Проект на тему: "Принципы гуманистического воспитания"
проект

Улановская Ольга Анатольевна

Цели работы:

1) дать характеристику гуманистической концепции воспитания;

2)конкретизировать научные знания о принципах гуманистического воспитания;

3)дополнить теоретические научные знания собственными практическими результатами

Задачи:

1)уточнить психолого-педагогические характеристики гуманистического воспитания;

2)разработать на основе принципов гуманистического  воспитания воспитательную технологию и применить её на практике.

Объект исследования: педагогический процесс в конкретном классе

Предмет исследования: воспитательный процесс

Практическая ценность: результаты могут быть использованы классными руководителями в воспитательной работе в любом классе общеобразовательной школы.

      

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Принципы гуманистического воспитания

                                   

Автор:Улановская Ольга Анатольевна

МКОУ «Старополтавская СШ»

                                                                 Старополтавского района

                                                               Волгоградской области

                                                                         учитель истории и социально-

                                                                 политических дисциплин

-3-

Введение.

 Личность человека формируется  и  развивается  под  влиянием многочисленных факторов,  объективных и субъективных, природных и общественных,  внутренних и внешних,  независимых и зависимых  от воли и сознания людей,  действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
        Понятие "воспитание" - одно из  ведущих  в  педагогике. Оно употребляется  в  широком и в узком смысле.  Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление,  как воздействие общества  на  личность.  В  данном  случае воспитание практически отождествляется с социализацией.  Воспитание в узком смысле рассматривается  как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях  педагогического процесса.  Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Целенаправленное управление   процессом   развития  личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально  организованная  воспитательная  работа.  Там,  где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,  возрастные и  индивидуальные особенности детей;  используются положительные влияния общественной и природной среды;  ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
    
Актуальность. Учителя школ, воспитатели детских домов и интернатов, школьные психологи, врачи, социальные педагоги - все практические педагогические работники ведут очень трудную ежедневную работу по воспитанию детей и подростков в различных образовательных учреждениях

-4-

и нуждаются в помощи методической, моральной, социальной со стороны многих институтов. Школьная среда (как и все общество) характеризуется такими тревожными явлениями, как снижение моральных требований к человеку, моральный индифферентизм в вопросах отношений между людьми, духовная пустота, ориентация на материальное благополучие любой ценой и удовольствия, агрессия, жестокость, правонарушения, пессимизм, наркомания, алкоголизм. Это касается не только России, во всем мире остро стоят вопросы воспитания и социализации молодежи, в особенности в развитых странах.

Острота проблем воспитания детей и молодежи определяется и усугубляется наличием комплекса проблем развития западной и всей мировой цивилизации, в том числе и проблем России. Итак, с одной стороны, проблемы воспитания, стоящие перед практиками; с другой стороны, педагогики-теоретики предлагают, как им и следует делать, пути решения проблем воспитания детей и молодежи. Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука кратко можно обозначить так: гуманистическая педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой.

Нашему современному российскому обществу нужны свободные,  творчески- активные, интеллектуально-развитые, духовно-богатые личности, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, готовых к нравственному поведению и созидательной деятельности на благо своей Отчизны. Этого можно достичь только воспитанием  на основе ненасилия, поддержки, выращивания самореализующейся личности, поиска и стимулирования творческого, активного развития «самости» каждого школьника, ребенка - вот кредо, воспитательная идеология, концепция современной либеральной, демократической, гуманистической педагогики.

К сожалению, многим учителям, которые сами прошли тоталитарную школу, воспитание в которой было направлено на подавление «самости»

-5-

личности, очень сложно перестроится, принять  концепции гуманистического воспитания. В их воспитательной работе  преобладает  жесткая регламентация и контроль за сознанием воспитанника, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм. Преодоление этих недостатков требует  разработки  гуманистической концепции воспитания. 

Цели работы:

1) дать характеристику гуманистической концепции воспитания;

2)конкретизировать научные знания о принципах гуманистического воспитания;

3)дополнить теоретические научные знания собственными практическими результатами

Задачи:

1)уточнить психолого-педагогические характеристики гуманистического воспитания;

2)разработать на основе принципов гуманистического  воспитания воспитательную технологию и применить её на практике.

Объект исследования: педагогический процесс в конкретном классе

Предмет исследования: воспитательный процесс

Практическая ценность: результаты могут быть использованы классными руководителями в воспитательной работе в любом классе общеобразовательной школы.

       


     

 

-6-

Глава I. Сущность и основные положения теории                                                                         гуманистического воспитания

1.1. Цели и задачи гуманистического воспитания

Современные научные представления о воспитании  сложились  в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
      Уже в период средневековья сформировалась теория  авторитарного воспитания,  которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми.  Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка,  Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.
      Как выражение  протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания,  выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять,  а всемерно стимулировать в ходе воспитания  естественное развитие ребенка.  Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и  самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
    Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг.  ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей,  на развитие их самостоятельности и самоуправления.
    Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира.  Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике  воспитания  постепенно                                   

-7-

начали  преобладать  жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов. Преодоление этих недостатков требует  разработки  гуманистической концепции воспитания.

      Слово «гуманизм» в переводе с латинского языка означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманистическое воспитание –  это прежде всего процесс гуманизации пространства детства.

Гуманизация пространства детства – это процесс, который распространяется не сразу по всему воспитательному полю, а постепенно движется по направлениям, целенаправленно организованным или найденным и умело используемым педагогом. Наиболее важной идеей гуманистического воспитания является рассмотрение детства не как подготовки к будущей взрослой жизни, а как сама жизнь. Нужно отказаться от постоянного противопоставления жизни взрослых и детей. При котором взрослая жизнь представляется как более значимая, достойная большего внимания и уважения, чем детская. Тезис об изначальной сверхценности  взрослой жизни приводит к тому, что мы делаем вывод о том, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребёнка к миру взрослых. Адаптация, основанная на полном повиновении, ведёт в конечном счёте к отрицанию личности ребёнка. Педагоги-гуманисты утверждали, что в основе воспитательной деятельности педагога должна лежать идея абсолютной ценности детства, а в основе взаимоотношений педагога и ребёнка как полноправного субъекта этих отношений – интересы и потребности ребёнка.                    

Т.о. основополагающим принципом воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства является принцип уважения личности ребёнка и его прав. Именно такой подход

-8-

делает педагогическую деятельность важным средством воспитания человечности, доброты, душевной чуткости детей.

      В современном российском законодательстве права ребёнка трактуются, как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности. Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребёнка во всех сферах жизнедеятельности. Отмечается, что дети, как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления, что они не могут действовать наравне со взрослыми, а нуждаются в специальной охране и защите.

       Права ребёнка представлены в Конвенции ООН  - универсальном международном договоре, обязательном для подписавших его сторон. Конвенция о правах ребёнка ратифицирована Верховным советом СССР 13 июля 1990 года. Появление Конвенции сыграло определённую роль в процессе гуманизации образования, т.к. этот документ оказал воздействие  на сферу профессиональной этики педагогов. Конвенция призывает взрослых к ответственности за судьбы детей, подчёркивает, что хотя детство – это время самого интенсивного развития человека, становления его личности, именно в детстве человек наимение защищён и нуждается в поддержке и помощи старших. В конвенции излагаются основные права детей. Признание их педагогами имеет принципиальное значение для реализации пространства детства. Ибо уважительное отношение учителя к ребёнку является его положительной основой.

        В современной педагогической науке впервые систематизированы права ребёнка. Доктор педагогических наук, профессор, основатель научной школы «Гуманистическая парадигма воспитания и обучения» Роза Алексеевна Валеева в докторском исследовании выделила три основные правовые подсистемы: социальную, средовую и личностную.

Первая группа прав «социальная подсистема» ставит  права ребёнка на

-9-

более высокий социальный статус. Сюда отнесены права детей на равенство со взрослыми в обсуждении общих проблем, на жалобу, на протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями по любому вопросу, на защиту от произвола взрослых право на защиту своего здоровья, на тайну, на самостоятельное управление собственной жизнью, на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам, на  уважение сегодняшнего дня и часа (ребёнок живёт сегодня, и он ценен именно сегодня).

Вторая группа прав – средовая или физическая. Она включает в себя требования контроля над окружающей ребёнка средой для нормального физического и психического развития.

Третья группа прав – личностные права. Это права, связанные с внутренней жизнью ребёнка, главное из которых, право быть самим собой. Признание этого права не означает педагогической пассивности – речь идёт о ненасилии над природой ребёнка. Об отказе подвести его под стандарт или привести в соответствие с целями,  которые поставили перед собой взрослые. Признавая право ребёнка быть тем, кто он есть,  воспитатель создаёт условия для развития ребёнка, проявляя доброжелательность и понимание.

Гуманистическое воспитание осуществляется  в актах социализации,  собственно воспитания и саморазвития личности. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой.  Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического  воспитания:  создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
        В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности  и  своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление

-10-

природы,  признать приоритет его субъектности,  развитие  которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания появляется  возможность  переосмыслить  влияние  человека  на  свою жизнь, свое право и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала, понять соотношение между внутренней свободой  выбора личности в саморазвитии и самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.

1.2.Личностный подход в концепции гуманистического воспитания                                                         

Среди гуманистических тенденций функционирования и  развития воспитания  в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек  становится  в  реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность,  в свою очередь,  позволяет сформулировать ведущий  в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.  Ведущий  он потому,  что все остальные принципы,  имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние  условия его осуществления.  Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как  фактор  гармоничного  развития личности  в том или ином возрастном периоде.
       Процесс общего,  социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает  единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению  независимо  от  его индивидуальных особенностей.  Данный подход требует

-11-

и того, чтобы сам воспитанник воспринимал себя такой личностью и видел ее в каждом из окружающих людей. Личностный подход предполагает,  что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности для них,  а не как к средству для достижения своих целей.
       Личностный подход -  это  и  персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств,  переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях  равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.  Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремления учащегося к саморазвитию,  изучает его активность, создает условия для самодвижения.  Естественно,  что  при  этом особое значение имеют профессионально-ценностные ориентации педагога,  связанные с  его отношением к учащимся,  к преподаваемым предметам, к педагогической деятельности.
      Диалогизация педагогического  процесса требует применения целой системы форм сотрудничества. При их внедрении должна соблюдаться определенная последовательность,  динамика:  от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач к постепенному нарастанию их собственной активности до полной  саморегуляции в  обучении и появления отношений партнерства между ними.
       В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации  и творческой направленности педагогического процесса.   Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода.  Он предполагает непосредственную мотивацию

учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к  конечному результату.  Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных

-12-

целей.  Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для  самореализации  личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей.
                Глава II. Психолого-педагогические условия реализации                        принципов гуманистического воспитания.

2.1. «Педагогика свободы» - ведущая константа гуманистического воспитания.

 Принципы гуманистического воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и при любых условиях организации образования.  Все принципы определенным  образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и  реализуется только  при  условии осуществления всех остальных принципов. 

Ведущей антропологической константой гуманистического воспитания является категория свободы. Для педагога важно осознание противоречия между категориями свободы и необходимости. Различие этих категорий приводит гуманистическую педагогику к ответу на вопрос, что есть цель, а что есть условие развития человека. В статье «Гуманизм и свобода», О.С. Газман сопоставляет понятия «свобода» и необходимость. Именно в подмене понятия «свобода» понятием « необходимость» автор видит искажение самой сущности исследуемого понятия. « Педагогика свободы» рассматривалась им как теория и практика деятельности педагогов профессионалов, ориентирующихся на развитие у детей свободоспособности. Он подчёркивал, что решение этой проблемы трудно в России, где педагоги, сами прошедшие « тоталитарную школу», должны учить свободе своих учеников. Он пришёл к выводу, что воспитательная деятельность, направленная на обеспечении ребёнку « свободы от» предполагает защиту ребёнка от подавления и

-13-

оскорбления достоинства. В том числе и от его собственных комплексов, а воспитание в духе «свободы для» означает создание благоприятных условий для развития автономного «само» человека. Но ведь ребёнок по самой своей природе зависит от взрослых, в чём и видит автор парадоксальность постановки вопроса о свободе ребёнка. Одна из самых ярких идей, рождённых в рамках «педагогики свободы», идея педагогической поддержки ребёнка в образовании, которая состоит в совместном с ребёнком определении его интересов, целей. Возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ребёнку сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Гуманизация пространства детства вовсе не означает отказа от педагогического процесса как такового или замены его панибратскими отношениями между педагогом и детьми, анархию и безконфликтность педагогического процесса – напротив,  гуманизация  пространства детства означает большую упорядоченность детской жизни, серьёзные нагрузки для детей, обеспечение детям ситуаций спонтанного и осознанного выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы. В сущности, речь идёт о гуманизации педагогической деятельности.

      Современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности:

-обеспечение внутренних условий для развития «самости» (установки, потребности, способности)

-создание благоприятных внешних условий ( среда обитания) для психического и биологического ( физического) существования и развития ребёнка ( питание, одежда, мебель ,учебные и другие образовательные средства);

- организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых.

-14-

      Возможно так охарактеризовать гуманистические максимы(принципы) воспитания:

- ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;

-самореализация педагога – в творческой самореализации ребёнка;

- всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;

- дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

- доверяя, не проверяй

- признавай право на ошибку и не суди за неё;

- умей признать свою ошибку;

- защищая ребёнка, учи его защищаться.

2.2.Роль коллектива в формировании личности

 Говоря о самостоятельности, индивидуализации личности, интересах отдельного человека, нельзя забывать об интересах общества. Человек, как биосоциальное существо становится человеком только в обществе, т.е. социализируется. Образование как часть социализации есть средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство, средство освоения детьми знаний об окружающем мире и способов его познания.

Воспитание как часть социализирующего образования есть специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Индивидуализация в образовании есть система средств, способствующая осознанию растущим человеком своего отличия от других. Проблема

-15-

соотношения « педагогики необходимости» (социализации) и педагогики свободы ( индивидуализации) в предельной форме выражается в знакомой всем позиции «коллектив и личность».

Именно переход к личностно-ориентированной педагогике, закономерно связанный с психологизацией воспитания, воспринимается многими как кризис традиционного воспитания и по целям, и по технологиям. С раннего детства ребёнок воспитывается и самореализуется в коллективе и при его поддержке (семья, ДОУ, школа), но его успех будет зависеть от личной свободы, которая является величайшим общественным достоянием.

 При недавно существовавшей в России тоталитарной государственной системе всё индивидуальное подавлялось общим (коллективным), поэтому сейчас в воспитательной работе предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы. Если товарищеская среда – школьный класс, отряд, бригада, кружок  - невелирует личность, формирует слепое подчинение,конформизм, а не самостоятельность и человеческое, гражданское достоинство, то какие бы благородные политические, социально- значимые цели не ставились при этом, такие общности есть суррогат коллективности. Школа максимально использует силу воспитательного коллектива, его традиций, общественного мнения, самоуправления в целях нравственного воспитания. Поддерживает движение от стихийного патриотизма и интернационализма, свойственного детской среде, к патриотизму и интернационализму, коллективно осознанному, действенному.

   В современной психолого-педагогической литературе употребляются два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей ( на заводе, в цехе, в бригаде, ПТУ, школе, студенческой группе и т.д.); второе: под коллективом понимается высокий  

уровень развития группы.

-16-

    В этом случае речь идёт о качественных характеристиках: целеустремлённости, сплочённости, духовном единстве и т.д. В условиях школы объединение учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно сообразно задачам воспитания. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, позволяет воспитателю рассматривать коллектив, как явление педагогическое. Следует учитывать, что  в ученической среде возникают различные объединения ( по увлечённости, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе такого общения развиваются одухотворённые

межличностные отношения, а первичный коллектив обретает ярко

выраженную специфику деятельности и функционирует как явление социальное.

       А.С.Макаренко в « Педагогической поэме» дал синтетическую картину жизни детского коллектива. В теоретических статьях и выступлениях по

вопросам методики организации воспитательного процесса он дополнил её анализом организационной и духовной структуры детского коллектива и взаимодействия его элементов, разработал целостную систему формирования личности в коллективе.

       Теория коллектива, разработанная А.С. Макаренко, пронизана идеями гуманизма. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива: перспективных линий, параллельного действия, отношений ответственной зависимости, гласности и др., обеспечивали чёткую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Все эти педагогические принципы направлены на то, чтобы пробудить лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищённость, уверенность в своих силах, сформировать

потребность в постоянном движении вперёд.

-17-

     А.С.Макаренко часто использовал понятие «настроение», но особенно чётко весь результат физической и психической деятельности членов коллектива выступает у него в понятиях «стиль» и «тон» коллектива. Во-первых, стиль отношений между педагогами; во-вторых, отношения воспитанников к своему коллективу, к его достижениям; в-третьих, культуру поведения членов коллектива в обществе; в-четвёртых, самочувствие ребёнка в коллективе (защищённость, дружеское единение).Стиль и тон отражают также эмоциональную готовность членов коллектива действовать во имя его интересов; наличие у воспитанников коллективистких чувств солидарности, гордости за коллектив, чувства коллективной чести, достоинства и так далее; относительно устойчивое настроение коллектива; внешнюю эстетику коллектива; эстетику движения и др.

      Т.о. в понятие «стиль» и «тон» коллектива А.С.Макаренко включал всю гамму проявлений духовной жизни коллектива. Считал их показателем характера сложившихся в коллективе отношений, традиций, общественного

мнения, уровня воспитанности коллектива, состояние его духа, настроенности и направленности.

       Все вышеуказанные процессы в своей совокупности представляют органическое единство. По А.С.Макаренко, «мажор» в коллективе возможен, только если есть активность, товарищеское единение всех членов коллектива. Идея защищённости, привычка торможения, ощущения собственного достоинства, красота быта и т.д. «Мажор» - это следствие точного порядка дня, чёткой дисциплины, уверенности в том, что завтра тебя не покинут.

         

  Глава III. Воспитательная технология «Я – гражданин России»

3.1.Цели и задачи

       Наша воспитательная система разработана  на основе теории гуманистического воспитания и ценностных концепций В.А.Караковского, О.С.Газмана, С.Д. Полякова, Н.Е.Щурковой и др. и теснейшим образом

-18-

связана с ведущей педагогической идеей школы, которая предусматривает развитие гуманистической воспитательной системы как отношенческой сферы, включающей в себя детей, взрослых (педагогов, сотрудников, родителей), являющейся социально – психологической нишей личности и способствующей ее самореализации; предоставление всем ученикам одинаковых стартовых возможностей; создание условий для самореализации личностей; развитие индивидуальных способностей ребенка; выявление способных и одаренных детей; укрепление физического здоровья учащихся.

      Реализация данной воспитательной системы рассчитана на длительный период, который является продолжением воспитания детей на первой ступени – в начальной школе, цель которого – выявить и развить добрые наклонности детей практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье. Вторая ступень – воспитание и образование в среднем звене (5 -9 кл.) направлена на создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности. Третья ступень – воспитание и образование в старшем звене (10 – 11кл.), целью которой является  воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, достойного гражданина своего Отечества.

                                    3.2.Практические результаты.

      Воспитательная технология «Я –гражданин России» была применена на практике в конкретном классе в течении 5 лет и продолжает успешно действовать на третьей ступени. Прежде всего были определены главные цели и задачи.

        Цель: воспитание конкурентно – способной личности: интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, готовой к нравственному поведению и созидательной трудовой деятельности на

-19-

благо Отчизны.

Главная задача: создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

      Работа строилась по следующим направлениям: личность; патриотизм, гражданственность; нравственность, духовность; семья, здоровье; интеллект;

 творчество.

 Исходя из этого, поставлены следующие воспитательные задачи:

1.Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

2.Формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщения к  общечеловеческим ценностям;

3.Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявление и поддержка нестандартности, индивидуальности.

4.Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

5.Развитие познавательных способностей;

6.Формирование способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свои интеллектуальные умения;

7.Стремление формировать свои действия по эстетическим, этическим и культурным критериям, воспитание чувственной сферы, чуткости и видения прекрасного.

8.Формирование самосознания, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире

Способы достижения цели:

1.Организация разнообразной творческой деятельности детей:

-в процессе обучения на уроках;

-вне процесса обучения: участие в творческих, инициативных группах, коллективах, кружках, участие в школьных и окружных мероприятиях;

-20-

2.Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника:

-различные формы коллективной и групповой работы со школьниками: игровые, состязательные, творческий труд, художественное творчество, психологические, позволяющие ребенку адекватно воспринимать самого себя;

совместный поиск идеалов, совместное решение нравственных задач, моделирование проблемных ситуаций, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей школьников.

Осуществление данной программы стало возможным  при соблюдении следующих принципов гуманистического воспитания:

1.ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

2.самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

3.всегда принимай ребенка таким, какой он есть;

4.все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

5.не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

6.дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

7.не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

8.признавай право на ошибку и не суди за неё.

9.умей признать свою ошибку.

10.защищая ребёнка, учи его защищаться.

       ОСНОВНАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО СООБЩЕСТВА: ДОСТОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК, СПЛОЧЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ.

       Применение  данной воспитательной технологии в течение пяти лет (5-9кл) показало её эффективность. Ученики  класса являются активными участниками многих общественных дел (праздники, марафоны, КВН, выставки и т.д.) На  базе класса созданы хоровой коллектив и  хореографический ансамбль «Задорный каблучок», в котором занимаются 16 учащихся из 20. Ежегодно хор и ансамбль становились  победителями  

- 21-

районного конкурса  художественной самодеятельности «Звёздный дождь», дважды стал лауреатом областных слётов- конкурсов  патриотической молодёжи, имеет районные и областные грамоты и награды, публикации в газете. Помимо этого все учащиеся класса занимаются в кружках и секциях, работающих на базе  « Центра Досуга» ( кружок вокального пения, духовой оркестр) и ДЮСШ ( настольный теннис, шахматы, секции футбола и баскетбола). Ребята принимают активное  участие в областной программе ОАШ ( «Неделя добра», проект «Забота», Всероссийская  региональная ярмарка проектов). Ежегодно большинство учащихся класса становятся участниками международных и Всероссийских конкурсов ( «Золотое Руно», «Российский медвежонок», «Британский бульдог»), а так же победителями и призёрами школьных и районных предметных олимпиад.

      Особое внимание учащиеся уделяют патриотическому направлению. Каждый год ребята готовят и проводят открытые  школьные мероприятия, показывают литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами. В 2010 году класс стал победителем районного конкурса литературно-музыкальных композиций, посвящённых 65-летию Победы.

      Созданы и активно работают  органы самоуправления, организовано активное сотрудничество с социальными партнёрами : родительским комитетом, работниками культуры, районным комитетом по делам молодёжи, физкультуры и спорта, центром помощи семьи и детям, ДЮСШ, и др. В классе созданы традиции, поддержанные органами ученического самоуправления : создание фото и видео архива, оформление портфолио класса. Такая занятость не только не мешает, но и способствует учебному процессу.  В классе высокий уровень успеваемости и качества знаний. Пятеро учеников закончили  9 классов с отличием, всего из 20 учащихся 12 занимаются на «хорошо» и «отлично», остальные не являются «тихими

-22-

троечниками», а стараются достичь уровня ударников.  В классе наблюдается здоровая конкуренция, быть лучшим престижно, ребята не боятся

выделиться, стать лидером.

      Мы считаем, что этому способствует педагогика ненасилия, педагогика свободы, когда детям предоставляется возможность самим принимать решения, самим выбирать, что для них важнее, интереснее и нужнее.

      Эту систему, основанную на принципах гуманизма, возможно применить в любой школе, в любом классе. Особых условий для этого не требуется, единственным условием является совместная работа педагогов, родителей, детей, иных социальных партнёров, построенная на принципах взаимоуважения, а так же огромное желание педагога передать своим воспитанникам все свои умения и знания.

-2-

Оглавление

Введение.                                                                                                         3

 Глава I. Сущность и основные положения теории                                  6                                         гуманистического воспитания

1.1. Цели и задачи гуманистического воспитания                                       6

1.2. Личностный подход в концепции гуманистического воспитания    10                         

Глава II. Психолого-педагогические условия реализации

 принципов гуманистического  воспитания.                                               12

 2.1. «Педагогика свободы» - ведущая константа гуманистического                            воспитания.                                                                                                     12

 2.2. Роль коллектива в формировании личности                                       14

Глава III Воспитательная технология « Я - гражданин России»           17

  3.1.Цели и задачи                                                                                          17

  3.2. Практические результаты                                                                     18

Заключение                                                                                     23

Литература                                                                                      25

Приложения

-23-

Заключение

Итак гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание –  это прежде всего процесс гуманизации пространства детства, в основе которого лежит принцип уважения личности ребёнка и его прав. Спецификой цели гуманистического  воспитания является создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
   Сейчас в связи с вычленением индивидуализации появляется необходимость выделить особый педагогический процесс, его обеспечивающий,  педагогическая помощь ребёнку и его поддержка в индивидуальном развитии, в саморазвитии. В систему педагогической поддержки должны включать и психологическую и социальную и медицинскую постольку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. Если полагать, что целью образования (ст. 14 Закона РФ « Об  образовании) является создание условий для самоопределения  и саморазвития личности, то эта задача на сегодняшний день не может быть решена только в рамках процессов обучения и воспитания. Самоопределение – это прежде всего личностный выбор. А он предполагает соотнесение знаемого о требованиях внешнего мира с самим собой, своими индивидуальными возможностями, способностями, трудностями, установками, с достигнутым и желаемом в себе. Согласно гуманистическому подходу, образование направлено на формирование базовой культуры личности, которая является основой для определения и описания содержания  

-24-

воспитания и включает в себя совокупность «культур», а именно: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения.

    Рассмотренные закономерности, если взять их в совокупности, дают представление о том, какой должна быть практическая организация воспитательного процесса. Нужно хорошо осознавать, что определение принципов практической деятельности есть не исходный пункт исследования, а его заключительный этап, поскольку принципы верны лишь тогда, когда они соответствуют сущности этой деятельности.  Т.о рассмотренные выше закономерности воспитания выступают как основополагающие принципы, или требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу в школе.

-25-

Литература

1.Амонашвили Ш.А. Ушинский К.Д /Ш.А.Амонашвили // Антология гуманной педагогики М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998, 2002.

2. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 296с.

3.Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: "Школа-Пресс", 1995.

4.Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика./ И.Д.Демакова -  М.: Издательский дом «Новый учебник», 2003. — 239с.

5.Классному руководителю : Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова .- М. : Владос, 2001.- 280 с.; 

6.Лизинский В.М.Практическое воспитание в школе. В 2 ч. Часть 1./ ВМ.Лизинский; Под.ред. Л.Ю.Ермаковой, А.Д.Луниной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

7.Лизинский В.М.Практическое воспитание в школе. В 2 ч. Часть 2./ ВМ.Лизинский; Под.ред. Л.Ю.Ермаковой, А.Д.Луниной. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.

8.Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания/ С.Д.Поляков;Отв.ред. В.М. Лизинский. – М. Центр «Педагогический поиск», 2004. – 176 с.

9.Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики./С.Д.Поляков; Под  ред. В.М Лизинского. -  М.: Центр « Педагогический поиск», 2007. -176с

10.Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.

11.Сластёнин В.А. ПЕДАГОГИКА/ Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

12.Цырлина Т.В. Школы в Америке: события, факты, традиции, альтернативы.

-26-

/Т.В. Цырлина; Под.ред. В.М. Лизинского, Е.В.Переяславцевой. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 – 160 с.

13.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Пед. общество России,1998.- 250 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Смоленков Д.Ю. - Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств (доклад по общей педагогике) февраль 2012 г.

Доклад был написан мной во время обучения на первом курсе ЛГУ им. А.С. Пушкина по предмету Общая педагогика.Название доклада - "Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практ...

Статья "Личность в концепции гуманистического воспитания"

Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические ...

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"...

Методическая разработка на тему: Принципы системы физического воспитания

Методическая разработка на тему: Принципы системы физического воспитания...

«Воспитание через здравомыслие» (приемы гуманистического воспитания)

Обозначив специфику гуманистической педагогики как системы воспитания постиндустриальной эпохи, укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания. Это: (1) воспитание доверием, забот...