Взаимодействие семьи и школы: общие проблемы и совместные действия.
статья по теме

Скоробогатов Валерий Алексеевич

Нет нужды долго говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Мы, педагоги, не можем не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Нам необходима их помощь в решении чисто учебных задач, а особенно в предупреждении асоциального поведения школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorobogatov_v.a._.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы:

общие проблемы и совместные действия.

Нет нужды долго говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Мы, педагоги, не можем не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Нам необходима их помощь в решении чисто учебных задач, а особенно в предупреждении асоциального поведения школьников.

Вырабатываем стратегию сотрудничества.

Расслоение общества провело грань между семьями учащихся, и это влияет на некоторые существенные моменты учебно-воспитательного процесса. Знание особенностей семей, их социального положения помогает снять целый ряд негативных моментов сотрудничества, более полно учесть образовательно-воспитательный потенциал каждой семьи и найти разнообразные формы взаимодействия.

Разрабатывая стратегию взаимодействия с родителями, я, как директор школы, определяю роль каждого структурного подразделения: совета школы, педагогического совета, методических объединений, научно-методического совета, служб сопровождения, информационной службы, библиотеки.

Новизна современной ситуации в том, что значительная часть родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, в особенностях образовательной программы школы, в тех учебниках и учебных программах, по которым работает педагог.

Вырабатывая стратегию сотрудничества с родителями, директор школы должен обязательно предусмотреть проблемы, являющиеся в настоящее время актуальными для отдельных возрастных групп школьников, и решать их заранее, готовя родителей к появлению новых, порой неразрешимых задач. Это требует глубокого внимания руководителя школы к психолого-педагогической образованности педагогов и родителей, к совместной просветительской деятельности (дискуссии, обсуждения, лекции специалистов по проблемам детской психологии).

Помимо определения ключевых проблем и идей, руководителю школы необходимо хорошо представлять формы дифференцированной работы с семьями учащихся. Массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен, здесь нужен личностный подход. Знание особенностей тех или иных семей дает возможность прогнозировать возникновение определенных педагогических проблем, которые необходимо решать вместе. Чаще всего источником таких проблем являются издержки семейного воспитания: безудержный авторитаризм родителей, со временем вызывающий резкий протест взрослеющих детей, или, наоборот, попустительство, отчуждение родителей и детей, формальное отношение родителей к сложностям становления ребенка и своим родительским обязанностям, порой отсутствие свободного времени, занятость родителей, откладывание важных разговоров с детьми на «потом», перекладывание проблем с ребенком на школу.

Для оптимизации взаимодействия с семьей руководитель школы, на мой взгляд, должен продумать все до мелочей: как увлечь коллектив идеями деятельного, продуктивного сотрудничества с родителями? Как распределить роли административно-управленческого аппарата, чтобы в общем деле каждый мог наиболее полно реализовать свой управленческий, организаторский и педагогический потенциал? Кому лучше всего поручить проект совместной деятельности с родителями? Чем могут обогатить эту деятельность классные руководители, методические объединения учителей-предметников, библиотекарь, заместители директора? Как, не дублируя друг друга, решить общую задачу? Какую диагностическую работу необходимо провести в школе? Как соотнести программу сотрудничества с родителями с другими целевыми программами школы, чтоб найти «связки» между ними? Когда и как оценить результаты?

Работа с родителями всегда трудна, в ней немало сложных ситуаций, которые школа далеко не всегда может разрешить в одиночку. Привлечение родителей к жизни школы, их просвещение, согласованность в подходе к ребенку, квалифицированная помощь и поддержка в трудных педагогических и жизненных ситуациях, информированность родителей о школьной жизни, об образовательном процессе, о всех возможностях, которые семья может использовать для образования своего ребенка, справедливое разрешение конфликтов - все это важнейшие условия положительной репутации школы среди родителей. Репутация школы определяется также уже сложившимся опытом общения и взаимодействия. Формальные, неинтересные классные и школьные родительские собрания лишь отбивают желание родителей бывать в школе, и, напротив, заинтересованное отношение к родителям, умение в каждом ученике увидеть положительное начало, заметить успех, привлечение к общешкольным делам - все это способствует росту авторитета школы и желанию родителей помогать ей.

Хочу заметить, что авторитет школы зависит еще и от того, как разрешаются педагогами возникающие конфликты с родителями. При разрешении конфликтных ситуаций важны сила убеждения, корректность, совместное размышление и умение прийти к согласию - словом, все, что побуждает родителей видеть в школе своего главного союзника в воспитании и образовании детей.

Даже «рутинная» работа в школе (заполнение документов, записи в дневниках, приглашение на собрание или на другое общешкольное дело, выдача необходимых справок в канцелярии и в медицинском кабинете) влияет на авторитет и репутацию школы.

Немалое значение имеет внешний вид помещений, куда мы приглашаем родителей, все это не мелочи, если мы хотим выстроить долговременную стратегию взаимодействия с родителями. Внешнее состояние помещений - это образовательная среда школы, и ее состояние может вызывать либо активное неприятие школы, либо, напротив, желание бывать в ней и делать ее еще лучше и уютнее.

Таким образом, стратегия взаимодействия руководителя образовательного учреждения с родителями учащихся - многомерная педагогическая проблема, система, объединяющая усилия большого количества людей - педагогов, родителей, шефов, социальных партнеров школы, администрации - для решения огромного количества конкретных и весьма широких задач.

Основные направления работы.

Каждый директор школы знает, как трудно порой полноценно и хорошо выполнить все, что запланировано, из-за катастрофического недостатка времени и множества проблем, возникающих ежедневно и часто совершенно неожиданно. Именно поэтому так важно, чтобы основные направления работы были тщательно распределены между администрацией. В нашей школе заместитель директора по учебно-воспитательной работе закреплен за классами и порой, как куратор классов, решает многие вопросы самостоятельно, в том числе общаясь с родителями.

Заместитель директора по воспитательной работе планирует внеурочную работу, просматривает планы воспитательной работы с классом, проводит методические объединения классных руководителей, делая акцент на взаимодействии с родительской общественностью. При собеседовании с классными руководителями по итогам четверти, года всегда включаются вопросы взаимодействия с родителями и его результативности.

Формы и методы взаимодействия наших классных руководителей с семьями учащихся разнообразны: образовательно-просветительская; художественно-эстетическая; хозяйственно-трудовая; организационная; досуговая; профориентационная; спортивная и др.

Немаловажную роль играют и методические объединения учителей-предметников, которые регулярно информируют родителей о содержании новых учебных курсов, дополняя такую информацию советами по их изучению; о формах аттестации учащихся; о критериях оценивания (дается характеристика домашних заданий, основных (оптимальных или возможных) способах их выполнения); о требованиях к ведению тетрадей и оформлению письменных работ и т.д.

Кроме того, родителям всегда необходима информация о видах и формах дополнительного образования, которая включает в себя: расписание работы кружков и факультативов (в школе); внешкольные формы углубленного освоения знаний (перечень рекомендуемых организаций и учреждений, в которых ребенок может развивать свои интересы и способности по предмету или образовательной области).

Как довести до родителей нужную информацию? Есть традиционная форма - выступление учителя-предметника на классном родительском собрании, есть и масса других: различные специальные издания (информационные бюллетени, вестники и листовки), специально оформленные стенды в школе или кабинетах (стенд в вестибюле «Весь год вместе»), тезисы основных вопросов, рассматриваемых на общешкольном родительском комитете.

С разработкой содержания и форм информации тесно связана и просветительная деятельность. На мой взгляд, прежде всего необходимо знакомить родителей с концепцией развития школы, общешкольной исследовательской темой, образовательной программой; с проектами, в которых участвует школа; содержанием изучаемых курсов; возможностями различных видов обучения ребенка в соответствии с его образовательными возможностями.

Помимо вышеназванных, просветительская деятельность включает в себя индивидуальные консультации. Консультации могут быть проблемными и тематическими. Важно отметить двусторонний процесс подобных мероприятий: они обогащают знаниями не только родителей, но и дают отличную «пищу для размышлений» учителям.

Существенным элементом на таких встречах являются различные выставки: учебников; образцов учебной продукции учащихся (их творческих достижений); примерных заданий на олимпиадах; примерных заданий на выпускных или вступительных экзаменах в вуз, ЕГЭ. Родители могут посещать любые уроки, занятия кружков, внеурочные мероприятия, в школе есть Положение о порядке посещения занятий.

В зависимости от особенностей школы и доминирующих в ней проблем во взаимоотношениях с родителями цели школы могут быть различными, как различны и проблемы. Они вытекают из собеседований с классными руководителями и из общения с родителями на заседаниях родительского комитета школы, классных родительских собраниях, затем ранжируются по степени значимости, повторяемости из года в год.

Педагоги чаще всего сетуют на то, что родители мало интересуются школьными делами детей, их успеваемостью, плохо приучают их к труду. Родители, в свою очередь, выражают претензии к тому, что занятия по некоторым предметам не соответствуют современным требованиям, жалуются на то, что мало кружков, спортивных секций, на загруженность детей.

Подобное ранжирование позволяет отчетливее увидеть долговременность существования проблемы, степень ее решения в разном возрасте и в разных классах, отследить усложнение, сочетание с другими проблемами, помогает определить наиболее удачные виды деятельности и формы сотрудничества между семьей и школой. С этой целью у нас создаются временные творческие группы, объединяющие учителей и родителей, способных осуществить педагогически целесообразные формы взаимодействия для решения конкретной педагогической задачи.

Прежде всего, важна методическая помощь самим классным руководителям в проведении родительских собраний. У нас созданы соответствующие памятки, в которых указаны виды родительских собраний и формы их проведения. Основные направления взаимодействия с родителями в нашей школе таковы: диагностика ресурсов родителей (социологическая карта); самодиагностика педколлектива; определение путей достижения результатов; обучение субъектов образовательного процесса; выработка критериев эффективности проделанной работы; публичное обсуждение предполагаемых действий. Осуществляется моральная и материальная поддержка семьи (бесплатное питание, награждение детей, письма на производство о хорошем воспитании). Налажено взаимодействие с общественными институтами: органами исполнительной и законодательной власти, учреждениями культуры и спорта; профессиональными сообществами и вузами; представителями малого и среднего бизнеса, производства; службой занятости; средствами массовой информации; правоохранительными органами, органами здравоохранения, отделами социальной защиты.

Замечу, кстати, что среди родителей немало выпускников нашей школы, они приводят к нам своих детей и тоже участвуют в совместной деятельности. Кстати сказать, вовлечение в совместную деятельность наряду с родителями других взрослых подчас бывает более эффективно. У некоторых детей бытует мнение, что учителя и родители разговаривают с ними по своему профессиональному или родительскому долгу. И часто совсем незнакомый человек, приглашенный в школу, может оказать более сильное влияние (шефы, тренеры, работники других структур).

Как директор я понимаю, что в работе с семьей и для классного руководителя тоже важно создание ситуации успеха и уверенности в своих силах, прямого и косвенного поощрения, в том числе и материального стимулирования администрацией (доплаты, разовые поощрения, приказы с вынесением благодарности, публичное освещение опыта работы, обращение к мотивации соревнования - конкурса «Самый классный!» и т.п.).

Конечно, нет двух одинаковых школ, как нет двух похожих директоров или педагогических коллективов, тем более - двух одинаковых семей. Каждый год в школу приходят новые родители, которые выросли в другое, чем я, время, и, естественно, они требуют иного отношения к себе. Не все направления сотрудничества с родителями могут быть реализованы сразу и в полной мере. Но, возможно, наш опыт подтолкнет участников сообщества к поиску новых решений давней проблемы, к размышлению, рефлексии, созданию стратегии взаимодействия с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимодействия семьи и школы

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.Такая позиция школы тесно связана с определением...

Проблемы взаимодействия семьи и школы в личностном развитии школьника

Являясь классным руководителем 9 класса, меня заинтеревовал вопрос: "Какие факторы влияют на личностный рост учащихся? "С моей точки зрения, личность формируется и развивается в соответствии с ее врож...

Педагогическая статья "Взаимодействие семьи и школы в совместном творчестве учащихся, родителей и учителя"

Считаю, что школа должна дружить с семьёй так, чтобы был постоянный обмен педагогическими открытиями.  В нашем деле нет мелочей, и именно малое подчас мешает созидать великое. Поэтому объясняю ро...

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

Историко-социальный анализ проблемы взаимодействия семьи и школы.

В работе рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и российской школы в XIX – XX веках. Шаг за шагом, последовательно приходит понимание тех инноваций, которые стали характерны для последнего деся...

Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Совместная работа в системе «Классный руководитель – учитель – предметник – родители» по формированию культуры выполнения домашнего задания.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Пристальное внимание к вопросу взаимодействия семьи и школы объясняется определяющей ролью семьи в процессе восп...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....