Пояснительная записка к классному часу "Дети и Холокост"
классный час (7 класс) по теме

классный час по теме "Дети и Холокост" с презентацией, проведенный в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час  «Дети и Холокост»

  Камалова Ирина Борисовна,

МБОУ-гимназия №174

Цель: воспитать чувство уважения  и сострадания к памяти жертв Холокоста

Задачи:

  1. познакомить  обучающихся   с историческим фактом трагедии Холокоста;
  2. рассмотреть деятельность человека с позиций морально - нравственных оценок и критериев – индивидуальных, групповых и общечеловеческих ценностей;
  3. способствовать формированию   у учащихся стойкого   иммунитета, неприятия идей расизма и фашизма,  умение противостоять современной неофашистской пропаганде;
  4. формировать стойкие компетентности учащихся в умении оценивать и анализировать происходящие социальные явления и факты;
  5. продолжить формирование  чувства толерантности, сострадания и милосердия, гражданской ответственности учащихся;
  6. способствовать развитию навыков монологической речи, умению выстраивать причинно-следственные связи.

Материалы и оборудование:

1.     ПК, мультимедиа проектор, колонки.

2.     Презентация.

Методы: наглядные, словесные

Ход внеклассного мероприятия

Учитель: 

(слайд 1)

Ребята, сегодня   мы будем говорить об очень непростой теме: о Холокосте, о том,  кто и когда стал жертвами Холокоста, и  подробно остановимся на теме «Дети и Холокост ».

- А что такое Холокост и почему об этом нельзя забывать?

(слайд 2,3)

"Холокост" в переводе с древнегреческого означает "всесожжение", "уничтожение огнем", "жертвоприношение". Впервые этот термин использовал лауреат Нобелевской премии мира писатель Эли Везелькак как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. 

(слайд 4)

1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.

1 ученик

Германия. 30 годы.  Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти.  Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права  евреев.  Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

2 ученик (читает стихотворение Валерия Агаронова  «Хрустальный звон»)[10]

(слайд  5)

Дождик льет, протяжно плачет,

Блюз играет патефон.

Память никуда не спрячет

Ночи той хрустальный звон

Где разбитые витрины,

Груда трупов, детский плач,

Вой толпы...оскал звериный

Демонстрирует палач!

Злоба и безумство массы

Буйство! В восклицаньях речь!

Превосходство белой расы!

А Другим - Дорога в Печь!

Бей, насилуй, режь ничтожных!

Жги, безжалостно дави!

(Свой народ втравил безбожник,

Замарал в чужой крови!)

Этот грех впечатан в Лету!

Звон разбитого стекла

Нам напомнит век за веком

Ночь в осколках хрусталя!

3 ученик

(слайд  6)

1сентября 1939года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена.  Евреи – это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые  во взаимоотношениях с врагами.» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки  с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

4 ученик (читает стихотворение Станислава Коренблита "Из гетто..." ) [11]

Два треугольника – звезда.

Щит праотца.  Отца Давида

Избрание – а не обида,

Священный дар, а не беда.

Здесь было горе – горе без счёта.

Жёлтые звёзды – звёзды почёта.

Звёзды униженных, звёзды отверженных,

Вшитые в небо еврейской одежды.

Жёлтые звёзды, звёзды

Давида, горькие слёзы еврейской  обиды.

Учитель: [6,12]

(слайды  7,8)

Януш Корчак - талантливый педагог, человек, который не боялся детских вопросов, за что его называли детский бог. Автор выдающихся книг о воспитании: «Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение» и др., а также книг для детей: «Король Матиуш I» и «Король Матиуш на необитаемом острове», вошедших в классику мировой литературы.

В 1912 становится директором «Дома Сирот», которым руководит до конца жизни. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупируют Польшу, у Корчака появляется возможность уехать, но он возвращается в «Дом Сирот», который уже находился на территории Варшавского гетто. В начале августа 1942 года гитлеровцы решили закрыть дом сирот и уничтожить его обитателей. 3 августа 1942 года в дом пришли эсэсовцы. Доктор Корчак вместе со своими помощниками вывел всех оставшихся 200 детей, построил ребят в стройную колонну. Во главе колонны шел знаменосец и нес зеленое знамя Дома.  Дети шли парами   на станцию и пели католические церковные песнопения. Эта картина потрясла даже эсэсовцев. Немецкий офицер, руководивший погрузкой, узнал в Корчаке автора своих любимых детских книг. Он подошел к нему и тихо сказал: «Господин Корчак, вы можете быть свободным. Я не стану вас задерживать».  Но доктор Корчак еще раз повторил: "Я детей не оставлю. Я буду с ними до конца".. При этом, доктор прекрасно знал, КУДА они едут и оставить детей действительно не мог.." Потрясенный этим мужеством эсэсовский офицер вытянулся по стойке смирно и отдал доктору честь. Доктор вместе со своей помощницей и всеми детьми погрузился в товарный вагон, и поезд тронулся.
Поезд отправился в Треблинку - одну из жутких нацистских "фабрик смерти".  
Что же мог он сделать для двухсот своих детей на пути в газовую камеру? Досказать сказку о путешествии к Солнцу... Сказку, такую же короткую, как жизнь. Десять минут пути. Улица в небо... Двести детей прошли по ней. Они верили, что учитель знает, куда их ведет.

5 ученик

 Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить.  Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у  одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим. В трубах этих лагерей стоял дым  от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Учитель: [6]

(слайд 9)

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк, был офицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, — домохозяйкой. После прихода Гитлера к власти семья эмигрирует в НидерландыВ мае 1940 году Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев. Семья Анны с несколькими другими евреями скрывались в нежилых помещениях неработающей фабрики. Более двух лет они ни разу не выходили наружу. Продовольствие им доставляли отважные друзья-голландцы. Потом всё же их обнаружили гитлеровцы и отправили в транзитный лагерь Вестерборк, потом в Освенцим, а в конце октября того же года Анну и ее сестру Марго перевели в Берген-Бельзен, где они обе погибли зимой 1945 года.  Погибли все — мать, сестра, друзья, выжил только отец, Отто Франк. Он и опубликовал дневник дочери после войны в 1947году. Дневник был переведён на 32 языка. Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года.

Ученица читает отрывки  из дневника Анны:[2]

(ноябрь 1942)

Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось- старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход.

 Об отчаянии: Я достигла точки, когда для меня не имеет значения — жить или умереть. Мир будет вертеться и без меня, а я ничего не могу сделать, чтобы изменить ход событий. Просто даю вещам идти своим ходом, сосредоточиваюсь на учебе и надеюсь, что в конце концов все уладится само собой.(1944г)

О виновных: Я не верю, что только важные люди, политики и промышленники, виновны в войне. О, нет, маленький человек…В природе человека желать уничтожать, убивать, нести смерть. И пока все человечество, без исключения, не подвергнется огромным изменениям, войны будут продолжаться. (1944г)

6 ученик (читает стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»)[10]

(слайд 10, 11)

Мужчины мучили детей.                                                                                               

Умно. Намеренно. Умело.                                                                                             

Творили будничное дело,                                                                                      

Трудились – мучили детей. 

                                                                                            

И это каждый раз опять,

Кляня, ругаясь без причины…                                                                                               

И  детям было  не понять,                                                                                               

Чего  хотят от них мужчины. 

 

За что – обидные слова.                                                                                                    

Побои, голод, псов рычанье?                                                                                             

И дети  думали сперва,                                                                                                          

Что это за непослушанье.                                                                                                    

 

Они представить не могли                                                                                               

Того, что было всем открыто:                                                                                                   

По древней логике земли,                                                                                                 

От взрослых дети ждут защиты.                                                                                          

 

А дни всё шли, как смерть страшны,                                                                                

И дети стали образцовы,                                                                                                     

Но их всё били. Так же. Снова.                                                                                          

И не снимали с них вины.                                                                                                 

 

Они хватались за людей.                                                                                               

Они молили. И любили.                                                                                                    

Но у мужчин «идеи» были,                                                                                            

Мужчины мучили детей.

7  ученик[7]

(слайд 12, 13)

Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.  Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли  прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным  с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день   подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии   сжигались  в печах   крематория

8  ученик [1]

(слайд 14)

Одна  из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено  около 900 евреев- беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

 В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. Бабий яр - большой овраг в западной части Киева. За два дня массовых казней там было убито около 35000 человек.  Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. После того как ров заполнялся двумя-тремя слоями трупов, их присыпали землёй

(слайд 15 – песня А.Розенбаума «Бабий Яр»)

Учитель: (читает Стихотворение М.Джалиля «Варварство»)[4]

(слайд 16)

     Они с детьми погнали матерей

     И яму рыть заставили, а сами

     Они стояли, кучка дикарей,

     И хриплыми смеялись голосами.

     У края бездны выстроили в ряд

     Бессильных женщин, худеньких ребят.

     Пришел хмельной майор и медными глазами

     Окинул обреченных... Мутный дождь

     Гудел в листве соседних рощ

      Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

     Он обезумел. Гневно бушевала

     Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

     Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

     Он падал, издавая вздох.

     Детей внезапно охватил испуг,

     Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

     И выстрела раздался резкий звук,

     Прервав проклятье,

     Что вырвалось у женщины одной.

     Ребенок, мальчуган больной,

     Головку спрятал в складках платья

     Еще не старой женщины. Она

     Смотрела, ужаса полна.

     Как не лишиться ей рассудка!

     Все понял, понял все малютка.

     - Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -

     Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

     Дитя, что ей всего дороже,

     Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

     Прижала к сердцу, против дула прямо...

     - Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

     Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -

     И хочет вырваться из рук ребенок,

     И страшен плач, и голос тонок,

     И в сердце он вонзается, как нож.

     - Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

     вольно.

     Закрой глаза, но голову не прячь,

     Чтобы тебя живым не закопал палач.

     Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно

     И он закрыл глаза. И заалела кровь,

     По шее лентой красной извиваясь.

     Две жизни наземь падают, сливаясь,

     Две жизни и одна любовь!

(слайд 17 )

В 1933 - 1945 годах войска фашистской Германии уничтожили около 6 млн. людей только за принадлежность еврейской  нации. Такая цифра закреплена в приговорах Нюрнбергского трибунала.

  (слайд 18)

Ребята,  и закончить   наш разговор об этой страшной трагедии в истории человечества мне хочется словами исследователя Холокоста И.Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

 

                       

Список использованной литературы

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.:  Фонд «Холокост», 2001.
  2. Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах. -  Нидерланды, 2003.
  3. Всесожжение и вселенская катастрофа.  Материалы по подготовкам уроков по темам : «Холокост – трагедия человечества».
  4. Джалиль Муса. Моабитская тетрадь. – Казань: Татарское книжное   издательство, 1981 
  5. Дойчкрон И. Я носила жёлтую звезду. – М.:  Текст,  2001
  6. Памяти Корчака: Сб. ст.: (О враче, педагоге и писателе Я. Корчаке,            1878—1942) / [Отв. ред. О. Р. Медведева]. М.: Рос. об-во Януша Корчака, 1992.

Интернет - ресурсы

  1. www.auschwitz.org.pl
  2. www.holocf.ru
  3. www.un.org/russian/holocaustremembrance/
  4.  http://www.jewish-library.ru
  5. www.israbard.net/israbard/songview.php?song_id=7722
  6. http://ru.wikipedia.org


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Классный час «Дети и Холокост» как составляющая духовно-нравственного воспитания школьников

Утрата духовно-нравственных ориентиров и творческого воображения,

следование информационным штампам и неспособность к физическому, умственному, духовному усилию, а также конфликты на межнациональной почве – все эти проблемы современного общества, как в зеркале, отражаются и в современной школе.  

Важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании играет не только семья, но и школа.

Но как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя частью государства, в котором он живёт, захотел гордиться своей страной и, если потребуется, встал на её защиту.

Одним из путей решения данной проблемы я считаю введение в курс школьной программы предметов, способствующих  духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьника.

Работая в данном направлении, я поставила следующую цель:

воспитание человека культуры, с духовно-ответственным типом самосознания, любящего и уважающего свою историю, страну, народ,  а также традиции других национальностей и вероисповеданий.

Мною был разработан  и апробирован  в течение нескольких лет     комплекс элективных курсов духовно-нравственного содержания: «Календарно-обрядовый фольклор русского народа»; «Культура семьи»; «Духовная культура Урала и России», «Культура взаимоотношений»  -  рассчитанный на учеников всех возрастов Практика введения данных элективных курсов показала, что они способствуют объединению учеников разных национальностей,   сглаживанию конфликтов на межнациональной почве, воспитанию толерантности, развитию творческих способностей и обогащению личностного опыта обучающихся.

Тема Холокоста обращает на себя внимание прежде всего тем, что несет в себе огромный нравственный и моральный потенциал для противостояния любым формам нетолерантного сознания и поведения. Чаще всего жертвами нетерпимости оказываются самые незащищенные слои общества - дети. Именно в детской и подростковой среде распространены негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей или носители иных религиозных культур подвергаются остракизму. Важным доводом в пользу изучения Холокоста является необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной или этнической основе. Для того, чтобы противостоять злу, необходимо его заблаговременно распознать и определить.

        Классный час «Дети и Холокост», рассчитанный на учеников 7 класса, не только знакомит подростков с трагедией Холокоста, но и развивает способность к сопереживанию, воспитывает стремление противостоять жестокости и насилию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Пояснительная записка к программе по обслуживающему труду для учащихся 7 классов ССД

Данная программа составлена с учетом особенностей обучения детей со сложной структурой дефекта...

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 9, 10 классов...

Презентация Healthy living guide.Пояснительная записка. Конспект урока.Тесты по теме урока

1.Презентация «HealthyLivingGuide» («Путеводитель по здоровому образу жизни») составлен по основам УМК  для 9 класса, автор Кузовлев В.П, Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др. – М.,Просвещение . Матер...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА

Пояснительная записка и классный час посвященный Дню  памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....