Программа воспитания и социализации
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Программа воспитания и социализации классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_puchkova_i.a.docx99.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» города Когалыма

Программа рассмотрена на

заседании методического объединения

классных руководителей

Протокол №_____

«____»_____________2017г.

Программа рассмотрена на

заседании методического совета МАОУ «Средняя школа №3»

Протокол №_____

«____»_____________2017г

Утверждаю

Директор МАОУ

«Средняя школа №3»

 

____________В.М. Маренюк

Приказ № _______

от «____»________2017г.

ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ  И  СОЦИАЛИЗАЦИИ

классного коллектива

 «Я в мире, мир во мне»

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQRyxfWVdHXdea4pmAKwV3_u1Ppd1hDETAEaX8cPLaOLPC7fZIytg

Автор-составитель:

Пучкова И.А.

классный руководитель

Возрастная категория:

учащиеся 11-16 лет

Реализация программы: 5 лет

(5-9 класс)

                           

г. Когалым, 2017г.

ПРОГРАММА  ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ

классного коллектива

«Я в мире, мир во мне»

«Три качества – обширные знания,

привычка мыслить и благородство

чувств – необходимы для того,

чтобы человек был образованным

в полном смысле слова»

Н.Г. Чернышевский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания и социализации разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», ФГОС ООО, нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, основана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры, Воспитательной программы МАОУ «Средняя школа №3»

Актуальность программы: В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания детей, их переориентации на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции. Главная тенденция развития школы сегодня – повышение ее роли как центра воспитательной деятельности общества. Важнейшей целью современного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Разработанная программа «Я в мире, мир во мне» позволит создать условия для присвоения нравственных ценностей и самоопределения учащихся  в различных сферах деятельности.

            В связи с этим новизной программы воспитания и социализации является идея создания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты социально открытого уклада школьной жизни, позволяющего каждому учащемуся  и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность. 

Цель программы:

Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией через эффективное взаимодействие участников образовательного процесса.

Задачи программы:

  • создание благоприятного нравственно-психологического  климата и формирование общественно-активного коллектива в школьном сообществе;
  • создание условий для самопознания, самовыражения личности каждого учащегося, для реализации его интеллектуальных, творческих, физических способностей и возможностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей;
  • формирование гражданского самосознания (от любви к родной школе, отчему краю к ответственности за судьбу Родины);
  • формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

Основные принципы программы воспитания:

  Принцип целостности в воспитании. Надо понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача заботится о здоровье воспитанника, в широком смысле слова, есть крайне важная общественная задача классного руководителя.

 Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо раскрыть. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.

  Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

  Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.

  Принцип сотрудничества. Этот принцип предполагает единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Срок реализации программы:

Программа для учащихся 5-9 классов рассчитана на период 2017-2021 годы.  В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые  формы, методы и технологии.


Способы реализации программного содержания:

  1. Аналитико-диагностическая деятельность:
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • микроисследование.
  1. Ценностно-ориентированная деятельность:
  • классное самоуправление;
  • тематические классные часы;
  • социальные проекты;
  • акции;
  • тренинги;
  • дискуссии, дебаты;
  • беседы, встречи, экскурсии, выставки;
  • посещение музеев, библиотек.
  • различные конкурсы.

III. Интеллектуально-познавательная деятельность:

  • познавательные классные часы;
  • конференции;
  • исследовательская деятельность;
  • работа над проектами;
  • учебные экскурсии;
  • участие в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах;
  • вовлечение в факультативы, кружки;
  • организация курсов по выбору
  1. Спортивно-оздоровительная деятельность:
  • тематические классные часы;
  • экскурсионно-туристическая работа;
  • посещение спортивных секций;
  • участие в спортивных мероприятиях;
  • пропаганда физической культуры, здорового образа жизни.
  1. Художественно-творческая деятельность и досуг:
  • посещение кружков, студий;
  • вечера отдыха;
  • праздники;
  • конкурсы;
  • экскурсии;
  • выпуск тематических  газет, плакатов;
  • дискотеки;
  1. Работа с семьей:
  • изучение потенциала семьи;
  • создание родительского комитета;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • взаимодействие с общественными организациями родителей.

VII. Индивидуальная работа:

  • консультации;
  • индивидуальные беседы;

РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Информационное обеспечение:

  • нормативно-правовое обеспечение (документы федерального, регионального, муниципального и школьного уровня, регламентирующие воспитательную работу)
  • наличие комплекта информационно-методических материалов (журналы, книги, рекомендации, публикации,  литература по направлениям, энциклопедии др.),
  • методические пособия и разработки мероприятий;
  • музыка, видеоматериал;
  • использование современных образовательных технологий и методик в воспитании,
  • использование современных информационных технологий.
  • сеть Интернет.

Организационно-методическое обеспечение:

  • целенаправленная работа методического объединения классных руководителей по вопросам работы с обучающимися,
  • изучение опыта работы других педагогов,
  • мониторинг деятельности.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер,
  • принтер, сканер, проектор;
  • система поощрения (грамоты, призы, подарки)

Условиями успешной реализации Программы являются: 

         Поддержка идеи программы коллективом обучающихся, их родителями, учителями и привлечение к реализации  программы школьного психолога, социального педагога, библиотекаря, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры, классных руководителей других классов школы, администрации, то есть налаживание внутришкольного взаимодействия всех структур школы.

        Также необходима эффективная организация классного самоуправления для успешного планирования, организации деятельности, анализа и подведения итогов работы.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:

Модель личности выпускника школы


Основные направления и ценностные основы

воспитания и социализации учащихся:

- Духовно-нравственное направление 

(гражданско-патриотическое воспитание, формирование базовых национальных ценностей: «Родина», «семья», «общество», «многообразие культур», «справедливость», «милосердие», «честь», «достоинство» «природа» «экологическое сознание», воспитание толерантного самосознания и профилактика асоциального поведения и экстремизма)

- Общеинтеллектуальное направление

(воспитание ценности знаний, стремление к истине, формирование научно-обоснованной  картины мира, воспитание уважения к творческому и созидательному труду, целеустремленности и настойчивости)

- Общекультурное направление

(эстетическое и этическое воспитание личности, развитие творческих способностей, формирование базовых ценностей: «красота», «гармония», «духовный мир человека», «культура», «искусство»)

-Спортивно-оздоровительное направление

(формирование культуры здорового и безопасного  образа жизни, ценностного отношения к здоровью, занятиям спортом и физической культурой, профилактика употребления ПАВ)

- Социальное направление

(воспитание социальной активности, ответственности, доверия к людям, развитие лидерских способностей и коммуникативной культуры, поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся)


Приоритетные направления Программы на ступенях образования:

9 класс –

«Я и моя жизненная позиция»

8 класс –

«Я и моя профессиональная ориентация»

усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций

7 класс –

«Я в обществе»

формирование у подростков первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем

6 класс –

«Я и моя семья»

5 класс-

«Я в мире, мир во мне»

формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека

познание себя, укрепление у подростков позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Примерные мероприятия для реализации Программы

Направления

                       Класс                                        

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Духовно-нравственное

«Я и мой класс»

«Ответственность, самооценка и самоконтроль, как их в себе развить?»

«Хочешь иметь друга - будь им!»

 «Что завладело моим вниманием, завладеет мною»

«Законы жизни семьи, законы жизни класса»

«Мои семейные обязанности»

«Отцовство и материнство. Родительская любовь и забота»

«Память-основа личности»

«В мире детства или на пути взросления» «История родного края»

«Социальные нормы и асоциальное поведение»

«Общение: роли, которые мы играем в жизни»

«Толерантное самосознание»

«Значение выбора в жизни человека»

«Формула профессии и Ты» «Способы увеличения дохода современного человека»

«Правовые нормы жизни»

«Нравственные категории души человека»

«Путь самореализации»

«Гражданин и обыватель»

Традиционные мероприятия: День знаний, День учителя, Декада пожилого человека, День матери, Декада инвалида, Дни воинской славы, Месячник оборонно-массовой и спортивной работы, Экологический марафон, День Победы, Акция «Спасти и сохранить»

Общеинтеллектуальное

«Учебные способности ребенка и пути их развития»

«Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

«Разработка проекта»

«Роль семьи в развитии  работоспособности школьника»

«Роль научных достижений и открытий в развитии общества»

«Групповая коммуникативность  как один из секретов успешности обучения»

«Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребёнка со стороны родителей»

«Творчество – возможно на вершине знаний, созданной другими…Прежде, чем что-то изобретать, сходи в библиотеку»

«Что помогает и что мешает самовыражению»

«Мониторинг моей успешности» (конкурс Портфолио)

Тема (примерная) межинтегративного погружения  «Мифы и легенды»

Тема (примерная) межинтегративного погружения  «Повелители стихий»

Тема (примерная) межинтегративного погружения  «Порядок и хаос»

Тема (примерная) межинтегративного погружения  «Деньги»

Тема (примерная) межинтегративного погружения  «Иной взгляд на пространство»

Традиционные мероприятия: Олимпиады различного уровня, Нано-игры школьной лиги Роснано, научно-исследовательские конференции,  Предметные недели,

Общекультурное

«Мир моих увлечений»

«Моя семья - моё богатство»

«Фестиваль дружбы народов»

Творческие встречи с интересными людьми

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Традиционные мероприятия: Конкурсы творчества школьников различных уровней, выставки, Новый год, 8 Марта, День рождения школы

Спортивно-оздоровительное

Физическое развитие школьника и пути его совершенствования

Конкурс «Безопасное колесо»

Первенство школы по  пионерболу

Сдача норм ГТО

«Папа, мам, я – спортивная семья»

«Здоровая семья - здоровое общество»

Первенство школы по  плаванию

Сдача норм ГТО

«Жизнь и здоровье – величайшие ценности человека»

 

Первенство школы по  футболу

Сдача норм ГТО

«Слагаемые здорового образа жизни»

Первенство школы по  волейболу

Сдача норм ГТО

«Внимание, стресс!»

Первенство школы по  баскетболу

Сдача норм ГТО

Традиционные мероприятия: Марафон здоровья, участие в школьной и городской Спартакиаде  

Социальное

«Посвящение в пятиклассники»

«Золотая десятка организованности»

«От песчаной россыпи к горящему факелу»

«Лидер в истории человеческой цивилизации»

«Команда лидера. Подбор, взаимоотношения, совершенствование»

«Путь к успеху – умение вести за собой, умение работать с людьми»

Традиционные мероприятия: Конференция школьников, Совет класса, Праздник успеха. «Ученик года»

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ


1. Работа с одаренными детьми:

  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • организация участия детей в школьных олимпиадах;
  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
  • организация индивидуальной творческой деятельности;
  • создание условий для самовыражения;
  • включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в обучении: 

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • наблюдение и особое внимание, коррекция;
  • организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Работа с родителями класса предполагает их вовлечение во все процессы, происходящие в общественной жизни класса, то есть принятие участия в родительских собраниях, спортивных соревнованиях, помощь в организации и в проведении классных часов, встреч, экскурсий, праздников и т.д.

Принципы взаимной деятельности:

  • обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Направления работы с родителями:

  1. Изучение условий семейного воспитания:
  • посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке;
  • беседы, анкетирование родителей;
  • сочинения учащихся о семье;
  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании.


  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе:
  • родительские собрания;
  • информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах.
  • приглашение на уроки и внеурочные мероприятия;
  • регулярная проверка дневников.
  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

  1. Взаимодействие с родительским комитетом:
  • помощь в планировании и организации различных видов деятельности;
  • помощь в работе с социально неблагополучными семьями;
  • с учреждениями дополнительного образования.
  1. Совместная деятельность родителей и учащихся:

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

  1. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей:
  • родительские собрания;
  • заседания родительского комитета;
  • организация родительского сообщества в сети Интернет

Критерии и способы изучения эффективности воспитания

Критерии

Показатели

Методики

Интеллектуальная развитость

1. Освоение образовательной программы

2. Развитость познавательных интересов, кругозор

3. Способность к проведению научного поиска

4.Количественные и качественные показатели участия воспитанников олимпиадах, интеллектуальных конкурсах  и состязаниях, научно-исследовательской деятельности

  • Анализ текущей и итоговой аттестации
  • Анализ участия и результативности учащихся в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах и состязаниях
  • Школьный тест умственного развития ШТУР (авторы К.М.Гуревич и др.)

Нравственная развитость

1. Сформированность основных нравственных качеств личности

2. Социальная активность

3. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в социально-значимой деятельности

  • Педагогическое наблюдение
  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустина)  
  • Диагностики ценностных предпочтений ( автор Н.Е. Щуркова)
  • Анализ результатов реализации социальных проектов

Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность

2. Сформированность коммуникативной культуры

  • Педагогическое наблюдение
  • Методика выявления коммуникативных способностей и склонностей учащихся (автор Р.В. Овчарова)

Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению

2. Стремление к творчеству

3. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в творческих конкурсах и мероприятиях

  • Педагогическое наблюдение
  • Тест П.Торренса
  • Анализ участия и результативности учащихся в творческих  конкурсах и мероприятиях

Физическая развитость

1. Показатели физического здоровья

  • Мониторинг здоровья
  • Анализ пропусков уроков  учащихся по болезни

Сформированность классного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

  • Педагогическое наблюдение
  • Социометрия (автор Г.А. Карпова)
  • «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (Методика  Р. С. Немова)

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к жизнедеятельности класса

2. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания своих детей

  • Педагогическое наблюдение
  • Анкетирование учащихся, родителей, учителей
  • «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (методика  А.А. Андреева)
  • «Выявление удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Степанова Е.Н.)

Источники информации

  1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников./Классный руководитель. 1998. №1.
  2. http://pedsovet.su/
  3. http://www.it-n.ru/
  4. http://www.openclass.ru/node/2716
  5. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов. – М., 2000.
  6. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  7. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1998.
  8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
  9. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1969.
  10. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2002.
  11. Декларация прав ребенка. / Народное образование. 1993. №5.
  12. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., 2006.
  13. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М., 2010.
  14. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме нравственность. – М., 2006.
  15. Клёнова М.В. Что нужно знать о толерантности. / Образование в современной школе. 2003.№7.
  16. Мартишина Н.В. Конкурсы… конкурсы…конкурсы. Учебно-методическое пособие.  / Сост. Л.К.Гребенкина, Н.В.Мартишина. – Рязань, 1995.
  17. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно – ориентированное обучение / Т.В. Машарова. – М.: Изд-во «Педагогика – Пресс», 1999.
  18. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
  19. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. – М., 1996.
  20. Фридман Л.М. Изучением личности учащихся в ученических коллективах. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Из Программы воспитания и социализации школьников (основная школа)

Статья представленная автором на  НПК  "Воспитывают не только отдельные лица, но и весь школьный уклад". получила много  положительных откликов....

Программа воспитания и социализации по профориентированию "Пусть меня научат"

Целью программы по профориентированию " Пусть меня научат!"является:оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности в условиях современного об...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...