Беседа для учителей "Профилактика суицидальных тенденций у детей. Алгоритм действия классного руководителя по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних"
методическая разработка
Профилактика суицидальных тенденций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа для классных руководителей
Тема: «Профилактика суицидальных тенденций у детей. Алгоритм действий классного руководителя по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних»
Саморазрушающее поведение (самоубийство) является серьезной проблемой. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения ухода от той ситуации, в которой волей-неволей оказываете человек.
Опасные ситуации, на которые следует обратить особое внимание
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Издевательства со стороны сверстников окружения (буллинг)
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
- Частые ссоры и конфликты с родственниками и так же часты ссоры между родителями, которые видят дети.
- Социальные сети, которые призывают несовершеннолетних к совершению суицидальных действий.
Алгоритм действий классного руководителя
по предупреждению суицидальных намерений, среди несовершеннолетних
Классным руководителям необходимо:
- ключевым пунктом для осуществления профилактической работы с несовершеннолетними является выявлению психоэмоционального состояния несовершеннолетних и оказание им своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психолого-педагогической и социально-психологической помощи.
- уделять внимание профилактике асоциального поведения. Профилактические действия направлены на предупреждение дезадаптационного и деструктивного поведения всех учащихся. Основной целью является повышение групповой сплоченности в коллективе, формирование навыков преодоления жизненных трудностей, формирование навыков регуляции эмоционального состояния, организацию внеклассной воспитательной работы;
- уделять особое внимание изменениям в поведении несовершеннолетних (длительное пониженное настроение или оживленность несоответствующая ситуации, отгороженность от семейной и школьной жизни, нахождение и пребывания на сайтах особого содержания);
- уделять внимание ближайшему социальному окружению учащихся, посещение на дому с целью исследования психологической атмосферы в семье. Обращать внимание на несправедливое отношение со стороны родителей; развод в семье учащегося; потерю одного из членов семьи; неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями; одиночество; недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
- уделять внимание взаимодействию в социуме, наблюдать и изучать межличностные отношения «учащийся-учащиеся», «учащийся-педагог». Обратить внимание на отверженность, непринятие, унижение человеческого достоинства и др.; несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников; несправедливые требования к учащемуся; принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам; страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок;
- уделять внимание работе с несовершеннолетними, у которых нет твердых планов или подготовки к нанесению вреда своему здоровью, суицидальные намерения неочевидны, но идеи присутствуют, в прошлом суицидальные попытки не отмечены, но присутствуют факторы суицидального риска.
Рекомендации классному руководителю
по профилактике суицидального поведения детей и подростков:
- Соблюдайте педагогический такт, требования педагогической культуры в повседневной работе каждого учителя.
- Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
- Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
- Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
- Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
- Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Алгоритм раннего выявления суицидальных намерений
методом наблюдения и анализа
1. Анализируем наличие/отсутствие маркеров суицидального поведения
Маркеры суицидального поведения, на которые необходимо обратить внимание:
- Раздаривание любимых, значимых вещей.
- Резкие изменения в поведении (то эйфория, то отчаяние), на фоне неизменной социальной ситуации (иногда внешнее облегчение состояния).
- Примирение с врагами, обидчиками.
- Рисунки, фото кладбищ, изображений умерших, человека-суицидента.
- Разговоры о собственной ненужности, высказывания о нежелании жить (прямые и косвенные).
- Обсуждение вариантов ухода из жизни.
- Потеря перспективы будущего.
- Отрицание проблем.
- Несвойственная тяга к уединению.
При наличии более двух поведенческих признаков ребенку нужна помощь специалиста!
2. Анализируем внешние проявления в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
3. Анализируем способность ближайшего окружения помочь в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
4. Анализируем взаимоотношения ребенка в референтной (значимой ДЛЯ НЕГО) группе.
5. Анализируем психическое состояние ребенка в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ.
6. Анализируем адекватность оценивания ребенком в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ситуации, в которой он находится.
7. Анализируем наличие зависимостей (алкогольной, табачной, включая игроманию, зависимость от очень значимого человека в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ).
8. Анализируем, есть ли в жизни ребенка ситуация, которая может стать катализатором в НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ. (Их может быть несколько. Если ситуация имеет место быть, обдумываем, как нейтрализовать ее, уменьшить негативное воздействие).
Алгоритм действий классного руководителя
при работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии
(склонными к суицидальному поведению)
- Если вы увидели, хотя бы один из признаков того, что ребенок находится в кризисной ситуации, постарайтесь уделить ему внимание и найти повод, чтобы поговорить.
- Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать ребенку то, что с ним происходит, для вас важно, и вы готовы ему помочь, например: «Мне кажется, с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно грустный, задумчивый, молчаливый, т.п. у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад (рада) тебе помочь». Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к педагогу-психологу, родителям. Говорите без эмоционального давления, но уверенно и настойчиво.
- После беседы с ребенком классному руководителю следует поговорить с родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких обвинений, и, тем более, игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите родителей обратиться к педагогу-психологу.
Основное мероприятие по профилактике суицидальных действий – своевременное выявление у несовершеннолетнего склонности к психотическим реакциям и проведение комплексного лечения расстройств психики. При наличии элементов суицидального поведения целесообразно провести курс психотерапевтического лечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/04/picture-56700-1352056416.jpg)
Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/22/picture-371696-1387706432.jpg)
Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/10/picture-1185976-1573406356.jpg)
памятка родителям по профилактике кризисного и суицидального поведения среди несовершеннолетних "Сохраним детям жизнь вместе"
Детский суицид является одним из самых распространенных трагедий человечества. Его наличие говорит о наличии определенных факторов риска в ближайшем окружении (семья, школа, сверстники и др.) и микрос...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/11/picture-1362562-1636601774.jpg)
Алгоритмы действий классного руководителя по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.
Рассмотреть на реальной ситуации ребенка или подростка причины, факторы формирования раннего проблемного или девиантного поведения. Спрогнозировать "алгоритм действий"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/26/picture-1301301-1608986733.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Памятка для классных руководителей, воспитателей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1303488-1610364679.jpg)
Инструкция. Алгоритм действий классных руководителей в случае выявления фактов самоповреждения или риска суицидального поведения среди учащихся
Инструкция для классных руководителей в случаях выявления фактов самоповреждающего или анвитального поведения учащихся....