Классный час по профориентации для 11 класса
план-конспект занятия (11 класс)

Руппель Татьяна Витальевна

Классный час можно использовать для 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_proforientatsii.docx25.77 КБ
Файл vremya_pokazhet.pptx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации  «Время покажет»

Руппель Татьяна Витальевна учитель истории и обществознания филиала МАОУ Сорокинской СОШ №1 – Готопутовская СОШ

Цели классного часа

1. Ориентировать старшеклассников на осознанный выбор профессии.

2. Формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие 

3. Воспитывать убежденность в том, что благодаря силе воли, желанию можно развить свои способности и добиться высоких результатов. 

Ход классного часа:

  1. Вступительное слово, тема
  2. Факторы, влияющие на выбор профессии
  3. Беседа с обучающимися о трех правилах «Хочу. Могу. Надо.»
  4. Игра «Отгадай профессию»
  5. Работа в группах
  6. Сообщения учащихся
  7. Класс расходится по углам( выбрав любую фигуру)
  8. Заключение
  1. Вступительное слово, тема

(Слайд 1). Дорогие ребята, уважаемые родители, гости. Приятно видеть всех Вас у нас в гостях на мероприятии «Время покажет». Эту фразу мы часто слышим в свой адрес, когда наше мнение, наше видение мира не совпадает с мнением друзей, родителей, учителей… Хотелось бы, чтобы у нас сегодня состоялся серьёзный, а самое главное честный и откровенный разговор.

Когда мы произносим или слышим фразу «Время покажет», то, несомненно, имеем в виду будущее и те события, которые нас там ожидают. И, если я спрошу Вас, о каких событиях ближайшего будущего, касающегося вас, мы можем поговорить сегодня, то чтобы Вы ответили?

                                                                     (ответ учащихся: о профессиях)

(Слайд 2) Эпиграфом нашего занятия будет высказывание философа Сенеки «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

     Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. Как говорят мудрые французы:  «Выбирать  профессию надо также как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала».   И сегодня вам предоставляется возможность «примерить» несколько таких перчаток. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно утвердиться в своем выборе.

Выбор профессии — это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.

При выборе профессии молодежи приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего многие молодые люди имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях.        

  1. Слово учителя

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.

(Слайд 3)

  1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
  2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
  3. Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т.  д.
  4. Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т.  д.
  5. Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т.  д.
  6. Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
  7. Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях.  Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
  8. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии, в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

  1. Беседа с обучающимися. Понятия «Хочу. Могу. Надо»

При выборе профессии многие уже знакомы с понятием, которые выражаются тремя словами:

Хочу              Могу                   Надо

Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу».

Ведь от того насколько правильно Вы выберете себе профессию, будет зависеть счастье, благосостояние вас и вашей семьи. (Слайд 4)

  • Как Вы думаете, когда этот выбор сделать легко и ничто не создает препятствий?
  • Назовите ситуации, когда выбор сложен?
  • Нужны ли для выбора смелость, решимость?
  • Кто из окружающих может способствовать выбору?
  • Чье мнение более авторитетно для вас?
  • Кто несет ответственность за выбор?
  1. Игра «Отгадай профессию».

    Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

  1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
  2. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)
  3. Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
  4. Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
  5. Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
  6. Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)
  7. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)

8)Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)

5. Работа в группах

Есть профессии востребованные, а есть и не востребованные.  

Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

Вопросы

■ Есть ли какая-то сфера деятельности, которая привлекает вас?

■ Почему вы выбрали именно эту сферу? Можете ли вы назвать преимущества данной сферы деятельности?

■ Какие конкретно шаги нужно предпринять для того, чтобы овладеть выбранной профессией?

■ Каковы слагаемые успешной профессиональной деятельности?

■ Какова цель профессиональной деятельности: заработок, достижения, заслуги или что-то другое?

Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в устном сообщении.

Вывод: Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. О ступенях профильного образования расскажут нам ………..

6.Сообщения 3 учащихся

Начальное профессиональное образование ( 1 учащийся)

Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование ( 2 учащийся)

является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень даст вам основную квалификацию, повышенный позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией. Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование ( 3 учащийся)

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

 Обсуждение.

  • По каким критериям выбирают уровень образования?

(востребованность профессии на рынке труда, быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом, материальные возможности семьи)

  • Какой уровень поможет добиться карьерных высот?

(Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.)

Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

Учитель: Сейчас вам предстоит сделать выбор: выберите любую, понравившуюся вам, картинку (треугольник, квадрат, зигзаг, круг). Развешиваются по углам класса.

Теперь приглашаем вас занять место в своей группе:  те, кто выбрал квадраты приглашаются в группу «Трудяги», выбравшие зигзаги образуют группу «Творцы», обладатели треугольников – это «Передовики», а отдавшие предпочтение кругу, становятся «Ораторами».

(Учащиеся занимают свои места в соответствии с выбранной фигурой)

Объяснение учащимися, почему именно заняли это место.

Вам, наверняка, интересно, что же обозначает каждое изображение на ваших карточках.

 Итак, круг – символ гармонии, заинтересован в хороших межличностных отношениях, доброжелательный, чувствительный, сопереживающий, неконфликтный. Отличный коммуникатор, прекрасно чувствует себя в обществе; 

квадрат – неутомимый труженик, любит порядок, предсказуемую жизнь, организует людей и вещи вокруг себя. Выносливый, терпеливый, исполнительный. Слывут эрудитами, им необходима постоянная потребность в информации;

 треугольник – символ лидерства, концентрируется на главной цели и достигает ее. Энергичный, рискованный, категоричный. Стремится достичь высокого результата, приобрести высокий статус, сделать карьеру; 

зигзаг – символ творчества, креативности, истинный мыслитель. Увлекающийся, эмоциональный, восторженный. Склонны видеть мир постоянно меняющимся. Постоянно устремлены в будущее.

……………….

Заключение

В каждой профессии есть свои особенности. Выбор профессиональной сферы зависит от интересов, способностей и возможностей. При этом каждому из вас придется подумать, что станет критерием выбора профессии: ее престижность, возможность много заработать или желание посвятить себя любимому делу, а может быть, можно постараться совместить эти критерии. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

(Слайд 5)Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

                       Ю. Левитанский

А правильный вы сделаете  выбор или нет – ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Время покажет

Слайд 2

« Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека

Слайд 3

Основные факторы , влияющие на выбор профессии Знания о профессиях и их востребованность Склонности Определенные способности . Уровень притязания и самооценка Мнение родителей, семьи Мнение друзей, одноклассников, товарищей мнение учителей и классного руководителя Личный профессиональный план

Слайд 4

Как Вы думаете, когда этот выбор сделать легко и ничто не создает препятствий? Назовите ситуации, когда выбор сложен? Нужны ли для выбора смелость, решимость? Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас? Кто несет ответственность за выбор?

Слайд 5

Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку, Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох да заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. Ю . Левитанский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Классные часы по профориентации для 9 класса.

Подборка классных часов по профориентации для 9 класса....

Классные часы по профориентации для 8 класса

Подборка классных часов по профориентации для 8 класса....

Классный час по профориентации в 9 классе «Найти себя»

Дата проведения:   19 .04.2013.Кол-во присутствующих: 9 "Б" класс (22  учащихся)Цели и задачи: расширить представления детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;п...

Классный час в 10-11 классах на тему: "Дороги, которые мы выбираем" (по профориентации).

Классный час "Дороги, которые мы выбираем" разработан специально для обучающихся старших классов,  с целью корректировки профессиональных предпочтений учащихся....

Классный час по профориентации 6 класс

Итак, сегодня мы узнали немного больше о такой профессии как учитель. Мы осознали, что она необходима. Узнали, что учитель — это такой же человек, который заботится об учениках. Помогает в трудн...