открытый классный час "Спаси Байкал"
план-конспект урока (7 класс)

открытый классный час "Спаси Байкал"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого классного часа

на экологическую тему в «Спаси Байкал»

учитель: Баинова Ю.Ю.

класс – 7.

2018-2019 уч.г.

Форма урока:

- игра

- обсуждение

- опора на жизненный опыт учащихся

Цели:

  1. Формирование представления об экологических ситуации озера Байкал;
  2. Формирование нравственной оценки нарушений в окружающей среде и природе.
  3. Воспитанию любви к своей малой Родине.
  4. Побуждение детей к участию в мероприятиях, направленных на сохранение природы.

Оформление: презентация, листы, карандаши и фломастеры для оформления листовки, жетоны

Ход мероприятия

  1. Орг. момент

Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся и гости нашего урока. Сегодня мы проведем игру «брейн-ринг», для этого нам надо разделиться на 2 команды (учащиеся выбирают из коробки небольшие бумажки красного или синего цвета, и так образуется 2 команды). Команды выбирают капитанов и придумывают себе название. Итак, команды разделились, назовите свои названия – учащиеся называют свои команды. Викторина будет проводиться в несколько этапов, в течение которых вам надо отвечать на вопросы; отвечать может любой член команды, подняв руку. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Все фишки в течение игры надо приклеить на шаблон озера Байкал, который лежит у каждой команды на столе. В конце игры мы посмотрим, чье озеро получилось самым красивым!

В начале, давайте послушаем стихотворение М.Ф.Кривошеина

Ученица Мотова Настя:

  «…Когда силой чудотворною
Огонь подземный разорвал
Меж горами степь просторную –
Хлынул волнами Байкал…
... Вдруг утес – гора упорная –
Преградила путь ему
И, как крепость непокорная,
Не пускала вдаль волну…
Но напряг он грудь свободную –
С треском рухнула гора –
И по ней волной холодною
Зашумела Ангара!..»  
(слайд № 1)

Учитель: самые первые известные стихи о Байкале вышли в 1765 году. В том году в Санкт-Петербурге была опубликована книга «Енисейский округ и его жизнь», где впервые был упомянут Байкал.

Итак, тема нашего урока «Спаси Байкал!» (Слайд № 2)

II этап

Разминка – факты о Байкале.

Для начала, давайте вспомним, что вы знаете о священном озере. Назовите как можно больше фактов о Байкале. За каждый правильный ответ вы будете получать один балл.

Ответы учащихся:

  1. Байка́л (бур. Байгал далай) — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибирисамое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды.
    Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием 
    флоры и фауны, бо́льшая часть видов животных эндемична. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.(слайд № 3)
  2. Байкал — самое глубокое озеро на Земле.
  3. По данным исследований И. Д. Черского (XIX век) в Байкал впадало 336 рек и ручьёв, и это число учитывало только постоянные притоки[4]. Более современных данных по данному вопросу нет, однако иногда приводятся цифры в 544 или 1123 (которые приведены в результате подсчёта распадков, а не постоянных водотоков).
  4. Самые крупные реки, впадающие в Байкал — это СеленгаВерхняя АнгараБаргузинТуркаСнежнаяКичераТыяГолоустнаяБугульдейка. Из озера вытекает только одна река — Ангара
  5. Байкал завораживает не только красотой, но и редкими видами животных, птиц, рыб и растений (слайд № 4 ) - омуль, голомянка, байкальская нерпа, байкальская эпишура, байкальский осетр, кедр сибирский, ходульные деревья, реликтовый ельник, байкальские губки, глубинные широколобки,  турбеллярии, баргузинский соболь, лиственница-долгожитель, и многие другие.(слайды № 5,6,7,8)

III этап – «Экологические проблемы Байкала» - (Слайд № 9)

Ученица Франтенко Даша:

«…Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

"Мертвое море - священный Байкал".

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу - не спит иркутянин во мгле.

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты хрустальная печень страны!

И кто-то добавил из глубины:

"Байкал - заповедная совесть страны".

Плыл я на лодке краем Байкала.

Вечер подсвечивал вполнакала.

Но неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории -

"Эти, Байкал загубили которые?»…»

(Андрей Вознесенский)

Учитель: Байкал – это главная драгоценность Сибири, в которой сокрыты многие сокровища нашей страны, это достояние всего народа, но ни для кого не секрет, что люди в современном мире разучились ценить природу и ее богатства. Многие из вас знают, насколько напряжена экологическая ситуация в мире. С какими проблемами озеро сталкивалось и сталкивается сегодня? (учащиеся отвечают на вопрос)

1.хозяйственная деятельность людей, проживающих на территории Байкала (слайд №10)

2.строительство промышленных предприятий

Самые крупные из производств на Байкале:

Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат (слайд № 11),

 Транссибирская железная дорога (слайд № 12), 

Мраморный карьер в Слюдянке (слайд № 13).

3.строительство дорог (на острове Ольхон строительство дороги оценили в 2 млн руб.) – (слайд № 14)

4.браконьерство

5.пожары и вырубка лесов.

6. На берегу озера Байкал в Слюдянском районе собираются построить китайский завод по розливу питьевой воды. Продукцию будут поставлять сразу в Китай. В связи со строительством завода встревожились как местные жители, так и ученые. Они считают, что строительство завода может погубить Байкал, который и так задыхается из-за воздействия человека.(слайд № 15)

 Все эти факторы негативно сказываются  на природе Байкала.

Для сравнения, обратите внимание на следующий слайд – здесь показано Аральское море, которое находится  на грани высыхания и виной всему человеческая деятельность (слайд № 16,17)

Аральское море — бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) быстро снижается вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья. До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. Чрезмерный забор воды для полива сельскохозяйственных угодий превратил четвертое в мире по величине озеро-море, прежде богатое жизнью, в бесплодную пустыню. То, что происходит с Аральским морем – настоящая экологическая катастрофа, вина за которую лежит на Советской власти. В настоящий момент высыхающее Аральское море ушло на 100 км от своей прежней береговой линии возле города Муйнак в Узбекистане

IV этап – «Конкурс капитанов»

 А теперь переходим к викторине, посвящённой озеру Байкал. Капитаны приглашаются для участия в конкурсе.

 Пока капитаны отвечают на вопросы, команды также участвуют в конкурсе лучшего девиза и листовки на тему «спаси Байкал»

  1. Назовите известные Байкальские ветра. (Сарма, Баргузин, Верховик, Култук, Харахаиха);
  2. Какова площадь водной глади Байкала? (557 тыс. км);
  3. Каков возраст озера Байкал? ( около 25-35 млн.лет);
  4. Какая самая большая глубина озера? (1637 м);
  5. Какова особенность Байкальской воды? (прозрачная, холодная, содержит много кислорода);
  6. Назовите самый крупный остров озера Байкал. (остров Ольхон: 71 км в длину и 12 км в ширину);
  7. Как называли озеро Байкал в древние времена? («Золотое озеро» - по алтайски; « Огненное  озеро» - по бурятски; «Северное море» - по китайски; «Богатое озеро» - по якутски; «Лама» - по эвенски);
  8. Сколько рек впадает в Байкал? (336 рек и ручьёв);
  9. Назовите самые крупные притоки озера. (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма);
  10. Какая рыбя является живородящей? (голомянка);
  11. Почему большую часть видов растений и животных, обитающих на Байкале, называют эндемиками? (т.к. они обитают только в этом водоёме);
  12. Благодаря чему Байкальская вода остаётся прозрачно чистой? Какие естественные «фильтры» обитают в Байкале? (рачок эпишура фильтрует воду Байкала);
  13. Какую птицу называют сеятельницей тайги? (кедровку: припасая кедровые орехи про запас, она зарывает их в землю по одной ей понятной схеме, но не все свои тайники находит потом эта птица, и зёрнышки, проснувшись в земле, прорастают прочным зелёным огоньком);
  14. Какие известные виды рыб, обитающих в Байкале, вы знаете? (таймень, голомянка, омуль, осётр, бычки и др.).

(подведение итогов)

V этап – «Спасем Байкал»

Учитель: давайте обсудим, что можно сделать для спасения озера? Назовите свои варианты.

Учащиеся предлагают свои варианты:

Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Учитель: Какие варианты решения этой проблемы предпринимают люди вокруг? Благодаря социальным сетям, распространилась волна петиций (слайд № 18) и одиночных пикетов против строительства завода, например звезда российского шоубизнеса Сергей Зверев выступил на красной площади против строительства завода (слайд № 19)

А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Команды  предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения). Защита своих проектов.

 

Подведение итогов:Давайте посмотрим чье озеро Байкал получилось самым красивым и наполненным водой! Итак победила команда - _______________

VI этап

Рефлексия

В 2019 году вокруг завода поднялся шум, дошедший до высшего руководства страны. Со срочными проверкам на стройку пришла прокуратура, в Иркутской области начались митинги и пикеты. Итог — 15 марта 2019 Кировский районный суд Иркутска вынес решении о приостановке работ до полного устранения нарушений.(слайд № 20)

А Вы бывали на Байкале? Чем он вам запомнился? Каким вы хотели бы его сохранить для своих детей?(слайд № 20) - Ответы учащихся

Что надо сделать, чтобы Байкал не повторил судьбу Аральского моря? - Ответы учащихся

Вам понравился урок?

Спасибо за внимание!(слайд № 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Проблема Байкала"

Урок "Проблема Байкала" относится к урокам курса географии России. Природа(8 класс). Реализация  образовательных, развивающих и воспитательных целей осуществляется через урок-ролевую игру научную...

Открытый урок "Озеро Байкал- жемчужина Сибири".

Для изучении данной темы был использован проектный материал, инновационным приемом является применение компьютерной техники,Интернет-ресурсы. Проблема взаимозависимости человека и природы не новая,она...

Классный час "Байкал" 1

БАЙКАЛ, пресноводное озеро на юге Вост. Сибири. С древних времен его называют священным морем, славным, седым и грозным. Среди множества эпитетов можно выделить такие как: «мировой источник питьевой в...

Классный час "Байкал" 2

Продолжение к классному часу "Байкал" 1. БАЙКАЛЬСКИЙ заповедник. Климат озера Байкал и его побережья. Хребет Хамар-Дабан. Прозрачность воды....

Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)

Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...

Классный час "Байкал - жемчужина планеты"

Классный час "Байкал - жемчужина планеты".  Форма - литературная композиция, где использованы стихи Дамбы Жалсараева, Галины Раднаевой Солбоной Туяа....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...