классный час "Навстречу собственной судьбе" 9 класс
классный час (9 класс)

Ковбанина Евгения Юрьевна
  • расширять и систематизировать знания детей о профессиях,
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
  • развивать отношения партнерства, объединив участников для решения общих задач;
  • развивать самостоятельность в принятии решений, касающихся будущего профессионального выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_vstrechu_sobstvennoy_sudbe.docx67.58 КБ
Файл prilozhenie.docx69.99 КБ
Файл podarok.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Навстречу собственной судьбе»

Цель:

  • создать условия для осознания обучающимися правильности выбора профессии
  • развитие коммуникативных навыков

Задачи:

  • расширять и систематизировать знания детей о профессиях,
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
  • развивать отношения партнерства, объединив участников для решения общих задач;
  • развивать самостоятельность в принятии решений, касающихся будущего профессионального выбора.

 (слайд 1)

Е.Ю. : Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа, меня зовут Евгения Юрьевна.

На земле много очень профессий:
Есть профессии – нежная песня.
Есть профессии – литый металл.
Но всегда – и как было когда-то,
И сейчас в двадцать первый наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек!

Когда рождается ребенок, каждый родитель мечтает о его безоблачном, светлом будущем, видит его счастливым и успешным. О чем же мечтают ваши родители? (слайд 2)

     (ответы детей: хорошее образование, профессия, семья и т.д.)

Е.Ю.  хорошо, правильно. Действительно, все родители мечтают дать вам хорошее образование, профессию, что бы у вас была семья, друзья. И т.д.

И сейчас предлагаю вам закончить, фразы…… (слайд 3)

     *Если это образование, то самое…  (ответы: хорошее, высшее…)

     *Если это профессия, то самая…  (ответы: престижная, интересная…)

     *Если это семья, то самая…  (ответы: любимая, лучшая, дружная…)

     *Если это друзья (окружение), то самые…  (ответы: надежные, отзывчивые…)

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» - задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, требованиям, которые предъявляют профессии к личностям кандидата. Правильный выбор – это путь к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Е.Ю.  Есть такая замечательная притча. (слайд4)

 Встретил путник человека с тачкой, груженной камнями, и спросил его: «Что ты делаешь?». Тот ответил: «Не видишь разве? Камни тащу, будь они неладны». (Труд принудительный)

Путник повстречал второго человека с такой же ношей и услышал в ответ: «Зарабатываю себе на жизнь». (Труд-способ существования)

Спросил путник у третьего человека, везущего камни, и услышал гордый ответ: «Строю Шартский собор!» (Труд-достижение великой цели)

Обсуждение притчи. (Три человека, выполняют одну и ту же работу, но ответили они по разному, почему?  Как вы думаете, чем для каждого является труд который они выполняют?)

( слайд 5) Правильно . 

 Тот человек, который строит собор, он строит и самого себя. Потому что труд – основа человеческого достоинства. Л.Н. Толстой сказал: «Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

Е.Ю. А чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, что нужно  для это того сделать? (правильно выбрать профессию).

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Поднимите руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

 Е.Ю.  у вас на столах лежат листы с группами слов, предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся эти группы.

  1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
  2. Верстак, станок, древесина, мебель (столяр)
  3. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (милиционер)
  4. Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
  5. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
  6. Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
  7. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария (слесарь)
  8. Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (каменщик)
  9. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)

10) Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)

Е.Ю. Каждая группа зачитывает свой вариант. Хорошо, а сейчас скажите, что необходимо для того, чтобы получить профессию? (образование).

- Дворник, грузчик, уборщица – это профессия? (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они и являются трудовыми).

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах,  в колледжах, лицеях, училищах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

 Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально)

 Что еще необходимо учитывать при выборе профессии? (Чтобы совпадали интересы, желания, возможности и способности человека)

И конечно же нужно учитывать, какие профессии являются престижными или востребованными на рынке труда.

 Е.Ю. Необитаемый остров ( 3-4      мин.) (слайд 7)

 Вот представите, что вы пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, вы вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда - был шторм и их корабль сильно сбился с пути.  Ваша задача вместе определить в чем и в каких специалистах (повар, охотник, швея и т. д.) вы будете нуждаться.

Все ваши предположения я запишу на доске, и после чего, тогда уже вы скажете, какие профессии «престижные», а какие «нужные»

(Слайд 8)

Е.Ю. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Но выбор профессии не должен быть случайным. Должны выполняться три условия:

Хочу---------------мои желания

Могу------способности и возможности

Надо--------востребованность профессии. (слайд 9 )

Е.Ю. Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей. (слайд 10)

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

 Е.Ю. Проблемная ситуация

 У вас на столах лежат листы с описанием профессионального выбора, попробуйте определить, к какому рисунку относится эти описания

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

 Е.Ю. Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Вопросы-подсказки: Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе? — У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

 У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Чтобы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Е.Ю. Как же работает формула осознанного выбора профессии? (слайд 11)

 Е.Ю. Я приведу вам несколько примеров.

Пример 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Пример 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Пример 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Е.Ю.  Теперь вы, кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

 Е.Ю. Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Е.Ю. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

 Е.Ю. А сейчас создайте свою формулу успеха. У вас на столах лежат карточки, на одной стороне календарик, на другой будет ваша формула. клей, и три разноцветных кружочка, напишите в кружочках   ответы на вопросы: Что я хочу? Что я могу?  Что мне для этого нужно?

Подведение итогов (рефлексия).  Сегодня на классном часе мы попытались ответить на вопрос, о чем же думают ваши родители, о каком будущем

(Слайд 12)

Самоанализ классного часа «Навстречу собственной судьбе»

Вашему вниманию, уважаемые члены жюри, был предложен классный час в 9 классе.

Считаю, что тема для обсуждения является актуальной и значимой для данной категории детей, т.к. приводит учащихся к пониманию правильного выбора профессии.

Аннотация: Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная

Цель:

  • создать условия для осознания обучающимися правильности выбора профессии
  • развитие коммуникативных навыков

Задачи:

  • расширять и систематизировать знания детей о профессиях,
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учётом требований рынка труда.
  • развивать отношения партнерства, объединив участников для решения общих задач;
  • развивать самостоятельность в принятии решений, касающихся будущего профессионального выбора.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Ход классного часа:

Мотивация деятельности создавалась через совместное целеполагание, эмоциональному настрою способствовал просмотр презентации

Материал для обсуждения был подобран интересный, формы работы исключали утомляемость и однообразие.

В ходе обсуждения дети еще раз соотнесли свои личные качества с требованиями выбранной профессии

Развитию коммуникативной компетенции способствовала работа в группах.

Удачно подобранный текст помог детям правильно извлечь необходимую информацию.

Дети рассуждали, делились своими размышлениями.

А обсуждение ситуации помогает задуматься над проблемы при выборе профессии и найти пути решения. Дети справились с задачей. Так же было предложено упражнение, которое несло психологический смысл, где дети смогли задуматься о такие понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.

Привлечение наглядного материала презентации. Такая организация классного часа способствовала ориентации на личность ученика, опоры на его жизненный опыт

Каждый ребёнок был активным участником, это способствовало развитию навыка самостоятельности, умению находить информацию, перерабатывать её, умение анализировать.

Во время обсуждения дети проявляли серьезность, отзывчивость, понимание, доброжелательность и желания найти себя в мире профессий. Возникновение у учащихся сопереживания и желания самосовершенствоваться.

Классный час строился в личностно-ориентированном развивающем режиме, сохранятся психическое и физическое здоровье учащихся.

Задания расширяли кругозор и способствовали развитию качеств личности. При рассуждениях учащиеся опирались на свои желания и интересы.

Приёмы и методы, использованные, на уроке соответствовали, возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.

Я считаю, что классный час прошёл успешно,

Благодарю за внимание, с удовольствием отвечу на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации

— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Определить, к каким профессиям относятся те группы слов

  1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания
  2. Верстак, станок, древесина, мебель
  3. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость
  4. Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги
  5. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты
  6. Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент
  7. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария
  8. Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка
  9. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность
  10. Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло

Постарайся искренне ответить на вопросы. Ты можешь дополнять их, изменять по мере углубления в целенаправленную работу по воспитанию самого себя. Начни с таких раздумий о себе:

— Какие способности я у себя нахожу?

— Какие книги я люблю читать?

— Какие учебные предметы мне нравятся?

— О чем я мечтаю?

— О чем мне приятно и о чем неприятно вспоминать?

— Какой у меня Характер?

— Какое настроение у меня бывает чаще всего?

— Как я отношусь к себе?

— Что мне нравится и что хотелось бы изменить в моем внешнем облике?

— Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?

— Чем я люблю заниматься больше всего?

— Кем я хочу стать в будущем?

  • Люблю ли я и умею ли я трудиться?              
  • Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?

— Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?

 Понимаю ли я юмор, шутки?

— Испытываю ли я иногда чувства стыда, раскаяния?  

— Ощущаю ли в себе хотя бы минутную злобу, зависть,  подозрительность?

Вопросов можно задать много и самых разных. Ты, очевидно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.



Предварительный просмотр:

2020

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Сб

Вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная собственность 11 класс

Презентация предназначена для учеников 11 класса на уроке технология...

Тест по теме "Право собственности" 11 класс

Данный тест предназначен для оценки знаний и умений обучающихся, полученных ими в процессе изучения темы "Собственность" (глава II учебника "Право 11 класс", авторы Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин)....

Самостоятельная работа по теме "Собственность" 8 класс

Самостоятельная работа предназначена для учащихся 8 классов. Содержит 3 задания на повторение пройденной темы...

"Формирование нравственно- смыслового отношения современного школьника к собственному образованию и саморазвитию" ( из опыта работы классного руководителя 7 "А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Организация предметного информационного пространства. Обучающийся должен иметь возможность выбора инфомационного поля, сферы приложения своих способностей и диапазона средств обучения....

Разработка урока по экономике по теме "Собственность" - 6 класс

Урок по теме "Собственность" проводится с целью обобщения и закрепления пройденного материала. Выполнение нестандартных заданий, работа в группах вызывает у учащихся удивление, изумление и восторг, чт...

Презентация к уроку на тему:"Имена собственные" 5 класс

Презентация к уроку на тему:"Имена собственные" 5 класс....

Тест "Собственность" 8 класс

Тест по обществознанию "Собственность" для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика....