Смоленков Д.Ю. - Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств (доклад по общей педагогике) февраль 2012 г.
статья на тему

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Доклад был написан мной во время обучения на первом курсе ЛГУ им. А.С. Пушкина по предмету Общая педагогика.
Название доклада - "Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств".
Объём доклада довольно небольшой - 7 страниц формата А4.
Работа создана с целью заинтересовать будущих родителей воспитательными аспектами восточных боевых искусств.
В докладе приведены сведения из истории развития боевых искусств, суждения о сущности боевых искусств выдающихся мастеров будо, а также мысли о возможности использования некоторых аспектов будо в условиях жизни людей в современной России.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленков Дмитрий Юрьевич

Доклад на тему:

Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств.

План

  1. Вступление.
  2. Восточные боевые искусства как средство физического и духовного оздоровления людей.
  3. Зарождение и развитие боевых искусств.
  4. Бусидо – кодекс чести самурая.
  5. Боевые искусства как средства оздоровления.
  6. Мастера будо, их мораль и мировоззрение.
  7. Комплексное воздействие будо (на примере айкидо) на человека.
  8. Рациональный подход к освоению знаний, предоставляемых будо.
  9. Заключение.

*            *           *

«В здоровом теле – здоровый дух».

(Александр Суворов, российский полководец)

«Кунг-фу – это, пожалуй, одна из самых древних систем безоружного боя: практикуется для укрепления здоровья, совершенствования разума, а так же для самообороны».

(Брюс Ли, основатель джиткюндо)

«Будо – священный путь, вдохновлённый богами и ведущий к истине, совершенству и красоте; это – духовный путь постижения бесконечности Вселенной и Высшего замысла творения».

(Морихеи Уэсиба, основатель айкидо)

«Цели айкидо – дух миролюбия и круговые движения»

(Масатаке Фудзита, секретарь основателя айкидо, сихан)

«Почти все девяносто лет своей жизни я посвятил каратэ…   Я отдался изучению каратэ всецело: сознанием и телом, сердцем и душой. И вот из совершенно неуверенного в себе, слабого и очень мнительного ребёнка я превратился в сильного и решительного мужчину».

(Фунакоси Гитин, основатель карате)

«Я не знаю, как побеждать других; я знаю, как побеждать себя…»

(Ягю Мунэнори, мастер меча)

                                                                  1.                                                                                                                                         «Каждое утро миллионы жителей Китайской Народной Республики спешат в парки и на площадки для того, чтобы начать свой трудовой день с занятий тайдзи-цюань. Удивительная жизнестойкость древней системы физических упражнений объясняется просто: эффективность тайдзи-цюань проверена на миллионах занимающихся в течение почти четырёх веков».

Эти слова мы слышим из уст президента Федерации ушу России Глеба Музрукова в его  документальном фильме «Тайдзи. Дыхание Вселенной».

Кадры фильма тоже производят впечатление: мы видим людей всех возрастов, занимающихся китайской гимнастикой в меру своих сил и способностей в обычном городском парке, через который многие идут на работу.

Что дают людям эти занятия? Чем привлекает их боевая гимнастика ушу?

                                                                 2.

 В последние десятилетия в нашей стране почти все имели возможность услышать о японских и китайских боевых искусствах. Даже люди далёкие от этой материи что-то слышали, что-то знают, имеют какое-то представление об этом. Жаль лишь, что представление это почти всегда ошибочно. Боевые искусства представляются многим чем-то непонятным, сложным, далёким от жизни, ненужным, а подчас и смешным. Они вызывают интерес,  отвращение, безразличие, но редко-редко кто задумается о том, какую пользу они могут внести в воспитании граждан нашей страны.

Мне думается, приобщение наших граждан к культуре восточных боевых искусств будет способствовать как физическому, так и духовному оздоровлению общества России.

                                                                 3.

 Нужно сказать несколько слов об истории возникновения и развития боевых искусств.

Задатки их относятся к эпохе возникновения самого человечества. Но то, что мы знаем сейчас как мир восточных единоборств, вырабатывалось веками и обрело статус искусств и даже чего-то большего, чем искусство, не так уж и давно, почти в наше время, при жизни наших отцов и дедов.

Окунаясь в историю возникновения будо (боевых искусств), мы отчасти погружаемся в область мифологии. И всё же занятие это не бесполезное.

Есть мнение, что японские боевые искусства произошли от китайских. Или, во всяком случае, испытали сильнейшее влияние китайских стилей. И это не миф: менее ста лет назад слово «карате» записывалось иероглифами, которые можно перевести как «китайская рука», и лишь позже стало писаться иероглифами, значащими «пустая (без оружия) рука». Это лишь один из примеров.

Китайское же кунг-фу (условное название всех китайских стилей) более самобытно. Не исключаются заимствования китайцами некоторых индийских оздоровительных практик, но, заимствовав кое-что, китайцы создали ,всё-таки, новые самостоятельные стили.

Есть легенда, утверждающая, что кунг-фу изобрёл основатель дзен индийский монах, двадцать восьмой патриарх буддизма, Бодхидхарма. Придя в Китай и не найдя там признания своего учения, он удалился в Шаолиньский монастырь, где просидел молча глядя в стену 9 лет. Мышцы его от такого образа жизни атрофировались, и он стал работать над восстановительными упражнениями - получилось кунг-фу. Эта легенда интересна тем, что показывает создание боевых искусств не как неких техник, направленных на убийство, на разрушение, а , наоборот, как создание техник оздоровительных, несущих жизнь.

Эта мысль кажется мне очень важной.

В наше время, когда многие люди стали слишком агрессивны, видя в агрессии вполне допустимое средство самозащиты, а подчас и нападения, мысли средневековых и современных мастеров боевых искусств об их ремесле  как о средстве достижения мира и гармонии представляются мне весьма полезными и своевременными.

В глазах нынешнего обывателя пропаганда боевых искусств часто ассоциируется с пропагандой насилия. Доказать что-либо такому человеку очень трудно в силу его предубеждённости и абсолютного незнакомства с предметом. И всё таки доказывать нужно. И надо это делать путём популяризации боевых искусств как одной из основ здорового и полноценного образа жизни.

Принято считать, что с приходом в страны Азии хорошего огнестрельного оружия отношение к боевым искусствам изменилось, произошла их переориентация на другие цели. Раньше хорошее владение мечом давало серьёзный шанс остаться живым в бою. Японские самураи тренировались помногу часов в день, чтобы добиться совершенной техники, от которой зависела их жизнь. Спасти свою жизнь и победить врага – какой стимул мог быть действеннее? С приходом огнестрельного оружия всё изменилось. Любой человек, потренировавшийся в умении наводить пистолет и нажимать курок в течение нескольких дней, мог убить отличного мастера, потратившего на изучение системы самозащиты 20-30 лет. Самураям это, конечно, не понравилось. Наступала эпоха, когда боевые искусства оказались вроде бы развенчаны, т.к. уже не могли защитить своих адептов от смерти. Многие школы будо прекратили своё существование, мастера унесли секреты своих стилей в могилы, т.к. желающих перенять их уже не находилось.

Но упадок будо продлился недолго. Вдруг заметили, что боевые искусства являлись не только средством защиты от чьих-то ударов, но школой жизни. И перестав учиться в этой школе, люди утратили нечто очень важное.

Хочу сказать ещё несколько слов об обретении нового взгляда на боевые искусства. Новым этот взгляд был не для всех. Многие и в те далёкие годы рассматривали будо не только как средство самозащиты, но и как путь обретения духовных ценностей, способ достижения буддийского просветления. Поэтому, да, можно говорить о том, что многовековое искусство войны с конца XIX – первой половины XX века для многих вдруг предстало как искусство гармонизации мира, но можно так же сказать, что корни «мирного» будо уходят вглубь истории Японии и Китая.

Существует замечательное сказание о мечах Масамунэ и Мурамаса. Это были два выдающихся мастера меча, исповедавших, однако, разные принципы. Масамунэ считал, что меч должен нести жизнь, а Мурамаса предназначал своё оружие для убийства. Когда мечи двух этих мастеров воткнули в дно реки, то меч Мурамаса рассекал травинки и листья, которые несло течение, в то время как меч Масамунэ не причинял вреда – трава и листья ОГИБАЛИ его.

Мы видим, что в суровые времена средневековья в Японии находились люди, посвятившие себя боевым искусствам не из желания убивать, а с целью сохранить жизнь, сберечь прекрасное, уничтожая лишь то, что таит в себе угрозу.

Самый, пожалуй, прославленный японский самурай Миямото Мусаси, живший на рубеже XVI-XVII веков и написавший прекрасный трактат об искусстве боя «Книга пяти колец», никогда не вступал в бой с теми своими знаменитыми современниками-мастерами будо, которые не видели в победе над каждым сильным мастером цель и смысл своей жизни, возможность самоутверждения. Известно о его дружбе с некоторыми столь же умелыми самураями, что, вообще говоря, не вполне было свойственно той эпохе.

Возможный учитель Миямото Мусаси и, во всяком случае, его современник дзэнский монах Такуан Сохо пишет в одном из своих трактатов: «Меч – не орудие убийства. Стратег, не постигший сути «меча жизни», - любитель-новичок».

Вот лишь некоторые примеры, подтверждающие мысль, что гуманизм был свойствен военной мысли Японии в довольно суровые времена.

                                                             4.

 В наше время широко известно не так уж много видов восточных единоборств. Люди знают о карате, дзюдо, айкидо, дзюдзюцу (часто неверно называемое «джиу-джицу») – и почти всё. Справедливости ради надо сказать, что, действительно, видов единоборств не так уж много.

В средневековой Японии речь не шла о нескольких (или нескольких десятках) видах боевых искусств. Их было огромное множество: столько, сколько самурайских дворов. Самурай во многом был подобен нашему дворянину: человек привилегированного класса, не обязанный работать, но обязанный воевать за своего господина. Всё свободное время самурай отдавал тренировкам, проходившим во дворе его дома. Участвовать в них могли дети, другие родственники, друзья и слуги самурая. Каждый такой двор и был, по сути, самостоятельной школой боевых искусств, обладавшей уникальным стилем, своими особенностями и секретами. У каждой школы были свои принципы, свои представления о долге и чести.

В наше время часто говорят о бусидо – кодексе чести самурая. Такое понятие, безусловно, существовало, но представления об этом «кодексе чести» у различных самурайских семей, у различных кланов были весьма различны.

Будо не было просто системой защиты, оно было некой философией, часто даже религией, строго регламентирующей всю жизнь своего последователя. Самурай не мог отзаниматься физическими упражнениями положенное количество часов, а затем делать, что захочется; он должен был следовать принципам своего боевого искусства всегда и во всём. В Новом Завете есть слова: «Что бы вы ни делали, едите вы или пьёте, делайте всё во славу божию». Это высказывание можно смело приложить к образу жизни самурая. Самурай не профессия, а образ жизни, мироощущение.

Поэтому во множествах «кодексах чести», существовавших у различных самурайских родов, предписывались правила поведения на всю жизнь, которые, конечно, разнились меж собой. Одни считали, что для самурая неприлично заниматься поэзией и музыкой, так как это делает мужчину мягким, женственным, нестойким. Другие считали, что путь самурая – это путь гармоничного развития, и самурай обязан помимо воинских искусств быть хорошим каллиграфом, поэтом и танцором. Были, безусловно, и общие для многих кланов ценности. Очень высоко ценилась верность: верность господину, принципам, друзьям, жене. Ронин – самурай, оставшийся без господина, и до сих пор для японцев является чем-то неприличным, а само слово используется как ругательство. Ценилось, так же, наличие увлечений, способствующих развитию полезных для самурая качеств. Например, увлечение верховой ездой было одновременно и развлечением, и тренировкой, и такое «соединение приятного с полезным» всецело поддерживалось.

Несмотря на наличие на протяжении веков множества противоречащих друг другу «кодексов чести самурая», содержащих порой смешные и нелепые запреты или рекомендации, эти установки помогли выработать те полезные, рациональные, гуманистические принципы, которые стали позже  мировоззренческими и этическими основаниями современных японских боевых искусств, и которые мы теперь можем использовать для воспитания подрастающего поколения.

                                                            5.

 Столь популярные теперь во всём мире японские боевые искусства в современном их виде были созданы не так уж давно. Датой основания дзюдо его создателем Дзигоро Кано считается 1882 год. Первая официальная демонстрация карате в Японии его основателем Фунакоси Гитином  прошла в 1916 году. Название «айкидо» впервые было использовано Морихеем Уэсибой в 1941 году. Сохранились многие документы о жизни основателей этих стилей: их фотографии, мемуары, рекомендации, стихи и даже видеозаписи , позволяющие увидеть выполнение боевых техник их создателями.

В мемуарах японцев часто встречается один и тот же факт: слабого здоровьем мальчика родители заставляют заниматься будо для того, чтобы поправить его здоровье. Великий японский кинорежиссёр Акира Куросава пишет в своих мемуарах, что в детстве был болезненным ребёнком, и родители отправили его заниматься кэндо (японское самурайское искусство борьбы на мечах). Он вставал каждое утро в пять утра и шёл на тренировку, успевая позаниматься несколько часов перед школой. Акира Куросава настолько укрепил своё здоровье, что прожил длинную творческую жизнь и умер на 89-м году жизни.

 Будущий отец современного каратэ Фунакоси Гитин родился недоношенным, и родители каждый день ждали его смерти. Он выжил, но был очень слаб. Для улучшения здоровья его отправили заниматься каратэ. Боевые искусства в то время в Японии были запрещены, поэтому в течение нескольких десятилетий ему приходилось заниматься карате тайно, ночами, совмещая эти тренировки в детстве – с учёбой, а в юности и зрелости – с работой. Фунакоси Гитин не только выздоровел, основал современное каратэ и дожил до 90 лет, но и до последних дней жизни активно практиковал будо.

Будущий основатель айкидо Морихей Уэсиба был очень болезненным ребёнком и сильно увлекался религией. Чтобы физическая слабость и религиозность не повлияли на мальчика дурно, родители отправили его заниматься плаванием и сумо. Морихей Уэсиба прожил 86 лет, был одним из лучших воинов своего времени, и на видеозаписях мы можем увидеть в какой прекрасной боевой форме он находился всего за несколько недель до смерти.

Надо сказать, что Морихей Уэсиба и Фунакоси Гитин являются кумирами Чака Норриса, семикратного непобеждённого чемпиона мира по каратэ, тренера, киноактёра. Судя по той прекрасной спортивной форме, в которой находится Чак в свои 70 лет, и по обилию совершаемой им работы, он сумел кое-чему у них научиться.

Я привёл эти примеры, чтобы показать, насколько отлично наше представление о боевых искусствах от представлений японцев. Если японские родители отправляют своих детей в додзё (место для тренировок и медитации, спортзал), чтобы те обрели здоровье, то наши родители подчас и здорового ребёнка боятся отправить на тренировку, переживая, как бы его там не покалечили. Очень часто в нашей стране к будо относятся не как к оздоровительной гимнастике и средству самодисциплины, а как к «мордобою». Следствием этого отношения является то, что дети идут не в додзё, а во двор, пагубное влияние которого, увы, не нуждается в доказательствах.

                                                              6. и 7.

  Но что кроме физического здоровья несут нам японские будо? Вновь обратимся к великим сенсеям (учителям) в этой области.

Повторюсь, боевые искусства Японии, как их понимали основатели, вовсе не являются  обучением «мордобитию». Будо оздоравливает организм занимающегося, но и это не является его главной целью. Это, скорее, нормальное следствие тренировок – регулярная практика правильного, естественного для тела движения приводит к хорошему физическому состоянию, к «мышечной радости». Так что же является целью будо? Формирование конструктивного мировоззрения, которое поможет человеку найти своё место в мире.

Как искали свой путь новаторы будо?

Любопытна в этом смысле автобиография Фунакоси Гитина «Каратэ-до – мой жизненный путь». Если взять образ, что возникает в мозгу обывателя при слове «каратэ» и сравнить его с Фунакоси Гитином ,автором и героем его автобиографии, то общих черт не будет вовсе. Создатель каратэ ничем не похож на «каратистов» псевдогероических фильмов.

Будучи крайне болезненным, Фунакоси Гитин начал заниматься каратэ для поправки здоровья. Со временем он так увлёкся, что стал подумывать о том, чтобы сделать каратэ делом всей жизни. Окончив педучилище, будущий о-сенсей стал работать в школе учителем начальных классов. Дни он проводил в школе, ночи – в додзё. Так как официально заниматься будо в то время в Японии было нельзя, на тренировки приходилось ходить тайно. Видя его по утрам, возвращающимся домой, соседи думали, что он падок до женщин. Всю жизнь основатель провёл в работе и тренировках. Зарплата учителя была столь мала, что даже по большим праздникам он мог угостить своих детей только сладкой картошкой – конфеты были не по карману. Читая мемуары мастера, мы видим, что он был очень простым, искренним, честным человеком. Жена и дочка до старости считали его большим ребёнком. Что, однако, не помешало ему создать одно из лучших современных боевых искусств.

Ещё при жизни Фунакоси Гитина каратэ стали превращать в спорт, чего он не хотел и с чем не был согласен. Для о-сенсея каратэ было чем-то очень далёким от соревнований, стремления быть «круче» всех и умения разбивать напоказ кирпичи ребром ладони.

Человеком выдающихся душевных качеств являлся, также, основатель айкидо Морихей Уэсиба. Начав заниматься будо по настоянию родителей, он, как и Фунакоси Гитин, со временем увлёкся этим всерьёз. Самозабвенно занимаясь, Уэсиба вскоре достиг значительных успехов и стал одним из сильнейших бойцов своего времени. Он участвовал в русско-японской войне 1905 года, обучая японских солдат старому самурайскому боевому искусству айки-дзюцу. Морихей Уэсиба занимался в различных додзё, освоил несколько стилей рукопашного боя и со временем  начал разрабатывать собственное боевое искусство, первоначально получившее название айки-будо, позже названное айкидо.  

Айки-будо, преподаваемое Морихеем Уэсибой в 1920-30-е гг. и айкидо, преподаваемое им после 1945 года, во многом различны.

Будучи в молодые и зрелые годы крепким мужчиной и отличным бойцом, Уэсиба работал в , так называемом, «жёстком» стиле. Его додзё  считалось одним из самых травматичных в Японии. Выдерживать проходившие в нём многочасовые суровые тренировки могли лишь хорошо подготовленные, сильные и талантливые бойцы. В эти годы Уэсиба воспитывает блестящую плеяду учеников, ставших впоследствии всемирно известными мастерами боевых искусств и даже основателями новых стилей будо.

С годами, однако, отношение Уэсибы к «пути воина» меняется. Он меняет название своего боевого искусства с айки-будо (боевой путь гармонизации мира) на айкидо (путь мировой гармонии), делает тренировки более мягкими, меняет характер базовых движений и , главное, меняет во многом своё мировоззрение.

Надо сказать, что Морихей Уэсиба всегда много времени уделял религиозной философии, поискам смысла жизни. Его духовные искания оказали большое влияние на айкидо. Оно всё больше становилось искусством «мягкого» разрешения конфликтов. Подобно некоторым японским мыслителям прежних времён, он пытался сделать свой меч не мечом смерти и разрушения, а мечом, несущим жизнь. Но как это сделать?

О-сенсей пришёл к мысли, что нападающий всегда проигрывает. Это утверждение имеет некоторое физиологическое обоснование. Нападающий, прежде чем сделать выпад, задумывается. От этого его атака получается недостаточно быстрой, «надуманной», заторможенной. Хорошо натренированный атакуемый реагирует на атаку спонтанно, инстинктивно (а спонтанное движение всегда быстрее «надуманного») и ответным движением успевает нейтрализовать её и выиграть схватку.

Морихей Уэсиба задумался, также, о покидающих человека с годами силах. Пока ты молод, ты можешь победить любого, но старея, ты теряешь силы и проигрываешь. Как найти выход из этой ситуации?

Бой – это столкновение сил двух противников, не так ли? Кто-то из них нападает, кто-то обороняется. В бою ты работаешь с чужой силой, и пока ты не решил напасть и проявить свою силу, победить тебя нельзя. Работать можно только с явленной уже силой противника. Проявляя свою силу нападающий, таким образом, даёт тебе возможность работать с ней по твоему усмотрению. Он как бы сам отдаёт себя в твои руки. Но что делать, если противник атаковал с силой значительно превосходящей твою? Как можно победить его? О-сенсей так отвечает на этот вопрос. Во-первых, нужно уйти с того места, на которое направлен удар противника. Мгновенно уйти с линии его атаки, дать ему «провалиться», встреть пустоту там, где он ожидал встретить препятствие. Уйдя с линии атаки, нужно подхватить нападающего по касательной и вовлечь его в центробежное движение. Твоя сила здесь не будет иметь значения, значение будет иметь лишь очень точно и быстро выполненное движение: уход с линии атаки должен составлять одно целое с вовлечением противника в центробежное движение и броском-ударом. Сила же будет использована та, с которой нападающий «вложился» в атаку. Чем большую силу вложил противник в свою атаку, тем более сильный урон он ощутит.

Эти принципы, считал основатель, можно использовать не только в бою, но и в повседневной жизни. Занимаясь айкидо, человек не только выучивается управлять своим телом, умело распоряжаться своим временем и приобретает другие полезные привычки и навыки, но он ещё и учится разрешать жизненные конфликты конструктивно.

                                                             8.

 Традиционные боевые искусства Востока несут в себе много полезного для западной цивилизации, для нашей страны, для людей всего мира. Но значит ли это, что мы должны их принимать именно в таком виде, в каком они были созданы, со всем их национальным колоритом и всевозможными условностями? Вовсе нет.

Наша цель – использовать то полезное, то действенное, то рациональное, что есть  в этих искусствах, избегая, по возможности, того, что нам не нужно или не интересно.

Восточная боевая гимнастика – отличный инструмент в борьбе за человеческое счастье.

                                                               9.

 Многие боевые и оздоровительные практики Японии и Китая хороши тем, что ими могут заниматься люди любого возраста и любого уровня подготовленности. Заниматься можно в додзё, дома, во дворе, в парке, на берегу реки, на даче. Занятия эти не требуют денежных вложений, а требуют лишь желания и немного свободного времени. Не все из занимающихся станут хорошими мастерами будо, но это и не нужно. Важнейшая задача воспитания, как мне кажется, сделать человека счастливым, научить его мыслить и действовать конструктивно, созидательно, работая на благо общества, которое видит своё счастье в гармоничном сосуществовании людей друг с другом и с природой.

                                                                                                                    (февраль 2012 г. СПб.)

Использованные материалы:

Литература:

Гитин Фунакоси  «Карате-до  – мой жизненный путь»,

Куросава Акира  «Жабий жир» (автобиография) (журнал «Иностранная литература» 1993 N 5),

Ли Брюс  «Джиткюндо: путь опережающего кулака» (Минск «Современное слово» 2000),

Маслов А.А.  «Путь воина. Секреты боевых искусств Японии»,

Маслов А.А.  «Танцующий феникс. Тайны внутренних школ ушу»,

Мусаси Миямото  «Книга пяти колец»,

Норрис Чак  «Тайная сила внутри нас»,

Синицын А.Ю.  «Самураи. Рыцари страны восходящего Солнца» (СПб «Паритет» 2011)

Сохо Такуан  «Вечерние беседы в храме Токайдзи»,

Сохо Такуан  «Тайное писание о непоколебимой мудрости»,

Сохо Такуан  «Хроники меча Таиа»,

Уэсиба Киссёмару  «Айкидо»,

Уэсиба Морихей  «Будо. Учение основателя айкидо» (Ростов-на-Дону «Феникс» 1999),

Уэсиба Морихей  «Искусство мира. Из бесед, стихов, каллиграфии основателя айкидо»,

Фудзита Масатаке  «Айкидо» (Уфа 2002),

Фильмы:

 «Неизвестное интервью Брюса Ли» (9 Декабря 1971) (Пьер Бертон Шоу),

«Тайдзи. Дыхание Вселенной» (Россия 2006, режиссёр Глеб Музруков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное оздоравливание детей и взрослых посредством упражнений в воде.

В программе раскрыта тема оздоравливания, коррекции и здорового образа жизни....

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"

АннотацияВ данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализаци...

Обобщение опыта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в рамках ФГОСДО»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...

Эстетическое и нравственное воспитание школьников посредством изучения японской поэзии

Данная работа помогает синтезировать элементы эстетического воспитания обучающихся с преподаванием русского, английского языков и литературы в школе на разных этапах обучения. Такой подход позволяет д...

Соработничество детей и взрослых в изучении ОПК и ОДНКНР.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является важной задачей, стоящей перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Доказательством этого является повышение внимания к религиозном...