План - конспект урока. «Холокост и дети»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Новичихина Екатерина Романовна

план - конспект урока цель которого проследить историю геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей. Урок посвящен памяти жертв нацизма и героев сопротивления, жертв Холокоста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

План – конспект урока на тему:

«Холокост и дети»

Автор: Новичихина Екатерина Романовна

                                                     МБОУ СОШ №14 пос. Пятигорский

      учитель истории и обществознания

                                                       

2017г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет: история

Урок № 4

Тема урока:  «Холокост и дети»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: проследить историю геноцида еврейского народа в годы 2 мировой войны, в особенности детей

Формирование УУД:

Личностные действия: умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые

действия

Формируемые способы деятельности

Организационный момент (1-2 минуты).

Информация о готовности класса и отсутствующих

Ученики приветствуют учителя, рассаживаются по местам.

Личностные действия:

1. умение слушать.

2. Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности.

Актуализация знаний

(4-5 минут)

Сегодня наше занятие посвящено памяти жертв нацизма   и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.

Слушают

Регулятивные действия: 1. целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Сегодня наше государство защищает, охраняет права детей, действуют программы защиты детства. Но были в истории страшные времена, когда дети были узниками лагерей смерти и не дожили до наших дней, испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда. Особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и их детей. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост. Холокост — слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.

Мы говорим о злодеяниях фашизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но еврейский народ пострадал, наверное, больше других и только потому, что он принадлежали к другой нации, религии.

6 млн чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн детей.

Наши задачи – сегодня попытаться ответить на вопросы:

  1. что такое Холокост?
  2. каковы его уроки?
  3. почему стала возможна эта трагедия?
  4. что значит – «помнить и никогда забывать»?

Слушают

Познавательные действия:

  1. Общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Личностные действия:

1.  Умение слушать.

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

Холокост ( из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны...

В период 1933-1945 годов пострадали миллионы ни в чем не повинных ребятишек разных национальностей и вероисповеданий.

Гитлер был помешан на чистоте арийской расы, поэтому он организовал специальную программу по борьбе за ее очищение. Дети евреев и цыган уничтожались в первую очередь, поскольку они считались опасными для Германии. Истреблению также подвергались физически и умственно неполноценные ребята из захваченных территорий СССР, Польши и самой Германии. Холокост детей затронул многие семьи, в концлагеря попадали как сироты, так и ребята, насильно отнятые у родителей.

Всех жертв можно разделить на несколько групп:

  1. дети от 12 лет использовались в качестве рабочей силы и для медицинских экспериментов;
  2. уничтоженные новорожденные;
  3. дети, убитые сразу по прибытии в концлагеря;
  4. рожденные в лагерях смерти и гетто, которым удалось спастись благодаря людям, укрывшим их от нацистов.

Отношение нацистов к детям.

В гетто несчастные умирали чаще всего от болезней и голода. Нацистов это мало беспокоило, поскольку малыши для них особой ценности не имели, в большинстве случаев их уничтожали вместе с инвалидами и стариками в первую очередь. Дети Холокоста старше 12 лет использовались в качестве рабочей силы, но условия были такими, что они долго не выдерживали. Немощных нацисты отправляли в газовые камеры, расстреливали или просто оставляли умирать в муках. Холокост детей стал позором для всей нации, немцы до сих пор не могут очиститься перед общественностью за те страшные деяния. Судьбой малышей, как правило, распоряжался юденрат, по его распоряжению ребята депортировались в лагеря смерти.

Выжившие дети .

Светловолосым, голубоглазым ребятам со светлой кожей повезло больше, их отнимали у родителей, но не убивали, а отправляли на воспитание в «расово полноценные» немецкие семьи, поскольку такая внешность являлась «арийской». Холокост детей не затронул тысячи маленьких евреев, которые были депортированы из Германии и оккупированных нацистами стран программой «Киндертранспорт». Были и отважные люди, которые соглашались спрятать под своим кровом несчастных. Многие дети нашли приют в Бельгии, Италии, во Франции их прятали у себя монахини, католические священники, протестантские семьи.

Слушают.

Записывают тему в тетрадь.

Записывают определение.

Регулятивные:

1.Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Коммуникативные:

1. Постановка вопросов.

Познавательные:

  1. Рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  2. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Какая судьба ожидала детей, которые родились в лагерях смерти?

Кто были жертвами преступлений?

Как в документах описано отношение к детям?

Отвечают на вопросы

Коммуникативные:

  1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

(7-8 минут)

27 января, по решению ООН, во всем мире отмечается как Международный день памяти жертв Холокоста. В 1945г. в этот день Советская Армия освободила крупнейший из нацистских концентрационных лагерей — Освенцим (Аушвиц-Биркенау).

Холокост – это преступление, которое, по мнению

большинства людей, необходимо понять и изучить.

Почему нужно понять и изучить?

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».  

Чтоб такое больше никогда не произошло.

Чтоб не было воин, чтоб не погибали люди.

Коммуникативные:

  1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия      деятельности. (Итог урока 2-3 минуты)

Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.

- Что такое Холокост?

это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.

Познавательные УУД

1. Обобщать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1.Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Каковы его уроки?

эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

Что значит “помнить, и никогда не забывать”

это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.

Список литературы

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ”История России 20 в. – н.21 в.” Просвещение, 2014 г.
  2. Н.В.Загладин”Новейшая история зарубежных стран 20 в. – н.21 в.” Русское слово, 2015 г.
  3. Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума “Уроки Холокоста и современная Россия” (Москва 4-7 мая 1997 г.) Москва, 2011 г.
  4. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д.Свердлов. Москва, 2001 г.
  5. Дети военной поры. Сост. Э.Максимова, 2 издание. Москва, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)

План - конспект урока  по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети.

Цель:1. познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения;2. расширить и углубить сведения о творчестве поэта;3. помочь учащимся увидеть отношение автора к изобретаемым героям.Оборудован...

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети.

Урок литературы в 5 классе "Крестьянские дети" Н. А. Некрасов. Урок изучения нового материала, а также повторение творчества писателя. В ходе проведения урока идет знакомство с идейно-тематической нап...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

План-конспект урока: «Память о Холокосте - путь к толерантности»

Тема урока:  «Память о Холокосте -  путь к толерантности».Тип урока: урок-исследованиеЦель  урока: познакомить учащихся с таким понятием как «Холокост»....