Сценарий классного часа "Я и моя будущая профессия"
классный час (8 класс) на тему

Жаркова Светлана Александровна

Выбор будущей профессии актуален в 8 классе, поэтому я разработала и провела этот классный час в своём 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_v_tvoih_rukah.docx78.25 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации

 «ВСЁ  В  ТВОИХ  РУКАХ»

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

"Путь в тысячу  миль начинается с одного шага."  Конфуций.

Цель - сформировать представление  о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями  личности.

 Задачи:

  1. Вывести основные правила выбора профессии;
  2.  стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
  3.  помочь в отношении профессионального самоопределения;
  4. расширить знания подростков о мире профессий.

     

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, опросник “Ориентация” Е.А.Климова, бланки для заполнения, ватман, фломастеры, раздаточный материал.

Ход занятия

        Под звуки песни Л.Агутина и А.Варум "Всё в твоих руках" и в сопровождении презентации я начинаю:...

Ежедневно каждый из нас несколько раз совершает привычное ,

будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса…

Но в жизни любого человека наступает тот день,

когда надо перешагнуть порог, ведущий в самостоятельную жизнь,

и сделать один из самых трудных выборов – выбор профессии.

Мы оказываемся на широкой жизненной дороге,

как васнецовский витязь  на распутье.

Вступление: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор. 

НАКАНУНЕ кл.часа мы провели Профопрос и сейчас Оля сообщит его рез-ты:

        Есть ли чем порадовать?

да,  рез-ты удивили и озадачили: Среди 30 опрашиваемых

- 20 человек уже определились с выбором будущей профессии и 10 человек еще пока не знают кем они станут в будущем.

Также на  вопрос "Кем вы хотите стать?", ответили следующее:

        А что тебя удивило и озадачило?

- ну, я понимаю, там врачи, повара, но композиторы... Интересно, кто же это бы мог быть?

        История умалчивает. Оля работала с зашифрованной информацией, тем более что как показывает статистика,   более половины выпускников школы, меняют свой выбор профессии  причем не менее 3 раз, еще в стенах школы.     В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы. 12 % из них спустя некоторое время возвращаются обратно на прежнее место работы.

        Профопрос для родителей учащихся нашего класса показал, что 78% ваших родителей не работают по профессии о которой мечтали в детстве. 44% меняли свою профессию, 10% хотели бы сменить свою профессию.

        Так какие же способы выбора профессии существуют?

I этап: Способы выбора профессии:

Какие способы выбора профессии вам известны?

1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.

2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.

В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.

В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.

А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).

3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение  свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья –  своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.

Как можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ? Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.

II этап: Проведение опросника «Ориентация», который  определяет  профессиональную  направленность личности к определенной сфере деятельности.

Опросник “Ориентация”

Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности  к этому виду деятельности (0 - вовсе нет,  1 - пожалуй так,   2 - верно, 3 - совершенно верно)    

РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Типы профессий:

1. “человек - “человек “,

2 - “человек - техника”,

3 - человек - знаковая система”,

4 - “человек - художественный образ”,

5 - “человек - природа”.

Классы профессий: А - исполнительский, Б - творческий,

левая сторона  -  А+Б  . 100% - степень  активности,

                              30

правая сторона - А+Б  . 100% - степень уверенности в своих силах.

III этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.

Задание группам:

Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:

  • Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
  •  Какие требования предъявляются к рабочему месту;
  •  Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • Какие существуют  варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.

Типы профессий

Человек-человек

Оля

Человек-природа

Кира

Человек-техника

Дима

Человек знаковая система

Саша Г

Человек художественный образ Марат

Задание группам: Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:

  • высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
  • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.; 
  • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
  • наблюдательность;
  • показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
  • разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
  • показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
  • скорость мыслительных действий;
  • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
  • способность быстро и точно принимать решения;
  • инициативность;
  • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
  • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
  • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
  • разборчивость речи;
  • устойчивость к стрессам;
  • уравновешенность;
  • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
  • стремление к развитию в работе, к руководству;
  • опыт профессиональной деятельности.

Задание группам: перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.

Занимательные факты». Материал о самых редких профессиях подготовили….

Как вы думаете  чем занимается титестёр?

Титестёр- это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, способ хранения и переработки. Титестёр обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием.

Постижёр – это специалист по изготовлению париков, усов, бород.

Эта профессия тесно связана с театром. Для этой профессии требуется терпение и усидчивость, потому что специальными крючками приходится вплетать в основу волосок к волоску. Профессия титестёр довольно редкая, но сейчас она всё больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.

Вот было бы здорово, если бы была Формула выбора профессии. А может быть существует формула выбора профессии?

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

В этой формуле всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.

«Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

http://club.cnews.ru/m/photos/get_image/original/3c60a8f2347fde1111cc387410bb38f5.jpg

IVэтап: выступление команд по темам заданий.

Vэтап: Подведение итогов.

Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Отвечаем себе на вопросы,  учитывающие три основных фактора стратегии выбора  профессии:

«ХОЧУ»

  • Чем тебе интересно заниматься?
  • Представляешь ли, каким делом  ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
  • Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

  • Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
  • Знаешь ли ты, какие требования  предъявляет выбираемая тобой профессия?
  • Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

  • Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
  • Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  • Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
  • Необъективная оценка своих способностей.
  • Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
  • Ориентир на «престижную» профессию.
  • Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
  • Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

VI этап: Рефлексия. Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения. 

1. Сегодня на занятии я узнал (а) _____________________________________.

2. Я научился (лась) ________________________________________________.

3.Мне пригодится в будущем  ________________________________________.

4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии ________________________.

Примерные ответы детей:

- Теперь я знаю, что профессию надо выбирать сознательно.

- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.

- я не знал, что в мире 40 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.

- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.

- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.

- лично для меня тест

                Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)

Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать.  Ищите себя! Найдите себя! Всё в ваших руках!

ПРОФЕССИОГРАММА

Профессия

?

Положительные аспекты данной профессии

Отрицательные аспекты данной профессии

 (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:

  • Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
  •  Какие требования предъявляются к рабочему месту;
  •  Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;

Какие существуют  варианты профессионального обучения, переобучения,

Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:

  • высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
  • быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.; 
  • восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
  • наблюдательность;
  • показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
  • разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
  • показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
  • скорость мыслительных действий;
  • способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
  • способность быстро и точно принимать решения;
  • инициативность;
  • хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
  • скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
  • точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
  • разборчивость речи;
  • устойчивость к стрессам;
  • уравновешенность;
  • показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
  • стремление к развитию в работе, к руководству;
  • опыт профессиональной деятельности.

ВОДИТЕЛЬ

УЧИТЕЛЬ

ПОВАР

БУХГАЛТЕР

Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.

Коммуникабельность

Образованность

Ответственность                    

Самообладание

Любовь к детям

Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная

Умение оперировать

цифрами, информацией…                                                                                                

Дисциплина

Гуманность    

Хорошая координация движений;

Точность

Ответственность

Образованность  

Твердость руки, устойчивость кистей рук  

Собранность

Концентрированность внимания быстрота реакции.

Терпение  

Хороший глазомер

Информированность

Умение быстро ориентироваться в окружающей среде

Самосовершенствование

Самосовершенствование

Коммуникабельность

А теперь подумайте и ответьте сами себе, есть ли у вас эти качества, чтобы выбрать эту профессию? Не поспешили ли вы с выбором профессии?

        А как вы думаете, необходимо ли хорошо знать те предметы в школе, которые нужны в той или иной профессии?          Какие, например?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?

Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, вы­брать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отно­шению к миру професс...

Сценарий классного часа "Красота будущей профессии" 100112 "Парикмахерское искусство", 2013г

Данное мероприятие можно провести как в открытой форме, так и в рамках аттестации преподаваьтеля....

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Цели:Определить формулу профессии.Задачи:расширить представление детей о различных професси...

Сценарий классного часа. Выбор профессии

Это классный час для старшеклассников. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?Це...

Сценарий классного часа на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Это классный час для студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?...

Сценарий классного часа "О будущей пенсии нужно думать смолоду"

Думая о будущем, я понимаю, что оно наступает достаточно быстро. Альберт Энштейн Цель:1.Разъяснить возможности формирования и управления накопительной частью трудовой пенсии.2.Создать у...

Сценарий классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» для 9-х и 11-х классов

Разработка сценария классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» предназначена для для 9-х и 11-х классов и включает в себя практические игровые задания....