Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы»
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Нестерова Инна Павловна

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в страну Знаний.  Игра может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на команды-экипажи и подготовить монеты-жетоны для «оплаты» правильных ответов. В качестве ведущего может выступить сам классный руководитель.

Необходимо также предложить воспитанницам выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления – это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает воспитанниц к общению, к объединению. Воспитатель предлагает несколько вариантов речевок-девизов, по примеру которых воспитанницы могут составить свои речевки.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы «заработанных» командами «умов». Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове Сокровищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_e_intelektualnaya_igra_umniki_i_umnitsy.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интеллектуальной игры

«Умники и умницы»

        

Классный руководитель

 6 «Е» класса

Нестерова И.П.

Москва 2019 год.

Методическая разработка интеллектуальной игры

 «Умники и умницы »

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Методическая характеристика игры

II. План классного часа.

1. Тема классного часа

2. Цели классного часа (развивающие, познавательные, воспитательные)

3. Задачи, вытекающие из целей.

4. Оформление классного часа.

5. Место проведения.

6. Используемые средства.

7. Предварительная подготовка.

III. Ход проведения классного часа

Методическая характеристика игры

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в страну Знаний.  Игра может быть проведена без всякой предварительной подготовки. Достаточно разбить детей на  команды-экипажи и подготовить  монеты-жетоны для «оплаты» правильных ответов. В качестве ведущего может выступить сам классный руководитель.

Необходимо также предложить воспитанницам выбрать девиз экипажа, громко произнести его во время представления – это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает воспитанниц к общению, к объединению. Воспитатель  предлагает несколько вариантов речевок-девизов, по примеру которых воспитанницы могут составить свои речевки.

Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут выявлены при подсчете суммы «заработанных» командами «умов». Это по сценарию происходит  в конце игры, на Острове Сокровищ.

                         

План интеллектуальной игры

   Тема: «Умники и умницы »

Цели:

Развивающие:

  • Способствовать развитию у воспитанниц любознательности.

Познавательная:

  • Побуждать воспитанниц к поиску новых знаний.

Воспитательная:

  • Формировать положительное отношение к знаниям, книгам.

Задачи  игры:

  • Развивать потребности в постоянном пополнении своих знаний.
  • Расширять кругозора каждой воспитанницы.
  • Развивать у воспитанниц чувство сплоченности,  умение работать в команде.

Подготовительная работа: дать задание воспитанницам класса подготовить  название команды, речевку, эмблему.

Время занятия: 40 минут

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Форма: интеллектуальная игра.

Использование современных педагогических технологий: методика коллективной творческой деятельности, технология сотрудничества, личностно – ориентированные технологии.

Подготовительная работа.

1. Работа с воспитанницами.

Разбить воспитанниц на 3 команды методом жеребьевки, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примерные слоганы для девиза:

«Один ум хорошо, а много умов – лучше!»

«Ученье – свет, а неученье – тьма!»

«Грамоте учиться – в жизни пригодится!»

«За учёного двух неученых дают!»

«Науки и знания – наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Хочу все знать!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2. Реквизит.

А) Изготовить  около 55 маленьких «монет» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

«1 ум» – 15 штук

«2 ума» – 15 штук

«3 ума» – 5 штук

«4 ума» – 5 штук

«5 умов» – 10 штук

Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа «монеты» нужно сложить столбиками на столе учителя.

б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина страны Знаний.

в) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записаны слова перепутанными буквами:

СОРТ - МУШКА
КОЧКА - ПАРА
СТОГ - ДВА
ВЕНА - КАПЛЯ
ЛИСТ - ГРАБ

3. Оформление класса.

Если это открытое мероприятие, можно нарисовать карту страны Знаний. На этой карте могут быть нанесены долина Чисел, вершина Рекордов, деревня Узелки, остров Сокровищ, Лесные тропинки, Перекрёсток трех дорог, столица Пятерочка, Птичий базар и т.п.

Можно просто записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина Чисел», «Вершина Рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятёрочка», «Остров Сокровищ».

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:
  1. Конкурс «Разминка на лесных тропинках»
  2. Конкурс «Долина Чисел»
  3. Конкурс «Вершина Рекордов»
  4. Конкурс «Путаница»
  5. Конкурс «Узелки»
  6. Конкурс «Занимательная история»
  7. Конкурс «Перекресток трех дорог»
  8. Конкурс «Пятерочка»
  9. «Остров сокровищ»  - подсчет результатов
  1. Подведение итогов.
  1. Вступительное слово. Начинают игру капитаны команд. Они зачитывают приветствие всем командам.

1-ый капитан

Год прошел и крепче дружба

На радость нам сразиться нужно

В ловкости поспорим, смекалке и уме

Доставим мы друг другу удовольствие вполне

2-ой капитан

Мы стали все умнее, ведь выросли за год

И действуем смелее, храбрый мы народ.

Пусть командам нашим сопутствует успех

Находчивость, веселье, в сражениях победа

Желают капитаны вам «Ни пуха, ни пера!»

3-ий капитан

Радость встречи в сердцах зажглась

Ведь дружба в нашем классе родилась

По лестнице успеха взбираемся все мы

Ступеньки основательны, круты.

Мы стоим твердо ровными рядами

Чувствуется бодрость, убедитесь сами.

Участникам сегодня наше дружное «Ура!»

Желаем всем победы мира и добра!

Классный руководитель. Дорогие воспитанницы! Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. – в умственных единицах – так называется валюта Страны Знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов».  

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия – «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника и станет гражданином страны Знаний.

В путешествие мы отправляемся  тремя экипажами, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз, связанный с темой ума, знаний, учёбы, учения.

Итак, знакомьтесь: экипаж №1 «Мир», капитан (Аксенова Е.), экипаж №2 «Союз», капитан (Волощук С.), Экипаж №3 «Салют», капитан (Власенко А.),).

Во время представления экипажей команды встают и по сигналу командира  громко произносят свой девиз.

Классный руководитель. Команды готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города страны Знаний. И везде нас ждут интересные  вопросы. Команды по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на это  вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж.

а) Конкурс «Разминка на лесных тропинках» (для награждения нужны 10 «монет» в «1 ум»)

Классный руководитель. А вот и первая остановка – «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка –  вопросы, на которые нужно дать быстрые  и точные ответы. За правильный ответ на вопрос экипаж получает монету достоинством в 1 ум. На все вопросы разминки ответ один – название животного или птицы:

Ведущий задает вопросы командам по очереди  (по два вопроса каждой команде). За правильные ответы ведущий вручает командам монеты.

Вопросы для разминки:

  1. Пассажир без билета (заяц)
  2. Ее отчество Патрикеевна (лиса)
  3. Греки называли его «арктос» (медведь)
  4. Друг человека (собака)
  5. Он всегда в лес смотрит (волк)
  6. «А Васька слушает да ест» (кот)
  7. Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)
  8. Кто, «не боясь греха», хвалит петуха (кукушка)
  9. Она «в ослепленье бранит науку и ученье» (свинья)
  10.  Он виноват уж тем, что волк хочет кушать (ягненок)

б) Конкурс «Долина Чисел» (для оплаты нужны 5 «монет» в «1 ум»)

Классный руководитель. С лесных тропинок мы направляемся прямо в Долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, цена вопроса – 1 ум. Задача понятна? Поехали!

Учитель задаёт по одному вопросу каждой команде.

  1.  В каком случае сократимую дробь нельзя сократить, например 46/2? (если это номер дома
  2. Существует ли выпуклый многоугольник 1999-угольник, все углы которого выражаются целым числом градусов? (Не существует. Если бы он существовал, то все его внешние углы были бы не меньше градуса и их сумма - не меньше 19990, но сумма внешних углов выпуклого многоугольника равна 3600).
  3. Заданы 12 отрезков по 2 см каждый, 12 отрезков по 3 см и 11 отрезков по 5 см. Можно ли из всех заданных отрезков построить прямоугольник с целочисленными сторонами, измеряемыми в см? (12х2 =24 см        
    12х3 = 36 см
    11х5 = 55 см
    24+36+55 = 115 см - периметр мнимого прямоугольника.
    Так как число нечётное, прямоугольник невозможен.)
     
  4. Представьте число 987654321 в виде суммы двух слагаемых так, чтобы каждое из них состояло из тех же девяти цифр, но записанных в другом порядке. ( 864197532+123456789 = 987654321)
  5.  Пользуясь только двумя одинаковыми цифрами и знаками действий, напишите как можно меньшее число. ( (-9)9)
  6. Назовите три целых числа меньших 10, сумма которых равна их произведению. ( 1; 2; 3. Другой вариант: -1; 0; 1)
  7. В припадке щедрости дедушка одарил своих пятерых внуков деньгами. Он разделил между ними 100 долларов, но не поровну, а по старшинству. Больше всех получил самый старший внук. Следующий внук получил на 2 доллара меньше и так далее. Меньше всех получил младший внук. Сколько денег дал ему дедушка? (Х - старший внук(1 внук)
    (Х-2) - меньше на 2(2 внук)
    (Х-4)- меньше еще на 2(3 внук)
    (Х-6)- меньше еще на 2(4 внук)
    (Х-8)- меньше еще на 2 (самый младший 5 внук)
    Х +(Х-2)+(Х-4)+(Х-6)+(Х-8)= 100
    5Х - 20 = 100
    5Х = 120
    х = 24
    24 - старший внук, 22 -(2 внук), 20 -(3 внук), 18 - (4 внук), 16 - (самый младший 5 внук)

в) Конкурс «Вершина рекордов» (нужны 5 «монет» в «2 ума»)

Классный руководитель. А теперь мы совершим восхождение на Вершину рекордов. Здесь нас ждут вопросы о рекордах природы. Каждый вопрос стоит 2 ума.  Можно обсуждать ответы в течение 1 минуты.

Учитель задаёт по одному вопросу каждой команде.

  1. Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)
  2. Назовите самое глубокое место на Земле (Марианская впадина в Тихом океане)
  3. Назовите самый большой океан? (Тихий)
  4. Назовите самые соленые моря на Земле (Красное море, Мертвое море)
  5. Назовите самое большое морское животное (Кит)

        г) Конкурс «Путаница» (нужны 10 «монет» в «2 ума»)

Классный руководитель.  Ну, что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины –  все буквы у них перемешались.

Задание. Замените первые буквы каждой пары слов на одну и ту же букву так,   чтобы получилась новая пара слов, которые начинаются с одной и той же буквы.
Каждый раз записывайте найденную букву между словами пары (Например: ТОРТ - МОЛ = ПОРТ - ПОЛ)
Если вы сумеете правильно угадать все буквы, между парами слов у вас появится еще одно значащее слово.
СОРТ - МУШКА
КОЧКА - ПАРА
СТОГ - ДВА
ВЕНА - КАПЛЯ
ЛИСТ - ГРАБ

Ответ: (ПОРТ - ПУШКА, ТОЧКА - ТАРА, ИТОГ - ИВА, ЦЕНА - ЦАПЛЯ, АИСТ – АРАБ)
Если вы правильно проставите все буквы между парами слов, у вас получится слово ПТИЦА.

Классный руководитель. Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

Учитель называет команды, те произносят что зашифровано в  этом задании.. Учитель вручает монеты за выполнение задания.

Классный руководитель. Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы и бедные пернатые радостно полетели в свои гнёзда!

д) Конкурс «Узелки» (нужны 5 «монет» в «3 ума»)

Классный руководитель. А теперь  мы  отправляемся в деревню «Узелки». Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. Я буду называть эти слова, а вы должны определить, что их связывает. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся.  А вы получите за правильный ответ монету достоинством в 3 ума. Время обсуждения – 1 минута. Слушаем вопросы:

Учитель задает по одному вопросу команда, оплачивает монетами правильные ответы.

  1. Что общего между капитаном и капустой? (Общий корень: от латинского «капут» - «голова»)
  2. Что общего между апельсином и Китаем? (Апельсин в переводе на русский -  «китайское яблоко»)
  3. Что общего между астрой и астронавтом? (У этих слов общий корень: астра в переводе на русский  – «звезда», астронавт звездоплаватель)
  4. Что общего между гладиолусом и мечом? (Слово «гладиолус» произошло от латинского слова gladius – «меч»)
  5. Что общего между стадионом и двумя минутами (стадион по-гречески – это дорожка длиной 125 шагов, которую человек проходит за 2 минуты)

е) Конкурс «Занимательная история» (для оплаты нужны 5 «монет» в «1 ум»)

1. В честь этого события в Румынии была выпущена специальная купюра, содержащая в себе непременное упоминание о неком событии. Более того, эта купюра имела преимущество перед остальными именно во время этого события. О каком событии идет речь?

(В честь полного солнечного затмения 1999 года, которое лучше всего наблюдалось на территории Румынии, власти этой страны выпустили пластиковую купюру, чтобы можно было наблюдать за этим событием)

2. Как утверждает Геродот, одной из самых богатых колоний Греции был город Сибарис, жителей которого погубили роскошь и наслаждения. Какой всем известный предмет был изобретен этими изнеженными людьми?

(Ночной горшок. Куда уж роскошнее - никуда не надо бежать среди ночи)

3. Российское крестьянство получило вольность манифестом 1861 года. А кто получил то же самое только на без малого сто лет раньше?

(Дворянство)

4. Скандинавам знакома формула счастья. Именно поэтому они бьют в новогоднюю ночь о двери чужих домов посуду. О чем судят поутру хозяева, считая осколки?

(Чем больше осколков, чем больше людей пришло пожелать счастья. Т.е. косвенно можно судить о количестве друзей.)

5. Скандинавам знакома формула счастья. Именно поэтому они бьют в новогоднюю ночь о двери чужих домов посуду. О чем судят поутру хозяева, считая осколки?

(Чем больше осколков, чем больше людей пришло пожелать счастья. Т.е. косвенно можно судить о количестве друзей)

6. Однажды заболевший Чехов послал посыльного в аптеку за касторкой. Аптекарь выдал две огромные капсулы. Рассердившийся писатель отослал посыльного обратно с гневной запиской: «Я не лошадь!». В ответ аптекарь выдал шесть маленьких капсул в коробочке. Почему же он не поступил так сразу?

(Он желал получить чеховский автограф)

7. В послевоенном Ленинграде на «Ленфильме» проходили необыкновенно пышные по тем временам съемки. У 37 - летней актрисы был ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ и она легко получила роль, на которую также претендовала 16-летняя балерина. А что за роль?

(Главную роль в фильме «Золушка». Тридцать первый - это был размер ее ноги)

8. В Древней Греции ЭТО носили и мужчины, и женщины, заимствовав из Персии. Египтянам ЭТО было привычно издавна. У римлян ЭТО вошло в употребление на заре Империи, причем имперские модницы обожали получать ЭТО из Германии. А во Франции ЭТО впервые начал широко использовать Людовик XIII в 1624 году. Какая его характерная черта этому способствовала?

(Лысина, ибо речь идет о париках (из Германии получали парики из волос блондинок)).

        ж) Конкурс «Перекресток трех дорог» (нужны 5 «монет» в «4 ума»)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались… на перекресток трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ – получишь монету в 4 ума, а выберешь неправильный, останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

Учитель задает по одному вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.

1. После принятия христианства многие славяне не могли читать Библию, так как она была написана на греческом языке. У славян не было азбуки, чтобы перевести Библию на славянский язык. Кто создал славянскую азбуку?

  1. Борис и Глеб
  2. Кирилл и Мефодий
  3. Ярослав Мудрый

2. Он никогда не нападал внезапно, без объявления войны. «Иду на вы» – что значит «иду на вас», - такими словами он предупреждал противника, давая ему время на подготовку. Как звали этого благородного князя?

  1. Игорь
  2. Святослав
  3. Олег

3. Кому из князей принадлежит фраза: «Пришедший к нам с мечом  от меча и погибнет»?

  1. Дмитрию Донскому
  2. Юрию Долгорукову
  3. Александру Невскому

4. От чего по преданию погиб князь Олег:

  1. От стрелы
  2. От инфаркта
  3. От змеиного укуса

5. «И пошёл Святослав к Царьграду, воюя и разбивая города». Как сейчас называется Царьград?

  1. Москва
  2. Рим
  3. Стамбул

з) Конкурс «Пятерочка» (нужны 10 «монет» в «5 умов»)

Классный руководитель. Вот, наконец, и столица страны Знаний – «Пятерочка»! Тут водятся такие вопросы, на которые нужно дать не один, а пять ответов. А значит, можно сразу получить монету в 5 умов. Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будут даны 5 правильных ответов, команда получает монеты, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

Учитель задает вопросы командам.  Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.

  1. Какие бывают корабли? (Яхта, теплоход, катер, подводная лодка, крейсер, авианосец и т.п.)
  2. Какие бывают летательные аппараты? (Ракета, самолет, вертолет, дельтаплан, воздушный шар, спутник, космическая станция, дирижабль и т.п.) 
  3. Какие вы знаете марки легковых автомашин? («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т.п.)
  4. Какие бывают народные танцы? (Полька, полонез, краковяк, лезгинка, гопак, чардаш, самба, румба и т.п.)
  5. Какие вы знает народные русские промыслы? (Хохлома, гжель, палех, жостово, городец, дымково и т.п.)
  6. Назовите писателей-сказочников мира. (Гримм, Андерсен, Перро, Гауф, Линдгрен, Волков и т.п.)
  7. Назовите хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т.п.)
  8. Назовите пять певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т.п.)
  9. Назовите пять столиц европейских государств (Париж, Рим, Берлин, Лондон, Мадрид, Осло и т.п.)
  10. Назовите пять ядовитых растений (дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т.п.)

        и) Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же умов вам удалось собрать?

Включается музыка, дети считают «монеты».

Классный руководитель. Ну, что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж собрал самый богатый урожай вопросов и заработал больше всех валюты – (называет сумму). Все члены экипажа  становятся гражданами Страны Знаний и  получают паспорт этой  страны.

Учитель вручает команде символический паспорт в Страну Знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.

3. Подведение итогов.

Классный руководитель. Наше путешествие закончилось, но ни на минуту не заканчивается процесс познания. Всю жизнь человек учится, познает мир. От этого жизнь его становится богаче и интереснее.

Представьте себе, ребята, что к вам после путешествия обратился репортер с просьбой поделиться своими впечатлениями. Что бы вы ответили? Понравилось ли вам путешествие в страну Знаний?

– Мне понравилось искать ответы на перекрестке.

– Мне понравилось, когда мы вместе подбирали по пять ответов, заработали 5 умов.

– Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов

– Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Игра "Умники и умницы"

Игра  по теме "Развитие научной мысли в Древней Греции"...

Игра "Умники и умницы" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души"

Интеллектуальная игра по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души", предназначеная для проверки знания текста произведения...

Игра "Умники и умницы"

Игра проведена в рамках предметной недели. Её целью было формирование умения применять знания на практике, развитие интеллекта , памяти, эрудированности, логического мышления у учащихся, способс...

Игра "Умники и умницы"

Игра "Умники и умницы"...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....