"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ"
статья

Заволокина Надежда Ильясовна

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологических акций в ДОУ. Автор поделился своим опытом работы в данном направлении. Выявлена и обоснована необходимость, а также формы работы с родителями в данном                 направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zavolokina_n.i._mbdou_dsov_135.docx25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Н.И. Заволокина / N.I. Zavolokina           

УДК 373.2                                                     МБДОУ «ДСОВ № 135» / MCDEU«ДСОВ № 135»

                                                                                          г. Братск /Bratsk 

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ

Ecological education of preschool children through the implementation of environmental actions in preschool educational institutions

Ключевые слова

Экологическое воспитание, экологические акции в ДОУ, знания о природе

Keywords

Environmental education, environmental actions in preschool educational institutions, knowledge about nature

Аннотация

В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологических акций в ДОУ. Автор поделился своим опытом работы в данном направлении. Выявлена и обоснована необходимость, а также формы работы с родителями в данном         направлении.
Annotation

This article discusses the features of environmental education of preschoolers. The methods of working with children are analyzed, the author paid special attention to observation, and also spoke about the implementation of environmental actions in preschool educational institutions. The author shared his experience in this area. Identified and substantiated the need, as well as forms of work with parents in this direction.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ

     Экологическое состояние нашей планеты в целом и нашего региона в частности, и тенденция к его ухудшению требуют от нас понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Не понаслышке знает население нашего региона о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. В настоящее время экологическое образование рассматривается как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью».

    Среди ряда ученых, посвятивших себя изучению проблемы становления и формирования у детей основополагающих представлений о природе, а также о той роли, которую занимает в ней человек стоит особо отметить Д. Зверева, С.Н. Николаеву, И.Т. Суравегину, И.А. Хайдурову[1]. Исследователи отмечают, что формирование ответственного отношения к природе предполагает такой выбор содержания, форм и методов обучения, который позволил бы организовать сферу, расширять и систематизировать конкретные представления о природе ближайшего окружения, помочь детям осознать некоторые экологические связи и зависимости. Исследования С.Н. Николаевой указывают на необходимость формирования у детей представлений о системной организации живой природы, о совершенстве и уникальности каждого ее объекта, что создаст возможность более детального ознакомления детей с существованием организмов, взаимосвязями между ними и средой, а также с влиянием деятельности человека на природу[2].

         В нашем дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящим в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.  Для становления экологического мировоззрения дошкольников необходимо создание образовательного пространства, где эта работа ведётся всеми участниками согласованно, систематически и ориентирована на единые экологические ценности.  Данное формирование возможно только через непрерывный образовательный процесс, включая все ступени образовательной системы, в котором огромное значение имеет дополнительное экологическое образование, призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного и физического развития средствами природы. 

    Наш детский сад вот уже на протяжении многих лет уделяет особое внимание проблемам экологического образования дошкольников. Мы в комплексе используем различные формы и методы работы с детьми: экскурсии, наблюдения, проекты, конкурсы, опыты, эксперименты, труд в природе, экологические дидактические игры, моделирование, праздники, экологические акции.        Проведение экологических акций в нашем дошкольном учреждении стало одной из самых интересных форм работы. Экологические акции являются социально значимыми мероприятиями, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно и участие родителей). Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяжённость во времени, что делает их особенно ценными. Дошкольники могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность.

      Большую роль в экологическом воспитании детей играет положительный пример взрослых. Воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Работу с родителями в данном направлении я провожу в разных формах.  Это могут быть тематические собрания, консультации, проводится показ фильмов, презентаций по теме, по необходимости провожу индивидуальную работу.

      Таким образом, проведя исследование в вопросе экологического воспитания дошкольников, можно сделать следующие выводы: воспитание у детей бережного отношения к природе – один из ключевых вопросов в воспитательно-образовательном процессе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе. Детям важно дать знания о природе, сформировать у них трудовые умения и навыки, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о природе должны быть построены на конкретном материале, которой доступен наблюдению детей, необходимо показать зависимость роста и развития живых организмов от факторов окружающей среды. Исходя из опыта работы, можно сделать выводы о том, что реализация экологических акций в ДОУ оказывает значительное влияние на экологическое воспитание дошкольников. Кроме того, их реализация положительно влияет на взаимодействие с родителями. Они ежегодно принимают активное участие в посадке деревьев, сборе корма в приют для животных, неоднократно совершались выезды в «Конный мир».   Показателем эффективности работы в ДОУ считается накопление большого методического материала, который помогает в работе воспитателям. Кроме того, особый интерес вызвала метеоплощадка нашего ДОУ, многие родители оставляют положительные отзывы о работе с детьми в этом направлении.

Список литературы

  1. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 16-20.
  2. Воспитание детей в средней группе детского сада: пособие для воспитателя детского сада / Анциферова А.А, Владимирова Т.А., Гербова В.В. – М.: Просвещение, 1982 – 256 с.
  3. Гончарова, Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. - 335 с.
  4. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Электронный ресурс] – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – Режим доступа: http:// http://mpc-murmansk.ru/img/all/75_sbornik_01.pdf, свободный
  5. Мотыгуллина, Г.А.  Создание экологической развивающей среды Г.А. Мотыгуллина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
  6. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / С.Н. Николаева. - М.:  Издательский центр «Академия», 2001. - 184 с.  
  7. Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: метод. Пособие / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. - 2-е изд. – М.: Обруч, 2013. - 208с.
  8. Субботский,  Е.В. Ребенок открывает мир: книга для воспитателя детского сада / Е.В. Субботский . – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

   


[1] Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: 2001. – С. 4.  

[2] Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: 2001. – С. 11.