Классный час по теме "Счастье это..."
классный час (10 класс)

Григорьева Марина Николаевна

Цель: углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье», помочь осмыслить понятие «счастья» применительно к самому себе.

  Задачи:

1) показать значимость проблемы счастья для человека;

2) воспитывать духовно-нравственные ценности, толерантное отношение к чужому мнению, чувство любви к жизни;

3) формировать социокультурные компетенции учащихся;

4) развивать творческие способности.

Форма проведения: воспитательный час

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schast_eto.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия в интерактивной форме

Сценарий тематического классного часа в 10 классе

«Счастье это…»

Цель: углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье», помочь осмыслить понятие «счастья» применительно к самому себе.

          Задачи:

  1. показать значимость проблемы счастья для человека;
  2. воспитывать духовно-нравственные ценности, толерантное отношение к чужому мнению, чувство любви к жизни;
  3. формировать социокультурные компетенции учащихся;
  4. развивать творческие способности.

Форма проведения: воспитательный час

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в MS Power Point, мягкая игрушка (талисман), карточки с ситуационными заданиями.

Ход мероприятия:

Поверь мне – счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!

М. Ю. Лермонтов 

I. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята, наверное, каждый из вас задавал себе такой вопрос: «Что такое счастье?». Все люди хотят жить счастливо, хотя многие смутно представляют себе, в чем заключается счастливая жизнь. И вся жизнь проходит в погоне за счастьем.  Каждый человек ищет свою «синюю птицу», как и герои одноименного философского произведения М. Метерлинка. Я бы хотела обратиться к словам одного из героев. «Завладев Синей птицей, человек постигнет Душу вещей, Животных и стихий и тогда станет счастливым». После долгого путешествия герои видят в простых предметах, которые их окружают «струящийся свет» и чувствуют «излучающееся тепло». И люди, которые их окружают, кажутся им добрыми, дружелюбными и жизнь кажется совершенно другой.

Ребята, а какое бы вы определение дали понятию «счастье»?

(Варианты ответов учащихся)

В Толком словаре С. И. Ожегова приводится следующее определение понятия «счастье»:

  1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. (Счастье созидания. Стремление к счастью. Семейное счастье).
  2. Успех, удача во всём (Не бывать бы счастью, да несчастье помогло).

Психологи, к примеру, считают, что «Счастье» – категория сугубо личная! Оно зависит от внутреннего мира человека. Можно просто съесть шоколадку и испытать «Счастье». Некоторые люди испытывают прилив «Счастья» от занятия спортом, другие от посещения театров. Люди становятся счастливыми от общения с близкими людьми. Счастье – это непрерывное творчество!

Вокруг нас ежесекундно происходят тысячи маленьких приятных вещей. Но, к сожалению, привычка, занятость и что-либо еще не всегда дают нам возможность насладиться этими будничными бытовыми радостями. А ведь постоянное состояние счастье и складывается из умения радоваться таким крошечным позитивным моментам.

Счастье, как правило – это кратчайшее мгновение, доля секунды. Внезапно понимаешь, что вот! Вот! Именно сейчас ты счастлив!

II. Основная часть:

1. Позиция ↔ причина:

Ребята, давайте все сядем в один большой круг. Мы будем передавать по кругу своеобразный талисман, когда талисман окажется у вас в руках, Вы постараетесь ответить на 2 вопроса:

1) Счастье – это…

2) Считаете ли Вы себя счастливым человеком? Если да (нет), то почему?

(Варианты ответов учащихся)

Давайте начнем с меня. Для меня счастье это…

Спасибо за Ваши ответы. Теперь мы видим насколько разнообразно и многолико понятие «счастье».

2. Позиция ↔ общественно значимая норма:

Ребята, давайте теперь разделимся на три группы, по принципу один ряд – одна группа.

Сейчас я Вам зачитаю ситуации из жизни, а вы попробуете их проанализировать. На анализ каждой из ситуаций вам отводится 2 – 3 минуты.

Ситуация №1:

Банка жизни

Студенты уже заполнили аудиторию и ждали начала лекции. Вот появился преподаватель и выставил на стол большую стеклянную банку, что многих удивило:

– Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?

– Она пустая, – сказал кто-то.

–Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха, - А теперь что вы можете сказать об этой банке?

– Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:

– А теперь?

– Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

– А вот теперь банка полна! - сказал он. - Сейчас я буду объяснять вам, что произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с подобными ситуациями? Как вы относитесь к происходящему в данной истории?

(Возможные ответы учеников)

Ситуация №2:

Рубашка счастливого человека

Жил когда-то один очень могущественный царь. Было у него всё, о чём только может мечтать человек: красивый дворец, богатство, власть и даже здоровье. У него была жена и дети, много слуг. Все его малейшие желания мгновенно исполнялись, но это не приносило ему радости. Грозный и мрачный сидел он на троне, пытаясь понять, откуда такая неудовлетворённость, чего ему не хватает? И вот однажды он понял, что у него нет счастья. Вызвав придворного врача, он сказал:

– Я хочу быть счастливым. Сделай меня счастливым, и я тебя озолочу. А если не выполнишь моё желание, велю отрубить тебе голову!

Врач был в растерянности: «Что делать? Как сделать кого-то счастливым, никто этого не знает, ибо счастье – это внутреннее состояние! Но царь обезумел, а с ним шутки плохи».

–Я должен подумать, государь, – ответил врач, – заглянуть в древние трактаты. К утру я найду решение.

Он думал всю ночь, перерыл множество книг, но в медицинской литературе ничего не сообщалось о счастье. Задача была трудной, и он совсем было отчаялся. Наконец, под утро он нашёл решение. Всё очень просто!

– Ваше величество – сказал он, – нужно достать рубашку счастливого человека и носить её, тогда у вас будет счастье, и вы узнаете, что это такое.

Услышав это, царь очень обрадовался: такое простое средство! Он позвал первого министра и велел ему:

– Найди счастливого человека, возьми у него рубашку и принеси мне. Да поскорей!

Министр вышел озадаченным. Прежде всего, он отправился к самому богатому человеку и попросил у него рубашку, но тот ответил:

– Можешь взять сколько угодно рубашек, для царя мне ничего не жалко, но я не могу назвать себя счастливым. И спасибо тебе за подсказку. Теперь я тоже пошлю своих слуг искать счастливого человека.

Министр обошёл многих людей, но никто из них не был счастлив. Каждый изъявил полную готовность: «Чтобы наш царь был счастлив, мы отдадим всё, что там рубашки! Мы отдадим свои жизни, но мы сами несчастливы, поэтому наши рубашки не подойдут».

Министр очень расстроился: «Что делать? Беда свалилась на мою голову, и теперь мне отвечать! Врач ловко выкрутился!» И он почувствовал себя очень несчастным, и уже совсем, было, отчаялся, но вот кто-то посоветовал ему:

– Не печалься, я знаю одного святого человека, он, должно быть, счастливый. По ночам он играет на флейте на берегу реки. Ты, наверное, слышал его?

– Да, – ответил министр, – иногда, посреди ночи, я бывал очарован дивными звуками. Кто этот человек? Как найти его?

– Мы найдём его на берегу реки, он приходит туда каждую ночь.

И вот ночью они пришли на берег реки. Человек играл на флейте, и было так хорошо! Звуки были исполнены такой благодати, что министр почувствовал себя совершенно счастливым.

– О! – воскликнул он. – Я нашёл того, кто мне нужен! – И, бросившись к святому, спросил: «Ты счастлив?»

– Да, – ответил тот, – я счастлив, счастье переполняет меня!

Министр заплясал от радости и воскликнул:

– О, мне нужна поскорее твоя рубашка!

Но человек ничего не ответил.

– Почему ты молчишь? – спросил министр. – Дай же мне скорее твою рубашку, она нужна царю!

– Но это невозможно, у меня нет рубашки. Темно, и ты не видишь, что я голый, – ответил музыкант.

– Как же ты можешь быть счастливым, если у тебя нет даже рубашки? – спросил министр.

Вопрос к ученикам: Как вы думаете, что ответил этот счастливый человек?

– В том-то и дело, – ответил святой, – раньше я был очень богатым и самоуверенным человеком, но страдающим. И жизнь, нанося мне удары, отсекая, как великий скульптор, всё лишнее, создавала меня. И вот однажды, потеряв всё – и богатство, и самоуверенность, и своё несчастье, – я стал свободным от всего этого, и даже от самого себя. И тогда счастье наполнило меня.

1. Согласны ли Вы с высказыванием «Меньше бедных – меньше несчастных»?

2. Можно ли счастье купить за деньги?

3. Богатые люди счастливее бедных?

4. Зависит ли доход семьи от счастья?

5. Нужен ли Вам миллион, чтобы стать счастливым?

(Возможные ответы учеников)

А знаете ли Вы, что социологи установили такой факт: у 70% счастливчиков случайного обогащения, как правило, ведёт к разладу в семейной жизни и в отношении с друзьями?

А продолжить наш разговор мне хочется еще одной историей о счастье:

Однажды три брата увидели Счастье, сидящее в яме. Один из братьев подошёл к яме и попросил у Счастья денег.

Счастье одарило его деньгами, и он ушёл счастливый.

Другой брат попросил красивую жену. Тут же получил и убежал вместе с ней вне себя от счастья.

Третий брат наклонился над ямой.

– Что тебе нужно? – спросило Счастье.

– А тебе что нужно? – спросил брат

– Вытащи меня отсюда, - попросило Счастье.

Брат протянул руку, вытащил Счастье из ямы, повернулся и пошёл прочь.

А Счастье за ним побежало...

          III. Подведение итогов:

Давайте подведем итоги, предлагаю Вам выполнить творческое задание «Слагаемые счастья». Сейчас каждый, по очереди, подойдет к доске и в лепестках нашего цветка под названием «Счастье» напишет, то что, по его мнению, является одной из частичек такого сложного понятия.

Ребята, давайте проанализируем нашу работу на сегодняшнем мероприятии. Выскажем какие – либо пожелания и предложения по теме классного часа.

(Возможные ответы учеников)

Сегодня мы с Вами рассмотрели одно непростое понятие – понятие счастья, с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Еще раз хочу пожелать, чтобы в вашей жизни счастье шло с вами в ногу, но для этого вы должны быть добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. И тогда счастье вас не подведет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...