Советы классным руководителям, учителям и родителям.
статья (11 класс) по теме

Карбовская Тамара Борисовна

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по повод у трудностей ребенка, возникающих при подготовке и, непосредственно, сдаче ЕГЭ, всегда вызывала противоречия. Это одна из самых острых проблем как в педагогике, так и в психологии. Любая радикально крайняя позиция по этому вопросу неверна: с одной стороны, попытка родителей возложить всю ответственность за ребенка на школу («Я вам ребенка привел, теперь вы и воспитывайте!»), с другой стороны — стремление школы возложить ответственность на родителей («Займитесь Вашим ребенком!»). Стрессовая ситуация подготовки к экзаменам только обостряет противоречия. Самая оптимальная и действительно правильная позиция — это когда и родители, и школа делят ответственность за ребенка, относясь к своим обязанностям с необходимой ответственностью. Для многих педагогов экзаменационный период является тяжелым учителя переживают за успехи детей, ведь высокие результаты учеников являются, в какой-то мере, ещё и показателем профессионализма учителя, его умения подготовить ребенка.  Известно, что для достижения успеха в сдаче экзамена необходим не только хороший уровень знаний, но и моральный на строй ребенка на положительный результат. А кто, как не родители, знает индивидуальные особенности характера своего ребенка?У многих детей возникают те или иные трудности, которые необходимо учитывать в процессе подготовки ребенка к экзамену. В настоящее время создается множество методик подготовки детей к экзаменам, в зависимости от их индивидуальных особенностей (специфики мышления, памяти, внимания, личностных особенностей).  В зависимости от имеющихся у ребенка затруднений необходимо оказывать им индивидуальную поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_kl.rukovoditelyam_uchitelyam_roditelyam..doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

             Советы классным руководителям, учителям и  родителям

Проблема распределения ответственности между родителями и школой по повод у трудностей ребенка, возникающих при подготовке и, непосредственно, сдаче ЕГЭ, всегда вызывала противоречия. Это одна из самых острых проблем как в педагогике, так и в психологии. Любая радикально крайняя позиция по этому вопросу неверна: с одной стороны, попытка родителей возложить всю ответственность за ребенка на школу («Я вам ребенка привел, теперь вы и воспитывайте!»), с другой стороны — стремление школы возложить ответственность на родителей («Займитесь Вашим ребенком!»). Стрессовая ситуация подготовки к экзаменам только обостряет противоречия.

Самая оптимальная и действительно правильная позиция — это когда и родители, и школа делят ответственность за ребенка, относясь к своим обязанностям с необходимой ответственностью. Для многих педагогов экзаменационный период является тяжелым учителя переживают за успехи детей, ведь высокие результаты учеников являются, в какой-то мере, ещё и показателем профессионализма учителя, его умения подготовить ребенка.

В настоящее время школой активно пропагандируется позиция совместной помощи родителей и учителей в подготовке детей к экзаменам. В школах проводятся родительские собрания, посвященные ЕГЭ, на которых родители знакомятся со структурой подготовки к экзамену, реализуемой в школе, классными руководителями, завучами и учителями-предметниками, перечисляются сложности, с которыми сталкиваются дети при подготовке к экзамену. Это позволяет определить и родителям свою долю ответственности в этом процессе. Известно, что для достижения успеха в сдаче экзамена необходим не только хороший уровень знаний, но и моральный на- строй ребенка на положительный результат. А кто, как не родители, знает индивидуальные особенности характера своего ребенка?

У многих детей возникают те или иные трудности, которые необходимо учитывать в процессе подготовки ребенка к экзамену. В настоящее время создается множество методик подготовки детей к экзаменам, в зависимости от их индивидуальных особенностей (специфики мышления, памяти, внимания, личностных особенностей).

В зависимости от имеющихся у ребенка затруднений необходимо оказывать им индивидуальную поддержку.

1. Правша и левша

(правополушарные и левополушарные дети)

Методики преподавания в средней школе построены с “левополушарным” акцентом, они тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. для того, чтобы создать ситуацию успеха, на уроках нужно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся.

ОСОБЕННОСТИ

Левополушарные учащиеся редко имеют большие проблемы на уроках. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельнёй работы. Они не могут видеть за частями целого, не умеют выводить правила, предпочитают, чтобы правила им показали. для левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные моменты. Им увлекателен сам процесс получения и усвоения знаний. для них свойственна потребность в постоянной умственной деятельности. Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные.

Правополушарные учащиеся находятся на уроке в состоянии постоянного стресса, так как не могут действовать по строгим правилам. Эти же ученики достигают успеха на уроках, где рассматриваются задачи, которые можно применить на практике (алгебраические построения используются для расчета бытовых расходов, зна комство с новыми словами происходит при чтении рассказа).

Правополушарным детям свойственен гуманитарный склад ума, развитое воображение. Мир знает огромное количество правополушарных гениев: римский император Цезарь, Леонардо да Винчи, Аристотель, Эйнштейн, Ньютон, открывший закон всемирного тяготения с помощью яблока, Менделеев, которому приснилась его таблица.

ПОМОЩЬ

Левополушарньге дети обычно проще справляются с тестами, требующими использования конкретных правил и формул. Поэтому к тестам, требующим развернутых ответов, им необходимо приступать в последнюю очередь.

Правополушарные дети могут испытывать трудности с логическим мышлением. Им трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Само по себе тестирование сложно для них, поскольку оно требует анализировать и сопоставлять различные факты. На этапе подготовки к экзамену необходимо задействовать воображение — использовать рисунки, схемы, сравнения. Теоретический материал нужно проиллюстрировать примерами.

Во время экзамена правополушарным детям необходимо сконцентрировать свое внимание на заданиях, в которых требуется развернутый ответ, а позже переходить к простейшим тестовым заданиям и тестам множественного выбора.

2. Дети-синтетики

Глобальный (синтетический) тип характеризуется склонностью в большей степени ориентироваться на общее, чем на частное. дети этого типа мало внимания уделяют деталям, их интересуют общие взаимосвязи.

ОСОБЕННОСТИ

Поскольку дети-синтетики не выделяют ключевые моменты в информации, а воспринимают ее в широком контексте, им бывает нелегко составлять планы и конспекты по пройденному материалу. Они редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее во взаимосвязи с другими, соотносить полученные факты с жизненным опытом. Возможны затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и сопоставления конкретных фактов.

ПОМОЩЬ

Синтетикам необходимо развивать аналитические навыки, учитывая их особенность мыслить от общего к частному. При работе нужно обращать внимание на выявление основного в каждом задании:  на что необходимо обращать внимание в первую очередь.

Во время экзамена необходимо ознакомиться с материалом в целом, далее перейти к конкретным заданиям и ознакомиться с их содержанием. Синтетикам поможет составление общего плана деятельности, им нужно опираться на умение выделять в каждом вопросе главные моменты.

3. Тревожные лети

для тревожных детей учеба связана с огромным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, выходящую за рамки обычной, как стрессовую. Особенно это касается проверки их навыков и знаний в любом виде (ответ у доски, диктант, контрольная работа, тест и т. д.).

ОСОБЕННОСТИ

Наиболее трудной стороной ЕГЭ является отсутствие эмоционального контакта с преподавателем и смена привычного окружения. Зачастую тревожные дети боятся не самого экзамена, а его ожидания. Им характерны высокие требования к себе, низкая самооценка и проблемы соматического характера (боли в животе, головокружения, спазмы в горле и т.д.).

ПОМОЩЬ

К сожалению, родители и преподаватели не способны оказать помощь ребенку во время экзамена, но положительная эмоциональная подготовка в предэкзаменационный период — залог успеха.

Нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Задача родителей таких детей — поддержка и поощрение.

Необходимо постоянно напоминать детям о достигнутых ранее успехах («Ты так хорошо справился с контрольной по химии, так что и экзамен сдашь без труда!»), подбадривать их.

Во время экзамена преподавателям следует обратить внимание на тревожного ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку (посмотреть на него, улыбнуться).

4. Инфантильные или неуверенные дети

Проблема таких детей в неумении руководствоваться собственным мнением, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут проверить правильность своей работы, поскольку себе не доверяют.

ОСОБЕННОСТИ

Такие дети хорошо справляются с заданиями, которые требуют выполнения по образцу, однако испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Неуверенные в себе дети обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям. Они списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих решений. Таким детям сложно отстаивать свою точку зрения, они часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они приступают к дальнейшей работе самостоятельно.

Основная сложность неуверенных детей состоит в том, что вовремя экзамена им нужно опираться только на свои знания и принимать самостоятельные решения.

ПОМОЩЬ

На этапе подготовки к экзамену очень важно, чтобы ребенок получил положительный опыт самостоятельного принятия решения и принятия другими людьми его личного выбора. Нужно воздержаться от советов и рекомендаций и терпеливо дождаться, когда он самостоятельно примет решение.

Ребенка надо сориентировать на выполнение задания, предложив ему начать с более легких заданий, постепенно переходя к более сложным. Нельзя усиливать тревогу таких детей фразами типа «подумай еще, поскольку такие фразы наталкивают ребенка на размышления  по поводу правильности решенного им задания.

5. Рассеянные дети (дети, испытывающие проблемы с самоорганизацией)

Такие дети обычно характеризуются невнимательностью, но крайне редко это связано с истинными нарушениями внимания. Невнимательные дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий.

ОСОБЕННОСТИ

Таким детям свойственны колебания темпа деятельности и неустойчивая работоспособность. Они часто отвлекаются и нерационально используют отведенное для экзамена время.

ПОМОЩЬ

На этапе подготовки необходимо научить ребенка использовать для самоорганизации различные материальные средства: выполнение различных заданий на время, составление списка необходимых дел с последующим вычеркиванием выполненных, может помочь следующий прием — класть линейку на нужную строчку, дабы привлечь к ней внимание и не рассеивать его на остальной текст. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти методы на подготовительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много времени и сил.

6. дети-отличники (перфекционисты)

дети этой категории отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью и исполнительностью. Если они выполняют задание, то стараются сделать его лучше и быстрее всех.

ОСОБЕННОСТИ

Перфекционисты очень чувствительны к похвале. Для них характерна неустойчивая самооценка. Им необходимо не просто успевать, а быть лучшим. Но это не означает, что у них не возникнет трудностей при выполнении ЕГЭ. Главной проблемой для них является зацикленность на задании, которое они не могут выполнить сразу. Перфекционисты не могут перейти к следующему заданию, если не решили предыдущее.

ПОМОЩЬ

Очень важно на этапе подготовки объяснить детям, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнить все задания. В этот период перфекционисту надо предложить тренировочные упражнения, где ему потребуется выбирать задания для выполнения и не надо делать все подряд. Во время экзамена перфекционисту нужно будет только применить эти навыки.

7. Астеничные (утомляемые) дети

Астеничные дети характеризуются высокой утомляемостью. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость имеет чисто неврологическую природу и требует коррекции специалистами.

Большое значение имеет оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, вовремя ложиться спать и высыпаться. Родителям таких детей имеет смысл получить консультацию у невропатолога о возможности поддержать ребенка в этот период с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, их не стоит торопить, если они прерывают деятельность на какое-то время.

ОСОБЕННОСТИ

Основной трудностью является то, что ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей высока вероятность развития усталости, снижения внимания и, как следствие, снижения качества работы.

ПОМОЩЬ

При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований. Если некоторые дети занимаются с утра и до вечера, а астеничный ребенок устал после двух часов работы, это не значит, что он притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

8. Гипертимные (гиперактивные дети)

Гипертимным детям свойственны быстрота, активность, энергичность. Они не склонны к педантизму, имеют высокий темп деятельности, несдержанны, их действия импульсивны.

Они склонны к быстрому выполнению заданий, однако зачастую делают это небрежно, не видя собственных ошибок. Пренебрегают точностью и аккуратностью во имя скорости.

ОСОБЕННОСТИ

Эти дети — холерического типа темперамента. Гипертимные дети испытывают сложности в ходе работы, если она требует тщательности, аккуратности и собранности, зато отлично справляются с работой, требующей мобильности и умения быстро переключаться. Особенностью таких детей является невысокая значимость учебных достижений.

ПОМОЩЬ

Очень важно не пытаться изменить темп работы гипертимного ребенка, не требовать от него не торопиться. Важно развивать у таких детей навыки самоконтроля, выработать правило: в конце работы проверять результаты выполнения заданий, найти ошибки и исправить их. Кроме того, у таких детей необходимо создать ощущение важности экзамена. Нужно разъяснить, какое

огромное значение имеют результаты ЕГЭ. Во время экзамена самое главное посадить ребенка таким образом, чтобы исключить ему возможность с кем-нибудь общаться, дабы он не отвлекался сам и не мешал окружающим.

9. Медлительные (застревающие) дети

Дети такого типа характеризуются низкой подвижностью, основательностью и медлительностью.

ОСОБЕННОСТИ

Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Если таких детей начать торопить, то темп их деятельности еще больше снижается.

Процедура ЕГЭ требует высокой мобильности, способности переключаться с одного задания на другое, использовать знания из различных разделов школьной программы. Это может вызвать трудности у «застревающих» детей.

ПОМОЩЬ

Необходимо развивать у ребенка навык пользоваться часами при выполнении заданий, чтобы контролировать время выполнения каждого задания. Такие навыки помогут ему научиться переключаться.

10. Аудиалы, визуалы и кинестетики

У человека есть всего три модальности восприятия: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная) и кинестетическая (тактильная). Одна из этих мо- дальностей является ведущей, определяющей способ получения и переработки информации. Методика обучения в школе включает в себя опору на все три модальности, что в целом позволяет усваивать программу детям всех групп.

Однако в отличие от традиционного экзамена, который включает в себя все элементы или хотя бы аудиальные и кинестетические элементы (особенно на устном экзамене), ЕЮ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, но существенно осложняет ее для детей-аудиалов и кинестетиков.

ОСОБЕННОСТИ

Необходимо, чтобы дети осознали свои особенности восприятия информации, как именно лучше всего они воспринимают учебный материал, и воспользовались ими как при подготовке к экзамену, так и во время ЕГЭ.

ПОМОЩЬ

Аудиалы могут проговаривать задания шепотом или про себя. Этим детям не требуется помощь в решении заданий, просто им необходимо таким образом осмыслить суть задания.

Кинестетики могут помочь восприятию информации, совершая движения (например, подвигать ногами под столом, размять руки). Им стоит разрешить какую-нибудь двигательную активность, воспользоваться возможностью на короткое время выйти из аудитории и пройтись.

Если вовремя пробного экзамена выпускник поймет, что именно помогает ему лучше воспринять информацию, он будет более уверенно чувствовать себя в ситуации реального экзамена.

Конечно, невозможно за короткий срок радикально изменить поведение ребенка в стрессовых ситуациях, но моральная поддержка учителей и родителей, вера в себя во многих случаях существенно снижают негативное влияние стресса на ребенка, помогая ему справиться с волнением, чтобы оно в ответственный момент не стало причиной более низкой оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы классному руководителю

1. Советы классному руководителю по основным направлениям его деятельностиГлавной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовн...

Советы классному руководителю.

Данные советы могут пригодиться начинающему классному руководителю при ознакомлении с основными направлениями воспитательной работы в классе....

"Советы классному руководителю"

В материале даны советы начинающему классному руководителю при работе с родителями: при провоеднии родительского собрания, при индивидуальной работе с родителями....

Советы классному руководителю в проведении родительского собрания.

Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение. • Отведите на проведение родительского собрания не более 1,5 часов. и т. д.....

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей «Осознай себя»

Социально-педагогическая лаборатория для классных руководителей, учителей, родителей...