"Классный Совет"
методическая разработка на тему

Щелакова Светлана Николаевна

Внедрение программы "Классный Совет". Сценарии занятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Работа с классными руководителями: внедрение программы «Классный совет». Сценарии занятий»

Составила:

Щелакова Светлана Николаевна,

Педагог-психолог

МОУ Крюковской СОШ

Актуальность

Не хотелось бы начинать с негативного, однако нельзя не заметить, что на сегодняшнее время неуклонно растет детская жестокость. Дети не умеют и не хотят учиться не только школьным предметам, но и жизненно важным навыкам, таким как ведение дискуссии или развитие эмпатии. Чувство ответственности развито в ничтожно малых количествах, а, если коснуться учебной деятельности, то можно сказать, что дети просто-напросто не умею учиться. Программа «Классный совет» была создана специально для того, чтобы привить детям навыки конструктивного общения, научить учится, не боятся ответственности, быть внимательнее друг к другу.

Однако прежде, чем вводить классный совет в ученические массы, необходимо подготовить классных руководителей к такому виду работы.

Цель: подготовить классных руководителей к работе в классах по программе «Классный совет».

Задачи:

  1. Дать общее представление о классном совете;
  2. Познакомить со структурой и спецификой работы в этой программе;
  3. Дать «попробовать на ощупь» работу классного совета;
  4. Научить безоценочному суждению и использованию его на классном совете.

Практическая значимость: эти сценарии занятий легко воплощать в жизнь как обычному педагогу, впервые столкнувшемуся с программой «Классный совет», так и педагогу или педагогу-психологу, который ознакомлен с этой программой.

Занятие I. Что такое «Классный совет»? (теоретическое занятие)

Инструментарий: проектор для демонстрации презентации по лекции.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема нашего цикла занятий «Классный совет». Занятия будут проходить раз в неделю, чтобы вам было удобно не только выполнять свою работу, но и подготавливать небольшие домашние задания, которые будут даваться в конце каждого занятия. Весь курс рассчитан на 4 занятия. Целью этого курса является внедрение программы «Классный совет» в практику классного руководителя.

Сегодня у нас вводное теоретическое занятие, где мы познакомимся поближе с этим нововведением.

Итак, что же такое классный совет? Понятие «классный совет» изначально пришло из педагогики Селестена Френе. Классный совет (или классное собрание) определяется как «демократические переговоры, в ходе которых школьники и учителя вместе обсуждают конкретные ситуации, касающиеся проведения и планировании занятий» (Friedrich/Kleinert 1997, S. 30). Основной тезис педагогики Френе состоит в том, что каждый человек, а, следовательно, и каждый ученик, имеет право на то, чтобы отличаться от других.

Отсюда вытекают основные цели, которые должны реализовываться в повседневной школьной жизни:

  1. свободное развитие личности;
  2. критичное взаимодействие с окружающим миром;
  3. ответственность ребенка за самого себя;
  4. кооперативная работа и взаимная ответственность.

Реализовать эти цели можно, только учитывая специфические потребности ребенка.

На классном совете должны обсуждаться не такие серьезные вещи, которые касаются целей и содержания занятий, а небольшие вопросы, которые затрагивают всех и влияют на самочувствие учеников и педагогов в пространстве школьной жизни.

На классном совете ученики и учителя встречаются на другом уровне, чем на уроках. Если на уроках основное время занято трансляцией содержаний, то на классном совете центр тяжести лежит в области отношений. Все его участники встречаются здесь как равноправные партнеры, которые вместе работают над приемлемыми для всех решениями, и могут представать друг перед другом такими, какие они есть. На классном совете нужно заботиться не о хороших отметках, благоприятном впечатлении, дисциплине и наказаниях, а о хороших взаимоотношениях друг с другом.

Давайте посмотрим, какая же роль и ответственность лежит на учителе?

На классном совете учитель должен отказаться от «знающей» части своей педагогической роли («Я знаю, как правильно») в пользу «сопровождающей» части («Мы вместе найдем правильный путь»). Здесь он может отказаться от ответственности за поиск и принятие «правильного» решения.

Это означает, что теперь уже не один учитель решает, как что-то делать, а все в классе вместе принимают решение и, соответственно, все берут на себя ответственность за результат. Это приносит большое облегчение, как ученикам, так и учителю! Конечно, учитель сохраняет за собой ответственность за сопровождение процесса принятия классом решений.

Иногда идея совместного принятия решений понимается неправильно и интерпретируется таким образом, что ребята должны теперь оставаться один на один со своими мыслями, вопросами и предложениями и разбираться с ними сами («Ну теперь посмотрим, как вы сможете самостоятельно справиться с этой проблемой!»). Однако, чем младше ученики, тем больше они нуждаются в сопровождении, это означает, что учитель продолжает руководить ребятами в процессе принятия приемлемого для всех решения, но при этом ответственность за результат остается лежать на классном совете. В этой роли сопровождающего учитель – возможно, даже больше, чем на уроках – может служить для ребят примером уважительного отношения друг к другу. Он строит отношения понятным и прозрачным образом, в общении относится к ребятам с полным вниманием, чуток к проявлению их чувств, с уважением относится к их идеям и пожеланиям. Так он сам, как человек, становится понятным и постижимым для ребят. В этом, мы с вами будет тренироваться на одном из занятий.

Кроме того, учитель является носителем рамочной компетенции, то есть он устанавливает рамки, в пределах которых могут приниматься свободные решения. Поэтому учитель должен всегда хорошо осознавать, какие именно рамки он может задавать.  Кроме того, он должен уметь объяснить детям свое решение, если они спрашивают об этом.

Важно понимать, что на классном совете учитель сопровождает процесс принятия решений и берет на себя ответственность за процесс, но не за результат! Он помогает классу прийти к приемлемому для всех решению. Он устанавливает рамки, в которых могут приниматься решения, и делает их прозрачными.

Школьники, так же как и учителя проводят в школе значительную часть времени своей жизни. Они приходят в школу для того, чтобы получить новые знания, но также и для того, чтобы встретить здесь других людей, чтобы быть включенными в социальные отношения со своими сверстниками. Если спросить у ребят, что для них важнее, то окажется, что и то, и другое одинаково важно. Однако, в школе, как в учреждении, чаще всего считается, что знания намного важнее, чем отношения, что школьники находятся здесь только для того, чтобы «чему-то научиться». Так школьники и учатся чему-то, а именно тому, что учебный материал важнее, чем человек, что в классное сообщество они не могут привнести ничего, кроме по-учебному оцениваемых знаний и навыков, что предложение новых идей особо не приветствуется, что конфликты открыто, не обсуждаются и чаще всего разрешаются по принципу победителя – проигравшего.

Классный совет создает противовес такой позиции. Если в школе, в которой обычно господствует ориентация на передачу знаний и учебные достижения, работает классный совет, то у ребят появляется уверенность, что их мнения и пожелания будут услышаны и восприняты всерьез.  Здесь ребята учатся тому, что отношения друг с другом также важны, как учебный материал, что есть место, где развиваются новые способности и находят свое место новые идеи, что там, где люди живут и работают вместе, неизбежно встречается расхождение мнений и происходят конфликты, которые нужно рассматривать, как возможность научиться чему-то важному, и которые можно конструктивно разрешать.

Так, на классном совете, благодаря совместному обсуждению тех дел, которые касаются всех, благодаря взаимному признанию и позитивной оценке тех различных вкладов, который каждый может сделать в общие дела класса, благодаря признанию даже маленьких шагов, в классе постепенно строятся стабильные отношения, которые позитивно влияют на занятия и на взаимоотношения.

Именно сейчас, в такое время, когда большинство детей воспитываются в семьях с минимальным количеством детей и других родственников, когда родители чаще всего чувствуют себя неуверенно в вопросах воспитания, когда на способы и характер взаимоотношений людей друг с другом сильно влияют средства массовой информации, классный совет дает ребятам возможность развить в себе важные социальные компетенции и опробовать их на практике.

Давайте кратко ознакомимся с теми сферами школьной жизни, где классный совет оказывает свое положительное влияние.

Качество уроков:

  • благоприятной учебной атмосфере и атмосфере в классе в целом,
  • формированию классного сообщества,
  • профилактике насилия.

Классный совет облегчает жизнь учителям благодаря тому, что:

  • вопросы и проблемы детей переносятся для обсуждения в специально отведенный для этого классный час;
  • происходит распределение ответственности.

Однако, есть некоторые вещи, которые классный совет не может.

Классный совет не может:

  • устранить все существующие в классе трудности,
  • за короткое время решить глубокие и сложные проблемы,
  • обеспечить быстрое изменение поведения трудных школьников,
  • вводить штрафы и сам по себе быть мерой наказания;
  • одинаково нравиться всем учащимся.

Существуют некоторые ограничения в работе классного совета:

Классный совет не имеет дела:

  • с буллингом (травлей),
  • с такими преступными деяниями, как порча или кража вещей, нанесение телесных повреждений, вымогательство,
  • с анонимными обвинениями;
  • психические заболевания.

Таким образом, получается, что классный совет – это не урок в привычном для нас смысле слова, и поэтому он предъявляет особые требования к учителям и к их установкам в отношении к школьникам. Что это за требования и как их выполнять качественно мы познакомимся чуть позже.

Пока что, мы вкратце познакомились с основными функциями и качествами классного совета. Прежде чем перейти к структуре классного совета я хочу узнать, нет ли вопросов по первой части лекции?

(Если есть вопросы, то необходимо на них ответить)

Итак, вторая часть нашего занятия посвящена структуре классного совета. Несмотря на то, что в целом классный совет может показаться достаточно простым в проведении, в его процессе есть немало тонкостей, которые необходимо чувствовать, понимать и уметь с ними работать.

Давайте разберем, с чего же начинается, что происходит и чем заканчивается классный совет.

Все начинается с того, что участники сидят в кругу. На руках должны быть книга классного совета и переходящий от одного к другому говорящему предмет («мячик, палочка, игрушка или любой другой предмет»). Про книгу классного совета мы поговорим позже отдельно.

1 этап. Организационный момент.

  • Записать темы для обсуждения (они накапливаются в промежутках между классными советами + можно внести дополнительную тему для обсуждения);
  • Распределение ролей.

Следует сказать, что на классном совете есть обязательные функционалы:

  1. Ведущий, который ведет классный совет. На первом совете это учитель, далее – ученик;
  2. Протоколист, который фиксирует обсуждаемые проблемы, ключевые моменты обсуждений и вынесенное решение;
  3. Тайм-менеджер, который следит за временем (продолжительность, как классного совета, так и речи говорящего);
  4. Чтец, который зачитывает проблемы, вынесенные на обсуждение;
  5. Учитель и ученики – участники.

Необходимо знать, что роли каждый классный совет переходят к другим ученикам.

2 этап. Открытие заседания и «Теплый душ».

  • Приветствие;
  • Повторение правил. Следует отметить, что правила необходимо установить на первом же совете. Обязательные три правила: «Я говорю только тогда, когда в моих руках «мячик», а если я хочу что-то сказать, то поднимаю руку», «Я говорю прямо, что хочу или не хочу», «Я говорю о себе, а не о других (никаких жалоб)». Если ребята посчитаю, что необходимо ввести еще какие-то правила, то можно дополнить эти;
  • «Теплый душ». В начале, необходимо дать заряд положительных эмоций. Как пример, можно предложить ребятам рассказать о том, что у них было хорошего на этой неделе или сегодня.

3 этап. Результаты принятых решений в прошлый раз.

  • Необходимо выяснить, возымели ли успех прошлые решения. Это можно сделать, задав вопрос: «Получилось ли выполнить решение?». Здесь следует соблюдать очередность: сначала высказываются те, кого это касается, потом остальные;
  • Кроме этого, необходимо принять решение будете ли вы и дальше выполнять это решение.

4 этап. Дела и проблемы на сегодня.

  • Прежде, чем обсуждать заявки, необходимо удостовериться, хотят ли ребята все еще их обсуждать или решения уже найдены;
  • Необходимо получить согласие на обсуждение от всех участников;
  • Письменно зафиксировать дела/проблемы.
  • Вместе установить очередность обсуждения, ориентируясь на степень срочности (важности).

5 этап. Обсуждаем дело / проблему.

  • Разбирая конфликт или проблему, необходимо сначала дать высказаться участникам конфликта – каждый со своей точки зрения. Участники конфликта дают друг другу высказаться, внимательно слушают, не высказывают жалоб или обвинений. Затем, если есть, высказываются свидетели конфликта.
  • Для полного разъяснения ситуации, вам необходимо задать сторонам вопросы:
  • В чем состоит проблема?
  • У кого проблема?
  • Как выглядит проблема с различных точек зрения?
  • Как себя чувствуют разные участники? (выражение своих эмоций, вчувствование в партнера)
  • Чего хотят (хотели) добиться участники?

Если сами участники затрудняются ответить, то можно подключить к обсуждению других участников классного совета.

6 этап. Ищем решение и договариваемся.

  • Используя методику «Мозговой штурм» необходимо собирать предложения по решению проблемы и записать их;
  • Затем, рассортировать и оценить;
  • Необходимо спросить каждого участника конфликта, с каким решением он согласен;
  • Затем, окончательно выбрать приемлемое для сторон решение. Однако следует учитывать, что решение это должно быть взвешенным и реализуемым. Необходимо проговорить с участниками кто что делает, с кем и когда.
  • Далее, ребятам ставится задача реализовать принятое решение в течение недели или другого срока (до следующего классного совета).

7 этап. Фиксируем результаты.

  • Следует помнить о том, что все результаты записываются в книгу классного совета.

8 этап. Заключение.

  • Необходимо поблагодарить ребят за хорошую работу.

Вот такой ход развития событий предполагает классный совет. Конечно, на первый классный совет, вы возьмете на себя роль ведущего. Эту роль мы только что с вами услышали. Однако возникает вопрос, а что же учитель делает потом?

Дальнейшая роль учителя в классном совете обозначается, как «член сообщества с некоторыми особенностями». Прошу заострить ваше внимание, что это именно особенности, а не привилегии. В вашу дальнейшую роль входят такие не маловажные пункты как:

  1. Следить за атмосферой, в которой проходит классный совет;
  2. Консультативная функция: просвещение в каких-либо вопросах (следует выполнять эту функцию только тогда, когда о ней просят участники);
  3. Генератор идей. Однако здесь не следует увлекаться. Необходимо сдерживать себя для того, чтобы участники сами искали выходы из различных ситуаций;
  4. У вас есть право отказать, но помните, если вы отказываете, то вы должны объяснить причину отказа! Это особая функция и пользоваться ей стоит лишь тогда, когда решение является неприемлемым (это случаи физического или психического насилия, нарушения устава школы, конституции и т.д., серьезные материальные затраты).

Поскольку наше занятие подходит к концу, давайте подведем краткий итог.

Мы узнали, что классный совет – это некие демократические переговоры, в ходе которых школьники и учителя вместе обсуждают конкретные ситуации, касающиеся проведения и планировании занятий.

Существует определенная структура, правила и этапы проведения классного совета.

Классный совет – это удобная форма проведения классных собраний или классных часов, где дети учатся:

  • Ведению дискуссий;
  • Конструктивному общению;
  • Ведению протокола;
  • Поиску решений разнообразных конфликтных и просто трудных ситуаций;
  • Так же, благодаря классному совету:
  • Улучшается климат, как в самом классе, так и на уроках;
  • Происходит сплочение коллектива;
  • Повышается уровень мотивации;
  • Развивается толерантность, эмпатия (понимание и принятие чувств другого человека), в разы возрастает ответственность.

А главное дети становятся более самостоятельными, и учитель предстает для них не отстраненной фигурой, а живым активным человеком, нацеленным на разрешение проблем. Учитель становится опорой и верным помощником в становлении ученика, в его самостоятельной жизни.

Уважаемые коллеги, наша лекция подошла к концу. Как говорилось в начале, у вас будут небольшие домашние задания, которые вы будете готовить к последующему занятию. Итак, ваше первое задание, которое вы выполните сейчас – вспомните и запишите только одну реальную проблему, связанную со своими подопечными. Подписанные листочки с проблемой необходимо сдать мне.

Спасибо за внимание и до скорой встречи.

(Если есть вопросы, то необходимо на них ответить)

Занятие II. Структура классного совета

(практическое занятие)

Инструментарий: мяч, листы ватмана, маркеры.

(Участники и ведущий садятся в круг)

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Сегодня у нас первое практическое занятие, посвященное классному совету, на котором мы освоим методику «Теплый душ», поймем принцип распределения ролей и установки правил, а также непосредственно прочувствуем сам процесс классного совета.

Итак, прежде чем приступить к работе, я предлагаю вспомнить те проблемы, которые были записаны в прошлый раз, и зафиксировать их на ватмане.

(Проблемы записываются на ватман)

Как мы видим, образовался целый ворох нерешенных проблем. С подобной ситуацией вы можете столкнуться и на классном совете. Для того чтобы ваш совет не затянулся необходимо пройти предварительно несколько этапов подготовки.

Первый этап – спросить у ребят, есть ли проблемы, которые сейчас уже не актуальны.

- Есть ли здесь проблемы, которые уже не актуальны на ваш взгляд?

(Происходит некоторое обсуждение)

Второй этап подготовки тем для классного совета – это фильтрация. Если в заявленных проблемах присутствуют такие, которые выходят за границы компетенции классного совета, то их тоже необходимо удалить из обсуждений. Любые удаления тем необходимо комментировать и объяснять, почему мы не можем их обсуждать. Напомню, что это за темы:

  • буллинг (травлей);
  • преступные деяния, как порча или кража вещей, нанесение телесных повреждений, вымогательство;
  • анонимные обвинения;
  • психические заболевания.

Давайте посмотрим, есть ли темы, выходящие за пределы компетенции классного совета.

(Происходит некоторое обсуждение)

Третий этап – объединение. Возможно есть некоторые проблемы, которые касаются одного и того же человека или их можно объединить в одну. Давайте посмотрим.

(Происходит некоторое обсуждение)

И четвертый этап – когда оставшиеся проблемы ранжируются по мере актуальности и «остроты». Запомните, что в первую очередь, необходимо решать те проблемы, которые требуют немедленного решения.

(Происходит некоторое обсуждение)

На сегодняшний день наиболее актуальная проблема – это установка правил. Ей мы займемся в первую очередь, далее по списку.

Теперь, настало время распределить роли. Напомню, какие есть роли в классном совете:

  1. Ведущий, который ведет классный совет;
  2. Протоколист, который фиксирует обсуждаемые проблемы, ключевые моменты обсуждений и вынесенное решение;
  3. Тайм-менеджер, который следит за временем (продолжительность, как классного совета, так и речи говорящего);
  4. Чтец, который зачитывает проблемы, вынесенные на обсуждение;
  5. Учитель и ученики – участники.

Поскольку у нас обучающие занятия, то ведущим на всех практических занятиях буду я. Остальные будут назначаться по всем правилам – каждый классный совет новые исполнители ролей. Назначаются роли по желанию.

- Кто хочет сегодня быть протоколистом?

- Кто хочет сегодня быть тайм-менеджером?

- Кто хочет сегодня быть чтецом?

(Таким образом, происходит распределение ролей)

Итак, когда роли распределены, их необходимо внести в протокол. В протоколе пишутся дата, роли и их исполнители, темы для обсуждений (обязательно в том порядке, в котором они проходили) и принятые решения. Кроме того, в протокол вносятся темы, которые не успели обсудить – они автоматически переносятся и обсуждаются на следующем классном совете. Это одна из причин, по которой классный совет рекомендуется проводить раз в неделю.

Сейчас, я прошу протоколиста поставить число, записать исполняющих роли и проблемы, которые мы выдвинули на обсуждение. Пока протоколист записывает, я предлагаю начать обсуждение с введения правил.

Существуют три правила, которые обязаны соблюдать все участники классного совета:

  1. Я говорю только тогда, когда в моих руках «мячик», а если я хочу что-то сказать, то поднимаю руку;
  2. Я говорю прямо, что хочу или не хочу;
  3. Я говорю о себе, а не о других (никаких жалоб).

(Эти правила пишутся на втором ватмане)

Давайте обсудим, почему именно эти правила являются обязательными и, возможно, вы захотите добавить сюда еще какие-то правила. Протоколист, занесите правила в протокол. Тайм-менеджер, на протяжении всего занятия следите, пожалуйста, чтобы мы не увлекались обсуждениями.

(Происходит некоторое обсуждение в результате которого должен обозначиться свод правил)

Теперь, у вас есть все необходимое, что бы начать классный совет.

Начало классного совета знаменует приветствие ведущего и сообщением о том, что классный совет начинается. Далее, следует разогрев в виде методики «Теплый душ». Это начало предназначено для того, что бы настроить детей на позитивный лад, создать доброжелательную атмосферу и научить их рефлексии.

Методика проста в выполнении. Ведущий говорит:

- Давайте сейчас, передавая мячик говорящего по часовой стрелке, скажем, что хорошего у каждого случилось за это время (имеется в виду промежуток от совета до совета).

(Проводится методика «Теплый душ»)

После того, как проходит «Теплый душ», необходимо перейти к рассмотрению прошлых решений. Поскольку у нас с вами первое занятие, то мы начнем сразу с обсуждения проблем. Вот вам рекомендация: сейчас, это учебное занятие, но когда вы будете проводить классный совет со своими подопечными, начните сначала с «Теплого душа» и только потом устанавливайте правила.

Давайте обратимся к нашим проблемам.

- Чтец, озвучьте, что у нас на повестке дня?

(Чтец озвучивает проблемы)

После того, как чтец озвучил повестки дня, можно приступать к обсуждению.

Здесь также есть свои ритуалы. Обсуждение следует начинать с автора проблемы или предложения. Ему передается мячик говорящего, и он излагает свою мысль.

(Мячик передается автору первой проблемы и тот высказывается)

Мы выслушали проблему/предложение. Обратите внимание, если у вас конфликт двух сторон, но необходимо выслушать поочередно каждого из участников. Кроме того, следует помнить, что заочно, т.е. в отсутствие участника конфликта, обсуждение не ведется. Обсуждение может быть только тогда, когда все участники присутствуют.

Итак, после того, как мы выслушали проблему, можно задать разъяснительные вопросы участнику (участникам).

(Если есть желающие, то нужно дать возможность задать вопросы)

Когда ситуация прояснилась окончательно, необходимо предложить ребятам в режиме мозгового штурма обозначить возможные решения. Давайте попробуем. Не забывайте, что вы, как учитель, также можете делиться идеями, но не стоит слишком увлекаться.

(Проводится мозговой штурм; его результаты записываются на ватмане)

После того, как идеи накиданы, осталось выбрать подходящую прежде всего, конфликтующим. Однако прежде, вы должны своим опытным взглядом оценить, нет ли здесь абсолютно неприемлемых решений. К таким решениям относятся:

  1. Физическое или психическое насилие;
  2. Нарушения Устава школы, Конституции и т.д.;
  3. Серьезные материальные затраты;
  4. Невозможность реализовать решение всем вместе (когда учитель не может сопровождать учеников или по каким-то обстоятельствам часть учеников не может себе позволить воплотить принятое решение).

Если на ваш взгляд все решения носят приемлемый характер, то необходимо поинтересоваться у конфликтующего, какое из принятых решений подходит лично ему.

(Дают высказаться конфликтующему)

- Всем ли подходит решение, которое выбрал конфликтующий?

(Начинается обсуждение; в итоге, все должны придти к единому решению или решению большинства)

Выбранное решение необходимо проговорить еще раз с конфликтующими. Проговаривать нужно действия и результат, к которому в итоге должны придти.

(Решение проговаривается еще раз)

Протоколист, зафиксируйте, пожалуйста, решение классного совета по этой теме.

Следующее занятие мы начнем с обсуждения результатов этого решения.

Обычно классный совет заканчивается словами благодарности за проделанную работу, какой бы она не была и похвалой все ребят.

- Мы сегодня неплохо потрудились, и все заслужили отдых. Молодцы ребята! Классный совет объявляется законченным.

(Если есть время и силы, то можно предложить классным руководителям самим разобрать следующую проблему)

Ваше домашнее задание – описать две любые реальные ситуации: одна школьная, другая личная. Только, пожалуйста, не пишите глубоко личностные ситуации.

Всем спасибо, занятие окончено. Если есть вопросы, то я на них с удовольствием отвечу.

(Если есть вопросы, то необходимо на них ответить)

Занятие III. Безоценочное суждение (практическое занятие)

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Первое, с чего хотелось бы начать сегодня – это реализация принятого на предыдущем совете решения. Давайте вспомним его и кратко обсудим результаты.

(Участникам совета зачитывается решение и предлагается обсудить результаты реализации; если результаты не удовлетворительные или ни к чему не привели, то эта проблема снова выносится на обсуждение совета)

Сегодня на занятии нам предстоит научиться давать безоценочное суждение. Я прошу вас предать мне ваше домашнее задание, разбив его не две стопки: в первой стопке личностные ситуации, в другой – школьные.

Итак, возможно вы уже знаете, что безоценочное суждение – это одно из главных качеств педагога-профессионала. Сейчас, я предлагаю вам небольшую проверку вашего профессионального качества, а именно способность безоценочно судить о чем-либо.

Сейчас я возьму первую попавшееся мне описание ситуации, зачитаю его, а вы потом постараетесь передать его содержание безоценочно.

(Выбирается и зачитывается описание ситуации, затем классные руководители описывают ее безоценочно)

Для того, что бы безоценочно судить о чем-либо, необходимо запомнить только одно – взгляд видеокамеры. Видеокамера лишена эмоций, она не знает «ярлыков» или суждений – она сухо констатирует факты. Давайте потренируемся. Вот еще одна ситуация.

(Выбирается и зачитывается описание ситуации, затем классные руководители описывают ее безоценочно)

Не так-то это и просто, не правда ли? Зачем это нужно? – спросите вы. Ответ прост: чтобы объективно рассмотреть ситуацию. Ситуации не только на работе, но и в жизни. Вы можете заметить, насколько изменилось содержание проблемы. Я предлагаю вам немного поработать самостоятельно. Сейчас я раздам листочки с описанием школьной ситуации, а вы переведите эти описания на язык безоценочного суждения.

(Раздаются их же листки в произвольном порядке, отводится некоторое время на преобразование описания, затем просится озвучить каждое описание, при этом коллеги должны поправлять друг друга)

Я считаю, что все вы справились с заданием на отлично. Теперь вашим домашним заданием будет следующее: описать одну проблему, возникшую в течение недели (или другого времени до следующего занятия) двумя способами – оценочным и безоценочным.

Занятие IV. Заключительное занятие (практическое занятие)

Инструментарий: проектор для показа презентации, материал для подвижной игры, мяч говорящего.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас заключительное занятие, на котором нам необходимо аккумулировать все наши знания, которые мы получили за это время. Для того, чтобы мы это сделали это максимально, я предлагаю вам самостоятельно, здесь и сейчас провести классный совет, учитывая при этом следующие условия:

  1. это уже второй классный совет, а значит необходимо распределить заново роли, обсудить предыдущее решение проблем и очертить новый круг. Частично вы выполнили это задание, подготовив проблему дома;
  2. при обсуждении старайтесь воспользоваться методом безоценочного суждения;
  3. не забудьте, что хоть это все и обучающее занятие, но проблемы реальны. Постарайтесь проявить максимально такта.

Напомню, что вам необходимо назначить следующие роли: ведущий, протоколист, тайм-менеджер и чтец. Я буду вам помогать, если возникнут затруднения. Подсказка о главных этапах классного совета вы можете видеть на экране. Пожалуйста, начинаем.

(Далее следует проведение классного совета классными руководителями; ведущий занятия помогает педагогам тогда, когда требуется помощь)

Вы хорошо справились с проведением. Жаль, что время летит так быстро.

Я предлагаю вам сбросить немного напряжение.

(Проводится любая подвижная игра, способствующая снятию напряжения)

Давайте займем свои места и поделимся впечатлениями о том, чему же мы научились за это время. Что было просто, что наоборот. Что особенно запало в душу?

(Проходит рефлексия)

Спасибо за работу и удачи в реализации такой нужной программы, как «Классный совет». Спасибо и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы классному руководителю

1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельностиГлавной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовн...

Советы классным руководителям, учителям и родителям.

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по повод у трудностей ребенка, возникающих при подготовке и, непосредственно, сдаче ЕГЭ, всегда вызывала противоречия. Это одна из самы...

Советы классному руководителю.

Данные советы могут пригодиться начинающему классному руководителю при ознакомлении с основными направлениями воспитательной работы в классе....

Педагогический совет: Отчёт классного руководителя.

Тема педагогического совета:"Создание условий для удовлетворения потребностей подростка в принадлежность к классу."...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....