Классный час "Здоровье"
классный час

Очур-оол Саяна Сергеевна

Классный час "Здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_kl_chas.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Гигиенические  самовоспитание»

Режим труда и отдыха

Цель: научить учащихся правильно распределять время, сформировать умения для сохранения своего здоровья.

Оборудование: пословицы.

Пословицы: « Кто труда не боится – того хворь сторонится»

                       « От лени болеют, от труда здоровеют»

                      « Труд – здоровье, лень – болезнь»

                      « Физкультура и труд – здоровье несут»

Каждый школьник должен соблюдать правильный режим дня. Что такое режим дня? это разумное распределение времени, при котором правильно чередуются труд и отдых. У человека который соблюдает режим дня, всегда хватает времени и на дела, и на развлечения, сохраняются силы и здоровье. Значительная часть дня школьника заполнена учением. Надо так организовать этот труд, чтобы меньше уставать и лучше учиться.

Вот примерный режим дня школьника, который занимается в первую смену.

7 ч – встать, открыть форточку, сделать зарядку. После этого почистить зубы, умыться, убрать свою постель, одеться и позавтракать.

Отправляться в школу нужно с таким расчетом, чтобы прийти в класс за 5-10 мин. до звонка. На уроке надо быть внимательным, чтобы потом меньше времени расходовать на выполнение домашнего задания. На переменах отдыхать: не бегать, идти шагом, подышать чистым воздухом.

Возвратившись из школы, пообедать и отдохнуть. Большую часть отдыха следует проводить на воздухе. Это время надо занять посильным физическим трудом, помогая родителям по хозяйству, различными видами спорта: спортивными играми.

Физическая работа, спорт, игры развивают мышцы, укрепляет сердце и в то же время является хорошим отдыхом от   умственной работы.

Отдохнув беритесь за выполнение домашних заданий. Выполняя  их, не отвлекайтесь. Через 25-30 мин сделайте пятиминутный перерыв, небольшую разминку.

Приготовив  д/з, можно заняться чтением, лепкой, рисованием, можно погулять на свежем воздухе.

7 ч – ужин. После ужина еще остается время для отдыха и развлечений.

В 9 ч вечера – нужно ложиться спать. Перед сном не забудьте проветрить комнату, умыться, вымыть ноги.

Чтобы сон был полноценным

        Особое внимание надо уделять сну, так как он во многом определяет здоровье, настроение, работоспособность человека. У всех людей ежедневная потребность во сне разная, но в среднем равна 7-8 ч.

И. П. Павлов назвал сон «выручателем нервной системы». Во время сна восстанавливаются истощенные нервные клетки, отдыхает весь организм. Специальные исследования показали, что хроническое недосыпание школьников приводит к тому, что они оказываются работоспособными  лишь 1-1,5 ч после начала занятий. Нарушение сна вызывает повышенную утомляемость, раздражительность, приводит к серьезным отклонениям в здоровье.

Если потребность в сне у человека чрезмерна и он не чувствует себя отдохнувшим даже после 10-12 ч сна, это может определить, болен человек или чрезмерная потребность в сне – результат переутомления, вызванного постоянным нарушением ритма жизни.

Какой сон считается полноценным? Тот, после которого человек в течение всего дня чувствует себя бодрым, работоспособным.

Чтобы сон был полноценным, следует выполнять такие правила:

Если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться ее исключить.

Если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.

Перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ.

Если вы не приняли душ, необходимо умыться, вымыть ноги, почистить зубы и заранее приготовить постель.

Обязательно ложиться спать и вставать в одно и то же время и стараться высыпаться, иначе может нарастать утомление.

Ложась в постель, надо постараться вместе с одеждой сбросить с  себя все дневные заботы. Тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели рекомендуем от нее отказаться.

Спать нужно в хорошо проветренном помещении и даже зимой с открытой форточкой.

Спать лучше всего на спине, на маленькой подушке. Нельзя спать на левом боку, особенно «калачиком».

Чтобы заснуть, надо лечь на спину, руки и ноги свободно вытянуть, постараться не думать ни о чем постороннем, последовательно расслаблять отдельные части тела, фиксируя на каждой из них внимание (порядок расслабления следующий: пальцы ног, голеностопные суставы, голени, бедра, тазобедренные суставы, живот и одновременно руки, затем подбородок, язык, переносица)

Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.

Умение правильно дышать

Чаще всего люди не задумываются над тем, как он дышит и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а так же ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.

Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. Таким образом, воздух попадает в носоглотку подогретым, очищенным от пыли, и мы избегаем насморка, ангины, гриппа и других болезней.

Как установить, правильно ли мы дышим?  Есть простейший способ. Измерьте объем груди при вдохе и выдохе. Разница между максимальным объемом при вдохе и выдохе должна составлять 4-6 см. Чем они больше, тем лучше вы дышите.

Нужно научиться не только вдыхать, но и выдыхать воздух через нос. Во время выдоха слизистая оболочка носа и носоглотки раздражается продуктами выделения (углекислотой), а это способствует нормальной регуляции дыхания.

Каждый человек должен научиться правильно дышать и овладеть дыхательной гимнастикой. Необходимо дышать всеми легкими, а не только диафрагмой (брюшное дыхание чаще свойственно мужчинам), грудной (характерно для женщин) или только верхушками легких.

Вот основные упражнения дыхательной гимнастики. На  первых порах их лучше выполнять, положив одну руку на грудь, а другую на живот.

Брюшное дыхание. Спокойный глубокий вдох: рука на животе поднимается, а на груди остается неподвижной. Во время выдоха живот постепенно втягивается.

Грудное дыхание. Во время вдоха и выдоха движется рука, лежащая на груди.

Полное дыхание. Вдох происходит волнообразно, т.е начинается брюшным дыханием и плавно переходит в грудное. При выдохе живот втягивается, а заканчивается выдох опусканием грудной клетки.

Спокойное дыхание. После двух-трех глубоких вдохов и выдохов делаются два спокойных вдоха и выдоха, но обязательно тем, же способом – волнообразно.

Дыхательная гимнастика противопоказана после еды и перед сном, так как возбуждает нервную систему. Упражнения нужно выполнять в хорошо проветренной комнате.

Овладев правильным дыханием, выполняйте дыхательные упражнения в сочетании с физическими упражнениями разного вида (гимнастикой, бегом, плаваньем).

Дыхательная гимнастика повышает работоспособность человека, предохраняет его от многих заболеваний, в том  числе легочных и сердечных.

Формировать правильную осанку

Согнутая спина, впалая грудь могут испортить впечатление от красивого лица. И, наоборот, стройная фигура, красивая осанка, легкая походка «сгладят» недостатки некрасивого лица. Правильная осанка улучшает здоровье человека. Сведенные и опущенные плечи, впалая грудь затрудняют вентиляцию легких, их объем становится меньше, организм испытывает недостаток кислорода. В первую очередь это отрицательно сказывается на деятельности сердечно - сосудистой системы, головного мозга. Отсюда и низкая работоспособность.

Большую роль в формировании осанки играет постоянный самоконтроль за ней. Надо постоянно следить за своей осанкой, не давать себе ни малейшей поблажки, бороться со стремлением расслабиться при всяком удобном случае.

Как же проверить правильность осанки при ходьбе или стоянии? Для этого можно рекомендовать такой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками ног, подбородок слегка приподнять. Постараться зафиксировать в сознании мышечное ощущения при таком положении тела. Естественно, что ходить так человек не сможет, но если в течение дня он 3-4 раза будет осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу, это благоприятно отразиться на его осанке.

Нужно научиться и правильно стоять – прямо, расправив плечи, подобрав живот, чуть выдвинув грудь вперед.

Ходить следует так, как будто некая воображаемая сила тяжести тела смесится вперед, походка станет легче.

Красивая, правильная походка слегка стремительна; голова приподнята, плечи развернуты, грудь выдвинута вперед, движения рук согласованы с движением ног. Не следует держать руки в карманах. Это лишает походку естественности, делает ее скованной.

Особенно портит осанку неправильная поза школьников во время занятий за столом или партой. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук. Ноги сгибаются в тазобедренном и коленном суставах под углом 90 и более. Спина должна опираться о спинку стола (парты). Между краем стола и грудью должна поместиться ладонь. При таких условиях ученик дышит свободно, его внутренние    органы не сдавливаются. Кроме того, необходимо обеспечить нормальное расстояние от глаз до книги или тетради. Оно должно быть равно расстоянию от локтевого сустава (рук поставить на локоть) до кончиков пальцев, касающихся виска. Постоянно контролируйте это расстояние.

Ухудшает осанку при слабой мускулатуре и привычке стоять на одной ноге, читать лежа., на боку, носить в одной и той же руке тяжесть(портфель, сумку).

Слабые мышцы плохо удерживают скелет, поэтому так важно их тренировать, заниматься спортом.

Каждый школьник должен работать над своей осанкой.

Здоровые зубы – залог здоровья каждого школьника

«У красной прорубки сидят белые голубки». Что это такое? Конечно, это наши зубы. Для всех людей, а тем более для ребят, зубы очень важны. Ведь зубы служат для откусывания и измельчения пищи, главное – зубы участвуют в произношении некоторых звуков речи.

Почему же в наше время у многих ребят стали очень плохие зубы? Попробую назвать главные причины:  во - первых, некоторые школьники и ребятишки из детских садов грызут зубами орехи (особенно грецкие) и леденцы, открывают крышки на бутылках, кусают школьные ручки и карандаши (от этого на эмали зубов образуются трещины – широкие ворота для микробов, разрушающих зубы);

- во-вторых, многие ребята просто запускают зубы и не лечат их.

Самой распространенной болезнью зубов у ребят является кариес. Начало кариеса обычно остается незаметным, но постепенно зубы разрушаются, появляется боль.

А ведь больные  зубы – это такое мучение, что, сколько существует человек, столько он и пытается их лечить. Конечно, в древности знаний, необходимых для лечения зубов, не хватало. Поэтому лекари ограничивались удалением зубов. Снимать зубную боль не умели долгое время. Для этого использовали, например, настойку опия и прикладывание к десне раскаленного ножа. Дырки в зубах начали заделывать в средние века. Сначала их заполняли воском, позднее свинцом, серебром, золотом.

Сейчас у каждого зубного врача есть прекрасный отечественный пломбировочный материал – солидонт. А те ребята - подростки, кому нужно удалить зуб под местной анестезией, могут использовать вместо новокаина препараты посильней, например, лидокаин  2% или 10%, а также  ультракаин.

Но, конечно, лучше не доводить зубы до удаления. А для этого нужна профилактика болезней зубов. В рацион питания каждого ребенка должны входить: яблоки, капуста, морковь, свекла, чеснок, лук. Из лечебных средств рекомендуются препараты кальция: глицерофосфат кальция , глюконат  кальция, эргокальциферол  или витамины Д по 10 капель три раза в день.

Правильный и систематический уход за полостью рта обеспечивает нормальную функцию и состояние жевательного аппарата. Большое распространение получили зубные пасты, содержащие биологически активные компоненты (микроэлементы, соли, витамины). При кровоточивости десен рекомендуется зубная паста отечественного производства «Лесная».

Ну и полезно использовать полоскание зубов: отваром зверобоя, раствором календулы (2%) отваром березы, коры дуба, настоем тысячелистника.

А уход за зубами и полостью рта должен быть привычкой каждого ребенка с самого детства и на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...