Беседа для учителей "Профилактика суицидальных тенденций у детей. Алгоритм действия классного руководителя по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних"
методическая разработка

Бузыкина Надежда Николаевна

Профилактика суицидальных тенденций 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_dlya_uchiteley_suitsid.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для классных руководителей

Тема: «Профилактика суицидальных тенденций у детей. Алгоритм действий классного руководителя по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних»

Саморазрушающее поведение (самоубийство) является серьезной проблемой. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказываете человек.

Опасные ситуации, на которые следует обратить особое внимание

  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Издевательства со стороны сверстников окружения (буллинг)
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
  • Частые ссоры и конфликты с родственниками и так же часты ссоры между родителями, которые видят дети.
  • Социальные сети, которые призывают несовершеннолетних к совершению суицидальных действий.

Алгоритм действий классного руководителя

по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних

 Классным руководителям необходимо:

  • ключевым пунктом для осуществления профилактической работы с несовершеннолетними является выявлению психоэмоционального состояния несовершеннолетних и оказание им своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.
  • уделять внимание профилактике асоциального поведения. Профилактические действия направлены на предупреждение дезадаптационного и деструктивного поведения всех учащихся. Основной целью является повышение групповой сплоченности в коллективе, формирование навыков преодоления жизненных трудностей, формирование навыков регуляции эмоционального состояния, организацию внеклассной воспитательной работы;
  • уделять особое внимание изменениям в поведении несовершеннолетних (длительное пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания);
  • уделять внимание ближайшему социальному окружению учащихся, посещение на дому с целью исследования психологической атмосферы в семье. Обращать внимание на несправедливое отношение со стороны родителей; развод в семье учащегося; потерю одного из членов семьи; неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями; одиночество; недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
  • уделять внимание взаимодействию в социуме, наблюдать и изучать межличностные отношения «учащийся-учащиеся», «учащийся-педагог». Обратить внимание на отверженность, непринятие, унижение человеческого достоинства и др.; несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников; несправедливые требования к учащемуся; принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам; страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок;
  • уделять внимание работе с несовершеннолетними, у которых нет твердых планов или подготовки к нанесению вреда своему здоровью, суицидальные намерения неочевидны, но идеи присутствуют, в прошлом суицидальные попытки не отмечены, но присутствуют факторы суицидального риска.

Рекомендации классному руководителю

по профилактике суицидального поведения детей и подростков:

  • Соблюдайте педагогический такт, требования педагогической культуры в повседневной работе каждого учителя.
  • Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
  • Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
  • Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
  • Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
  • Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений

методом наблюдения и анализа

1. Анализируем наличие/отсутствие маркеров суицидального поведения

Маркеры суицидального поведения, на которые необходимо обратить внимание:

  • Раздаривание любимых, значимых вещей.
  • Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние), на фоне неизменной социальной ситуации (иногда внешнее облегчение состояния).
  • Примирение с врагами, обидчиками.
  • Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека-суицидента.
  • Разговоры о собственной ненужности, высказывания о нежелании жить (прямые и косвенные).
  • Обсуждение вариантов ухода из жизни.
  • Потеря перспективы будущего.
  • Отрицание проблем.
  • Несвойственная тяга к уединению.

При наличии более двух поведенческих признаков ребенку нужна помощь специалиста!

2. Анализируем внешние проявления в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.

3. Анализируем способность ближайшего окружения помочь в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.

4. Анализируем взаимоотношения ребенка в референтной (значимой ДЛЯ НЕГО) группе.

5. Анализируем психическое состояние ребенка в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.

6. Анализируем адекватность оценивания ребенком в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ситуации, в которой он находится.

7. Анализируем наличие зависимостей (алкогольной, табачной, включая игроманию, зависимость от очень значимого человека в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ).

8. Анализируем, есть ли в жизни ребенка ситуация, которая может стать катализатором в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ. (Их может быть несколько. Если ситуация имеет место быть, обдумываем, как нейтрализовать ее, уменьшить негативное воздействие).

Алгоритм действий классного руководителя

при работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии

(склонными к суицидальному поведению)

  • Если вы увидели, хотя бы один из признаков того, что ребенок находится в кризисной ситуации, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.
  • Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать ребенку то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к педагогу-психологу, родителям. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.
  • После беседы с ребенком классному руководителю следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей обратиться к педагогу-психологу.

Основное мероприятие по профилактике суицидальных действий – своевременное выявление у несовершеннолетнего склонности к психотическим реакциям и проведение комплексного лечения расстройств психики. При наличии элементов суицидального поведения целесообразно провести курс психотерапевтического лечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...

памятка родителям по профилактике кризисного и суицидального поведения среди несовершеннолетних "Сохраним детям жизнь вместе"

Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества. Его наличие говорит о наличии определенных факторов риска в ближайшем окружении (семья, школа, сверстники и др.) и микрос...

Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.

Рассмотреть на  реальной ситуации  ребенка или подростка причины, факторы формирования  раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий"...

ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...

Инструкция. Алгоритм действий классных руководителей в случае выявления фактов самоповреждения или риска суицидального поведения среди учащихся

Инструкция для классных руководителей в случаях выявления фактов самоповреждающего или анвитального поведения учащихся....