Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.
статья на тему

Лоскутова Ольга Александровна

 

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе воспитания, обусловленной глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Общие основы взаимодействия семьи и школы.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе воспитания, обусловленной глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”.

Главная задача педагога – убедить родителей в необходимости совместной работы семьи и школы. Совместная, скоординированная и хорошо продуманная работа родителей, педагога и учащихся уже в течение учебного года может дать положительные результаты по улучшению психологического климата в семье, по формированию личности ребёнка.

В существующих социально-экономических условиях семья переживает кризис, выражающийся в резком снижении её основных функций, в том числе воспитательной. Следствием этого стало снижение уровня нравственного поведения, изменение мотивов деятельности подрастающего поколения.

Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Назрела необходимость переоценить существовавшие десятилетиями представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия школы и семьи.

Сотрудничество семьи и школы.

При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Работа школы с родителями в последнее время значительно ослабла, но из этого не следует, что данная работа уже не нужна школе. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

Если школа сделает родителей своими союзниками, то она станет сильнее во всех отношениях. Взаимодействие c родителями должно носить характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам, так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство поможет избежать традиционных конфликтов между школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением будут воспринимать всё происходящее в стенах образовательного учреждения.

Основной целью организации такого взаимодействия является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, ведущим субъектом которого должны стать родители.

Основа взаимодействия "семья – школа" определяется следующими направлениями:

- повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего обучения детей в школе;

- консультирование родителей по вопросам воспитания психологами школы, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;

- организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения.

Реально взаимодействие предполагает, что школа и семья – равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого и равноправие сторон нарушается.

Можно выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи:

организация диагностической работы по изучению семей;

организация психолого-педагогического просвещения родителей;

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Рассмотрим некоторые из них:

Организация диагностической работы по изучению семьи.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, её уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. Классный руководитель (учитель) может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества, изучение школьной документации (личного дела школьника, его медицинской карты и др.)

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Основными формами организации педагогического просвещения являются: родительские собрания, конференции, праздники, «День открытых дверей» класса, школы

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой через:

Управляющий совет;

Родительские комитеты (общешкольный и классные);

Общественные благотворительные фонды, учреждаемые родителями.

Взаимодействие социальной службы с семьями.

Для успешной организации образовательного процесса необходимы знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива школы с семьей предполагает ряд аспектов:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;

- знакомство с бытовыми условиями учащихся;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;

- составление планов совместных действий;

- анализ результатов совместной воспитательной деятельности;

- мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы.

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

Правила работы с родителями:

- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;

- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Большинство родителей - союзники и помощники школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Эти родители за помощью к учителям не приходят. Педагоги настойчиво ищут пути и средства воздействия на таких родителей по оздоровлению обстановки в их семье, изменения отношения к детям и методам воспитания.

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

конфликтные семьи

проблемные семьи

асоциальные семьи

аморально-криминальные семьи

семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Приоритетные направления совместной деятельности школы и трудных семей совпадают с работой с обычными семьями. Отличается лишь её содержание.

Содержание работы с родителями в трудных семьях.

 Практика показывает, что родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приёмы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, однако считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.

 Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако, жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходит в школу. В этих случаях, социальному педагогу и классному руководителю необходимо установить с ними тесный контакт.

 Педагогическое руководство семейным воспитанием осуществляется в процессе бесед с родителями, как в школе, так и на дому. Педагог обсуждает с родителями трудности, которые их сын или дочь испытывают в учёбе, методы воздействия на создание и поведение школьников, вопросы его дружбы со сверстниками, характер отношения к труду, общественным обязанностям и взаимоотношения с самими родителями.

 В ряде случаев родителей, моральный облик которых не вызывает нарекания, но которые не умеют найти со своими детьми общий язык, целесообразно привлечь к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущается необходимость повышения своей педагогической культуры.

 Что касается мер общественного воздействия, часто оказываются достаточными меры, принимаемые советом школы или родительским комитетом. В особо сложных случаях школа может обратиться в вышестоящие организации, поставить вопрос о привлечении родителей к административной ответственности.

 В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удаётся добиться желаемого результата. Но, если последовательно и настойчиво использовать все выше перечисленные меры воздействия, улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом отразится не только на поведении трудных школьников в жизни и на улице, но и на качество учебы.

Цели домашнего задания в условиях внедрения новых образовательных стандартов

Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание? Ответ на этот вопрос следует искать в определении места домашней работы в системе образования ребёнка и целей такой работы. Выбор содержания, характера и формы деятельности, видов задания, временного интервала, степени самостоятельности домашней работы ученика зависит, прежде всего, от поставленных целей и задач.

Педагоги, придерживающиеся традиционных взглядов на процесс обучения, считают, что «домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием образовательной деятельности; на долю преподавания в классе падает собственно приобретение учебного материала, сведений, но способность прочно усвоить и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе; заучивание наизусть данных науки, тренировка в использовании усвоенного всегда будут составлять предмет домашних занятий учащихся…». Сторонники этой позиции утверждают, что домашние задания нужны по двум причинам:

- во-первых, без них невозможно закрепить учебный материал,

- во-вторых, нехватка урочного времени для изложения всего курса.

При таком подходе становится очевидной цель домашних заданий – закрепление знаний, полученных в классе, и их роль в системе образования – необходимая часть образовательного процесса, при отсутствии которой невозможно полноценно изучить школьный курс.

Традиционный подход к домашним заданиям на протяжении столетий сформировал и традиционные цели заданий. Чаще всего они нацелены на достижение предметных результатов учащихся, на приобретение, закрепление и формирование знаний, умений и навыков.

Сторонники новых взглядов на «уроки после уроков» высказывают сомнения по поводу целесообразности таких домашних занятий. Ш. А. Амонашвили, призывая наладить в школах «гуманный педагогический процесс», утверждает, что ребёнок от рождения устремлён к познанию и не ждёт, пока кто-то его к этому принудит. Заставлять ребёнка учиться не надо, он сам хочет учиться и познавать. Принуждая ученика делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла», антигуманно. Учитель обязан, сделав ребёнка добровольным и заинтересованным своим соратником, равноправным участником педагогического процесса, ответственным за его процесс и результаты, предоставить самому ребёнку право выбора занятия, которым он займётся дома. Цель таких домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Их домашняя работа отличается от работы других детей личной значимостью, а потому ценностью. Ученики школы Амонашвили дома решают и составляют задачи, учат стихи и пишут сочинения, выпускают газеты и делают книжки, пишут учебники – выполняют нестандартные домашние задания. Это понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки: - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); - необычные условия работы; - активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

 В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.

Методика организации выполнения домашней работы – одно из слабых звеньев в деятельности школы. Часто задавание уроков на дом вообще не выделяется как самостоятельный этап урока. Между тем оно должно подготовить учащихся к самостоятельному и сознательному выполнению задания. До 80% учителей дает домашнюю работу в конце урока, хотя возможны и другие варианты: в начале урока, в середине, в ходе урока.

 С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом: - для задавания на дом необходимо отводить специальное время; - давать задания следует при полном внимании всего класса; - домашнее задание должно быть понято всеми без исключения; - учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. - оно должно быть хорошо объяснено.

 Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум-максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.

 Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.