Особенности установления конструктивного взаимодействия молодых педагогов с современными родителями
статья

Документ содержит выборку информации по теме "Особенности установления конструктивного взаимодействия молодых педагогов с современными родителями", какие цели и задачи должен ставить перед собой молодой педагог для установления контакта с родителями, какие фразы стоит использовать, а от каких лучше отказаться. Материал собран из различных источников, включая личный опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности установления конструктивного взаимодействия молодых педагогов с современными родителями.

Принимая новый класс, каждого учителя, волнуют вопросы: а что представляют собой мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками? Ведь от взаимоотношений учителя с родителями во многом зависит успех работы учителя с детьми. Я высоко ценю доверие родителей, их стремление общаться со мной, и сама делаю все возможное для установления самых доброжелательных и деловых отношений.  Не открою ничего нового, если скажу, что к моменту знакомства с детьми и родителями готовлюсь как к очень важному событию.
Цели: 
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности, способной к самореализации и самоопределению; 
- единая цель по развитию личности ребенка - особое основание сотрудничества семьи и школы;
- в новой образовательной парадигме родитель - субъект образовательного процесса.

Задачи: 
- повышение компетентности родителей в области воспитания детей и повышение педагогической культуры родителей;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания, семейных ценностей, здорового образа жизни;
- предоставление разносторонних возможностей для проведения  совместного досуга родителей с детьми;
- мотивация родителей  на совместную продуктивную деятельность по воспитанию детей;
- поиск совместных решений при возникновении проблемных ситуаций.

Приоритетные  направления  в работе с родителями:
- мотивация учения, интересы ребенка, его жизненные планы;
- формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере досуга, культуры, самостоятельной деятельности;
- совместная деятельность в трудные для детей периоды и в периоды кризисов взросления;
- совместная забота о здоровье детей;
- установление взаимопонимания.

Организация и условия работы с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Принципы общения с родителями:
Помнить, что их дети - самое дорогое в их жизни. Быть умной и тактичной, постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
Каждая встреча должна стать для родителей полезной и продуктивной.
На каждом собрании нужно вооружать их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения. 
Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Ожидаемые результаты работы:
- повышение уровня социальной защищенности всех субъектов педагогического процесса, уровня удовлетворенности и уровня компетентности;
- повышение социальной активности родителей;
- ориентация на сотрудничество;
- формирование партнерского взаимодействия школы и семьи; 
- формирование единого ценностно-смыслового пространства взрослых и детей.

Риски и способы их устранения
Риски:
- низкий уровень психолого-педагогической компетенции работников школы;
- методические просчеты, безграмотность при проведении родительских собраний;
- незнание или игнорирование условий успешности ведения диалога с родителями, разрешение конфликтов.
Способы их устранения:
- формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей;
- освоение педагогами диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями; 
-внедрение форм организации совместной деятельности родителей и детей.

Предлагаемая модель организации взаимного сотрудничества учителя с родителями, которая включает в себя следующие позиции:
- состояние единства семьи и школы;
- воспитательные возможности семьи;
- участие родителей в учебно-воспитательном процессе и управлении классом;
- распространение опыта семейного воспитания;
- диагностика взаимодействия;
- анализ эффективности и действенности данной работы.

Стоит ознакомить родителей с функциями семьи:
- регулирование физического и эмоционального развития;
- влияние на интеллектуальное развитие;
- ознакомление ребенка с социальными нормами;
- формирование ценностных ориентаций;
- социальная поддержка.

Из своего опыта. В этом году я являюсь классным руководителем 9 класса. Это один из важнейших этапов на ступени образования. К родительским собраниям готовлю брошюры, например: «Советы родителям как помочь детям подготовиться к экзаменам», «Как справиться с тревожностью и стрессом при подготовке к экзаменам», «Правильное питание для стимуляции умственной деятельности» и предлагаю воспользоваться советами и рекомендациями, представленными в них. Так же оговариваются такие моменты, как: 
    Родительские «нельзя» при соблюдении режима дня.
    Отношение к отметкам ребенка.
    Пожелания психолога.

Работая с родителями, стараюсь достичь обоюдного откровения, понимания, создаю условия для взаимодействия родителей не только с учителем, но и между собой, со школой и школьной администрацией.

Кроме работы с коллективом родителей, большой упор делаю на индивидуальные беседы. Родители положительно отнеслись к внедрению с моей стороны смс-оповещений о предстоящих событиях (собраниях, праздниках), об успеваемости учащихся (результаты промежуточных аттестаций, тренировочных экзаменов, о спорных отметках). Так же нормой являются телефонные звонки родителям или от родителей по возникшим вопросам (особенно индивидуальные беседы с родителями неуспевающих детей, которые редко посещают родительские собрания). Не всем родителям приятно, когда результаты их ребёнка афишируют, поэтому подобная практика очень удобна. К тому же оповещения родителей напрямую более действенны, так как дневники не всегда проверяются вовремя, а учащиеся не всегда доносят до них всю необходимую информацию.

Так же для родителей, которые не смогли прийти на родительское собрание и не имеют возможности посетить школу информацию дублирую через Viber. То есть отправляю сканы ученических работ, основную информацию с родительского собрания.

Я убеждена в том, что взаимоотношения с родителями укрепляются при соблюдении следующих требований:
- стараться дать родителям то, в чем они нуждаются (выслушать их проблемы, показать понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
- не забывать, что родители смотрят на школу глазами детей (сначала установить контакт с детьми, а затем с их родителями);

- уважать личность ребёнка;
- делиться накопленным педагогическим опытом с родителями;

- проводить мероприятия с участием и родителей и детей (походы, праздники, собрания).

Решение проблемных ситуаций стараюсь организовать таким образом, чтобы учащийся сам озвучил родителям, в чём заключается проблема, причём «здесь и сейчас» - снова же по телефону, чтобы не было упущено время. Таким образом, объясняя – он сможет сам в ней разобраться и на родителей это действует гораздо лучше, чем слова учителя.

Кроме этого, стоит отметить, что к родителям, так же, как и к детям стоит подбирать индивидуальных подход. Кто-то заинтересован в сотрудничестве и требует максимум информации, кто-то нет – и до таких родителей нужно донести в ненавязчивой форме, что их роль в воспитании стоит на первом месте и достижение положительного результата осуществимо только в совместной деятельности родителей и учителей. Особенно это важно для молодого педагога, к которому родители относятся с бóльшим недоверием.

Поэтому при решении обсуждении трудностей, прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих учащихся ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу». Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций.

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.

Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями?

Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому».

В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».

Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка. В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка».

Конечно, использование этих приёмов не гарантирует, что получится найти подход к любому родителю. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эффективного и конструктивного взаимодействия и общения родителей с подростками.

Цель программы – способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с подростком....

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...

Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками.

Рекомендации педагога-психолога родителям по установлению эффективного взаимодействия с подростками....

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...

Перспективное планирование взаимодействия с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями)

Перспективное планирование взаимодействия с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями)...