Классный час "Навстречу собственной судьбе"
методическая разработка (11 класс) на тему

Завадская Анжелика Анатольевна

Классный час для 10-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navstrechu_sobstvennoy_sudbe_klassnyy_chas_v_11.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 10-м классе

 " Навстречу собственной судьбе

Разделы: Классное руководство

Завадская Анжелика Анатольевна

МБОУ «СОШ № 2» г. Исилькуль


Самый несчастный из людей тот,
для которого в мире не оказалось работы.
(Томас Карлейль)
Берись за то, к чему ты годен.
(Пословица)

Цель урокапоказ разнообразия специальностей; развитие творческого потенциала у учащихся для выбора профессии; приложение творческих способностей к той или иной деятельности.

Задачи:

1) формирование представлений о роли профессии в жизни человека;
2) расширение представлений о личностных качествах,  необходимых для освоения желаемой профессии;
3) представление современных профессий, их видов;
4) ознакомление с ситуацией на рынке труда;
5) выявление психологической компетентности учащихся;
6) формирование умения вести дискуссию, рассуждать и воспитывать  толерантное отношение к другим мнениям

План урока.

  1. Мизансцена.
  2. Слово учителя
  3. Презентация
  4. Ситуации выбора
  5. Тест: оптимист-пессимист
  6. Рекламные ролики
  7. Представление учениками рекламных роликов
  8. Определение учениками названия современных профессий по их характеристике.
  9. Притча
  10. Мнение Родителей о выборе  профессий
  11. Представление учениками себя “Я через 10 лет”.
  1.  Рефлексия (в качестве итога: я узнал, я понял, я удивлен)
  2.   Стихотворение
  3.   Визитки

                       Ход урока.

  1. Мизансцена.

 «У меня растут года.

Скоро мне семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем мне заниматься?»

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Лёша пел,
Максим молчал,
Николай ногой качал…

Дело было вечером, 
Делать было нечего.
Галка села на забор,
Кот забрался на чердак.

Тут сказал Рустам ребятам
Просто так: 
“Я хочу стать программистом, ну а вы?”

Ученик 1:

Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!

Ученик 2:

А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких, 
Перспективных, деловых!

Ученик 3:

От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?

Ученик 4:

Да, ученье хорошо, 
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел, 
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
А для школы отчислял
Крупные проценты!

Ученик 5:

Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы 
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!

Ученик 6:

Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года,
Санта-барбарские страсти не угаснут никогда.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.

Ученик 7:

Не шофером, не гипнотизером,
Не шахтером, на худой конец,
Нет, мечтал быть с детства прокурором.
Я, худой, веснушчатый малец
Представлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир.

Вступление.

II.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Сегодня мы снова встретились, чтобы поговорить о вашем будущем.

Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:

 здоровье,

 благополучие семьи и близких

 материальная обеспеченность,

 хорошая работа,

любовь,

 карьера,

Вы хотите быть счастливыми?

Люди давно ищут формулу счастья. Одна из таких формул звучит так: счастлив тот, кто утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот почему так важно правильно выбрать профессию.

В настоящее время существует около 40 тыс. профессий. В мире постоянно появляются  новые профессии, исчезают старые. Это связано с бурным развитием науки и информационных технологий

Как ориентироваться в многообразном мире профессий?

Готовимся к реальной жизни! В условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?

III. Презентация (Зинченко).

1.Что же такое профессия? (Ответы учеников: род трудовой  деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования

2. Чем надо руководствоваться в выборе, профессиональном самоопределении? (Кем стать; к какой социальной группе принадлежать; где и с кем работать)

3. В зависимости от особенностей труда (с чем или с кем приходится работать) все профессии делятся на 5 главных типов: “человек - природа”, “человек-техника”, “человек-человек”, “человек- знаковая система”, “человек-художественный образ”.

4. Перечислим же важные факторы, влияющие на выбор профессии:

  1. призвание и талант (ученики добавляют: хобби, увлеченность, склонности, мотивы труда, способности, внутренние возможности);
  2. семейные династии и советы друзей (продолжение дела родителей);
  3. желание и знакомство (это может быть идеал, кумир или пример живого человека);
  4. практицизм и романтизм, связанные с личностными качествами, с самооценкой, с интересами. Например, я мечтала о своей профессии очень рано и выбрала, я – педагог.

IV.  видео ?  (библиотекарь)

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Ю. Левитанский

Назовите ситуации, когда выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

Назовите ситуации, когда выбор сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.

А что именно мешает сделать выбор в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора смелость, решимость?

Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас?

Кто несет ответственность за выбор?

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы.

Тест №1    

  Я предлагаю двум ученикам подойти у доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.

         Итак, например, очень популярная в наше время профессия – журналист. Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней. 

Оптимист:

1.Работа имеет огромное общественное значение;

2.Высокая заработная плата;

3.Встречи с интересными людьми;

4.Командировки, дающие возможность многое увидеть;

5.Использование современной техники.

Пессимист:

1.Трудности, связанные с устройством на работу;

2.Частые командировки, осложняющие личную жизнь;

3.Трудности получения образования (наличие печатных работ);

4.Большая ответственность;

5.Нервные перегрузки;

6.Ненормированный рабочий день;

7.Постоянное общение с людьми.

Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

V. Слово рекламным роликам…

Ученики класса подготовили видеоролики  (кинолог, педагог)

VI. Новые профессии (работа в группах)

Но мы не назвали еще и новые современные профессии, названия которых так и пестрят сегодня в газетах, журналах и видеороликах и “бьют” по ушам всеми своими согласными. Это имиджмейкер, логистик, бренд-менеджер, мерчендайзер, web-дизайнер и др. Посмотрим, каков ваш рейтинг компетентности по этому вопросу.

Определите по характеристике названия профессий:

  1. Специалисты, которые экономят деньги. Их задача – достичь максимальной прибыли при минимальных затратах (Логистик).
  2. Специалисты работают, основываясь на индивидуальность человека, т. е. создают коррекцию поведения своего клиента, используя знания по психологии и этикету

(Имиджмейкер).

  1. Специалист, занимающийся продвижением своей продукции, доказывая при этом ее необходимость и практичность (Бренд-менеджер).
  2. Специалист, обладающий навыками культуры общения, умеющий быстро и уверенно говорить, удерживать внимание аудитории (Радио-джей).
  3. Специалист, хорошо знающий основы программирования, имеющий логический склад ума и творческий способности. Он работает на фирму или организацию, создает ее

страницу в интернете, привлекающий внимание сайт (Web-дизайнер).

  1. Специалист, занимающийся расположением продукции, учитывая вопросы освещения, удобного расположения товара, рекламу. Он должен представить товары своей фирмы так, чтобы увеличить объем продаж (Мерчендайзер).
  2. Специалист, работающий на создание особой атмосферы, соответствующей запросам аудитории. Он чувствует ее настроение и учитывает вкусы (Ди-джей).

VII.      Притча

Вспомните притчу о работниках, которые везли тачки с камнями. “На строительстве Сартского собора подошедший путник спросил у рабочих:

- Что вы делаете?

 Их было трое. И на вопрос, чем они занимаются, были получены такие ответы:

  • Везу проклятую тачку;
  • Зарабатываю себе на хлеб;
  • Строю прекрасный храм…

“тачку с камнями везу” (труд принудительный)

 “Деньги зарабатываю” (труд, как источник существования)

 “Мы храм строим!” (труд – служение великой цели).

О чем это? Да, об отношении к труду, о мотивации, которая может перерасти в профессионализм.

Дайте определение понятию профессионализма (компетентность, творческая активность, повышение квалификации, начало возможности достижения высоких результатов труда). “Тот, кто знает очень много об очень малом”

Найдите верные характеристики, являющиеся слагаемыми профессионального успеха (ребята называют:

  • простое человеческое обаяние,
  • сохранение надлежащего душевного состояния, быть мужественным, искренним и в хорошем настроении,
  • быть привлекательным как внешне, так и внутренне - уметь общаться,
  • не терять ни минуты на размышления о своих врагах,
  • мысленно держать в уме портрет одаренного, серьезного, преуспевающего человека)

VIII  Выбор профессии – это миллион сомнений и терзаний. Что мешает профессиональному выбору? (ребята называют: выбор профессии за компанию с друзьями, следование принципу выбора престижной, популярной профессии, установка на переоценку своих способностей и возможностей, лучше переоценить себя, чем недооценить)

 Видео  «Выбирай»

  • А что думают наши родители о своем выборе? Гордятся они или сожалеют?

Запись (видеоролик).

IX

Все мы разные, у каждого свои способности, характер, темперамент, которые будут помогать добиваться успеха в жизни.

Какими вы видите себя ……“Я через 10 лет”. (свой будущий выбор,

т. е., какими они себя видят или хотели бы быть)

Рефлексия

 

  • я узнал……………………………………………………………….
  •  я понял,…………………………………………………………….
  • я удивлен)…………………………………………………………..

узнали, что судьба не случайность, а предмет выбора; мы поняли: самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

 мы удивлены, что истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

Стихотворение

Учитель: Вам, ребята, молодым, умным, смелым и настойчивым, должна покориться жизнь и принести успех, признание и огромное чувство радости и удовлетворения оттого, что вы будете делать для себя и для людей. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. А вы все сегодня смогли показать и доказать, что готовы к реальной жизни. Я надеюсь и верю в вас.

На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
    И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Навстречу собственной судьбе»

Классный час в 9 классе...

Классный час - Навстречу собственной судьбе

Классный час - Навстречу собственной судьбе...

Урок - проект "Выбор героев собственной судьбы в рассказе А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Настоящий урок - проект является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности учащихся. Каждое поколение отыскивает в давно известных произведениях нечто новое, своё, созвучное вре...

классный час " Навстречу собственной судьбе"

Классный час о правильном выборе профессионального пути...

Классный час "Навстречу собственной судьбе"

Классный час предназначен для учеников 10 класса. Профориентация - необходимая часть воспитательной системы в классе....

классный час "Навстречу собственной судьбе" 9 класс

расширять и систематизировать знания детей о профессиях,оказание помощи в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способно...

Методическая разработка открытого классного часа "Навстречу собственной судьбе"

Методическая разработка открытого классного часа "Навстречу собственной судьбе"...