Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
статья по теме

Балабанова Наталья Геннадьевна

Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_kl_ruk_v_profilaktike_pav.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Балабанова Наталья Геннадьевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21»

г. Пермь

Роль классного руководителя в  профилактике употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

                                                    2012 год


Роль классного руководителя в  профилактике

 употребления психоактивных веществ.

Уже десятилетие проблема злоупотребления психоактивными веществами перестала быть сугубо медицинской. Вовлечение несовершеннолетних и молодежи в эту губительную для нации эпидемию происходит в геометрической прогрессии. В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Количество россиян, употребляющие наркотические вещества, выросло в несколько раз и составляет сегодня, согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, около 6 миллионов человек. (По неофициальным данным, сейчас в России более 12 миллионов наркоманов.) В России около 4 миллионов подростков употребляют наркотики, среди этих несовершеннолетних 1 миллион – наркозависимые. Только за последние пять лет возраст начала потребления наркотических средств в России снизился с 17 до 14,5 лет, а злоупотребления алкоголем – до 11 лет. На педагогов возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – профилактика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних, недопущение даже единичной пробы.

Причина особой остроты проблемы употребления ПАВ несовершеннолетними заключается в том, что  психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития,  психические расстройства.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять ПАВ. Надо убедить детей, уберечь их от пагубного влияния вредных привычек.

         По определению, профилактика - это система мер, направленных на предупреждение возникновения явления. Цель - максимум профилактики употребления ПАВ, то есть полный отказ от них детей и подростков.

    Задачи профилактической работы с подростками в школе заключаются в следующем:
- дать учащимся объективную информацию о действии хи мических веществ на организм;
- сориентировать их на способность сделать свой соб ственный выбор;
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здо ровому образу жизни;
- сформировать рефлексивную позицию молодого чело века на основе создания поля его самореализации как лич ности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою соци альную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.

         Профилактическая работа по употреблению ПАВ может включать в себя три компонента:
1. Образовательный компонент      - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о ме ханизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость; помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
  Цели: научить ребенка понимать и осознавать, что про исходит с человеком при употреблении ПАВ; формировать у молодого человека развитую концеп цию самопознания.
2. Психологический компонент    - коррекция определен ных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, пси хологическая адаптация подростков из группы риска и др.
   Цели: психологическая поддержка ребенка, формирова ние адекватной самооценки, формирование навыков приня тия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент          - помощь в социальной адап тации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
   Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

         Профилактические мероприятия должны быть направлены  на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизнен ные трудности без употребления ПАВ.

       Я являюсь классным руководителем 8б класса. Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетних в школе может быть эффективной тогда,  когда она осуществляется комплексно и системно. Поэтому с 5-го класса  я систематически провожу мероприятия, направленные на профилактику употребления несовершеннолетними ПАВ.

     Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять ПАВ. В начале учебного года я организовываю  экскурсии учащихся в ДТЮ, где детям предоставляется широкая возможность заниматься спортом, наукой, искусством и т.п.(различные альтернативы, которые должны предотвратить употребление ПАВ). Привлекаю учащихся к активному участию в «днях Здоровья», различных спортивных соревнованиях на школьном, районном и городском уровнях. Большое внимание уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

Тематика классных часов и бесед

  1. Полезны ли полезные привычки?
  2. Учись говорить «нет».
  3. Как возникает зависимость человека от психоактивных веществ?
  4. Влияние табака, алкоголя и наркотиков на организм человека.
  5.  Последствия употребления психоактивных веществ.
  6.  Курить или жить?
  7.  Безвреден ли алкоголь?
  8.  Почему первый раз наркотик предлагают бесплатно?
  9. Почему так трудно отказаться от наркотиков?
  10. Заблуждения о безвредности табака, алкоголя и наркотиков.
  11. Наркотики и закон.
  12. Приятного аппетита.
  13. Как развивать свои способности?
  14. Как стать успешным?

Кроме того, провожу индивидуальные беседы с  обучающимися, требующими особого педагогического внимания

В своей работе в данном направлении сотрудничаю с врачами. Врачом из центра здоровья были прочитаны  лекции о вреде алкоголизма, курения и наркомании, проведено анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к алкоголизму,  наркомании,  были распространены буклеты по данной теме. Как классный руководитель я организовала для детей экскурсию «Дорогой Гиппократа», в ходе которой учащиеся посетили анатомический музей в ПГМА, где наглядно увидели влияние ПАВ на организм человека, а также прослушали «мини – лекции» врачей о пагубном влиянии ПАВ.

 Профилактическая деятельность в образовательном учреждении, даже осуществляемая высокими профессионалами с помощью новейших технологий, будет абсолютно неэффективна, если в нее, помимо самих несовершеннолетних, не будут включены родители. Родители осуществляют необходимое профилактическое воздействие на детей за пределами образовательного учреждения. Результат появится  в том случае, если и педагоги и родители будут действовать одновременно, достигая единые цели.

Основной формой взаимодействия между педагогом и родителем является родительское собрание, в рамках которого обсуждаются, как правило, вопросы успеваемости и административно-хозяйственные проблемы. Стоит исходить из потребностей родителей. Все они думают о безопасном будущем своих детей. Вопросы, связанные с риском возможной наркотизации, волнуют абсолютно всех. Привлечь родительскую аудиторию в русло профилактической деятельности можно, лишь обратившись к волнующим их вопросам, дав необходимые знания и навыки профилактической деятельности. Родители современных детей находятся в очень тяжелом положении – даже искренне желая оградить подростка от влияния улицы, употребления наркотиков, они зачастую просто не знают, как это делать, не чувствуют и не понимают своих детей. На родительских собраниях провожу беседы и выступаю с «мини-лекциями» по следующим темам:

  1. Физкультура и спорт в жизни школьника.
  2. Творчество в жизни ребёнка.
  3. Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».
  4. Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять.
  5. Увлечения и интересы ребёнка.
  6. Как разговаривать с ребёнком на «важные» темы.
  7. Подростковый возраст: риск первой пробы.
  8. Как научить сына или дочь говорить «нет».
  9. Семья – здоровый стиль жизни.

       Весь комплекс мероприятий  помогает ребёнку  осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получе ния радости и удовольствия без употребления психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здо ровья. 

 Литература:

1.Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 19 Леонтьев, А. Н.

 2. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983.

3.Школа без наркотиков. Книга для педагогв и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой – СПб., 2001.

4.Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних/Под ред. Л. М. Шипицыной; - Мин-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.  

5.Созависимость: характеристики и практика преодоления: Методическое пособие / Авт-сост. Н. В. Шокурова. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.

6.«Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.

7.Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко «Справочник классного руководителя», М.: ВАКО, 2009 г.

8.Алоева М. А. «Классные часы в 5 – 7 классах», Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя  по профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна  классным руководителям....

Роль классного руководителя в профилактике правонарушений

В докладе обобщается опыт классного руководителя, рассказывается о позитивных направлениях деятельности, способствующих правильному формированию личности подростков, их жизненной позиции....

Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Рассмотреть на  реальной ситуации  ребенка или подростка причины, факторы формирования  раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий"...

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...