«Дети и Холокост»
классный час (6 класс) на тему

Акишина Вера Алексеевна

Цель: воспитать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_holokost.docx749.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                                                 8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

Классный час «Дети и Холокост»

C:\Users\Денис\Desktop\Холохост\фото\20170118_145100.jpg

учитель: Акишина Вера Алексеевна

27.01.2017

Цель: воспитать чувство уважения и сострадания к памяти жертв Холокоста

Задачи:

  1. познакомить обучающихся   с историческим фактом трагедии Холокоста;
  2. рассмотреть деятельность человека с позиций морально - нравственных оценок и критериев – индивидуальных, групповых и общечеловеческих ценностей;
  3. способствовать формированию   у учащихся стойкого   иммунитета, неприятия идей расизма и фашизма, умение противостоять современной неофашистской пропаганде;
  4. формировать стойкие компетентности учащихся в умении оценивать и анализировать происходящие социальные явления и факты;
  5. продолжить формирование чувства толерантности, сострадания и милосердия, гражданской ответственности учащихся;
  6. способствовать развитию навыков монологической речи, умению выстраивать причинно-следственные связи.

Материалы и оборудование:

1.     ПК, мультимедиа проектор, колонки.

2.     Презентация.

Методы: наглядные, словесные

Ход внеклассного мероприятия

 (слайд 1)

Ребята, сегодня   мы будем говорить об очень непростой теме: о Холокосте, о том, кто и когда стал жертвами Холокоста, и подробно остановимся на теме «Дети и  Холокост ».

- А что такое Холокост и почему об этом нельзя забывать?

(слайд 2,3)

"Холокост" в переводе с древнегреческого означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Впервые этот термин использовал лауреат Нобелевской премии мира писатель Эли Везелькак как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. 

(слайд 4)

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.

Германия. 30 годы.  Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти.  Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев.  Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

 ученик (читает стихотворение Валерия Агаронова  «Хрустальный звон»)[10]

(слайд  5)

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

Злоба и безумство массы

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!

Бей, насилуй, режь ничтожных!

Жги, безжалостно дави!

(Свой народ втравил безбожник,

Замарал в чужой крови!)

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

 (слайд  6)

1сентября 1939года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.  Евреи – это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

 ученик (читает стихотворение Станислава Коренблита "Из гетто..." ) [11]

Два треугольника – звезда.

Щит праотца.  Отца Давида

Избрание – а не обида,

Священный дар, а не беда.

Здесь было горе – горе без счёта.

Жёлтые звёзды – звёзды почёта.

Звёзды униженных, звёзды отверженных,

Вшитые в небо еврейской одежды.

Жёлтые звёзды, звёзды

Давида, горькие слёзы еврейской обиды.

Учитель: [6,12] (слайды  7,8)

Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома.  Дети шли парами   на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать».  Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.
Поезд отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских "фабрик смерти".  Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.

 Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Учитель: [6]

(слайд 9)

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк, был офицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, — домохозяйкой. После прихода Гитлера к власти семья эмигрирует в НидерландыВ мае 1940 году Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Анны с несколькими другими евреями скрывались в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года.  Погибли все — мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны в 1947году. Дневник былпереведён на 32 языка. Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года.

Ученица читает отрывки из дневника Анны:[2]

(ноябрь 1942)

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.

 Об отчаянии: Я достигла точки, когда для меня не имеет значения — жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)

О виновных: Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек…В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)

ученик (читает стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»)[10]

(слайд 10, 11)

Мужчины мучили детей.                                                                                               

Умно. Намеренно. Умело.                                                                                             

Творили будничное дело,                                                                                      

Трудились – мучили детей. 

                                                         И это каждый раз опять,

           Кляня, ругаясь без причины…

И детям было не понять,

        Чего хотят от них мужчины. 

За что – обидные слова.                                                                                                    

Побои, голод, псов рычанье?                                                                                             

И дети думали сперва,                                                                                                          

Что это за непослушанье.

 Они представить не могли

        Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

           От взрослых дети ждут защиты.

А дни всё шли, как смерть страшны,                                                                                

И дети стали образцовы,                                                                                                     

Но их всё били. Так же. Снова.                                                                                          

И не снимали с них вины.                                                                                                 

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

      Но у мужчин «идеи» были,

   Мужчины мучили детей.

 (слайд 12, 13)

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.  Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день   подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии   сжигались в печах   крематория

 (слайд 14)

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев- беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

 В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Бабий яр - большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35000 человек.  Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй

(слайд 15 – песня А.Розенбаума «Бабий Яр»)

Учитель: (читает Стихотворение М.Джалиля «Варварство»)[4]

(слайд 16)

     Они с детьми погнали матерей

     И яму рыть заставили, а сами

     Они стояли, кучка дикарей,

     И хриплыми смеялись голосами.

     У края бездны выстроили в ряд

     Бессильных женщин, худеньких ребят.

     Пришел хмельной майор и медными глазами

     Окинул обреченных... Мутный дождь

     Гудел в листве соседних рощ

      Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

     Он обезумел. Гневно бушевала

     Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

     Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

     Он падал, издавая вздох.

     Детей внезапно охватил испуг,

     Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

     И выстрела раздался резкий звук,

     Прервав проклятье,

     Что вырвалось у женщины одной.

     Ребенок, мальчуган больной,

     Головку спрятал в складках платья

     Еще не старой женщины. Она

     Смотрела, ужаса полна.

     Как не лишиться ей рассудка!

     Все понял, понял все малютка.

     - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

     Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

     Дитя, что ей всего дороже,

     Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

     Прижала к сердцу, против дула прямо...

     - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

     Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -

     И хочет вырваться из рук ребенок,

     И страшен плач, и голос тонок,

     И в сердце он вонзается, как нож.

     - Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

     вольно.

     Закрой глаза, но голову не прячь,

     Чтобы тебя живым не закопал палач.

     Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно

     И он закрыл глаза. И заалела кровь,

     По шее лентой красной извиваясь.

     Две жизни наземь падают, сливаясь,

     Две жизни и одна любовь!

(слайд 17 )

В 1933 - 1945 годах войска фашистской Германии уничтожили около 6 млн. людей только за принадлежность еврейской  нации. Такая цифра закреплена в приговорах Нюрнбергского трибунала.

  (слайд 18)

Ребята,  и закончить   наш разговор об этой страшной трагедии в истории человечества мне хочется словами исследователя Холокоста И.Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

Список использованной литературы

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.
  2. Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. -  Нидерланды, 2003.

C:\Users\Денис\Desktop\Холохост\фото\20170118_143750.jpgC:\Users\Денис\Desktop\Холохост\фото\20170118_144426.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Холокост и дети

1.Что такое Холокост? 2.Каковы его уроки? 3.Почему стала возможна эта трагедия? 4.Что значит – «помнить и никогда не забывать»? ...

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

Пояснительная записка к классному часу "Дети и Холокост"

классный час по теме "Дети и Холокост" с презентацией, проведенный в 7 классе...

" Дети- жертвы Холокоста"

Конспект урока, презентация...

Внеклассное мероприятие "Дети - жертвы Холокоста"

Мероприятие проводилось с учащимися 8-9 классов....

План - конспект урока. «Холокост и дети»

план - конспект урока цель которого проследить историю геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей. Урок посвящен памяти жертв нацизма и героев сопротивления,...