Адаптация моих пятиклассников
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Апарова Лидия Николаевна

Адаптация моих пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_5_klass_2013_god.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптации пятиклассников  в 2013/2014 учебном году

Апарова Л.Н.

I. Психологическая готовность к переходу в среднее звено.

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

        Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинирован- ностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной  и школьной тревожности. Происходит "смена статуса": в начальной школе четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких. Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.

      Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

      В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель—учителя-предметники”, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.

       В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

        Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

        Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

         Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

        Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего” в начальной школе на "самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

       В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные  отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

       У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

           Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это разные требования  педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований. Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя. Учителя различаются по своим особенностям - стилю общения, темпу речи, требованиям. Одному нравится, когда ученик при ответе высказывает собственное мнение. Другой требует буквально придерживаться текста учебника. Один не придает особого значения аккуратному ведению тетради, другой постоянно снижает оценки за небрежность.

      У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот,  от внезапной свободы -  бегают по школе, исследуя "тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

      Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы      

     В этот период у ребенка еще есть время, чтобы стать самостоятельным в учении, определить свои учебные интересы. Он более объективно начинает оценивать свои возможности. По-другому строятся отношения с педагогами и сверстниками.

В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

II. Диагностика адаптационного периода пятиклассников

Диагностика проводилась с целью изучения индикаторов трудностей адаптационного процесса в 5 классе, таких как

  1. «Анкета пятиклассника»,
  2. «Анкета по определению уровня школьной мотивации»,
  3. методика диагностики уровня школьной тревожности.
  4. Анкета «Мои увлечения»,

 

  1. диагностика «Уровня развития классного коллектива»,
  2. диагностика «Уровня воспитанности учащихся».
  3. методика «Отношение к учебным предметам»

 Результаты анкеты по определению школьной мотивации таковы:

Высокий уровень мотивации, свидетельствующий о том, что ученик осознает важность учения, учебные цели для него привлекательны, он проявляет высокую познавательную активность, интерес ко всем предметам, к самостоятельной работе, занимает благоприятное статусное положение в классе,

Диагностика школьной мотивации показала, что  в  5 классе 30% (3 чел)  учащихся имеет высокий уровень мотивации.

  Средний уровень учебной мотивации, свидетельствующий, о том, что ученик положительно относится к школе, но учебные цели не осознаются, познавательная активность средняя, сосредоточен по интересу, самостоятельно выполняет только типовые задания, требует контроля со стороны взрослых, дружит со многими детьми в классе, показали  40%(6 чел).    

Внешняя мотивация, свидетельствующая о том, что ученика привлекает внеучебная сторона, атрибутика школы. В  5 классе уровень внешней мотивации составляет    20% (2 чел).

Низкий уровень учебной мотивации, свидетельствующий о том, что ученик к школе относится отрицательно или безразлично, требует контроля и помощи, к самостоятельным занятиям интереса не проявляет, нарушает дисциплину, близких друзей в классе не имеет, 10% (1 чел).

Из всех опрошенных пятиклассников высокий уровень школьной мотивации имеют -3 чел, средний уровень-6 чел, внешнюю мотивацию – 2 чел, низкий уровень – 1 чел.

Из 10 опрошенных учащихся 70% считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в 4ом. 60%  учащимся нравится, когда учат много учителей.   На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 20% (2 чел) – трудностей нет, 30% (3 чел)– трудно приспособиться к новым учителям,  

70 % (7 чел) учеников не очень устают после уроков, 20%(2 чел) – очень устают и  30 % (3 чел) не устают совсем.

        Исследование уровня воспитанности учеников 5 класса показало что 20% учеников с низким уровенем, средний уровень 30% . Хороший уровень у 20%    у 30% высокий уровень.  

Методика исследования отношения учеников к учебным предметам показала что: 70 %  нравится – математика, 20% физкультура, 40% учеников сказали, что трудно - английский язык, 30%  - трудно история, 30% - трудно русский язык, не нравится 2 предмета. Суббота  для них самый трудный день.

                            Результаты успеваемости в 1 четверти (5 класс)

Учащихся – 10 чел.

Успеваемость – 100 %

Качество знаний – 50 %

2 ученика  с двумя тройками  (Кутумова и Волкова)

В этой четверти у Снижаны больше троек

Вывод: Адаптация прошла успешно, дети приспособились ко всему. Временная дезадаптация, некоторых учащихся. Это для подобного периода являются нормой. Особого внимания  требуют: Чугунов Е., Кузнецов Н., Зарипов Д.

III. Принятые меры:

  • Для предупреждения дезадаптации учащихся в конце четверти было проведено родительское собрание «Что должны знать родители, если их ребёнок пошёл в 5-й класс», где проводилось обобщение психолого-педагогического опыта по проблеме адаптационного периода пятиклассников и где родителям были даны рекомендации с целью оказания максимальной помощи детям с их стороны в преодолении адаптационного кризиса (были составлены и выданы соответствующие памятки).
  • С целью оказания эффективной поддержки учащихся 5 го класса в период адаптации в среднем звене, а также с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации пятиклассников к новой обучающей среде классным руководителем помимо диагностики адаптационного периода были проведены 2 психологических тренинга «Первый раз в пятый класс» и «Путешествие в мир детства».
  • Для формирования устойчивой учебной мотивации и низкого уровня школьной тревожности, а также для снятия психоэмоционального напряжения и развития коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с учителями на классном часе была проведена психологическая игра «Морское путешествие».
  • Проведён классный час «О друзьях и дружбе» с целью сплочения коллектива.
  • Проведена своевременная индивидуальная работа с Чугуновым Е., Кузнецовым Н, Зариповым Д., Волковой С, проведена беседа с родителями .
  • Намечено в дальнейшем с целью не допустить срыва адаптации пятиклассников:
  • продолжить наблюдение и изучение классного коллектива 5 класса, более тщательно изучить систему личных отношений учащихся в классе для того, чтобы в дальнейшем целенаправленно формировать эти отношения и создать для каждого ребёнка благоприятный эмоциональный климат;
  • провести классный час «Поговорим о толерантности» с целью развития терпимости у детей к поведению других, к чужим неудачам и успехам;

      . обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности организации процесса адаптации современных пятиклассников при обучении математике»

Современные пятиклассники, безусловно, отличаются от своих сверстников даже десятилетней давности, поскольку изменяется само общество, в котором вырастают дети, да и информационная среда перенасыщена,...

Конспект занятий по адаптации пятиклассников "Планета моего класса".

Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников(по методу создания проекта)...

Программа для развития адаптации у пятиклассников

в данной программе представлен материал для педагогов-психологов о переходе обучающихся в среднее звено и необходимостиих сопровождения...