Классный час в 5 классе «День народного единства»
классный час (5 класс)

Цель: сформировать представление о российском празднике, его истоках и значении.

Задачи:                    

  1. воспитание у школьников гражданских качеств;
  2. активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала;
  3. формирование гражданской позиции;
  4. воспитание интернационализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»

Валуйского района Белгородской области

Классный час в 5 «Б» классе

Классный руководитель:

Рубежанская Ю.В.

2018-2019 учебный год

Цель: сформировать представление о российском празднике, его истоках и значении.

Задачи:        

  1. воспитание у школьников гражданских качеств;
  2. активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала;
  3. формирование гражданской позиции;
  4. воспитание интернационализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час мы посвятим одному из национальных праздников, отмечаемых в нашей стране.

  1. Определение темы занятия. Целеполагание.

Россия в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября.

Сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, его истоках и значении, а в конце занятия вам предстоит ответить на несколько вопросов по поводу услышанного материала.

  1. Работа по теме.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

  • Что означает название этого праздника?
  • Скажите, а что такое единство?
  • Зачем оно нужно?
  • В каких условиях оно возникает?
  • В чем и с кем мы должны объединяться?

Ребята, на доске вы видите слова великого русского писателя Н. А. Некрасова.

«Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан!»

Н.А. Некрасов.

Как вы думаете, о чем хотел сказать автор этих строк?

Празднование Дня народного единства связано с событиями российской истории далёкого 1612 года, герои которых по-настоящему проявили свою гражданскую позицию, повлиявшую на будущее нашей страны. Эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов, с событиями Смутного времени.

Давайте узнаем, что такое Смута.

Ученик 1: Смута – период в российской истории, связанный с тем, что прервалась правящая царская династия Рюриковичей, появились лжецари. Также этот период связан с обострением социально-экономической ситуации в стране, осложнённое вторжением поляков, их попытками возвести на российский престол своих кандидатов.

Ученик 2: В 1584 году в Москве умер царь Иван IV Грозный, прозванный так за свой крутой нрав. С его смертью и наступило в России Смутное время.

За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.

В стране назревало недовольство. Во всем обвиняли царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного.

Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий, как его потом прозвали, был с почестями встречен в Москве.

Ученик 3: Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца.

Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.

Ученик 4: В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II.

Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но, как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.

Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином, ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Власть в стране перешла к временному боярскому правительству. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».

Ученик 5: Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава.И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов. Поляки посадили в темницу патриарха Гермогена, который отказался подписать документ, о том, что церковь венчает на царство царевича Владислава. За это поляки заморили голодом Гермогена.

Эти действия Семибоярщины и поляков послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

Ученик 1: Это было в далеком 1611 году. В Нижнем Новгороде весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»

Ученик 2: На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага! Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»

Воеводой пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, который жил в деревне недалеко от Нижнего Новгорода.

Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе).

Ученик 3: 22 октября по старому стилю, а по новому стилю 4 ноября совершили молебен перед иконой Казанская Божья Матерь, а 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. Остатки польско-литовского гарнизона отпущены восвояси.

После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя.

Ученик 4: После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета.

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И. П. Мартоса).

Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.

Ученик 5: На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»

(Н. Кончаловская)

Учитель: Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов викторины, посвященной истории праздника «День народного единства».

  1. Празднование «Дня народного единства» связано с событиями… 

А) 1712 года

Б) 1612 года

В) 1632 года

  1. Какое событие послужило началу Смутного времени на Руси?

А) смерть царя Ивана IV Грозного

Б) вторжение поляков на территорию Руси

В) смерть Бориса Годунова

  1. Назовите настоящее имя Лжедмитрия I 

А) Василий Шуйский

Б) Григорий Отрепьев

В) Дмитрий Пожарский

  1. Какое прозвище было у Лжедмитрия II?

А) «Пущинский вор»

Б) «Внуковский вор»

В) «Тушинский вор»

  1. В чьих руках оказалась власть после отречения Василия Шуйского от престола? 

А) в руках «пятибоярщины»

Б) в руках «семибоярщины»

В) в руках «восьмибоярщины»

  1. Из какого города начали ополчение Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? 

А) из Петербурга

Б) из Нижнего Новгорода

В) из Мурома

  1. Когда на Красной площади в Москве был установлен памятник героям-освободителям К. Минину и Д. Пожарскому? 

А) в 1818 году

Б) в 1915 году

В) в 1812 году

4. Итог урока. 

Вопросы для беседы с учащимися:

  • А теперь вы мне ответите, что означает название праздника День народного единства?
  • Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
  • А за какие подвиги стоит в Москве памятник Минину и Пожарскому?

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Что же такое 4 Ноября? (Дети выбирают высказывание, доказывают, почему выбрал именно это высказывание).

4 ноября – это день единства всех российских народов.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября.

4 ноября – это день соединения прошлого, настоящего и будущего, объединения всех людей нашей огромной страны в любви друг к другу, к своему краю, к России.

Память о события такого масштаба ни в коем случае не должна быть утрачена потомками. В этой памяти мы черпаем силы для преодоления трудностей, в этой памяти – мы единый и непобедимый русский народ, хранитель Православной Веры.

        Наш классный час я бы хотела завершить следующими словами:

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к классному часу : 4 ноября - день народного единства.

Презентация состоит из 12 слайдов, на которых представлена краткая история событий, предшествующих назначению праздника 4 ноября....

Классный час на тему: «День народного единства».

Цели: • познакомить учащихся с историей праздника; • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны; • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине. Все проходит. ...

Классный час 9 класс "День Народного Единства".

Классный час 9 класс "День Народного Единства"....

Классный час на тему "День народного единства"

Целью классного часа является показать решающую роль народных масс, К.Минина и Д.Пожарского в борьбе против польской интервенции и освобождении страны. Показать значимость национального самосознания р...

Классный час в 5 классе «День народного единства»

Цель: Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории с...

Классный час для 5-6 классов "День народного единства"

классный час для 5-6 классов "День народного единства"...

Классный час на тему: "День народного единства" (7 класс)

Цель:Познакомить учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и героями, связанными с этим праздником. Формировать активную гражданскую позицию, воспитывать интерес к истории св...