Классный час "Потребности человека"
классный час (6, 7, 8, 9 класс)

Мищенкова Рита Владимировна

Личностное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon potrebnosti_cheloveka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

Тема: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Цель: сформировать представления учащихся о потребностях человека, их

            видах;  о факторах, влияющих на потребности

            развивать способности участвовать в дискуссии, выслушивать мнения          

            других; воспитывать коллективизм, умение работать в группе;

            коррекция познавательных процессов: внимания, мышления,

            памяти, речи; коррекция поведения.

Оборудование: таблицы, картинки, раздаточный материал, солнце

Ход занятия.

I Организационный момент.

Психологический настрой учащихся, создание у учащихся эмоционального настроя на работу.

- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.

Упражнение на коррекцию внимания и зрительного восприятия.

На доске таблица. Прочитать слово, используя каждую третью букву.

НРПАБОКЛТМКРСОЕБКБАОНКЛОАИСВГТИРИ

Тема сегодняшнего занятия «Потребности человека»

II Вводная беседа.

- Ребята, а что такое потребности?

Потребность – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма.

Мы все в чём-то испытываем нужду или потребность. Но давайте начнём не с потребностей человека, а с потребностей растений и животных.

Растения: свет, вода, воздух, тепло.

Животные: вода, еда, воздух, жилище.

Человек: вода, еда, воздух, тепло, сон, жилище, отдых.

III Основная часть.

1)Человек – существо биологическое, можно сказать «человек – часть природы», поэтому он удовлетворяет потребности в пище, воде, тепле,…

Это низший уровень потребностей. Эти простейшие потребности называются биологическими  (прикрепить на доску). Из уроков биологии вы, наверно знаете, что «био» означает «жизнь». Эти потребности  нужны, чтобы жить, они есть и у животных.

2)Но для того, чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Уже  с самого раннего возраста у человека возникают и другие потребности:

  • В материнской любви
  • Общении
  • Уважении
  • Заботе
  • Защите
  • Помощи
  • Сочувствии
  • Потребность иметь друзей

Эти потребности называются социальными (прикрепить на доску).

Социальный – значит общественный. Это слово связано с жизнью людей в обществе.

3) В отличие от животных, у человека есть потребности в одежде, жилище, бытовом комфорте. Что такое бытовой комфорт? Это бытовые удобства, уют жилищ.

-удобная постель

-бытовая техника

-ванная комната

-мягкая мебель

-машина

-компьютер

Эти потребности называются материальными (прикрепить на доску).

Материальный – вещественный, реальный.

Что же ещё нужно человеку для жизни? Для интересной жизни?

  • Кино
  • Музыка
  • Книги
  • Театры
  • Увлечения
  • Интересы
  • Образование

Кто-то коллекционирует марки, кто-то занимается спортом, кто- то любит рисовать, шить, ходить в походы.

Это высший уровень потребностей, называется духовными потребностями.

Что значит духовно богатый человек? С ним интересно.

На доске получилась схема.

Потребности

Биологические                Социальные                   Материальные               Духовные

Человек стремится удовлетворить сначала самые важные потребности, а затем уже все остальные.

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и определить, к какому виду потребностей относится отгадка.

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы сможем.

И по слякотной дороге

Не промокнут наши ноги.  (сапоги – материальная потребность)

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

(книга – духовная потребность)

Рос сперва на поле в поле,

Летом цвёл и колосился.

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился,

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место  (хлеб – биологическая потребность)

Два колесика подряд,    их ногами вертят,

А поверх торчком  сам хозяин крючком.            

  (Велосипед – материальная потребность)

- Какие предметы вы купили бы для себя в первую очередь? Почему?

- Какой предмет менее значим в жизни?

- Без какого предмета можно обойтись?

- Почему человек выбирает более полезные, выгодные вещи?

Задания в группах.

Упражнение на коррекцию логического мышления, классификацию.

У каждой группы карточки с разными потребностями, их надо рассортировать.

Биологические: купить сахар, умыться, погреться.

Социальные: поиграть с другом, сходить в гости, позаботиться о кошке, попросить помощи.

Материальные: купить холодильник, новое пальто, ремонт в квартире.

Духовные: сходить в музей, посмотреть кино, почитать книгу.

Физминутка.

От чего зависят потребности? (высказывания детей)

  • От возраста
  • Пола                                   разобрать каждую потребность, объяснить
  • Вкуса
  • Климата
  • Места жительства
  • Увлечений
  • Характера

Потребности каждого человека индивидуальны: то, что необходимо одним, может быть совсем не нужно другим (зависит от пола, интереса, характера).

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются всё новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо в каком обществе живёт человек, должен быть удовлетворён, то есть нужно поесть. Но как? За столом, с помощью ножа и вилки, на красивой посуде, вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласитесь, есть разница.

Ни одну потребность невозможно удовлетворить до конца. Она возникает снова, развивается, заставляет человека действовать, работать, предпринимать какие-то усилия для её удовлетворения. Всё это говорит о безграничности, бесконечности потребностей.

Работа над содержанием сказка В Катаева «Цветик-семицветик»

  1. Какие потребности помог исполнить девочке Жене цветик-семицветик? (вазочка, Северный полюс, очутиться во дворе, игрушки, чтобы Витя был здоров)
  2. Для кого Женя просила исполнить свои желания (для себя, для других)
  3. Какого вида потребности были у Жени?
  4. Какое желание доставило ей самую большую радость? Почему?
  5. Какие черты характера проявились у Жени сначала? (жадность, зависть)
  6. Какая черта характера появилась, когда она увидела больного мальчика? Жалость, сострадание, сочувствие.

А вы знаете, что такое сострадание?

Сострадание – жалость к кому-то, сочувствие чужому страданию. Сострадать – страдать вместе, сообща. Это хорошее качество?

        Ребята, как вы думаете, бывают вредные потребности? Какие?

  • Курение
  • Тяга к алкоголю
  • Наркомания
  • Бродяжничество

Почему они вредные? (обсуждение)

Какие качества личности помогают человеку воздержаться от вредных привычек?

  • Сила воли
  • Целеустремлённость
  • Самоконтроль
  • Умение анализировать свои действия
  • Умение сказать «нет»
  • Бережное отношение к своему здоровью
  • Умение отстаивать свою точку зрения

Потребности бывают:

  • Насыщаемые
  • Труднонасыщаемые
  • Ненасыщаемые

Привести примеры.

Что делать, если потребность ненасыщаемая? Человек может зациклиться  на одной потребности (хочу в Африку), а она ненасыщаемая, т.е неисполнимая. Что же делать? (дискуссия)

Нужно переключиться на что-нибудь другое (увидеть красивое, интересное вокруг нас). Или превратить эту потребность в хобби – увлечение, любимое занятие на досуге (коллекционировать вещи, связанные с Африкой: значки, статуэтки, марки, статьи, фотографии, мультфильмы; сделать ремонт в квартире, напоминающий Африку).

        Ребята, а что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности:  биологические, материальные, духовные?

        Человек должен трудиться и зарабатывать деньги.

Хорошо работаешь - много зарабатываешь – больше потребностей удовлетворяешь.

Ситуации.

  1. Ты закончил школу, тебя увезли, купили квартиру, мебель, телевизор, еду на первое время. Какие твои потребности удовлетворили? Какие твои действия дальше? (Соблюдать режим дня, режим питания, правила поведения, чтобы и в самостоятельной жизни всё получилось, чтобы с тобой захотели общаться хорошие достойные люди)
  2. Человек не стал работать. Все его потребности сводятся к еде, выпивке, сну. Что дальше с ним случится? Какие у него остались потребности. Биологические, как у животного. Приятно ли общаться с таким человеком?
  3. Мальчик познакомился с девочкой и пригласил её в кино. Какие у них потребности?
  4. Молодой человек покупает билет на поезд за 250р. Кассир даёт ему сдачи с 1000р всего 550р. Это правильно? С каждым ли это может случиться? Нет. Образованный человек не позволит себя обмануть. Значит, очень важная потребность человека в вашем возрасте – образование (мотивация к учению)

Каждый человек должен быть заинтересован, чтобы быть культурным и образованным.

IV Итоги:

Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали.

Что нового мы сегодня узнали?

Работа с картинками.

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какие потребности на них изображены? Классификация: сопоставить картинку с определённой потребностью.

Вставить пропущенное слово в предложение.

Потребность это то, без чего……(нельзя) обойтись.

Лучше всего, когда мои желания … (совпадают) с моими возможностями.

Коррекция памяти, речи, внимания: Вспомнить понятия, начинающиеся на эту букву.

П,    М,   Д,    Б,   С,    В (потребности, материальные, духовные, биологические, социальные, вредные)

V Рефлексия: понравилось вам сегодняшнее занятие?

Какие чувства появились у вас?

Какое настроение после занятия?

На доске – солнышко. Посмотрите, какое солнышко красивое, весёлое. На каждом лучике у него по маленькому солнышку. Я хочу, чтобы взяли эти маленькие солнышки на память о сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...

Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.

Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....

Единый классный час "Человек-вселенная-космос"

Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»

Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"

презентационное сопровождение к проведённому классному часу...

сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"

успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...