Классный час по профилактике агрессивного поведения
классный час (5 класс) на тему

Саликова Инна Николаевна

Данная разработка является одним из этапов профилактики агрессивного поведения и воспитания толерантности среди детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильная гимназия г. Лагани»

Тема: «Все мы разные, все мы равные».

Форма проведения: классный час/рабочие группы/тренинг.

Цели:

  • духовно-нравственное развитие ребёнка, формирование дружеских чувств и толерантных отношений, профилактика агрессивного поведения в классе.

Задачи:

  • Образовательная: исследовать и обобщить представления учеников о толерантность, культуре общения, об ответственности уголовной и административной ;
  • Воспитательная: формирование жизненной позиции каждого ученика, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания;
  • Развивающая: активизировать познавательные возможности учеников, сделать общение позитивным.

Ожидаемые положительные результаты:

Оборудование и оформление: проектор, компьютер, презентация, аудиозаписи, фрагменты художественных фильмов «Чучело», реж. Р.Быков, «Розыгрыш», реж. В.Меньшов, социальный ролик «Бумеранг добра», презентация  "Все мы разные,  все мы равные", сердечки для пожеланий, пазлы.

 Эпиграф на доске: «Красота мира людей – в его разнообразии».

        

1. Организационный момент.

2. Мотивационный компонент.

        Учитель дает картинку, разрезанного на пазлы и просит отгадать, что на ней изображено. Для того чтобы отгадать необходимо собрать части картинки в единое целое. Что такое пазлы? Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные.

3. Вводное слово классного руководителя.

        В школьной жизни мы осваиваем не только азы различных наук, но и учимся общаться  с одноклассниками, учителями, старшими товарищами, со сверстниками из других школ. И не всегда это общение желанное. У каждого из нас есть определенный «круг общения» – круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Большая часть жизни, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? (В том, что нет одинаковых людей. ) Каждый думает: «Легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня».  Учитель просит посмотреть друг на друга и сказать по очереди, что между детьми общего.  Может ли один человек сказать, какой он? У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.

- Чем вы отличаетесь?

Ответы учащихся:

  1.  Разный темперамент.
  2.  Разные интересы и увлечения.
  3.  Разный характер.

 - Вы много лет обучаетесь вместе в одном классном коллективе. И сможете предвидеть, как поведет себя ученик в той или иной ситуации.  В вашем классе сложились микрогруппы по интересам, по месту жительства, по симпатиям или даже по корыстным причинам, таким как ощущение превосходства, материальная зависимость, уровень подготовки по учебным предметам.

-А вспомните, когда вы пришли в первый класс первый раз. Какие чувства вы испытывали?  (ответы учащихся). Учитель записывает ответы учащихся на доске.

4. Работа в группах.

        На этапе моделирования ситуации «Новый ученик в классе», классный руководитель делит класс на 2 микрогруппы. Принцип деления: те у кого  нечетная дата рождения садится за первый стол, те у кого четная дата рождения — за второй стол. Первой группе дается задание сформулировать модель поведения «новенького», а вторая группа- рекомендации классу, в котором появился «новенький».

        После 7-10 минут обсуждения группы зачитывают рекомендации, которые они выработали в ходе обсуждения. Возможно использовать готовый свод правильных и ошибочных вариантов.

        Затем ученики сравнивают с тем, какие рекомендации дают педагоги-психологи.

5. Обсуждение конфликтных ситуаций.

        На следующем этапе учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Чучело», режиссер Р. Быков. Небольшое предисловие для тех кто не смотрел этот фильм.

        Главная героиня в повести Владимира Железнякова "Чучело" всего одна - Лена Бессольцева.

Можно выделить ещё:

  • Дима Сомов (отличник и активист, оказавшийся трусом и предателем);
  • Железная Кнопка (ожесточившийся против всех ребёнок);
  • Шмакова (хитрая девочка, которая пользуется своей красотой);
  • Марина или Мотя ( мать сама ее растит, так как их бросил отец);
  • Валька (малолетний преступник, который прячется за братом-хулиганом).

        Лена Бессольцева переезжает жить к дедушке и приходит в 6 класс новой школы. Она хочет подружиться с ребятами, даже подсмеивается над своими недостатками. Но жестокие школьники травят ее, а также они хотят и другой расправы.

        Однажды Лена взяла на себя вину Димы Сомова. (Дима рассказал учительнице, что класс прогуливает урок. За это дети лишились поездки в Ленинград). Она понадеялась, что он сумеет найти в себе силы и сам признаться в своём предательстве. Но Дима оказался трусом и присоединился к одноклассникам, которые устроили Лене бойкот.

        После этого Лена Бессольцева вместе со своим дедушкой собираются уехать из города, решив подарить городу старинные картины, которые дедушка собирал всю жизнь. Одноклассники Лены Бессольцевой узнают о том, что она взяла на себя чужую вину и пишут на школьной доске: Прости нас, Чучело!

 (Демонстрация фрагмента фильма «Чучело»).

        - Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

- Случаются в классе, даже самом дружном,  конфликты: ссоры, обиды и даже драки. Каковы основные причины конфликтов? Почему происходят ссоры? Почему вы можете обидеться на своего одноклассника?

Ученики отвечают на вопрос.

        Учитель помогает ученикам, сформулировать свои ответы и предлагает свой вариант — правда?  И предлагает посмотреть фрагмент  фильма «Розыгрыш», реж. В.Меньшов.

        -В каждой стране, обществе  есть свой свод законов и правил, которые должен соблюдать.

        -Есть книги, к которым мы можем обращаться неоднократно. Именно к таким книгам относится «Повелитель мух». Когда мы читаем ее, нам становится иногда не по себе, но мы все равно не можем закрыть ее. Действие романа происходит на необитаемом острове, но это не приключения, подобные Робинзону Крузо. Это – своеобразное философское произведение-притча, которая заставляет задуматься, что такое любовь, сострадание, возможно ли жить на земле без сопереживания, что может произойти, если это все в одночасье исчезнет. После авиакатастрофы группа детей оказывается на острове. Первые мысли, конечно, о том, как прекрасно жить без взрослых. Мальчики начинают строить свое общество, со своей иерархией, наполняют его законами, которые помогут установить справедливость. Но со временем становится понятно, что оторванные от цивилизованного мира, все моральные устои и воспитание оказываются неуместны, — в дикой природе царствуют дикие законы. Дети не только пытаются выжить в суровых условиях дикой природы, но и готовы на убийство.

        В  семье, в детском саду, во дворе, в школе мы учимся общаться с разными людьми?

        Класс — это  группа учащихся школы, обучающихся совместно.  Класс живет  по определенным правилам. Что объединяет детей в одном классе?

        -В начале общее между детьми одного класса является возраст, общая программа обучения и воспитания, но со временем- это общие дела, интересы, дружба и т.д.

        - Что произойдет, если он нарушает эти правила? Он превращается в изгоя. Подберите слова синонимы. (Ответы: белая ворона, отверженный, козел отпущения и др.) Поднимите руки, кто хотел бы быть таким.

        - С чем сталкивается ребенок, который стал изгоем: неприязненное отношение, оскорбление, издевательство и др. А это уже правонарушения, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность.

За клевету и оскорбление предусмотрена ответственность разными нормами уголовного закона. Таким образом, при наличии в действиях нарушителя составов обоих деяний его ждет наказание сразу по двум статьям: 128.1 (клевета) и 319 (оскорбление представителя власти) или 336 (оскорбление военнослужащего) — в зависимости от личности потерпевшего. Уголовная ответственность наступит только за клевету. За оскорбление последует ответственность административная. Уголовная ответственность  за причинение телесных повреждений носит персональный характер (за противоправные действия виновный отвечает лично), поэтому родители могут нести только материальную ответственность. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ),  кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ). Если виновному в избиении исполнилось 16 лет, он может нести уголовную ответственность по ст. 115 УК РФ - «умышленное причинение легкого вреда здоровью» или по ст. 116 УК РФ – «побои» и др.

6. Рассказ классного руководителя с демонстрацией презентации и социального ролика.

-Каковы основные общения между людьми? (Ученики отвечают на этот вопрос).

Ученик 1: Доброта.

(Просмотр Социального ролика Бумеранг доброты)

Демонстрация презентации.

Ученик 2: Культура.

(Слайд №1.Фото детей )

Ученик 3: Толерантность.

Слайд №2. Что такое доброта?

Слайд №3 Какова культура общения?

1. Уважай собеседника
2. Старайся понять то, о чем говорят другие
3. Отстаивай свое мнение тактично
4. Ищи лучшие аргументы
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого
6. Стремись учитывать интересы других .

Слайд №4 Что такое толерантность?

Классный руководитель обращает внимание, что значит это слово в разных языках:

        - В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Рефлексия.

Упражнение «Пожелание»

        Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.

        Каждый из участников мероприятия напишет пожелание на сердечках. Учитель соберет сердца-пожелания. Спрашивая: «Для кого пожелание» - учитель будет клеить пожелания на доску в форме сердца.

Заключение

Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться, множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.

        

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы общения

Слайд 2

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра. Доброта – это мягкость, предупредительность, внимательность, заботливость, способность к сочувствию, терпеливость, проявляемые даже в ущерб себе, бескорыстно, во имя господства добра, как высшей духовной ценности.

Слайд 3

КАКОВА КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ? 1. Уважай собеседника 2. Старайся понять то, о чем говорят другие 3. Отстаивай свое мнение тактично 4. Ищи лучшие аргументы 5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого 6. Стремись учитывать интересы других.

Слайд 4

ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? В русском языке – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность. kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения

В статье описывается агрессивное поведение и способы его преодоления....

Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......

Занятие по профилактике агрессивного поведения "Дорогою добра"

    Данное занятие помогает педагогу    лучше узнать детей и раскрыть их  внутренний потенциал, развивает  нравственные качества подростков,  способствует сни...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Классный час в форме занятия-тренинга по профилактике агрессивного поведения у подростков

В современном мире нередко можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены...