Сценарий классного часа по профориентации 7 класс «Азбука профессий»
классный час (7 класс)

Курбатова Екатерина Валерьевна

Профориентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа по профориентации 7 класс

«Азбука профессий»

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу,

то счастье само вас отыщет».

К. Д. Ушинский.


Цель: организовать профориентационную работу, досуг обучающихся

Образовательные задачи:

- способствовать расширению представлений о мире профессий и людях труда;

- способствовать обобщению знаний полученных на уроках;

- способствовать умению применять трудовые навыки на практике в изменённых условиях.

Коррекционные задачи: - способствовать обогащению и усложнению активного словаря учащихся;

- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- способствовать развитию интереса учащихся к трудовой деятельности;

- способствовать развитию памяти учащихся;

- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;

- развивать умение работать в команде;

Воспитательные задачи:

- способствовать самораскрытию каждого учащегося;

- воспитывать эмоционально-нравственные качества: положительную мотивацию к выполнению практических работ, доброту, чувство скромности;

- тренировать интеллектуально-волевые качества учащихся: умение соотносить свои поступки с принятыми нормами поведения, самоконтроль.

Профориентационные задачи:

- способствовать осознанному профессиональному самоопределению учащихся;

- способствовать осознанию потребности в трудовой деятельности.

Раздаточный материал: карточки для игры.

Ход классного часа

Организационный момент.

Здравствуйте гости, ребята! Присаживаемся.

У нас сегодня очень интересный урок, который посвящен важной теме для каждого из вас и не только.

Кроссворд «Профессия»

Для начало давайте разгадаем кроссворд.

  1. Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон).
  2. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас.… (программист)
  3. Строит дом и детский сад и больницу строить рад, и у цирка я не зритель, так как я его… (строитель).
  4. Жизнь его ни мёд и ни пряник, нефть для страны добывает … (нефтяник)
  5. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер).
  6. Мне поставила вчера два укола … (медсестра).
  7. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит ... (сталевар).
  8. В небе синем самолёт, управляет им ... (пилот).
  9. Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья).

Каждый год перед тысячами учеников встаёт вопрос: куда пойти учиться? Какую профессию выбрать, чтобы работа была интересной, востребованной и хорошо оплачивалась?

Наш классный час по профориентации называется «Ключ к успеху». Скоро и вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.

Как вы думаете: «Какова цель нашего классного часа?»

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а более 40 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

Что же обозначает слово «профессия?». Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является источником существования.

Скажите, пожалуйста, что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (образование).

Важность школьных предметов

А как вы думаете, нужны ли знания школьных предметов для профессий?

Как они могут помочь добиться успеха?

Представьте, что ваш одноклассник решил изучать медицину, и он уже точно знает, какие предметы понадобятся для поступления. Что делать с остальными?

Надо ли тратить на них силы?

Дискуссия с ребятами о важности школьных предметов:

  • Кто считает, что математика ему никогда не пригодится? Почему?
  • А можно ли построить карьеру без знания русского языка? Почему?
  • Есть такие предметы, которые можно не учить совсем?

Вы меня очень порадовали своими ответами. Действительно, все предметы очень важны в обучении. И чем раньше вы для себя определите предметы, на которые стоит сделать упор, тем легче в будущем вам будет сдавать экзамены и

поступать в колледжи и вузы.

Наше образование – это фундамент, который с каждым годом становится крепче от полученных знаний, навыков, опыта. А что такое образование, и было ли так всегда? Внимание на экран.

Предлагаю вам игру «Самая-самая…».

Сейчас я вам буду предлагать некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

  • Самая зелёная (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
  • Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  • Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
  • Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
  • Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  • Самая серьёзная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик…)
  • Самая творческая (художник, иллюстратор, актёр…)

Играя, мы вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.

Следующее задание - переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.

• рвач - подсказка(медицинский работник)

• терка - (театральная и кино-профессия)

• кулон - подсказка (веселая цирковая профессия)

• марля - подсказка (разноцветный рабочий)

• авдотка - подсказка (юридическая профессия)

• кредитор - подсказка (руководитель предприятия)

«Он – Она»

Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.

• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)

• Она - стюардесса, он - … (стюард)

• Она - медсестра, он - … (медбрат)

• Он - доктор, она - … (доктор)

• Он - водолаз, она - … (водолаз)

• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)

• Он - поэт, она - … (поэтесса)

• Он - штукатур, она - … (штукатур)

• Он - повар, она - … (повар)

• Он - портной, она - … (портниха)

«Профи – викторина»

• Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)

• Как звали первую женщину - летчицу? (Баба-Яга)

• Назовите орудие труда оперного певца? (голос)

• Какой водитель смотрит свысока? (летчик, пилот)

• Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении С. Михалкова? (милиционером)

• Без чего не могут обойтись математики, охотники и барабанщики? (без дроби)

• Сидит дед, в сто шуб одет – кто мимо него пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)

• Кто использует тонометр в своей работе? (врач)

Качества

Но чтобы стать настоящим профессионалом в своём деле одного желания мало. Надо обладать определёнными навыками. Иметь набор качеств, которые помогут в профессии. Как вы думаете, сможет ли застенчивый человек стать, например, актёром, или сможет ли он выступать перед большой аудиторией?

Ребята рассуждают, отвечают.

А человек активный, который привык к постоянной смене впечатлений, сможет выполнять скрупулезную, однообразную, рутинную работу?

Ответ класса.

Но есть качества, которые полезны всем, независимо от профессии, которую они выбрали. Какие качества, по вашему мнению, необходимы, чтобы в будущем стать успешными и наиболее полно реализовать себя?

Ребята рассуждают.

На самом деле специалисты уже исследовали, какие качества – компетенции всегда остаются важными и востребованными. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

У вас на столе карточки с названиями компетенций. Я зачитываю краткое содержание компетенции, а команды должны угадать ее название.

Компетенции:

  • Умение и готовность брать на себя ответственность за свои решения и за других людей. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • Умение системно анализировать ситуацию, рассматривать её в целом, находить закономерности и подводные камни, учитывать множество условий, выбирать оптимальный вариант решения. СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
  • Стремление к получению и использованию новых знаний и умений, готовность к постоянному самообучению. ОРИЕНТАЦИЯ НА РАЗВИТИЕ
  • Умение легко срабатываться и эффективно взаимодействовать с коллегами для достижения целей. «Человек команды». КОМАНДНОСТЬ
  • Общителен, контактен. С легкостью находит общий язык с разными людьми. КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ
  • Эффективно организует свою деятельность: умеет разбить задачу на этапы, спрогнозировать сроки, контролировать выполнение заданий. ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
  • Умение находить новые подходы к решению проблем, новые и оригинальные способы выполнять сложные задачи. КРЕАТИВНОСТЬ И НЕСТАНДАРТНОСТЬ, НОВАТОРСТВО

Все мы разные, и в каждом из нас есть те или иные качества. Но чем большим числом качеств вы обладаете, тем легче будет выстроить свою карьеру. И запомните, любое качество в себе можно развить.

Сейчас мы выясним качества, присущие профессиям которые вы выбрали (врач, педагог, IT-специалист, повар или кондитер, менеджер или военный).

Время выполнения 2 минут. Вам необходимо подобрать 6 качеств.

Сказочная профи-викторина

Все мы в детстве читали сказки, а кто-то и до сих пор читает сказки для своих братьев и сестер. Я предлагаю вам сказочную профи-викторину.

  1. Кем был Печкин – персонаж произведения Э. Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
  2. Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки? (доктор)
  3. Кем были бурундуки Чип и Дейл из знаменитого диснеевского мультфильма? (спасателями)
  4. Назовите профессию двух сестёр-злодеек из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина? (ткачиха, повариха)
  5. Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик? (художник)
  6. Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель)
  7. Кем работала фрекен Бок в сказке «Малыш и Карлсон»? (Домработницей, а по определению Карлсона - домомучительницей)
  8. Профессия коротышки по имени Гусля? (музыкант)
  9. Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова? (милиционер)

Мини-лекция «Ключ к успеху».

Мир изменяется, старые профессии исчезают, новые появляются. Для каждого из вас важно выбрать «свою» профессию, которая будет соответствовать основному правилу: «хочу-могу-надо». Как правильно выбрать профессию? Вот что нужно об этом знать.

Вспомним три ключа в выборе профессии:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

В чем заключается формула правильного выбора профессии:

Хочу + могу + надо = осознанный выбор профессии.

Вместе получается осознанный выбор профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Успех не является исключительной прерогативой избранных групп людей. Успеха может добиться каждый, если будет иметь готовность идти к нему.

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Заключительное слово.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? Много ещё вопросов станет перед вами, прежде чем вы определитесь со своей профессией.

Мы ещё не один раз вернёмся к теме профессии, познакомимся подробней с другими профессиями. Но главное в каждой профессии - уметь трудиться, быть трудолюбивым. А к труду нужно приучаться с детства.

Скажите, ребята, а какая ваша самая главная работа сейчас? (Учиться).

Ученье – тоже труд, и труд не простой. Пройдут школьные годы. Вы будете молодыми людьми, и перед вами станет серьёзный вопрос «Кем быть?» И вы не должны ошибиться в выборе своей профессии.

Подведение итогов (рефлексия).

Когда вы видите падающую звезду, что вы делаете?
Загадываем желание и верим в то, что оно исполнится.
У вас на партах лежат звезды. Кем вы мечтаете стать в будущем? Напишите название этой профессии на ваших звездочках. Это ваша мечта. Мы сохраним эти звездочки до выпускного. Наверное, вам будет интересно узнать, исполнится ли ваше желание, сбудется ли ваша мечта?
Наша беседа подошла к концу. Над чем вам хочется задуматься?

В конце нашего занятия хочу напомнить вам о том, какие профориентационные проекты в нашей стране могут помочь вам найти дело своей жизни и начать в нём успешно реализовываться.

Всероссийский проект «Билет в будущее» Проект помогает раскрыть возможности каждого школьника и построить планы на будущую карьеру.

«Шоу профессий» Проект о рабочих профессиях.

«Работа в России» - информационная система Федеральной службы по труду и занятости.

Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.

Всем спасибо за работу! Классный час завершен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа по профориентации службы в органах прокуратуры (9- 11 класс) «Прокуратура на страже закона»

Классный часпо профориентации службы в органах прокуратуры(9- 11 класс)«Прокуратура  на страже закона»...

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Цели:Определить формулу профессии.Задачи:расширить представление детей о различных професси...

Сценарий классного часа "Я и моя будущая профессия"

Выбор будущей профессии актуален в 8 классе, поэтому я разработала и провела этот классный час в своём 8 классе....

Презентация к классному часу по профориентации "В мире профессий"

Цель: Дать учащимся представления об основах профессионального  самоопределения, расширить    знания    учащихся   о   профессиях. направленности...

Сценарий классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» для 9-х и 11-х классов

Разработка сценария классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» предназначена для для 9-х и 11-х классов и включает в себя практические игровые задания....

Сценарий классного часа по профориентации по теме «Пути успеха- или профессия, которую я выбираю!»

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить о...

Сценарий классного часа в 10 классе по профориентации «Формула профессии»

Сценарий классного часа в 10 классе по профориентации «Формула профессии»...