Главные вкладки

    Классный час "День народного единства"
    классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

    Жаркова Иоланта Юрьевна

    Одним из способов познания особенностей русского менталитета является знакомство с классическими примерами Советского кинематографа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassnyy_chas_den_narodnogo_edinstva_zharkova_iyu.docx29.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Саввинская СОШ имени С.А. Калабалина,

    классный руководитель Жаркова И.Ю.,

    учитель русского языка,  литературы и истории.

    5 класс, 2018-2019 учебный год

    Классный час «День народного единства»

    Пояснительная записка

    Одним из способов познания особенностей русского менталитета является знакомство с классическими примерами Советского кинематографа.

    Цели:

    Тематическое направление: обогащение знаниями об исторических событиях, ставших основой для празднования Дня народного единства.

    Нравственное направление, воспитание: формирование представлений об особенностях менталитета русского народа, воспитание патриотизма, формирование представлений о силе единства народа, приобщение к русской культуре.

    Интеллектуально-познавательное направление: расширение кругозора воспитанников, обогащение знаниями об обществе, о традициях Родины.

    Творческое направление: развитие творческого потенциала учащихся.

    План  работы:

    тренинг на сплоченность коллектива (5 минут);

    рассказ учителя с элементами беседы (в общей сложности не более минут 12 минут);

    сообщения учащихся (в общей сложности не более 5 минут);  

    работа со стихотворением: выразительное чтение 3 учениками, беседа (в общей сложности не более 4 минут);

    просмотр фрагмента художественного фильма  (в общей сложности не более 4 минут);

    прослушивание музыкальной композиции (в общей сложности не более 3 минут);

    эксперимент (7 минут).

    Резерв – 5 минут.

    Длительность занятия – 45 минут.

    Мультимедийное сопровождение урока и источники:

    - презентация (фото для презентации взяты из сети Интернет «Яндекс: картинки» по запросу: «Минин и Пожарский»)),

    - фрагмент художественного фильма («Минин и Пожарский», реж. В.Пудовкин, М.Доллер, 1939г.); ссылка на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=Efl5HOaFpY0

    - фрагмент музыкальной композиции «Вставайте, люди русские!» (из художественного фильма «Александр Невский», реж. С.Эйзенштейн, 1938г); ссылка на композицию: https://my.mail.ru/music/search/вставайте%20люди%20русские

    Ход занятия:

    Парты в классе расставлены буквой «П» для удобства проведения тренинга, эксперимента, выступлений учащихся, просмотра фрагмента фильма.

    Проверка готовности учащихся к занятию; тренинг на сплоченность:

    Ученикам предлагается хаотично передвигаться по классной комнате и по команде учителя  встать в строй по различным признакам (по росту; в алфавитном порядке по фамилии; по порядку месяцев рождения).

    Рефлексия:

    Слово классного руководителя: Ребята, что помешало вам правильно и быстро выполнить задание?

    Предположения учащихся: нет сплоченности в коллективе.

    Рассказ учителя с элементами беседы:

    Слово классного руководителя: Дорогие мои ребята, сегодня мы вместе со всей нашей необъятной страной отмечаем праздник День народного единства! ПОКАЗ СЛАЙДА № 1

    Сообщение учащего о том, что этот праздник был учрежден в 2005 году. Отмечаем День народного единства мы 4 ноября. И дата для этого дня выбрана символическая, историческая. ПОКАЗ СЛАЙДА № 2

    Слово классного руководителя: Кто знает, почему мы празднуем День народного единства именно 4 ноября? Какие исторические события послужили основой для этого праздника?

    Предположения  учащихся.

    Слово классного руководителя. Презентация.

    Сообщение об исторических событиях:

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 3

    Основанием для этого праздника послужили события четырехсотлетней давности. После смерти последнего наследника престола из династии Рюриковичей, Дмитрия, начался период Смутного времени. К власти пришел  Борис Годунов, но отношение к нему в народе было неоднозначное.

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 4

    В это время из-за неурожая в стране наступает голод. Православный народ винит в этом царя, мол, не по праву трон занимает, вот и наказывает Бог неурожаем, подозревают его в убийстве Дмитрия.

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 5

    Появляется самозванец Лжедмитрий, принявший присягу польскому королю, обещавший подчинить Русь католической вере, завладеть плодородными землями, богатствами Руси. Отряды Лжедмитрия идут в Москву. Долго продлится Смутное время, время грабежей и разорения нашего государства.  

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 6

    Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде купец Кузьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский начали собирать ополчение для освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Давайте посмотрим, как это было.

    Просмотр фрагмента художественного фильма (3-4 минуты)

    «Минин и Пожарский», реж. В.Пудовкин, М.Доллер, 1939г (с временного момента 01.02.22 до 01.05.00). Сцена на Соборной площади в Нижнем Новгороде.

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 7

    Слово классного руководителя: «Невиданная волна народного подъема прокатилась по всей Руси. Отовсюду посылали Минину людей и деньги. Ковали оружие, лили пушки, собиралось, росло ополчение» (цитата из фильма «Минин и Пожарский», реж. В.Пудовкин, М.Доллер, 1939г).

    Прослушивание музыкальной композиции (2-3 минуты)

    Слово классного руководителя: Давайте послушаем, как в песне призывает русский народ к защите своей Родины.

    Звучит композиция «Вставайте, люди русские!» С.Прокофьева (из художественного фильма «Александр Невский», реж. С.Эйзенштейн, 1938г). Отрывок из текста песни представлен для чтения в презентации. ПОКАЗ СЛАЙДА № 8  Слушаем отрывок по времени  с 01.40 до 02.18).  

    «Вставайте, люди русские,
    На славный бой, на смертный бой.
    Вставайте, люди вольные,
    За нашу землю честную!

    Врагам на Русь не хаживать,
    Полков на Русь не важивать!
    Путей на Русь не видывать,
    Полей Руси не таптывать»…

    Слово классного руководителя: В этой песне мы слышим призыв. К чему?

    Ответы учащихся: Не дать врагам топтать русскую землю, призывают к защите.

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 9

    Слово классного руководителя: К войску Минина и Пожарского присоединились и  дружины из Казани, которые принесли с собой Казанскую икону Божьей Матери. Люди верили, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под свое покровительство.

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 10

    И осенью 1612г состоялся кровопролитный бой. Войско Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина соединилось с казачьими отрядами  в районе Лобного места (на Красной площади в Москве) и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу. Рядом с тем самым Лобным местом теперь установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. ПОКАЗ СЛАЙДА №11. Это первый в истории России памятник народным героям установлен был в 1818 году. Посчитайте, сколько лет этому памятнику?

    Ответы учащихся: двести лет.

    Сообщение учащегося

    Сообщение подготовленного учащегося о процессе создания и установке памятника  «Гражданину Минину и князю Пожарскому» в Москве ПОКАЗ СЛАЙДА № 12 (учитель должен проверить, чтоб сообщение учащегося обязательно содержало: начало работы – 1811г;  позировали сыновья Ивана Петровича Мартоса; изображает, как Минин вручает воеводе Пожарскому меч с призывом выступить во главе русского войска  против иноземных захватчиков; 1817 г – водным путем из Петербурга в Москву доставлен памятник; февраль 1818 года – установка лицом к Кремлю; 1931 год – реконструкция Красной площади в связи с установкой мавзолея В.И.Ленина, передвинули к Покровскому собору).

    Слово классного руководителя: Нужно отметить, что  в это переломное для нашего государства время стали совершать особое празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери. Сначала это был лишь праздник москвичей, а затем с 1649 года он стал и всероссийским, праздновали до 1917 года.

    Какому уроку мы должны научиться у наших предков?

    Ответы учащихся: быть едиными, давать отпор, защищать свою Родину.

    Чтение стихотворения подготовленными учащимися:

    Я и Мы

    Очень много слов на свете,
    Как снежинок у зимы.
    Но возьмём, к примеру, эти:
    Слово «Я» и слово «Мы».

    «Я» на свете одиноко,
    В «Я» не очень много прока.
    Одному или одной
    Трудно справиться с бедой.

    Слово «Мы» сильней, чем «Я».
    Мы – семья, и мы – друзья.
    Мы – народ, и мы – едины.
    Вместе мы непобедимы.
    В. Орлов (источник:
    http://www.fun4child.ru/160-stikhi-vladimira-orlova-dlja-detejj.html )

    Слово классного руководителя: Какова главная мысль этого стихотворения, ребята?

    Ответы учащихся.

    Эксперименты

    Слово классного руководителя: Давайте проведем эксперимент: на листочке напишите свое полное имя. Попытайтесь составить из букв своего имени любые другие слова (в именительном падеже). Получилось? У кого-то получится, у кого-то нет. Тогда попробуйте сложить буквы своего имени и имени своего друга/подруги и проделать то же самое.  Получилось? Получится большее количество слов. Какой вывод можно сделать из результатов этого эксперимента?

    Ответы учащихся: если мы объединяем свои возможности с друзьями, то результат становится лучше.  

    Слово классного руководителя: Давайте проведем еще один эксперимент: возьмем один лист бумаги и попробуем порвать его. Получилось? А если возьмем стопку листов? Что мы доказали этим экспериментом?

    Ответы учащихся: тяжело порвать все листы одновременно, так и с людьми, если есть единство, то людей не  сломить.

    Рефлексия:

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 13 Назовите  даты, известные вам, когда русский народ, проявив единство, дал отпор иноземным захватчикам.

    ПОКАЗ СЛАЙДА № 14 Какие нравственные выводы мы с вами должны сделать в конце нашего занятия? Почему так важно быть едиными?

    Слово классного руководителя: ПОКАЗ СЛАЙДА № 15 Ребята, сегодня мы увидели отрывок из кинофильма «Минин и Пожарский», реж. В.Пудовкин, М.Доллер, 1939г. и прослушали композицию из кинофильма «Александр Невский», реж. С.Эйзенштейн, 1938г. Вы можете посмотреть эти фильмы  вместе с родителями дома  в сети Интернет. Благодарю вас за внимание и участие в подготовке занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

    Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

    Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

    Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

    Классный час "День народного единства"

    Классный час даёт представление о новом празднике, его роли для сохранения единства народа...

    разработка классного часа о дне народного единства

    разработка классного часа к 400-летию освобождения Москвы в 8 классе....

    Классный час на тему: «День народного единства».

    Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...

    Классный час "День народного единства"

    Классный час в форме беседы с проведением викторины. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». В разработке кратко рассказано об и...

    Классный час в 7-9 класс "4 ноября - День народного единства"

    Материал разработан  по теме гражданско-патриотическое воспитание для привития детям любви, гордости и уважения к истории нашей Родины...