Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
консультация

Шашанова Татьяна Васильевна

 Рассмотреть на  реальной ситуации  ребенка или подростка причины, факторы формирования  раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий" педагога (классного руководителя) при работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии (склонными к суицидальному поведению).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_deviantnogo_povedeniya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 2

Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Выполнила: Шашанова Т.В. кл. рук 7 «Б» класса

  1.  Задание:

- Описать реальную ситуацию конкретного ребенка или подростка с проявлениями раннего проблемного или девиантного поведения.

 «Меня никто не любит»…

Вере 14 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Веры появилось спонтанно, после достижения 11 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет.  Вера жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".

В прошлом году у Веры была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Веры подозревает, что она прогуливает уроки и курит.

Семья Веры является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.

  1. Причины, факторы формирования

1. Специфические подростковые реакции;

2. Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

3. Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

4. Акцентуированные черты характера;

5. Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;

6. Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.

3. Прогноз развития

При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.

При отсутствии же психологической помощи семье и ребенку поведение может лишь ухудшиться. Социальные контакты будут до конца оборваны, у ребенка не будет желания включаться в жизнь коллектива или семьи. Отношения с семьей станут только хуже, ребенок станет агрессивным, закрытым, возможно повторятся попытки суицида.

  1. Задание:

- описать и конкретизировать алгоритм работы классного руководителя в данной ситуации.

4. Способы коррекции

Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.

«Алгоритм действий» педагога (классного руководителя) при работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии (склонными к суицидальному поведению).

         Если вы увидели, хотя бы один из признаков того, что ребенок находится в кризисной ситуации, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.

         Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать ребенку то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу, родителям. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.

         После беседы с ребенком классному руководителю следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием).

     В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении.

   Убедите родителей обратиться к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Алгоритм действий социального педагога и  классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС

Работа классного руководителя по профилактике девиантного поведения в условиях ФГОС...

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Рекомендации для взаимодействия социального педагога и классного руководителя для организации пофилактической работы с детьми "группы риска"....

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...

Инструкция. Алгоритм действий классных руководителей в случае выявления фактов самоповреждения или риска суицидального поведения среди учащихся

Инструкция для классных руководителей в случаях выявления фактов самоповреждающего или анвитального поведения учащихся....