Классный час на тему: "В мир музыки - с радостью!"
классный час

Хилько Оксана Владимировна

Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан. Впереди у вас целая жизнь. Будьте старательны, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_mir_muzyki_-_s_radostyu.docx27.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес

Классный час на тему:

«В мир музыки – с радостью!»

Преподавателя музыкального отделения:

Хилько Оксаны Владимировны

01.09.2017 г.

Тихо, тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом                                                           В удивительном наряде, разноцветном, расписном.                                                      И раздвинутся вдруг стены – вся земля видна вокруг:                                       Пляшут волны речки пенной, чутко дремлют лес и луг.                                           В даль бегут степные тропки тают в дымке голубой…                                          Это музыка торопит и ведёт нас за собой.

Музыка… Что мы знаем о музыке, о музыкальных произведениях, о музыкантах - исполнителях? Можем ли мы называть себя музыкантами, обучаясь в музыкальной школе?

Слово  музыка - появилось в русском языке при Петре I, оно было заимствовано из немецкого языка, в который  в свою очередь попало в средние века из латинского языка.

Итак, музыкант  — это человек, специально занимающийся музыкой как искусством; профессионал или любитель, играющий на каком-нибудь инструменте.

Липа вздыхает у сада…Чуткая музыка всюду живёт                                                           В шелесте трав, в шуме дубрав                                                                                Только прислушаться надо. Звонко струится ручей,                                             Падает гром с небосвода – это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа! Тихие слёзы свои                                                                                 Ива роняет у брода…                                                                                                         Трелью приветствуют ночь соловьи.                                                                                      Звоном ветвей, песней дождей                                                                                             Мир наполняет природа.                                                                                                           Птицы встречают восход,                                                                                             Ласточка солнышку рада!                                                                                             Чуткая музыка всюду живёт, - только прислушаться надо.

Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться её слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаём состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по её громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой .

В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду.

Что же можно исполнить на музыкальных инструментах?  (Этюды, пьесы, сонаты, вариации, цикл музыкальных пьес)

Верно. Что бы научиться играть музыкальные произведения необходимо начать занятия с гамм. Что же такое гамма?

Га́мма  — звукоряд  неопределённой протяжённости, соседние ступени которого отстают друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.

Гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные.

Мажорные гаммы строятся по принципу: два тона, полутон, три тона, полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C- dur). (исполнение)

Минорные гаммы строятся по принципу: тон, полутон, два тона, полутон, два тона. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a-moll). (исполнение)

И мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные.

Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.(исполнение)

Бемольные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют

бемоли. (исполнение гамм)

Хроматические гаммы — гаммы, строятся  по типу: полутон, полутон.(исполнение)

Расходящиеся гаммы — гаммы, начинающиеся с октавы. Играются вначале вверх, аналогично обычной гамме, доходя до начала, а потом — две руки расходятся в разные стороны. (исполнение гаммы)

Как вы думаете. Для чего нам необходимо играть гаммы на уроках?

Гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы — основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.

Но… гаммы от разных тоник будут звучать по-разному, если мы не будем применять знаки альтерации. Что это за знаки?

Диезы и бемоли. (назвать диезные и бемольные гаммы по кварто-квинтовому кругу)

Что же еще используется для развития беглости в обучении на фортепиано? 

Этюды. Что же такое этюд?

Этю́д —это  инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Сейчас в исполнении учащихся класса мы прослушаем несколько этюдов разных авторов.

Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и другие).                                            На новый уровень этот жанр вывел Фредерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах.

Среди выдающихся композиторов, писавших этюды для фортепиано — Роберт Шуман («Симфонические этюды», ор. 13), Ференц Лист («Этюды высшего мастерства»; Этюды по каприсам Паганини; Большие концертные этюды), Камиль Сен-Санс, Клод Дебюсси и многие другие.

Какие произведения у вас вызывают наибольшие затруднения при разучивании и исполнении? Музыка полифонического склада.

А что такое «полифоническая пьеса», «полифония»? Для чего мы в музыкальной школе изучаем такие произведения? (Чтобы научиться играть старинную музыку.)

Давайте, посмотрим, как танцевали старинные танцы и послушаем, какая музыка звучала в те далекие времена. (просмотр видеороликов)

Итак, старинные танцы… Основа старинной музыки, сопровождающей их – в полифоническом проведении голосов.

Какие старинные танцы вы знаете? (Менуэт, Полонез, Бурре, Сарабанда и т. д. – исполнение учащимися произведений)

Что же такое «полифония» - это вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических линий. Полифонию называют ансамблем мелодий».

Существуют различные музыкальные формы и жанры, применяемые для создания произведений полифонического склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в XIV – XVI вв. – мотет, мадригал.

Коренная особенность полифонической фактуры - текучесть, которая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. И этому мы обучаемся  в музыкальной школе. (исполнение учащимися полифонических пьес)

Очень часто мы с вами исполняем произведения  крупной формы – сонат и вариаций. Что же это такое «Музыкальная форма»?

«Музыка́льная фо́рма  — многозначный музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения».

Произведение состоит из отдельных музыкальных фраз — маленьких целостных музыкальных фрагментов. Музыкальные фразы объединяются в периоды. Периоды объединяются в части. Все эти фрагменты (фразы, периоды, части) музыкального произведения обозначаются латинскими буквами: A, B, C и т. д. Различные сочетания фрагментов образуют различные музыкальные формы.

В музыкальных школах, где обучаются дети юного возраста, изучают Сонаты, которые относятся к классической форме.

Сонатная форма — это форма, в экспозиции (1 часть) которой проводятся две контрастные темы в разных тональностях (главная партия и побочная), которые повторяются в репризе (3 часть) в ином тональном соотношении — тонально сближаясь (чаще всего, обе в тональности главной темы). Срединный раздел (2 часть) представляет собой в типичном случае «Разработку», то есть тонально неустойчивую часть, где происходит развитие предыдущих интонаций. «Реприза» и «Кода»

Сонатная форма выделяется среди всех остальных форм. Это единственная форма, которая не получила развития в танцевальных и вокальных жанрах.

(исполнение Сонаты Ф. Кулау ученицей класса)

А какие еще формы музыкальных произведений вам известны?

Еще одна из форм – Вариации. Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века). Состоит из темы и не менее двух изменённых воспроизведений. (исполнение вариаций)

Мы  в фортепианных классах очень любим играть пьесы.

Пье́са - небольшое музыкальное произведение, отражающее настроение или имеющее программное название. (исполнение пьес учащимися)

Практически в каждом нотном сборнике есть произведения - ансамбли.

Анса́мбль  — это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

В зависимости от количества исполнителей (от двух и более) ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом и т.д.(исполнение произведений в ансамбле)

Какая музыка была! Какая музыка звучала…                                                            Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.

Вот подошло к концу наше свидание с музыкой. Сегодня я хотела показать вам, светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен как океан. Впереди у вас целая жизнь. Будьте старательны, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны.

Всего вам доброго и самого прекрасного на этом удивительном пути!                       В добрый путь в мир музыки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ И ДАРИТЬ ЛЮДЯМ РАДОСТЬ»

Каждый день мы с вами идем по пути здоровья. Разные доктора помогают нам на этом пути. А какой доктор помогает нам сохранить хорошее настроение и дарить людям радость?...

Классный час на тему: "Что нужно для радости и счастья"

Разработка классного часа для обучающихся вечерней школы....

Классный час на тему: "Моя семья - моя радость"

Конспект классного часа + презентация...

Классный час по теме; " В мире музыки живем".

Классный час по теме; " В мире музыки живем"....

Классный час на тему: Здоровыми быть - жить в радости

Данная разработка может быть использована классными руководителями 6-7 классов. Позволяет развивать у детей умение вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения. Направлена на формирование...

Классный час на тему: "Чтобы радость людям дарить нужно добрым и вежливым быть!"

Классный час на формирование у обучающихся класса этических норм поведения в обществе....