Игра "Путешествие по островам" (по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними)
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Максимчук Светлана Викторовна

Данная игра может быть рекомендована классным руководителям, социальному педагогу, педагогу - организатору в работе по пропаганде ЗОЖ. Способствует профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.

Возрат обучающихся 14-17 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра  «Путешествие по островам»

     

Цель: Сохранение физического и духовно-психического здоровья школьников, родителей, жителей микрорайона.

Задачи:

  1. Развивать у подростков осознанного неприятия к ПАВ.
  2. Воспитывать уважение к себе, чувства собственного достоинства.
  3. Повысить мотивацию здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты.

- Осознанное неприятие подростками употребления ПАВ.

- Повышенная мотивация здорового образа жизни.

    В игре «Путешествие по островам могут принять участие от одной до десяти разновозрастных команд по 10 человек, состоящих из учащихся и родителей.

   Краткое описание игры: команды-участницы, отвечая на вопросы и выполняя задания. Продвигаются по обозначенному на карте маршруту от острова к острову. Игра проводится в несколько этапов, продолжительность каждого из них 15-20 минут.

   

Рекомендации для проведения игры «Путешествие по островам».

  1. Игра проводится в спортивном зале, кабинетах, в теплое время года на спортивной площадке.
  2. Общую координацию игры-путешествия осуществляет один человек – ведущий игры, который начинает игру.

 4. На каждом острове экипажи встречают «аборигены» - ведущие  островов, которые предлагают экипажам задания, наблюдают за правильностью выполнения задания и соблюдением времени, оценивают работу каждого экипажа на «своём» острове. Оценка

Поэтапное описание.

В ходе подготовительного этапа «аборигены» - ведущие «островов» - оформляют площадки, на которых будут работать, готовят вопросы, задания, рисуют карту путешествия, маршрутные листы для каждой команды, участвующей в путешествии.

 Перед началом игры все команды собираются в спортивном зале школы. Ведущий игры предлагает первое задание. Каждая команда выбирает вид корабля, на котором она будет совершать путешествие, название, легенду, песню команды. На подготовку этого задания даётся 10 минут.

После представления команд-экипажей капитаны получают карту маршрута и начинают своё путешествие по островам.

Командам предстоит познакомится с 6 островами. Это:

  • Остров сказок.      
  • Остров предсказаний
  • Остров здоровья
  • Остров мифов
  • Остров альтернатив
  • Остров рассуждений

В конце каждого дня прохождения игры подводятся итоги.

После удачного завершения путешествия по всем островам командам предлагается заполнить бортовой журнал. В нём отражаются наиболее интересные или запомнившиеся моменты «плавания».

Участники проекта.

Основные участники:  учащиеся 8-10 классов и их родители.

Перед началом игры все команды собираются в спортивном зале школы. Ведущий игры предлагает первое задание. Каждая команда выбирает вид корабля, на котором она будет совершать путешествие, название, легенду, песню команды. На подготовку этого задания даётся 10 минут.

После представления команд-экипажей капитаны получают карту маршрута и начинают своё путешествие по островам.

Командам предстоит познакомиться с 6 островами.

  1. Остров сказок.

«Сказка – ложь, да в ней намек…».

«Абориген»-сказочник предлагает команде сочинить (в течение 15 минут) сказу, осуществить постановку (15 минут) и представить ее (5-7 минут) сказочнику. Тему предлагает ведущий, или ребята придумывают ее сами.

После того как вы посмотрите выступления команд, сделайте выводы о том, что волнует подростков, какие ценности преобладают в их среде, как они реагируют и как справляются с различными ситуациями, насколько они обладают культурой общения, выступления. И если задуматься, то очень много интересных педагогических выводов можно сделать на этом острове. Естественно, при условии, что задание ребята выполняют добровольно.

  1. Остров предсказаний.

   На острове предсказаний экипажи кораблей познакомятся с причинами и последствиями употребления наркотических средств. Чтобы слушатели находились в активной позиции, во время работы на этом острове используется методика «мозгового штурма».

Участникам даётся возможность проявить себя, высказать своё мнение по проблеме, услышать мнение других.

Команду лучше всего расположить полукругом около сцены или стены, на некоторые прикрепляются плакаты или чистые лисы бумаги, на которых в процессе работы будет делать записи.

  1. Остров здоровья

   На этом острове команды встречает «абориген», который предлагает ребятам различные упражнения, которые можно выполнить правильно только в том случае, если подростки проявят сплочённость, групповое взаимодействие, желание найти совместное решение по преодолению препятствия.

   Ведущий острова предлагает задания, наблюдает за соблюдением инструкции по выполнению задания, проводит анализ после каждого упражнения. Во время работы команды «абориген» внимательно наблюдает за безопасностью выполнения упражнения.

   Все упражнения выполняются на площадке с мягким покрытием.

  В качестве разминки предлагаются следующие упражнения :

   Чехарда: расстояние 10 метров, вся группа передвигается, перепрыгивая друг через друга (туда и обратно).

   Гусеница. Вся команда ложится на траву ( пол с мягким покрытием ) параллельно рядом друг с другом, а один человек- поперёк группы. Перекатываясь, группа движется вперёд, перемещая этого игрока. Оказавшись в «голове» гусеница, он ложится вместе с остальными членами команды, а другой участник с помощью группы так же передвигается вперёд. Движение продолжается на расстоянии 10 шагов.

   Причуды старого пирата. Вся команда выстраивается в одну линию, участники вытягивают вперёд руки для страховки. Затем группа начинает передвигаться следующим образом : каждого крайнего игрока передают на руках на другую сторону. Передвижения рассчитано на расстояние 10 шагов.

   Монстр. Вся группа проходит расстояние в 10 шагов на ограниченном количестве точек опоры: число участников делится пополам плюс одна дополнительная точка опоры.

   Кокон. Два человека крутят верёвку, не останавливаясь. По очереди запрыгивают все члены команды, после этого всем вместе надо попрыгать пять раз.

Электроцепь. Члены группы встают в круг, а затем садятся на траву (пол). Игроки берутся за руки, образуя непрерывную электрическую цепь. Ведущий проверяет исправность цепи ( пускает сигнал по рукам, который обойдя всех участников, должен вернуться обратно к нему ) находясь в таком положении игроки не расцепляясь должны одновременно встать.

В конце каждого этапа прохождения игры подводятся итоги, присуждаются баллы.

После удачного завершения путешествия по всем островам командам предлагается заполнить бортовой журнал. В нём отражаются наиболее интересные или запомнившиеся моменты «плавания». Команды в конце игры собираются в спортивном зале.

Организатору игры сдаются маршрутные листы с баллами. Подсчитываются баллы и проводится процедура награждения.

  1. Остров мифов

Находясь на этом острове, командам предстоит развеять существующие мифы о вредных привычках, живущих в молодёжной среде.

   «Абориген», - ведущий этого острова – зачитывает высказывание. Участникам группы даётся 1 минута на обдумывание правдивости или ошибочности данного высказывания. При этом разрешается и даже приветствуется вступление участников в дискуссию.

   Отметьте, миф это или реальность:

  1. Алкоголь – это стимулирующее средство, его употребление ведёт к поднятию бодрости духа.

МИФ. (Алкоголь – это депрессант. Он угнетает деятельность головного и спинного мозга.)

  1. Зависимость от наркотиков – это просто состояние души…

МИФ. (Зависимость от наркотиков – реальна. Она бывает одновременно физической и эмоциональной.)

  1. Табак является наркотиком.

РЕАЛЬНОСТЬ. (Никотин, содержащийся в табаке, вызывает привыкание.)

  1. Одна из главных причин, почему подростки курят, - это желание «быть как все».

РЕАЛЬНОСТЬ.

  1. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

РЕАЛЬНОСТЬ. (При пассивном курении человек поглощает 65% отравляющих веществ.)

  1. Людям становится веселее, если они выпили…

МИФ. (Люди могут подумать, что им становится веселее. На самом деле они пытаются убежать от проблем)

  1. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

МИФ. (Никотин вызывает сильное привыкание.Он влияет на деятельность мозга, вызывает смену настроений.)

  1. Физическое упражнение нейтрализует вред, наносимый наркотиками.

МИФ. (Наркотик влияет на химизм обменных процессов в организме. Физические упражнения не нейтрализуют вред, наносимые наркотиком.)

  1. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

МИФ. (Никотин вызывает самое сильное привыкание)

  1. Рюмка спиртного согревает зимой.

МИФ. (Употребление алкоголя вызывает расширение кровеносных сосудов у поверхности кожи. Хотя это расширение создаёт ощущение тепла, организм на самом деле теряет тепло быстрее, тем самым вызывая снижение температуры тела.)

  1. Когда подростки верят, что алкоголь, не может причинить им вреда, когда выпивка у них ассоциируется с «тусовкой», существует большая вероятность того, что они начнут употреблять наркотики.

РЕАЛЬНОСТЬ.

  1. Наркотики разрушают в человеке личность.

РЕАЛЬНОСТЬ.

  1. Наркотики – угроза здоровью.

РЕАЛЬНОСТЬ.

  1. Остров альтернатив

«Абориген» этого острова предлагает участникам немного необычное задание, цель которого выявить, определение ценностей и значимых позиции подростков, степени активности их гражданской позиции.

   Материалы: бумага формата А4, цветная бумага, карандаши или краски, гуашь, фломастеры, клей.

   Данное упражнение проводится в 4 этапа:

1-й этап. Каждый участник группы рисует то, что является для него самым важным в жизни. (вариант: альтернативой вредных привычек- 10-15 минут)

2-й этап. Картины абсолютно всех участников объединяются в одно целое, то есть создаётся общая картина группы. У картины должно быть название и не обычная форма, также она может сопровождаться комментариями, стихами и т.д. (15 минут).

  1. Остров рассуждений

Находясь на этом острове, ребята учатся свободно высказываться. Отвечать на вопросы, защищать своё мнение, станут лучше понимать окружающих, свой коллектив, с уважением относиться к мнению других.

   Подготовка: Готовятся 3 плаката с надписями-«Да», «Нет», «Может быть». Плакаты развешиваются на три разных стенах зала. После того как ведущий задаёт вопрос, все участники переходят под плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы ответить, почему он встал именно под этот плакат. Желающий поднимает руку, ведущий кидает ему мяч. Тот, у которого в руках мяч, имеет право на ответ.

   Запрет: участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только своё мнение.

   Вопросы:

  1. Любите ли вы бывать в кругу друзей?
  2. Смогли ли бы вы прожить в одиночестве?
  3. Каждый человек эгоист?
  4. В жизни нужно попробовать абсолютно всё?
  5. Обманываете ли вы своих родителей?
  6. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
  7. Можно ли всё купить за деньги?
  8. Считаете ли вы, что ваша семья важнее ваших родителей?
  9. Употребление наркотиков- это нормально?
  10. Наше общество теряет моральные устои?
  11. Если бы вы узнали, что ваш друг или знакомый употребляет наркотики, отвернулись бы вы от него?
  12. Может ли наркозависимый быть хорошим человеком?
  13. Как вы считаете, есть ли у вас комплексы?
  14. Активное освещение темы наркомании в средствах массовой информации влияет на её рост?
  15. Согласны ли вы с пословицей «один в поле не воин»?
  16. Курение должно быть запрещено во всех публичных местах?
  17. Как вы считаете, умный ли вы человек?

Вопросы для обсуждения упражнения и анализа:

  1. Было ли вам интересно и почему?
  2. Хотелось ли уйти?
  3. Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
  4. Что вы чувствовали, когда стояли по 2-3 против остальных?
  5. Что чувствовали к тем, кто давал ответы, противоположные вашим?
  6. Менялось ли ваше мнение, когда вы слышали ответ, противоположный вашему?
  7. Были ли вопросы, над которыми вам хотелось бы подумать или поговорить?
  8. Открыли ли вы что то новое для себя и в себе?

Дискуссия в группе.

    Каждому члену группы раздаются листы бумаги. На них ребята пишут вопросы, на которые они не получили ответы или о которых им хотелось бы поговорить подольше. Затем листы собираются, перемешиваются и вопросы по очереди обсуждаются.

В конце каждого этапа прохождения игры подводятся итоги, присуждаются баллы.

В конце прохождения игры сдаются маршрутные листы организатору игры, подсчитываются баллы, проходит процедура награждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.

Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме....

Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.

Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, курением сколько в том, чтобы предупредить возн...

Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

В настоящее  время употребление подростками психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества и др. средства) представляет собой серьезную проблему современного общества.Сог...

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя  по профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна  классным руководителям....

Профилактика употребления алкоголя несовершеннолетними

Информация для проведение классных чассов в 7-9 классах "Профилактика употребления алкоголя "....

Программа по профилактике негативных тенденций, употреблению ПАВ несовершеннолетними "Профилактика вредных привычек"

Программа предназначена для работы с детьми и подростками 11-15 лет. Работа по программе дает подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков; расширение ролевого репертуа...

Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними (презентация)

Содержание профилактической работы в школе...