Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.
методическая разработка (9 класс) на тему

Маслова Светлана Михайловна

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя  по профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна  классным руководителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя в  профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

 В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Только за последние пять лет возраст начала потребления наркотических средств в России снизился с 17 до 14,5 лет, а злоупотребления алкоголем – до 11 лет. На педагогов возлагается наиболее трудная и ответственная миссия – профилактика злоупотребления  алкоголем и психоактивными веществами у несовершеннолетних.

Причина особой остроты проблемы употребления алкоголя и ПАВ несовершеннолетними заключается в том, что психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития,  психические расстройства.

Дети – это наше будущее, и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и  ПАВ. Надо убедить детей, уберечь их от пагубного влияния вредных привычек.

          Задачи профилактической работы с подростками в школе заключаются в следующем:
- дать учащимся объективную информацию о действии химических веществ на организм;
- сориентировать их на способность сделать свой собственный выбор;
- дать детям возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни;
- сформировать рефлексивную позицию молодого человека на основе создания поля его самореализации как личности и индивидуальности, которая будет способствовать тому, что ребенок самостоятельно сможет найти свою социальную нишу, дать оценку своим действиям, поступкам, задуматься об их последствиях и о том, как эти последствия смогут повлиять на его судьбу.
            Профилактическая работа по употреблению алкоголя и ПАВ может включать в себя три компонента:
1. Образовательный компонент   - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость; помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
  Цели: научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ; формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент    - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
   Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент   - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.
   Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

         Профилактические мероприятия должны быть направлены  на развитие умения делать самостоятельный выбор и находить такие формы поведения, которые дают возможность эффективно преодолевать жизненные трудности без употребления алкоголя и  ПАВ.

       Я являюсь классным руководителем 9б класса. Профилактика употребления алкоголя и других наркотических веществ несовершеннолетними в школе может быть эффективной тогда,  когда она осуществляется комплексно и системно. Поэтому с 5-го класса  я систематически провожу такого рода профилактические мероприятия.

     Если дети будут заняты какой-то интересной деятельностью, то у них не будет ни времени, ни желания употреблять  алкоголь и ПАВ. В начале учебного года я провожу работу с детьми и их родителями по вовлечению детей в спортивные секции и кружки, функционирующие в школе и в городе. В начале года почти все учащиеся посещают те или иные кружки и секции, затем интерес нередко пропадает. Учащиеся, в лучшем случае, меняют кружок на другой или совсем перестают его посещать. Это связано с неустойчивостью и поверхностью интересов наших детей. Привлекаю учащихся к активному участию в «днях Здоровья», различных спортивных соревнованиях на школьном и городском уровнях. Большое внимание уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

Тематика классных часов и бесед

  1. Полезны ли полезные привычки?
  2. Учись говорить «нет».
  3. Как возникает зависимость человека от психоактивных веществ?
  4. Влияние табака, алкоголя и наркотиков на организм человека.
  5.  Последствия употребления психоактивных веществ.
  6.  Курить или жить?
  7.  Безвреден ли алкоголь?
  8.  Почему первый раз наркотик предлагают бесплатно?
  9. Почему так трудно отказаться от наркотиков?
  10. Заблуждения о безвредности табака, алкоголя и наркотиков.
  11. Наркотики и закон.
  12. Коварная ловушка
  13. Пивной плен

          В прошлом уч.году наши дети участвовали в проекте «Скажи мне кто твой друг?», направленном на выработку умений выбирать себе друзей по интересам, отказаться от предложения попробовать алкоголь или другой наркотик, правильно  организовать свой досуг. В рамках этого проекта были проведены различные занятия, психологические тренинги, экскурсии. Дети посетили воспитательную колонию в п. Высокая гора, где узнали, за какие правонарушения попадают сюда несовершеннолетние, познакомились с условиями содержания  осужденных, организацией участия в учебном процессе, повседневного быта и отдыха. Посещение исправительных учреждений  является ярким примером того, каким не должно быть будущее каждого из них.  Кроме того, провожу индивидуальные беседы с  обучающимися, требующими особого педагогического внимания. Это дети или их семьи ,состоящие на учете в ПДН или КДН и ЗН. Вызов учащихся на  ШСПП – также одна из форм работы кл. рук-ля по профилактике нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков, неуспеваемости;

-невыполнение родителями и опекунами своих обязанностей;

         В  работе по  данному направлению сотрудничаем со специалистами: посещаем встречи с детским врачом- наркологом, сотрудниками полиции. Недавно такая встреча состоялась в ЦРДИ. Психологом проводится анкетирование на предмет употребления алкоголя и  ПАВ. Обработанные данные доводятся до сведения родителей, учитываются мной при составлении плана ВР.  Считаю,  что профилактической работой будет являться и приобщение учащихся к миру прекрасного, к духовной культуре. Этой работе уделяю особое внимание  в каникулярное время. Со своими  учащимися я посетила Воскресенский собор, Музей Русского Патриаршества, музей горного дела и спелеологии, историко- художественный музей с целью расширения кругозора детей, пробуждения интереса к истории, воспитания  любви к родному краю, его прошлому и людям, заботящимся о его процветании.

Профилактическая деятельность в образовательном учреждении, даже осуществляемая высокими профессионалами с помощью новейших технологий, будет абсолютно неэффективна, если в нее, помимо самих несовершеннолетних, не будут включены родители. Родители осуществляют необходимое профилактическое воздействие на детей за пределами образовательного учреждения. Результат появится  в том случае, если и педагоги и родители будут действовать одновременно, достигая единые цели.

Основными формами взаимодействия между педагогом и родителем являются родительское собрание, индивидуальная беседа, посещение семей на дому, рейд в семьи «Родительский патруль». Привлечь родительскую аудиторию в русло профилактической деятельности можно, лишь обратившись к волнующим их вопросам, дав необходимые знания и навыки профилактической деятельности. На родительских собраниях провожу беседы и выступаю с «мини-лекциями» по следующим темам:

  • Физкультура и спорт в жизни школьника.
  • Карманные деньги: за и против.
  •  Компьютер в жизни школьника. «За» и «против».
  • Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять.
  • Увлечения и интересы ребёнка.
  • Подростковая депрессия. Суицид.
  • Подростковый возраст: риск первой пробы.
  • Как научить сына или дочь говорить «нет».
  • Семья – здоровый стиль жизни.

       Весь комплекс мероприятий  помогает ребёнку  осознать, что он сам несет ответственность за путь, по которому идет, путь, ведущий к здоровью или болезни. Каждый человек может раскрыть и развить в себе безграничные возможности получения радости и удовольствия без употребления алкоголя и психоактивных веществ. Нужно только иметь желание вести здоровый образ жизни и обучиться навыкам, способствующим достижению здоровья. 

 Литература:

1.Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 19 Леонтьев, А. Н.

 2. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983.

3.Школа без наркотиков. Книга для педагогв и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой – СПб., 2001.

4.Факторы риска и защиты в профилактике злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних/Под ред. Л. М. Шипицыной; - Мин-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.  

5.Созависимость: характеристики и практика преодоления: Методическое пособие / Авт-сост. Н. В. Шокурова. – 2-е изд. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.

6.«Спутник классного руководителя», М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 г.

7.Н. И. Дереклеева, М. Ю. Савченко «Справочник классного руководителя», М.: ВАКО, 2009 г.

8.Алоева М. А. «Классные часы в 5 – 7 классах», Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г.