Профилактика правонарушений.
консультация

Кузнецова Ольга Викторовна

Для профилактики правонарушений учителю необходимо найти подход к каждому ученику – доказать  необходимость для других его существования. В этой статье попробую показать, как я это делаю.

               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_pravonarusheniy._doc.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА  ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

    В условиях социально – экономического кризиса в последнее время возрастает наркомания, токсикомания, алкоголизм, суицидность. Идет криминализация подростковой среды, омоложение преступности, растет рецидивная преступность среди несовершеннолетних. Причин тому множество

Например

1. Процессы, происходящие в обществе:

– несовершенство законов в работе правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

2. Состояние семьи, ее атмосфера:

– неполная семья;

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток телефон пожалуйста . телефон в школу пожалуйста);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;

К  факторам риска также относятся: ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей,неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Как правило, ребенок или подросток получает клеймо «трудного», если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы.

Иногда дети становятся проблемными  из-за какого-то 1 факта. Например из-за неуспеваемости, которая  может  происходить вследствие:

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

И из-за этого, как снежный ком,  могут появиться  следующие проблемы

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

–употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– тяга к азартным играм;– курение;

– нездоровые сексуальные проявления.

– грубость;– драки;– прогулы;– пропуски занятий;– недисциплинированность на уроках;

– вымогательство;– жестокое отношение к животным;– воровство;

– нарушение общественного порядка;– немотивированные поступки.

– равнодушное;– скептическое;– негативное;– ожесточенное отношение к воспитательным мероприятиям

Безусловно, таким детям необходима педагогическая поддержка и реабилитация.

В нашей школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

· гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

· разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

· возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Если бы этого не было намного больший процент учащихся попал бы под определение «трудные подростки»

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Возьму для примера свой 8 А класс.

Коллектив класса существует не с начала обучения. Изначально существовало два класса 4А и 4Б(СКК) Также  часть ребят ранее обучались в других учебных заведениях. 8 уч-ся воспитываются в неполных семьях – это 35%

5 уч-ся ( 21%) воспитываются с отчимами

2 ребёнка(11%) – опекаемые

Только у 7 (это 33%) семьи полные, но  благополучными и эти семьи тоже назвать нельзя из-за конфликтов между родителями, проблем с алкоголем и т.д.)

При организации  учебной деятельности учителя испытывают определённые трудности, т.к. родители уделяют недостаточное внимание, в семьях преобладает попустительский стиль общения. Дети не чувствуют заинтересованности родителей в своих успехах. Интеллектуальный фон семей низкий, поэтому дети не могут получить помощи со стороны взрослых на этапе закрепления, повторения изученного материала и при подготовке домашних заданий.

И как  результат, проблемы с успеваемостью:

- регулярно по предварительным итогам мы имеем 16 неуспевающих (более 70%)

И чтобы все эти 70% не стали проблемными, мною как классным руководителем планируется работа.

Во-первых, работа по профилактике употребления психически активных веществ среди несовершеннолетних ( в каждом полугодии начиная с 5 класса проходят классные часы, лекции, беседы  о наркомании, курительных смесях, алкоголе и их влиянии на организм),И пусть иногда слышу ОПЯТЬ ПРО Наркотики– мечтаю напугать их на  всю жизнь)

В классе проводится  работа по формированию у учащихся здорового образа жизни. Регулярно проводим анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска 

 В классе ведется  работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям индивидуально и на родительских собраниях, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

В силу индивидуальных личностных особенностей учащихся сплочённость коллектива недостаточная (я это связываю как раз с объединением в один класс уже на  средней ступени обучения). Но часто проводимые классные мероприятия, вечера, поездки благоприятно влияют на сплочение коллектива. Также я  постоянно веду углублённую работу по обучению неконфликтным формам общения, через индивидуальные беседы, игры, проблемные ситуации..

Но было бы явно ошибочным приписывать мой авторитет как единственный,           или авторитет класса.

Референтность  человека или коллектива в глазах школьника может ограничиться какой-то определённой сферой. Например, мнение одноклассников будет значимым в вопросах досуга, но при выборе  будущей профессии референтным окажется мнение родителей, а в вопросах внешнего вида  важным станет мнение  виртуальной группы в Интернете в Контакте. Наличие у подростка референтной группы сверстников не является угрозой отношений с родителями и учителями.

Но с другой стороны – авторитетной может оказаться асоциальная группа.!!!                                                                                      Один из ведущих мотивов вхождения в такую группу – это необходимость места в социуме, где молодой человек ощущает свою нужность.

 И таким образом, учителю необходимо найти подход к каждому – доказать  необходимость для других его существования.

Как это сделать?                

В этом году межличностные отношения  в классе.

В лекциях звучит следующее – никакого авторитарного стиля руководства учителем,  а только ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ.

- уважительное отношение к ученикам. Спокойный тон, корректность замечаний

- внимание к словам ребёнка. Зачастую мы занимаем пренебрежительную позицию, прерывая не дослушивая до конца

- использование юмора

- активное использование положительной оценки.                                                                                            -Всё это не снижает дисциплины, но способствует созданию комфортной  атмосферы в классе

Я не знаю на 100% правильна ли такая модель поведения учителя, но такова сейчас политика в образовании.

Я работаю именно так, но,  не смотря на тот самый комфортный климат в классе, один ученик  попадает всё же  в асоциальную группу вместе с ребятами из параллельных классов. Он же  задерживается правоохранительными органами за распитие спиртных напитков.

Моя главная задача сейчас, чтобы больше такого не повторялось, а для этого я пользуюсь всё теми же методами-

-Не ставлю на ребенке крест 

- уважительно отношусь, доверяю словам ребёнка, который  обещает, что больше такого не будет

- заинтересовываю в общественной жизни класса: во всех мероприятиях, праздниках, соревнованиях, поездках эти ребята не только активные  участники, но организаторы.

-Не использую нравоучений

-  воспитываю на положительных примерах.

 В результате,  этот ученик записался в военно-патриотический клуб «Гром», который  в своё время помог  моим сложным ученикам из предыдущего выпуска.

Будем работать дальше. Спасибо за внимание

Рекомендации

классному руководителю по работе с трудновоспитуемыми детьми,

 детьми группы «риска».

Основные направления профилактической работы.

  1. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
  2. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
  3. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  4. Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым  контролировать  занятость трудновоспитуемого в свободное время.
  5. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашать на Совет профилактики школы.
  6. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  7. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
  8. Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
  9. Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
  10. Привлекать родительскую общественность для перевоспитания ребенка.
  11. Поддерживать тесную связь с детской комнатой милиции. Организовывать встречи с работниками РОВД.
  12. Проводить профилактические классные часы  и коррекционно-развивающие занятия (тренинги, игры)

   Психологические аспекты

  1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
  2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
  3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
  4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
  5. Не ставьте на ребенке крест.
  6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
  7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
  8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
  10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.

 Подведение итогов .

    Вся работа начинается с классного руководителя, который лучше других знает своих «трудных» учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, завучами, социальным педагогом, психологом, медсестрой, родительскими комитетами, инспектором ПДН и т.п.). Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений

Главная  задача  профилактической  работы  в  системе  правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадап...

презентация «Система работы администрации МОУ СОШ №168 по профилактике правонарушений ».

«Система работы администрации  МБОУ СОШ №168по профилактике правонарушений  »....

Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Среди основных причин правонарушений обучающихся с проблемами в развитии можно выделить следующие факторы:неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ ...

Профилактика правонарушений среди учащихся

Общешкольная работаРабота с классомИндивидуальная работа...

«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...