Классный час "Интернет: да или нет?"
классный час (6 класс)

Монгуш Чечек Алексеевна

з

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon meropriyatie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Интернет: да или нет?»

Цели:

  1. Формирование информационной культуры школьников, представления  о «плюсах» и «минусах» Интернета на основе игрового диспута.
  2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  3. Воспитание уважения к «сопернику», умение вести спор, умение работать в команде.

Ход урока:

  1. Введение. Вступительное слово учителя «Что такое Интернет?»

В 1969 г. началось соединение компьютеров университетских и научных центров в единую сеть (APRONET). К 1983 г. был разработан и внедрён Интернет в том виде, в котором мы знаем его сейчас.

1971 – Рей Томлинсон разрабатывает первую программу для работы с электронной почтой - рождается e-mail (самый популярный ресурс сети Интернет, с которого практически все и началось). Через год в почтовом адресе появляется классическая "собака" (@)

1992 - в сети появляется миллионный сервер. К Интернету подключается Всемирный Банк. Интернет становится Всемирной паутиной

  1. Формирование команд. (Учащиеся делятся на две команды: защитники Интернета и обвинители Интернета)

Из предложенных высказываний каждая команда выбирает себе девиз:

  • Бог создал Вселенную, человек создал Интернет! (Гарун Агацарский)
  • В России столько авторов, что только Интернет их вместить и может. (Валентин Грудев)
  • Весь мир в одном человеке – это любовь, весь мир в экране – это Интернет. (Елена Ермолова)
  • Виртуальные возможности Интернета могут помочь в удовлетворении реальных потребностей. (Георгий Александров)
  • Если кто-то утверждает, что счастлив благодаря Интернету, то сразу становится ясно, насколько он, бедный, несчастен. (Елена Ермолова)
  • Интернет – это модель нашей жизни. Он делает добро, объединяя людей и страшное зло, заражая вирусами миллионы компьютеров. (Георгий Александров)
  • Интернет меняется ежеминутно: то толковое, что и так было не найти, надо выкапывать из-под новых слоев чепухи. (Елена Ермолова)

 3. Создание проблемной ситуации и организация работы в командах

(Слайд № 2)

        «Интернет как всякое великое открытие, как открытие, ядерной энергии несёт в себе много хорошего, но и много плохого. Хорошо, что каждый может здесь помещать всё, что ему угодно, включая свои поэмы, романы и просто высказываться на всякие темы, но это же делает Интернет всемирным мусорным ящиком, в котором бывает трудно докопаться до того, что вам нужно…» Владимир Николаевич Войнович

(Слайд № 3)

        Интернет- это новое явление в нашей жизни, которое стремительно ворвалось в нашу жизнь. А нужен ли нам Интернет? Что он несёт: добро или зло? Разобраться в этом – задача нашего классного часа.

Команда «защиты», опираясь на слайды, приводит аргументы положительных характеристик Интернета (Слайды 4,5,6,7), при этом команда «обвинителей» приводит свои аргументы, которые отражают противоположную точку зрения.

(Слайд № 4) Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир

Информация для учителя:

        Интернет является не только источником разнообразной информации, но и популярным средством общения. Наиболее востребованным сетевым сервисом до сих пор остается электронная почта. Заведя один или несколько почтовых ящиков, пользователь может получать и отправлять электронные письма, фотографии, небольшие файлы. Хорошая почтовая программа (почтовый клиент) позволяет сортировать письма по папкам, вести адресную книгу, составлять и читать письма в разных кодировках. Пользователь может работать с почтовым ящиком не только со своего компьютера, но и из любого места доступа в Интернет.

        Вести обстоятельный обмен мнениями позволяют форумы – специальные сайты, на которых организуются дискуссии по различным темам. Список тем обычно приводится на главной странице форума. Пользователь может читать сообщения участников дискуссии, отвечать на них, задавать вопросы, предлагать новые темы для обсуждения. Все сообщения сохраняются в виде разветвленного дерева, по которому можно проследить ход обсуждения.

        На многих форумах устанавливаются правила поведения, за соблюдением которых следит модератор. Это администратор форума или его авторитетный участник, который может направлять ход дискуссии, удалять или изменять некорректные с его точки зрения сообщения (например – «оффтопик» – не в тему). На форумах иногда вспыхивают «флеймы» – словесная перепалка слишком горячих участников.

        Форумы предоставляют прекрасную возможность общения с единомышленниками, где человек может получить помощь более опытных товарищей, поделиться своими достижениями, узнать новости из первых рук.

        Обмен мнениями ведется также в гостевых книгах, где посетители оставляют свои сообщения. Гостевая книга организуется и управляется владельцем сайта.

        Общение «он-лайн» – то есть в реальном времени – происходит в чатах. Чат (chat – болтовня) это место для быстрого обмена короткими сообщениями, в котором одновременно участвует несколько человек. Для участия в чате необходима регистрация под определенным прозвищем – «ником». После этого на экран компьютера начинают поступать сообщения участников, выделяемые различным цветом для каждого из них. Написанное сообщение мгновенно отображается на экране, но при оживленном разговоре так же быстро исчезает, сменяясь новыми строками. Участие в чате требует определенной сноровки и внимания. При желании два участника уходят в «приват» – их сообщения отображаются в отдельном окне и не доступны остальным.

        Преимущества офф-лайнового и он-лайнового способа общения сочетают Интернет-пейджеры (Instant Messengers), из которых наибольшую популярность приобрел ICQ, в просторечии «аська». Название ICQ созвучно английской фразе «I seek you» – «я ищу тебя». Для использования пейджера необходимо зарегистрироваться и получить уникальный номер. Сервис ICQ предоставляет возможности обмена сообщениями как в реальном времени, так и в режиме электронной почты. Пользователь может искать единомышленников, составлять контакт-листы своих знакомых, которые будут автоматически оповещаться при его подключении к сети, вести архивы переписки.

        Популярным средством общения являются так называемые «блоги» (от англ. blog, web log – сетевой журнал). Это сетевые дневники, которые ведутся на специальных сайтах, предоставляющих возможности быстрого добавления записей, комментирования, составление списка друзей и т.п. Блоги используются не только для самовыражения, но и в деловых целях. Многие компании ведут корпоративные блоги, которые представляют собой сетевые доски объявлений.

(Слайд № 5) Всемирная сеть дает возможность «держать» руку на пульсе событий, имея доступ к информации из любой точки земного шара.

        Интернет в науке и медицине. Как и в начале своего существования, Интернет в наши дни широко используется учеными разных стран для обмена научной информацией, организации виртуальных симпозиумов и конференций, в образовательных целях. Однако появилось несколько новых, нетрадиционных направлений применения Интернета, одно из которых – распределенные вычисления.

        Есть ряд научных задач, связанных с обработкой огромного объема непрерывно поступающей информации. Например, поиск элементарных частиц в ядерной физике или полуфантастический проект поиска внеземных цивилизаций по сигналам из космоса. В гигантском массиве данных, поступающих от измерительных приборов экспериментальных установок, требуется отыскать крупинки информации, представляющей интерес.

        Другие направления научных исследований требуют статистической обработки и поиска закономерностей результатов миллионов наблюдений из тысяч лабораторий. Это задачи моделирования климата Земли, предсказания землетрясений, генетические исследования.

        С таким объемом вычислений не в состоянии справится ни один суперкомпьютер. Однако Интернет позволяет объединить сотни тысяч компьютеров добровольных помощников ученых в единую вычислительную систему. Каждый желающий участвовать в какой-либо программе регистрируется на центральном сервере, получает свою порцию данных для обработки и отправляет обратно результаты расчетов. Таким образом даже далекий от науки человек может совершить крупное открытие.

        Еще одно применение Интернета в науке – дистанционное управление. Современные исследования часто требуют дорогостоящего, а подчас уникального экспериментального оборудования. К примеру – космический телескоп Хаббл или Европейский суперколлайдер (ускоритель элементарных частиц). Ученый, желающий провести эксперимент или серию наблюдений, через Интернет получает в свое распоряжение виртуальную модель установки, которой управляет в соответствии со своими целями. Команды управления поступают на центральный компьютер, который объединяет их, оптимизирует, распределяет по времени и проводит реальные эксперименты. Результаты по Интернету рассылаются исследователям.

        Идея дистанционного управления применима не только в науке. Ведущие мировые компании работают над использованием Интернета для того, чтобы в недалеком будущем человек смог командовать на расстоянии даже домашними бытовыми устройствами.

        Разнообразно применение Интернета в медицине. В прессе нередки сообщения о сложной операции, проведенной при участии виртуального консилиума врачей. Проводились даже эксперименты по применению дистанционно управляемых хирургических роботов.

        Большие надежды возлагаются на создание крупных диагностических центров и лабораторий. Врач, осматривая больного, проводит серию наблюдений с помощью специального оборудования, по Интернету отправляет данные в медицинский центр, откуда получает результаты анализов и консультации специалистов.

        Многое из перечисленного находится в стадии эксперимента, но Интернет развивается настолько быстро, что даже самые невероятные проекты становятся реальностью на наших глазах.

(Слайд № 6)   Интернет открывает огромные возможности перед современными школьниками, становясь палочкой –выручалочкой  в решении многих проблемных вопросов. 

          Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Вместе с тем, мы понимаем, что интернет несет не только положительное, но и отрицательное начало, поэтому роль учителя здесь неизмеримо высока. Или он становится именно тем проводником, который откроет возможности интернет для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования, или школьники сами будут осваивать это пространство, зачастую "запутываясь в сетях".

(Слайд № 7) От эффективности и быстродействия научных коммуникаций существенным образом зависит вся профессиональная деятельность научного сообщества. Интернет необходимое условие выживания науки сегодня, путь к её развитию завтра.

(Слайд № 8) Овладение компьютерными и Интернет - технологиями
открывает мир новых семейных увлечений, а самое главное – дает возможность заниматься за компьютером увлекательными делами родителям вместе с детьми.

(Слайд № 9) Без преувеличения, интернет - всемирная сеть, в которой, чтобы мы ни искали, это обязательно найдется. Однако не стоит забывать, что это система, внутри которой могут подстерегаться и опасности.     

 Команда «обвинения», опираясь на слайды, приводит аргументы негативных  характеристик Интернета (Слайд 10,11, 12, 13).

(Слайд № 10) Психологическую в своей основе, интернет-зависимость сравнивают с наркоманией — физиологической зависимостью от наркотических веществ, где также присутствует психический компонент. 

          Прежде всего Интернет, и это уже доказано, наносит вред физическому здоровью человека. Конечно, он не столь очевиден, как, например, рак легких при курении. Вред для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен: человек становится зависимым от Интернета.

        Зависимые люди стараются пользоваться Интернетом откуда угодно при малейшей возможности, причем отдельные сеансы могут достигать пятнадцати и более часов. Попытки реализовать свое влечение в условиях ограничений по времени приводят к возникновению тенденции засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех или четырех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. В самых крайних случаях присутствует употребление кофе и других тонизирующих средств для того, чтобы прогнать сон. Такие бессонные ночи способствуют появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека, после чего резко повышается вероятность заболевания. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные часы — к различным заболеваниям глаз.

        Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям интернет-зависимости примерно 54% больных не хотят уменьшить время, проводимое в Интернете. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернет и неспособными оставить эту привычку. Оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. Обычно в этих случаях применялось ограничение самого себя некоторым временным лимитом, но эти люди были не в состоянии соблюдать установленные для себя ограничения. После чего наступали попытки вообще отключиться от Интернета, выбросить модем или же вообще демонтировать компьютер с целью оградить себя от использования Сети. К сожалению, почти все через некоторое время осознавали, что не могут жить без Интернета долгое время, подобно курильщикам, у которых возникает потребность в сигарете через некоторый промежуток времени. Они возобновляли подключение к Сети, покупали новый модем и собирали обратно компьютер, чтобы опять часами просиживать в Интернете... Из-за Интернета появилась новая болезнь, сравнимая с наркоманией – это Интернетомания. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Прошу вызвать школьного психолога Евгению Владимировну.

        Что делает Интернет таким притягательным? Сеть является средством ухода от реальности и дает: возможности широкого поиска новых собеседников, удовлетворяющих любым критериям; неограниченный доступ к информации; вербализации представлений и фантазий, невозможных в обычном мире; анонимность.

        Как в случае с любой другой зависимостью, уже определены несколько степеней “погружения в иллюзорный мир”. И выделены симптомы, с наличием которых уже надо обращаться за помощью к специалистам: во снах “картинки” начинают “скролиться” (двигаться) ; когда идет подключение модема, поднимается кровяное давление, учащается пульс; во время долгого нахождения за компьютером человек испытывает нечто похожее на “повышенное сознание” – он не воспринимает свое тело и то, что происходит вокруг; в редких случаях даже наблюдается притупление чувствительности.

        Психологические симптомы таковы: хорошее самочувствие и даже эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой и учебой. “Нетоголик” испытывает сухость в глазах, боли в спине, расстройство сна, нерегулярно питается, пренебрегает личной гигиеной.

        Сама Интернет-зависимость подчиняется тем же критериям, что и другие: использование компьютера вызывает стресс; причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу человека. Специалистами описаны невероятные истории о женщинах, которые, попав в Интернет, неделями не кормили своих детей, за что и лишались родительских прав, и подростках, которые, не имея возможность выйти в сеть, крушили все вокруг, а потом, обессиленные и невменяемые, падали.

        Как же от этого лечиться? Вы можете не верить, но так же, как и от алкоголизма и наркомании. Большинство специалистов рекомендуют очную (индивидуальную или групповую) психотерапию, в процессе которой человеку дают возможность раскрыть неизвестные или забытые стороны человеческой реальной жизни. Признаком выздоровления считается, когда пользователь сам контролирует свое время, проведенное в сети, и оно не превышает 4-6 часов.

( Слайд № 11) Интернет информационно-развлекательный гигант, но и место разводов и лохотрона. Будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников. Не давайте им зарабатывать на нас.

 

        Мошенничества посредством всемирной паутины – это все те же старые лохотроны, но с учетом особенностей интернета. На территории нашей страны они пока мало распространены, но их час еще пробьет – количество пользователей интернета и услуг растет семимильными шагами. Их вкратце можно поделить на такие категории: – Фишинг: от английского – «рыбная ловля». Цель сего мошенничества – получить ваши идентификационные данные, обычно – код банковского счета. «Рыбаки» отсылают письма от имени популярных банков или платежных систем. В письмах есть ссылки на фальшивые сайты – точные копии настоящих. Вы заполняете свои данные, и вот уже мошенники имеют все пароли к вашему счету. Избежать этого лохотрона легко, важно помнить, что банки никогда не присылают писем с предложением перейти на их сайт. – Надомная работа: вам на электронный адрес приходит письмо с предложением «работы на дому». Причем, редко поясняется, в чем именно эта работа будет состоять, но вместе с тем сулят «тысячи у.е. дохода» ежемесячно. Но сначала с вас возьмут первичный платеж. В ноябре 1999 года в Лос-Анджелесе задержано 4 человека, которые разослали 50 миллионов копий электронных сообщений с предложением «надомной работы». Жертвы махинации вносили предоплату – 35 долларов. – Интернет-аукционы и торги: все просто. Покупателям обещают выслать высококачественный товар по значительно заниженным ценам. В результате – или товар не приходит вовсе или же приходит, но поддельный. – Мошенничества с кредитками: сложные и запутанные схемы удивили бы Остапа Бендера на пару с Энди Таккером. Мошенник входит в контакт с потенциальным покупателем, с предложением купить качественный товар, к примеру, за полцены. Причем, обещает сначала прислать товар, а потом получить деньги. На первый взгляд, ничего подозрительного. В это время мошенник заказывает товар, пользуясь кредитной картой другого лица. Покупатель получает желаемое и переводит договоренную сумму на счет продавца. Это – способ «отмыть» средства с «краденого» счета так, что сам комбинатор останется в тени, а виновниками в глазах друг друга и «компетентных органов» окажутся оба пострадавших. – Интернет-невесты: механизм, придуманный еще в эпоху бумажной почты. Есть анкета или симпатичной девушки, мечтающей побывать в вашей стране, или богатой вдовы, мечтающей о хорошем муже. Причем не обязательно за фотографией девушки будет скрываться особа женского пола. Обычно таким способом выуживаются номера кредиток или немножко денег «на поездку в гости».

(Слайд № 12) Азартные игры наносят непоправимый вред, занимают у ребёнка подавляющую часть времени, отвлекают от занятий и спокойного отдыха, вредят психическому и физическому здоровью. 

        Основными критериями, определяющими компьютерную зависимость (интернет-зависимость, игровую зависимость), можно считать следующие:


•     Нежелание человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) отвлечься от работы на компьютере или компьютерной игры;
•     раздражение человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью) при вынужденном отвлечении;
•     неспособность человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
•     расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
•     забывание человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
•     пренебрежение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
•     злоупотребление человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), кофе и другими подобными психостимуляторами;
•     готовность человека, страдающего компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
•     ощущение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), эмоционального подъема во время работы с компьютером;
•     обсуждение человеком, страдающим компьютерной зависимостью (игровой зависимостью, интернет зависимостью), компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

(Слайд №13) Какие угрозы наиболее очевидны:

  • Заражение вредоносными программами;
  • Доступ к нежелательному содержимому;
  • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;
  • Неконтролируемые покупки;
  • Нежелательная реклама;
  • Неточная информация. 

Информация для учителя:

  • Угроза заражения вредоносными программами. Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется целый ряд методов. Среди них можно отметить не только почту, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или загруженные из Internet файлы. Например, программное обеспечение для мгновенного обмена сообщениями сегодня является простым способом распространения вирусов, так как очень часто используется для прямой передачи файлов. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко поддаться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских программ.
  • Доступ к нежелательному содержимому. Сегодня любой ребенок, выходящий в Internet, может просматривать какие угодно материалы. А это могут быть материалы, пропагандирующие насилие и наркотики, порнография, страницы, подталкивающие людей к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, сайты с националистической или откровенно фашистской пропагандой и многое другое. Ведь все это доступно в Сети без ограничений. Часто бывает, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию.
  • Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. Злоумышленники все чаще используют эти каналы для того, чтобы заставить детей выдать личную информацию. В иных случаях это могут быть педофилы, которые ищут новых жертв. Выдавая себя за сверстника, они могут выведывать информацию о ребенке и искать личной встречи с ним.
  • Неконтролируемые покупки. Хотя покупки через Internet пока еще для многих являются экзотикой, недалек тот час, когда эта угроза может стать весьма актуальной.

Интерактивная игра (слайды 14 – 20) тест в конце

(Слайд № 21) Весь мир в одном человеке – это любовь, весь мир в экране – это Интернет.

4. Подведение итогов. Выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...