Игровая программа "Путешествие в страну дружбы"
классный час (5 класс) на тему

Мазина Татьяна Сергеевна

Классный час в рамках проведения единого дня профилактики "Дня толерантности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая программа «Путешествие в страну дружбы»

Цель:  формирование дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
  • формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
  • познакомить учащихся с правилами дружбы.

Оборудование: презентация PowerPoint , солнышко, таблички с качествами настоящего друга, листы самооценки, правила дружбы для уголка, дерево дружбы, фотографии каждого ребенка, цветы.

Цель:  формирование дружеских отношений в коллективе.

Задачи:

  • выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
  • помочь учащимся осознать качества, важные в дружбе;
  • формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу;
  • познакомить учащихся с правилами дружбы.

Оборудование: презентация PowerPoint , солнышко, таблички с качествами настоящего друга, листы самооценки, правила дружбы для уголка

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем занятии. Чтобы наш классный час прошел в хорошем настроении, давайте подарим друг другу улыбку!

2. Определение темы занятия. (Слайд 2-18)

- Чтобы узнать тему нашего классного часа послушайте притчу.

Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете.

И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:

– Кто там?

За дверью ему ответили:

– Это твоё богатство.

Но старец ответил:

– Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.

– Кто там? – спросил он.

– Это твоя любовь! – услышал он ответ.

Но старец сказал:

– Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! – и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова постучали.

– Кто там? – спросил старик.

– Это твоя дружба! – услышал он в ответ. Старец улыбнулся и открыл дверь:

– Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:

– Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:

– Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

-Какова тема нашего занятия? (Слайд 20)

Сегодня мы отправимся в путешествие в страну дружбы.

-Как вы понимаете, что такое дружба?(определение из словаря С. И.Ожегова) (Слайд 21)

-Как вы понимаете близкие отношения?

-Что значит взаимное доверие?

-Какие бывают общие интересы?

3. Беседа.

Игра «Неоконченные предложение»  (Слайд 22)

Дети завершают следующие предложения:

Настоящий друг – это тот кто….

Друзья всегда….

Я могу дружить с такими людьми, которые…

Со мной можно дружить, потому что…

 Работа в парах.

-Каким должен быть настоящий друг? (дети обсуждают в парах)

  • отзывчивым,
  • внимательный,
  • преданным,
  • добрыми,
  • справедливыми,
  • он всегда готов прийти на помощь,
  • друг должен понимать тебя.

После обсуждения фронтальная работа.

«Качества настоящего друга»

На доске солнышко, внутри надпись «Настоящий друг». Рядом листы с названиями качеств человека. Дети по очереди выбирают главные качества настоящего друга (обосновав свой выбор) и прикрепляют их в виде лучей солнца. В результате набирается список качеств, составляющих образ настоящего друга. Он зачитывается вслух. Детям предлагается подумать о том, есть ли эти качества у каждого из них.

Самооценка.

Каждому учащемуся раздается бланк. (Приложение 1) (Слайд 23)

- На этих листочках написаны противоположные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито. Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

- Все мы разные. У каждого из нас есть  достоинства и недостатки. Нужно быть терпимее друг к другу, уважать и пытаться понять своих друзей. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Давайте узнаем, много ли у вас общего

Игра «Домино»

Первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики- «С одной стороны у меня есть косички, с другой- люблю мороженое». Участник, у которого тоже есть косички или он любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря , например «С одной стороны я люблю мороженое, с другой- у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны варианты  в построении домино- можно построить круг или «доминошную» структуру.

Работа в группах.

-Как научиться дружить? (обсуждение в группах) и составление памятки

-Какие правила дружбы нужно выполнять, чтобы дружба была крепкой? (Слайд 24)

  • Не выдавать чужие секреты;
  • Всегда быть откровенным с другом;
  • Не бояться попросить прощения;
  • Не грубить;
  • Надо быть постоянным в дружбе;
  • Не ябедничать. Если друг в чем-то не прав, надо сказать ему об этом;
  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть - почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
  • Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить вовремя.

4. Физкультминутка

 Встаньте  дети,  встаньте  в  круг

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

 Влево, вправо  повернитесь

 И  друг  другу  улыбнитесь.

 Руки  к  солнцу  протянули

 Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

 С  этим  лучиком  в  груди 

 Ты  на  мир  ясней гляди.

5. Беседа

Работа в группах

 «Собери пословицу»  (Слайд 24)

-О дружбе сложено множество пословиц и поговорок. Собери пословицу. Каждая группа объясняет значение получившихся пословиц. (Приложение 2)

Нет друга ищи, а нашел-береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

-Как вы думаете можно дружбу потерять?

Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.

– Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?

– Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.

- Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.

– Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.

– Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, – сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.

Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала:

– Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание – и зажужжала заклинанья:

Елики-горелики,
Лики-рели-ка!
Сохранится ль дружба
Существ без языка?

Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.

Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:

Елики-горелики,
Лики-рели-ка-тож!
Прозвучите в речи
Грубость, обида и ложь!

Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.

На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. «Теперь-то точно поссорятся!» – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова. Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти («кто главнее?»), вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.

Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей:

– Одно только уничтожит их дружбу…

– Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, – оговорилась Пчела.

– Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?

Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.

Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:

Елики-горелики.
Лики-рели-ка-иста-ми!
Станьте, муравьи,
Ныне...

И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое?). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.

Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе...

И.В. Вачкова

- Что сказала пчела муравьям?

-Что может разрушить дружбу?

Чтобы быть самыми дружными в классе давайте выполнять правила дружбы, так как она может подвергаться испытаниям, которые не всегда выдерживает.

У каждого из вас на парте лежит волшебный цветок. Вы должны на каждом лепестке написать качества вашего друга и в конце занятия подарить этот цветок своему другу.

6. Подведение итогов.

Наш классный час подходит к концу. Давайте составим синквейн по нашему занятию.  Лучшие варианты на доске.

Дружба

Настоящая, верная

Объединяет, связывает, помогает

Уважение основа дружбы.

Друзья

После этого дети поют песню «Дружба крепкая не сломается»

В конце на доске появляется остров дружбы: солнце с качествами настоящего друга, «дерево дружбы» с фотографиями на листочках детей класса, цветы, которые дети потом подарят друг другу.

Список литературы.

1. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. «Группа продленного дня»; Москва «Вако», 2008г.

2.  Горбунова Н. А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

3. Дружба – Яндекс. Словари.

4. Смирнов Н. А.. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

5. Хухлаева О. В. «Тропинка к своему я» Москва , 2012г.

6. www.yandex.psitor.ucoz.ruload/skazkiskazka_odruzhby…samoj…

7. http://edu.of.ru/attach/17/201460.pdf

Приложение 1

Фамилия, имя________________________________________________________________________

Класс __________________                                                                  Дата _______________________

    добрый            честный              общительный    отзывчивый     вежливый       щедрый     справедливый

        злой               лживый            замкнутый    равнодушный           грубый          жадный       несправедливый

Приложение 2

 

Нет друга ищи,                                                                         новых двух.

Друзья познаются                                                                    дерево без корней.

Старый друг лучше                                                                 а нашел - береги.

Человек без друзей, что                                                          а имей сто друзей.                                                                                                    

  Не имей сто рублей,                                                               в беде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Славься , страна, мы гордимся тобой!"

В игровой форме изучаем госсимволы...

Игровой урок «В Стране Мастериц».

систематизировать  и обобщать теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу «Материаловедение». способствовать развитию речи учащихся, разви...

Музыкально-спортивный праздник «Путешествие в страну Дружбы»

Формирование у  учащихся здорового образа жизни, развитие двигательных навыков....

Игровая программа "Путешествие в страну дружбы"

Классный час в рамках проведения единого дня профилактики "Дня толерантности"...

Открытая беседа "Волшебная страна дружба"

Цель: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, научить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, научить разделять радости и печали друзей....

Волшебная страна дружба

презентация на тему "Волшебная страна дружба"...

Классный час: «Волшебная страна - Дружба»

Разработка классного часа для учащихся 6 класса....