙД 37.

Самые отважные профессии: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. д. СЛАЙД 38-40. 

Об этих профессиях вы, наверняка уже слышали. А вот существуют такие редкие профессии, что я думаю, вы о них даже не подозреваете. 

В Антарктиде самая редкая профессия на Земле – «переворачиватель пингвинов». Дело в том, что если пингвин упадет на спину, то не может встать самостоятельно. В Антарктиде рядом с аэродромами, где летают самолеты-вертолеты, пингвины так сильно задирают голову на звук, что некоторые из них падают на спину. После каждого взлета или посадки переворачиватель пингвинов ходит вокруг аэродрома и ставит бедных пингвинов на лапы. 

В штатном расписании транспортной службы есть должность «усотёра». Человек, занимающий ее, обязан стирать пририсованные усы с лиц, изображенных на плакатах и рекламных объявлениях. Работы хватает: специалист занят полную рабочую неделю, по 8 часов в день. 

Самая экзотическая профессия существует в израильской хлебопекарной промышленности: здесь введена должность инспектора, который измеряет отверстия дырки в бублике. Они должны быть одинакового размера.

Конечно, сегодня мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на свои желания, склонности, семейные традиции и т.д. Но не нужно также забывать и об обществе, которое нас окружает, о стране, в которой живем, т.е. об окружающих условиях.

  1. Игра «Необитаемый остров». СЛАЙД 41.

Представьте себе, что вы очутились на необитаемом острове. Вам предлагается поработать несколько минут в группах и составить список профессий, жизненно необходимых для выживания и дальнейшей жизни на этом острове.

Дети работают в группах, составляя список профессий, необходимых для выживания на острове.

Делаем вывод, к какой группе по нашей классификации в основном принадлежат профессии, о которых вы сейчас мечтаете.

Способно ли будет жить общество, если все будут выбирать род деятельности только в соответствии с веяниями изменчивой моды?

Сказать О ПОЛЬЗЕ И ВАЖНОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ, ХОТЯ ОНИ И НЕ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНЫ.

 

  1. ВЫВОД ПО ЗАНЯТИЮ

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

 

Примерные ответы детей:

«Давят» родители.

Идут за модой.

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

СЛАЙД 42. 

Старайтесь избежать этих ошибок при выборе профессии и  чтобы в вашей жизни не наступило разочарования в своём выборе, хочу сказать: «Ищите себя! Найдите себя!» И не гонитесь за модой. 

 СЛАЙД 43. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"

Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...

БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”

Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")

Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...