Программа воспитательной работы класса "Лестница успеха"
материал на тему

Кузнецова Елена Борисовна

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospit_rab._lestnitsa_uspeha.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

воспитательной работы в классе

 «Лестница успеха»

Срок реализации – 5 лет

Автор программы:

Кузнецова Е.Б.,

классный руководитель

5 –го класса

с.Кочуново, 2015

Пояснительная записка

     Рабочая программа «Лестница успеха» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. 
      Современному обществу нужны успешные молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством социальной ответственности. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. 
      Школа сегодня – это один из основных институтов социализации ребёнка. Именно воспитательная система класса и школы может стать тем инструментом, который позволит каждому ребёнку реализовать свои возможности, став успешным.
       Основой вопрос для меня, как для классного руководителя, звучит так: «Как сделать жизнь классного коллектива, и каждого ученика в отдельности, успешной?» 
     В основе моей программы лежит личностный подход, который определяет воспитание как планируемый процесс, в котором сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся. 

       Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека.

Социализация – процесс усвоения ребёнком социальных норм, необходимых для жизни в обществе. 

Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность.

Единство – коллективная деятельность. Успешность зачастую зависит от совместной деятельности. Учащиеся должны уметь работать в коллективе, прислушиваясь к мнению других, уважая каждого.
 Харизма – исключительная одаренность, яркость.

 Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.

Данная программа рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы “Я +”, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.


Концептуальная основа программы

Данная программа близка к современной воспитательной концепции  О.С. Газмана  «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития». Воспитание рассматривается как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания – дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия. Содержание воспитания рассматривается как базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств. Ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры: культура жизненного самоопределения, культура семейных отношений, экономическая культура и культура труда, политическая и правовая культура, интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура, экологическая культура, художественная культура, физическая культура. Согласно данной концепции, взаимосвязанные действия педагога и ребенка выполняются на 5 этапах: диагностический (фиксация проблемы), поисковый (причины проблемы), договорный (проектирование действий), деятельностный, рефлексивный.  Критериями результативности воспитательного процесса здесь являются готовность ребенка к самоопределению, самореализации, развитость индивидуальных способностей ученика, нравственная направленность личности, физическое и психическое здоровье,  сформированность базовой культуры, защищенность и комфортность ребенка в школьной сообщности.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

 Задачи:

  1. Развивать культурный, коммуникативный потенциал в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
  2. Формировать у школьников потребность быть здоровыми, устойчивый интерес к физической культуре и спорту, навыков безопасного поведения и охрана жизни;
  3. Формировать ценностные основы нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

Принципы воспитательной деятельности

Принцип природосообразностиНедопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

        В программе представлены разнообразные формы воспитательной работы. Это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, эстетические беседы, диспуты, дискуссии, викторины,  конкурсы, часы общения.

Методы:

  • научно-исследовательский;
  • метод проектов;
  • коммуникативная методика;
  • личностно-ориентированный метод;
  • метод креативного мышления;
  • репродуктивный метод;
  • метод критического мышления;

Механизм реализации программы

Принцип построения программы – поэтапное решение личностью задач на каждом возрастном этапе:

  • Раскрытие личности (5-6 классы)
  • Развитие личности (7-8 класс)
  • Самореализация, саморегуляция (9 класс)

5-6 кл.

7-8 кл.

9 кл.

Задачи

Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья

Формирование у детей представления о здоровье, гигиене и

умения вести здоровый образ жизни

Адаптация ребенка к условиям школьной жизни

Приобщение уч-ся к общечеловеческому этикету и овладению им

Воспитание таких нравственных качеств как доброта, забота, милосердие, уважение

Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности

Формирование потребности в здоровом образе жизни

Воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями, Родиной

Развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям

Воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнерства

Расширение представлений о разных способах социального устройства жизни

Развитие творчества и самотворчества

Формирование навыков безопасного поведения

Формирование отношения человека к обществу

Формирования представления о самосознании и его месте в самовоспитании

Формирование навыков коллективной творческой деятельности

Знания

Знать основы экологической, гигиенической культуры

Знать особенности своего физического здоровья

Знать основы здорового образа жизни

Знать основы культуры поведения человека

Знать правила общения

Знать ценности общественной жизни

Знать способы общения с природой

Знать обычаи и традиции родного края

Знать культуру семейных отношений, проблемы и заботы семьи

Знать правила здорового образа жизни

Знать социальные роли в семье

Знать элементарные правила культуры поведения и общения

Знать историю своей страны

Знать культуру быта

Знать культуру физического и умственного труда

Знать культуру внешнего вида

Знать нормы культурной  жизни

Знать идеал мужчины и женщины

Знать соотношение материального и духовного

Умения

Уметь правильно рассчитывать свои силы и возможности

Уметь ухаживать за своим телом

Уметь оценивать свои поступки

Уметь дружить

Уметь охранять природу

Уметь определять свои профессиональные склонности

Уметь организовывать свой труд

Уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи

Уметь выбрать свой вид деятельности

Уметь анализировать свою деятельность (учебу, общение, труд)

Уметь заботиться о своем здоровье и здоровье родных

Уметь строить свои отношения с людьми согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки

Уметь вести себя в обществе

Действия

Правильно вести себя на природе

Заниматься в кружках, секциях, участвовать в соревнованиях

Проводить беседы о здоровом образе жизни

Оказывать помощь младшим

Помогать в учебе одноклассникам

Заниматься любимым делом в кружках и дома

Сохранять и развивать традиции семьи

Выполнять домашнюю работу

Принимать участие в школьных делах, КТД класса, предметных неделях, олимпиадах и т.д.

Оказывать помощь себе и другим людям

Готовиться к выбору профессии

Осмысливать и анализировать происходящие события

Выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности

Уважать и гордиться историей своей страны

Воспитывать в себе разумные потребности

Культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию

Содержание деятельности

Для достижения поставленной цели в области воспитания подростков и решения вышеперечисленных задач выбраны следующие направления деятельности:

  1. Общественно-патриотическое воспитание – «Я – гражданин России»
  2. Экологическое, трудовое воспитание, эстетическое воспитание – «Красивое рядом»
  3. Физкультурно-спортивное – «Моё здоровье»
  4. Интеллектуально – познавательное – «Я - эрудит»

цель

задачи

«Я – гражданин России»

Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, села, района, России.

- ориентировать обучающихся на получение знаний об истории своей семьи, школы, района и т.д. для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

- формировать бережное, уважительное отношение к старшему поколению, природе, историческим ценностям

«Красивое рядом»

Воспитание осознанного понимания экологической культуры человека

- формировать потребность бережного отношения к природе, проявлять заботу о братьях наших меньших;

- формировать умения и навыки экологического поведения;

- способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека

«Моё здоровье»

Способствовать пониманию детьми значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

- формировать осознанное отношение к своему физическому и психическому здоровью;

- формировать социальные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек;

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности

«Красота вокруг нас»

Развитие способностей, общих и художественно-творческих, формирование способностей к мыслительной деятельности; воспитание творческого начала и интереса к искусству

- прививать умения и навыки художественного творчества

- научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности

- развивать индивидуальные способности и интересы, умение творить по законам красоты

- приобщение к миру прекрасного в сфере жизни и искусства

«Я – эрудит»

Оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития

- создавать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии

- формировать культуру интеллектуального развития

«Страна Закония»

воспитание осознанного отношения к своей жизни в обществе, к своему месту в системе гражданских отношений, формирование качества гражданина РФ и человека

- формировать правовую культуру

- формировать социально-ценностные установки поведения

- показать значение основных жизненных ценностей через призму гражданских прав и обязанностей

План реализации программы

План – сетка воспитательной работы

 классного  руководителя на 2016 – 2017 уч.г.

Сентябрь

Направления и формы работы

Недели

1

2

3

4

Я - гражданин России

Единый классный час «Моя будущая профессия»

Урок, посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом

Моё здоровье

День здоровья "С рюкзаком по сентябрю"

Беседа "Важней всего погода в классе"

Я - эрудит

Урок финансовой грамотности

Красивое рядом

Всероссийский конкурс рисунков и фотографий «Краски лета»

Практическое занятие «Оформление классного уголка»

Работа с родителями

Индивидуальная беседа с мамой Кузнецова А.  «Правила поведения в школе»

октябрь

Я - гражданин России

Единый классный час, посвященный Дню пожилого человека

Праздничный концерт «Пусть будет осень жизни золотой»

Урок доброты «Научимся уважать друг друга»

Моё здоровье

Кросс "Золотая осень"

Диалог с элементами игры "Как становятся курильщиками?»

Я - эрудит

Экологический урок

Библиотечный урок

Красивое рядом

Праздничный концерт «Вам дорогие педагоги!»

 

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости), «Внешний вид ученика».

Родительское собрание «Меры наказания и поощрения в современных семьях»

ноябрь

Я - гражданин России

Устный журнал «Единство – это сила!

Диспут «Твой выбор»

Моё здоровье

Я - эрудит

Всероссийский словарный урок, посвященный дню рождения великого российского лексикографа Владимира Даля

Красивое рядом

Праздник «Самая прекрасная из женщин»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости).

декабрь

Я - гражданин России

Единый классный час «Конституция – основной закон государства»

Моё здоровье

Час общения «Эпидемия безумия»

Соревнования на личное первенство школы по настольному теннису «Белая молния»

Я - эрудит

Всероссийский урок в рамках Международного года света и световых технологий

Тематический урок информатики в рамках всероссийской акции «Час кода»

Красивое рядом

Операция «Чистокласс»

Новогодний праздник «К  нам приходит Новый год!»

Работа с родителями

Родительское собрание «С чего начинается воспитание воли у подростков»

январь

Я - гражданин России

Моё здоровье

Веселые старты

Игра-соревнование «Экстремальная ситуация»

Я - эрудит

Интеллектуальная игра "Найти клад"

Красивое рядом

Виртуальная экскурсия «Санкт-Петербург»

Работа с родителями

Консультация для родителей: правила пользования сотовым телефоном в школе

  1.  февраль

Я - гражданин России

КТД «Путешествие в Царство русских фамилий»

Единый классный час "Дни воинской славы" Игра "Зарница"

Моё здоровье

Устный журнал «Минута час бережет»

Лыжный поход

Я - эрудит

Библиотечный урок «Книга друг»

Красивое рядом

Работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями по ситуации

март

Я - гражданин России

Классный час, посвященный воссоединению Крыма с Россией

Моё здоровье

Президентские состязания

Я - эрудит

Практическое занятие «Сам себе воспитатель. Воспитание характера»

Неделя детской книги Школьная научно-практическая конференция

Красивое рядом

Практическое занятие «Подарок для мамы»

Работа с родителями

Родительское собрание «Как появляются и закрепляются черты характера?»

  1. апрель

Я - гражданин России

Час правового общения «Права и обязанности»                                                                                                                                                                                

Единый классный час "Строки опаленные войной"

Моё здоровье

Первенство школы по футболу

Я - эрудит

Интеллектуальная игра «В царстве Смекалки»

Красивое рядом

Операция «Зеленый день школьника»

Работа с родителями

Индивидуальные беседы «Правила поведения в школе» (по мере необходимости)

Индивидуальные беседы с родителями «Успеваемость ребенка» (по мере необходимости).

  1.  май

Я - гражданин России

КТД «Военный орден"»

Моё здоровье

Пробег. посвященный "Дню Победы!"

Готов к труду и обороне (сдача норм ГТО)

Я - эрудит

Экологический урок

Классный час «Вот и закончили

 6 класс»

Красивое рядом

Трудовой десант у памятника погибшим воинам

Операция «Чистокласс»

Работа с родителями

Родительское собрание «Достижения года»


Кадровое обеспечение

  1. Зам. директора по УВР
  2. Классный руководитель
  3. Старший вожатый
  4. Учителя физкультуры
  5. Преподаватель-организатор ОБЖ
  6. Библиотекарь
  7. Учителя школы

Структура соуправления в классном коллективе

      Основная цель ученического соуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторских качеств личности, чувства ответственности, обеспечивает возможность воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности.

Рабочие органы классного соуправления:

  1. Спортивный сектор
  2. Трудовой сектор
  3. Информационный сектор
  4. Временный совет дела
  5. Вожатый

Спортивный сектор

Отвечает за:

- подготовку и проведение спортивных соревнований

- участие класса в общешкольных и районных соревнованиях

Трудовой сектор

Отвечает за:

- организацию дежурства по классу

- дежурства класса по школе (распределение на посты, контроль за дежурством на постах)

- уборку классного кабинета в конце каждой четверти

- проведение субботников

Пресс - центр

Отвечает за:

- оформление классного уголка

- оформление мероприятий

- подбор материала в  рублику «Это интересно»

Сектор Досуг

- организует подготовку и проведение КТД класса

- помогает в подготовке классных мероприятий

Вожатый

- организация перемен для младших школьников

- организация подвижных игр

- помощь в проведении праздников и утренников в начальной школе

Изучение эффективности воспитательной системы класса

Диагностическая методика

Автор

методики

Срок проведения

1

Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования

опросник Г.Н.Казанцевой

сентябрь

апрель

2

Анкета по выявлению психологического климата семьи

ноябрь

3

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

А.А.Андреев

декабрь

4

Методика «Оценка самоактуализации учащихся»

февраль

5

Изучение уровня воспитанности учащихся

 

  из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой

октябрь

6

Диагностика личностного роста

март

Ожидаемые результаты

  1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества.
  2. Снижение числа подростков, состоящих на учете, склонных к вредным привычкам
  3. Массовое участие в культурном досуге, повышение кол-ва учащихся, занимающихся в кружках и секциях в школе
  4. Развитие потребности занятий физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своего края, государства
  5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
  6. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
  7. Развитое чувство прекрасного у детей.

Список литературы

  1. Н.Е.Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество Росси, 2000
  2. Н.Е.Щуркова. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество Росси, 2001
  3. Классному руководителю Учеб.-метод.пособие/Под ред. М.И. Рожкова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
  4. Нравственное воспитание учащихся. 5-11 классы: разработки внеклассных мероприятий / сост. Васильева.- Волгоград: Учитель, 2008
  5. Семья и школа: грани сотрудничества: программа работы, разработки мероприятий / авт.-сост. Т.А.Мирошниченко.- Волгоград: Учитель,2009
  6. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я.- М.: Педагогическое общество Росси, 2001
  7. Классные часы. 5-7 класс. Выпуск «. / сост. Еременко Н.И..- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
  8. Классные часы. 6 класс / Авт – сост. Л.А.Егорова. М.: ВАКО, 2010
  9. Родительские собрания . 5 класс / Авт – сост.О.В. Дюкина. М.: ВАКО, 2014
  10. Внеклассные мероприятия: 5 класс / авт.-сост. О.Г.Черных, А.А.Дмитриева.- М.: ВАКО, 2011
  11. Классные часы. 5 класс / Авт – сост. А.В.Давыдова. М.: ВАКО, 2013
  12. Алоева М.А. Классные часы в 5-7 классах / Под.ред. Г.Н.Сибирцевой. Изд.2-е, допол.- Ростов н/Д: Феникс, 2004
  13. Уроки знаний. Классные часы . 3-8 классы / сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель,2005
  14. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Классные часы. 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2006
  15. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) .- М.: ВАКО, 2005
  16. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум-М, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху"

Программа воспитательной работы "Толерантность - путь к успеху" реализуется в классах, где в основном обучаются дети из ближнего и дальнего зарубежья.  Основа воспитательно процесса- формирование...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха".

Программа “Лестница успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.    Цель программы – с...

Программа воспитательной работы Лестница успеха.

Программа реализуемая в МБОУ КСОШ №2 в 6-11 Б кл. с 2013г....

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

В основе воспитательной программы «Лестница успеха» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная пр...

Программа воспитательной работы «Ступеньки успеха» (5-9 класс)

             Программа “Ступеньки успеха” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и ус...

Программа воспитательной работы "Лестница успеха"

Концепция программыВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности опре...