Классный час Как рационально тратить время
план-конспект на тему

Хасиетова Гульмира Азатовна

классный час на тему"Свободное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_variant_klassnogo_chasa_skk.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ершова Саратовской области имени Героя Советского Союза Спирина В.Р.»

Тема работы: ««Как рационально использовать своё время»»


Классный час.

Тема: «Как рационально использовать своё время»

Форма проведения: беседа

Возрастная категория: 9 класс

Цели: научить обдуманному и целесообразному распределению своего времени, что необходимо уметь делать с самого раннего возраста. Рекомендовать примерный режим дня.

Оформление: эпиграф на доске: «Дорого вовремя время, времени много и мало» (С. Михалков), плакаты с пословицами: «Самая большая трата – трата времени», «Знай минутам цену, секундам - счёт», «Всему своё время», «Время губить – не воротить».

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие ученики, сегодня мы с вами поговорим о важной, об актуальной теме. Но для начала давайте познакомимся.

Упражнение 1. « Имя с прилагательным».

Цель: знакомство участников группы и тренера

Процедура проведения: Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним. Эпитет-прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, Мудрая Марина, Доблестный Денис. Прилагательные должны быть только позитивные.

Анализ: Это упражнение позволило нам не только познакомиться друг с другом, но и узнать некоторые особенности характера каждого из вас.

Педагог:

Каждый, характеризуя себя брал по одному предмету из  коробочки – таким образом мы делимся на 3 команды (участники с одинаковыми предметами рассаживаются за столы).

Теперь давайте узнаем тему нашего классного часа, для этого посмотрим отрывок из одного кинофильма(сказка о потерянном времени).

О чём же сегодня пойдёт наш разговор? Правильно о времени и о том как его правильно использовать.

Не все умеют правильно распределять своё время, поэтому получается что мы не всегда успеваем что-то сделать. Важно выработать у себя чувство времени – даром его не терять. Надо учиться ценить каждую минуту. Часто нам мешает «еще немножко». Его называют коварным хищником, ворующим время. «Еще немножко» может похитить у человека сразу несколько часов. Надо идти гулять, а ты еще немножко смотришь телевизор, надо садиться за уроки, а ты еще немножко играешь в компьютер. Каждый учащийся имеет в сутки свободное время. Свободное время надо посвятить любимому делу, увлечениям. Ничем не увлекшись, не зная, как убить время, человек может оказаться в кругу нехороших людей, хулиганов. Но даже если он и избежал этой участи, его жизнь все равно будет малоинтересной, безрадостной. А сейчас начинаем нашу беседу.

Педагог:

Время - это счет, которым оценивается учение, труд, добрые дела человека.

Часто драгоценное время теряется из-за нашей неорганизованности, излишней суеты, неумения использовать его рационально. Поэтому уже в школе надо научиться беречь свое и чужое время. Надо научиться правильно распределять время.  У каждого из вас есть свой распорядок дня. В норме он должен выглядеть следующим образом:

6.30 час Подъем

6.30 – 6.40 час. Умывание и т.д.

6.40 – 6.55 час. Зарядка

6.55 - 7.05час. Одевание, причесывание.

7.05 - 7.20 час. Завтрак

7 20 - 7.30 час. Сборы в школу и выход из дома

7.30 – 7.50 час. Дорога в школу.

8.00 - 14.45 час. Уроки

14.45 – 15.00 час. Путь домой

15.00 – 15.30 час. Обед

15.30 - 16.30 час. Прогулка на свежем воздухе (спортивные секции)

16.30 - 18.30 час. Подготовка уроков.

18.30 - 18.50 час. Приготовить на завтра портфель, обувь, одежду.

18.50 - 19.15 час. ужин

19.15 - 21.30 час. Свободное время (любимое занятие)

21.30 - 21.50 час. Подготовка ко сну.

22.00 Сон

Намеченный распорядок дня строго соблюдайте. Он помогает ничего не забыть, не упустить. Ну, а если что-то не выполнено, не отчаивайтесь, запишите это вновь и постарайтесь выполнить. Работайте над своей волей, закаляйте ее! Знайте минутам цену, секундам - счет.

Приближаются зимние выходные и очень многие это время тоже пропускают мимо: валяются на диванах, балуют себя вкусностями, бесконечно сидят в интернете и конечно же речь не идёт о соблюдении режима дня.

Педагог:

Поэтому я вам предлагаю составить свой план занятий на каникулах, воспользуйтесь списком занятий и выберите для себя хотя бы 8 мероприятий. Раз с мероприятиями мы определились, давайте их наклеим на наш плакат. Пока что эти занятия чёрно-белые , но как только вы выполните их закрасьте непременно и тд.

Педагог:

На самом деле, мы теряем время не только, из-за неправильного распорядка дня, но и из-за неправильно расставленных приоритетов.

Жизненные приоритеты – универсальная категория, отражающая важность для человека тех или иных сфер, или ключевых областей, его жизни. Почему универсальная? Потому что жизненные сферы известны и для многих людей одинаковы.

Что такое  «ценности» и какие они бывают?

ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Категорию ценностей ввел в социологию Макс Вебер. Согласно Веберу, ценность представляет собой то, что для нас значимо, на что мы ориентируемся в своей жизни и что мы принимаем во внимание. Она — способ человеческого мышления. Ценность у Вебера дает человеку возможность упорядочить, структурировать «хаос» своих мыслей, впечатлений и желаний. Социологи предлагают такую классификацию ценностей: (слайд 4)

1 • витальные (жизненные) ценности: ценности, имеющие отношение к жизни человека, таковы  здоровье, благополучие, семья, деньги, карьера, образование, общественное признание, жизнь, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;

2• экономические (материальные)  ценности – разновидность материальных ценностей, входящих в сферу экономических отношений – капитал, деньги, полезные ископаемые, рабочая сила, ресурсы.

3• социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья,  достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

4• политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский мир.

5. Национальные ценности – ценности, характерные для какой-либо нации.

Исконно российскими национальными ценностями являются генетически заложенная в нас духовность, взаимопомощь, верность дружбе, сострадание, сентиментальность, тонкость чувств и уязвимость души.

6. Культурные ценности – ценности духа, его незримого и зримого воплощения. Они подразделяются на комплексы ценностей, которые наполняют целые сферы деятельности.

Ценности соотносятся, прежде всего, с культурой и материальными основами общества, являясь общепризнанным стандартом, мерилом чего-либо. Тем не менее, история развития человеческой цивилизации убеждает, что в обществе нет рукотворных ценностей, годных «для всех времен и всех народов», поэтому каждый конкретный период времени, каждое общество, группа (как носитель ценностей) представлены своими иерархическими системами ценностей.

Что влияет на расстановку приоритетов в жизни?

Возраст. У молодых людей в порядке убывания приоритетными сферами жизни будут учеба, карьера, друзья, семья, хобби, здоровье.

У пожилых людей последовательность, скорее всего, будет такова: здоровье, семья, досуг, друзья.

Поясню, вот скажите мне для вас учёба и друзья важнее вашего здоровья? Ну, скорее всего, что вы скажите нет, что и здоровье и друзья важны, но если брать в сравнение то пожилые люди страдают от давления, у них много каких-то возрастных заболеваний, они буквально день и ночь думают об этом, верно? Они разбирают, что вредно, а что нет… А мы, мы с вами задумываемся, о том на сколько учащен наш пульс… верно, нет… пока наше здоровье нас не беспокоит, оно не стоит в наших приоритетах.

Так же некоторые сферы жизни повлияют на приоритеты человека. Например, рождение ребенка, то есть когда у вас появляется маленький братик или сестренка, безусловно, повлияет на образ вашей жизни, поскольку вы становитесь старшим братом или сестрой. То есть для мамы на период декретного отпуска вы будете опорой, главным помощником, возможно, что хобби и друзья на время отойдут на второй план, верно?!

Проблемы в учебе сделают ее на этот период времени приоритетной. Например то, время , когда мы с вами попустительски относимся к учебе, но как только на горизонте виднеются каникулы, и наступает то самое время, выставления оценок, мы в три пота, пытаемся исправить положение, верно?!

Как видите, сферы жизни – это подвижная, динамическая система, в которой могут происходить события, меняющие степень важности той или иной сферы для конкретного человека. Надо понимать, что такие изменения происходят на поверхностном уровне и обычно носят временный характер.

Внутреннее «ядро» приоритетов, если они правильно определены, остается неизменным на протяжении очень длительного времени.

Но как же расставить жизненные приоритеты?

Способы расстановки приоритетов в жизни отличаются от способов расстановки приоритетов в работе (учёбе). Многие люди не задумываются над этим вопросом. У многих из них жизнь и без того складывается удачно, они всем довольны и счастливы. И это здорово!

Почему мы заговорили о приоритетах, и причем тут время, дело в том, что мы тратим время, только лишь потому, что не расставили главных приоритетов, если в списке приоритетов у вас на первом месте учёба, то это значит, что вы наверняка не придёте не подготовленным, верно!? Если вы четко понимаете кем вы хотите стать, то я уверена, что вы не потратите 5 лет своей жизни просиживая в университете, вообще не понимая, что же в там делаете. Но! Очень важно не зацикливаться, выделив что–то важное, не нужно на всё остальное закрывать глаза, поверьте мне при правильном подходе вам хватит времени.

Мне бы хотелось  задать вопрос:

“Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?

Сейчас  мы проведем игру, которая называется “На что потратить жизнь?” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос .

Перед началом игры каждая группа, разбившись на группы по четыре-пять человек, получит по десять жетонов. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!     (Раздайте каждой группе по 10 жетонов)

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.

Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.

Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Готовы?

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)

б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?

(Покажите группе слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)

Следующая пара:

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара на двоих. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка, на которой вы мечтаете жениться, действительно в недалеком будущем станет вашей женой. (2 жетона)

Затем:

а) Самая большая популярность в кругу знакомых. (1 жетон)

б) Один настоящий друг. (2 жетона)

Следующая пара:

а) Хорошее образование. (2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)

Далее:

а) Здоровая семья. (2 жетона)

б) Всемирная слава. (3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.

Потом:

а) Карьера, власть, статус (2 жетона)

б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)

Дальше:

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

Следующая пара:

а) Чистая совесть. (2 жетона)

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)

Затем:

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

И, наконец:

а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Обсуждение игры

Педагог:В течение одной-двух минут постарайтесь проанализируйте решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы вы можете сделать о ваших жизненных ценностях.

Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:

- Мнения других людей обо мне

- Забота о благополучии других

- Мои собственные потребности

- Материальные блага

- Долгосрочные цели

- Надежность

- Осмысленная жизнь

- Мир, согласие

Иерархия ценностей.

Педагог:  В чем больше всего проявляется влияние ценностей на жизнь человека?

(В иерархии ценностей, т. е. в порядке их распределения по важности. Например, каждый из нас в той или иной степени ценит свободу. Если, однако, “жизнь в мире и согласии с окружающим” для вас важнее, чем свобода, вы согласитесь на рабство (на потерю свободы), лишь бы обрести мир и согласие. Иными словами, именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)

А сейчас каждой группе нужно определить, какие пять ценностей (из купленных Вами сегодня) вы  считаете наиболее важными. Нужно расставить их по мере убывания их значимости, при этом группа должна выработать единую позицию и объяснить её. (Работа идёт на музыкальном фоне). При сопоставительной проверке работы групп необходимы пояснения по выбору и упорядочению ценностей.

Классный руководитель делает обобщение, говоря о том, что люди по- разному формируют ценности. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 – семья, дети. Когда нам 50 – здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность – ценность жизни.

Педагог: предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы: .

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”

Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения:  “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”.

Спросите студентов, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите им  увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.

Педагог: Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.

Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.

Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.

И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни!

Древние говорили, что каждый человек – это сосуд, который наполняется содержанием с течением времени. Сосуды бывают различной формы, как и люди, а их внутреннее содержание зависит от нас самих.

Профессор философии перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько предметов.

В начале лекции он молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.

Затем спрашивает:

- Банка полна?

-Да! – соглашаются студенты.

Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.

Он снова спросил студентов:

- Банка полна?

Они рассмеялись и согласились, что банка полная.

Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!

- Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь. Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна. Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыпете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.

А сейчас, чтобы не быть голословной, хочу наглядно вам показать этот эксперимент:

Перед вами пустая банка, теннисные шарики, камешки, песок.

Что мы увидели из данного эксперимента, а дело в том, что на первый взгляд, даже когда нам кажется что у нас нет времени, на уме одна учеба, и мы ничего не успеваем, это ошибочное мнение, вам всегда на всё хватит времени, и главное на всех хватит времени, главное правильно и с пользой его использовать.

Время – самый бесценный, самый незаметный ваш ресурс. Научитесь им управлять, научитесь ставить цели, планировать дела, жизнь, чтобы, однажды, оглянувшись назад, вы увидели своё радостно улыбающееся время, которого вам всегда и на всё будет хватать.

Большое спасибо, за беседу, за ваше внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Учитель на все времена"

Данная презентация поможет провести классный час, посвящённый Дню Учителя....

Метапредметный классный час "Куда утекает моё время"

Сценарий метапредметного классного часа "Куда утекает моё время?" Метапредметная категория «Время»...

Классный час о рациональном питании. 7 класс.

Классный час о рациональном питании для учащихся 7 класса....

Классный час "Как научиться ценить время"

Классный час для учащихся 5 класса...

Классный час на тему: "Новое время — новые профессии"

познакомить учащихся с новыми профессиями, необходимыми качествами, требующимися для каждой специальности;дать возможность учащимся “примерить” на себя разные профессии....

Классный час "Основы рационального питания"

Разработка классного часа по ЗОЖ....

Внеклассное мероприятие «Кто людям помогает – не тратит время зря».

Данное мероприятие было проведено в период декады классных руководителей по теме "Твори добро". Цель: воспитание высоконравственных людей.Задачи:1. Продолжить формирование таких нравственных поня...